Любовь как дерево она вырастает сама собой

Эссе

Любви посвящены миллионы стихотворений и романов, научных исследований и философских эссе, и все-таки она продолжает оставаться загадочной и недостижимой. Каждый, кому она открывает полог своей тайны, попадает под действие ее чар, благоговеет перед ее силой и могуществом.

Цитаты великих людей раскрывают колдовскую природу любви, объясняют ее природу и красоту:

Любовь — как дерево: она вырастает сама собой, пускает глубоко корни во все наше существо и нередко продолжает зеленеть и цвести даже на развалинах нашего сердца. (Виктор Гюго).

Любовь — это сплошные ловушки и капканы. Когда она хочет дать знать о себе, то показывает лишь свой свет, а порождаемые им тени скрывает и прячет. (Пауло Коэльо).

Любовь — это светильник, озаряющий Вселенную; без света любви земля превратилась бы в бесплодную пустыню, а человек — в пригоршню пыли. (Мэри Брэддон).

Фото: davno.ru

Любовь носит такие очки, сквозь которые медь кажется золотом, бедность— богатством, а капли огня — жемчужинами. (Мигель де Сервантес).

Мы знаем, что любовь сильна, как смерть; зато хрупка, как стекло. (Ги де Мопассан).

Любовь часто отнимает разум у того, кто его имеет, и дает тем, у кого его нет. (Дени Дидро).

Мудрые слова открывают чарующее воздействие любви на человека. Омар Хайям — один из немногих поэтов, которому удалось коротко и емко описать любовную страсть. Вот какие цитаты мыслителя и художника раскрывают мистическую силу любви:

14 стр., 6508 слов

«Природа. «Человек и природа в произведениях литературы». ...

... писатель-современник. Он недавно умер, но оставил после себя замечательные произведения. Астафьеву очень близка природа, так как он вырос на берегу Ангары, в деревне на лоне природы. ... в алмазах”, которая наполнила “юным восторгом” седого писателя-природолюба, до алой зари над тихим озерком, где по утрам водяные лилии раскрывают ... в окружающем мире. Здесь основная мысль – нельзя уничтожать природу. Ал ...

Любовь вначале — ласкова всегда.В воспоминаньях — ласкова всегда.А любишь — боль! И с жадностью друг другаТерзаем мы и мучаем — всегда.

Суть жемчужин любви — из других рудников,А приют для любви — меж других облаков.Птица та, что клюет зерна муки любовной,Из другого гнезда, вне миров и веков.

Фото: resfeber.ru

В моем сердце любовь — как прозрачный родник.Потерять ее вдруг можно ль мне хоть на миг?Сто событий у всех над любовью всесильны,Вечны чувства мои и возлюбленной лик!

Нет голов, где не зрела бы тайна своя,Сердце чувством живет, ничего не тая.По дороге своей идет каждое племя…Но любовь — ураган на путях бытия!

Красивые слова пригодятся, если нужно выразить свои переживания или дать знак любимом человеку о тех чувствах, которые вас пленили. Воспользуйтесь представленными цитатами, почерпните в них вдохновение и отыщите прозрение.

Методы: словесный, наглядный, исследовательский, частично-поисковый. Рассадка учащихся: по заранее определенным творческим микрогруппам. Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, экран, подготовленные учащимися и учителем слайды для презентации, интерактивный тренажер «Слово Бунина», музыкальная запись авторской песни А.Б.Матюхина на слова И.А.Бунина «Похолодели лепестки раскрытых губ». Эпиграф: «Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?» (И.Бунин) Ход урока I. Оргмомент. Эмоциональный настрой Звучит вальс («Похолодели лепестки раскрытых губ»).

Автор текста — Иван Бунин. Автор музыки — Александр Матюхин. Похолодели лепестки Раскрытых губ, по-детски влажных — И зал плывет, плывет в протяжных Напевах счастья и тоски.

Сиянье люстр и зыбь зеркал Слились в один мираж хрустальный — И веет, веет ветер бальный Теплом душистых опахал.

Постановка проблемного вопроса перед учащимися. Учитель: Как соединяет бунинское толкование любви «напев счастья и тоски и мираж хрустальный»? II. Ассоциативный ряд Учащимся предлагается зачитать те высказывания о любви из цикла «Темные аллеи», которые показались им особенно близкими словам эпиграфа. Их одноклассники пытаются вспомнить, какое произведение цитируется, о каких героях идет речь. Как бы вы ответили на вопрос эпиграфа? Ребята приходят к выводу, что вопрос риторический, ведь не может быть несчастной любви, если это Любовь. Интеллектуальная разминка (сопровождается презентацией слайдов).

3 стр., 1213 слов

Образ автора в Слове о полку Игореве

... тот факт, что описываемые события воспринимались самим автором очень чувственно и искренне. Сочинение на тему Образ автора в Слове о полку Игореве «Слово о полку Игореве» - гениальное русское произведение 12 века. Оно ... в тексте подчеркивается любовь автора к родной земле, стремление помочь её правильному развитию. Это можно понять почти из каждого похода князя, описанного в «Слове о полку Игореве». ...

Конкурс на лучшее знание текстов из сборника Бунина «Темные аллеи» 1. Узнайте представленные диалоги. а) «- Ты никогда, никогда не забывал меня все эти годы? — Забывал только так, как забываешь, что живешь, дышишь. И ты правду сказала: нет несчастной любви». («Натали») А что же сказала Виталию Мещерскому героиня? («Разве бывает несчастная любовь?.. Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?») б) «- Ведь не могла же ты любить меня весь век! — Значит, могла. Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот». («Темные аллеи») в) « — Грущу, грущу, — ответил он, неприятно усмехаясь. — Дачная девица… Amata nobis quantum amabitur NULLa! — Это по-латыни? Что это значит? — Это тебе не нужно знать». («Руся») Что же значат эти слова? («Возлюбленная нами, как никакая другая возлюблена не будет!») 2. Вспомните рассказ, где звучит песня: Уж как выйду я в сад, Во зеленый сад, Во зеленый сад гулять Свово милова встречать. («Таня») 3. Откуда это признание? «Если есть будущая жизнь, и мы встретимся в ней, я стану там на колени и поцелую твои ноги за все, что ты дала мне на земле». («Поздний час») 4. Кто цитирует следующие слова Платона Каратаева? «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету».

(Героиня «Чистого понедельника».) 5. В каком произведении по ходу событий предсказывалась трагедия? «Впоследствии я не раз вспоминал, как некое зловещее предзнаменование, что, когда я вошел в свою комнату и чиркнул спичкой, чтобы зажечь свечу, на меня метнулась…» («…крупная летучая мышь») Виталий Мещерский, герой рассказа «Натали», «ясно видел… похожую на смерть хищную мордочку». Какие еще были предзнаменования трагедии? (Соня напророчила кузнецу «любовь до гроба», Натали читала «Обрыв» Гончарова, ее ждала пропасть прекрасной, но губительной любви.) III. Актуализация знаний Трем группам заранее предлагалось провести сравнительный анализ одного из рассказов Бунина с одним из произведений Чехова, Тургенева, Льва Толстого, прочитанным самостоятельно. Рассказ Бунина предлагался учителем. Второе произведение выбиралось группой учащихся. Заранее обсуждались с учителем план и порядок исследовательской работы. На данном занятии группы за ограниченное время представляют презентации с основными выводами по проведенной работе. Первая группа ребят (средне-сильные учащиеся) сопоставляла рассказы «Дом с мезонином» Чехова и «Руся» Бунина, исследуя путь писательского слова через созданные образы к нашему восприятию по плану. 1. Автор — герой — среда. 2. Автор — герой — семья. 3. Автор — герой — героиня. 4. Автор — герой — речевая структура. 5. Автор — герой — читатель. Текст исследования см. приложение 1. Вторая группа ребят (средне-слабые учащиеся) представила исследовательские выводы по итогам сопоставления рассказа И.Бунина «Поздний час» со стихотворением в прозе «Как хороши, как свежи были розы» И.Тургенева по следующему плану. 1. Психологизм. 2. Жизнь и смерть. 3. Любовь. Текст исследования см. приложение 2. Третья группа (сильные учащиеся) исследовала особенности взглядов на разные проявления любви Льва Толстого в повести «Дьявол» и Ивана Бунина в рассказе «Натали» по следующему плану. 1. Истоки соблазна. 2. Сладострастие. 3. Поклонение чистоте. 4. Раздвоение.

15 стр., 7220 слов

Философия любви в творчестве Ивана Алексеевича Бунина

... жизни. Это свойственно всякой любви». Так размышлял о смысле любви удивительный, яркий и неповторимый писатель, философ В.С. Соловьев. 2. Тема любви в литературе всегда была актуальна. ... стиля у Бунина: чем психологичнее тема, тем рефлективнее стиль; чем рефлективнее акт, тем меньше в стиле непосредственности, поэтичности, музыкальности, излишества. 3) Стиль Бунина льется тем щедрее, экстенсивнее, ...

Приложение 2 Исследовательские выводы по итогам сопоставления рассказа И.Бунина «Поздний час» со стихотворением в прозе «Как хороши, как свежи были розы» И.Тургенева (вторая группа).

1. Психологизм Тургеневский цикл стихотворений в прозе имеет подзаголовок «Senilia» («Старческое»), а название бунинского рассказа «Поздний час» таит метафору пройденного жизненного пути. В обоих исследуемых текстах перед нами поток встревоженного воспоминаниями сознания героев, окидывающих прощальным взором бренную землю и перелистывающих напоследок книгу своего бытия, в которой осталось несколько тихих страниц. В тексте Тургенева рефрен «как хороши, как свежи были розы» следует читать с различной интонацией, как бы передавая особенности разных голосов: первый раз — радость открытия юным сердцем поэзии и гармонии в мире, второй раз слышится грустный вздох умудренного опытом человека, третий раз ощущается трепетный восторг влюбленного, четвертый — веет смертью от прерывающегося кашлем старческого хрипа, пятый — будоражит свежая сила торжества новой юности, и наконец эхом отдаются звучащие откуда-то сверху слова о краткости людской жизни и бесконечной смене поколений. Получаются своеобразные тонально-смысловые качели, ассоциирующиеся с цикличностью бытия. (Выразительное чтение по цепочке разными учениками с элементами инсценирования.) У бунинского героя мысли о старости и даже смерти светлы, поскольку окрашены радостью свидания с Родиной. Здесь он был молод и влюблен полвека назад. Нет в живых его избранницы, родных, друзей, в знакомом доме живут чужие люди, но в самой атмосфере разлита бодрящая сила: тут иначе, чем на чужбине, светит «невысокая зеленая звезда, лучистая, как та, прежняя». Герой будто удостоился свидания с вечностью, потому смотрит на мир глазами философа и воспринимает действительность как тонкий лирик. Природа видится ему причудливыми узорами теней, которые меняют свои очертания, но не исчезают. А человеческое сердце — чаша. Переполнится она жизненными впечатлениями — окаменеет тело и станет покоиться у кладбищенской стены, но выплеснувшаяся душа улетит к небесным самоцветам… 2. Жизнь и смерть Это ключевые мотивы двух анализируемых лирико-философских шедевров. В «Позднем часе» больше жизни: здесь шире пространственные рамки, ощущается движение (герой идет по городу юности и словно заново переживает все былое: когда-то он входил в ворота гимназии, бродил по городу с любимой, пробирался к ней в сад, «имел полную свободу разъезжать куда угодно», потом бывал и на Суэцком канале, и на Ниле, и на мостах Сены, но протекла жизнь, он вернулся в родные места, чтобы «уйти навсегда»).

Тургеневская миниатюра создает эффект сжатости пространства: «Я сижу, забившись в угол». В темноте слышатся глухие скрипучие звуки приближения смерти и витают воспоминания, отпугивая зловещий взмах косы. Оба текста отражают последнюю яркую вспышку памяти, прокручивается киносъемка былого героев, у которых «все умерли» и последняя свеча догорает. 3. Любовь И все-таки читателю передается уверенность писателей в том, что любовь дороже жизни и сильнее смерти. В юности это чувство заставляет чаще биться сердце, а в «поздний час» заполняет все рамки мер и времени вечным очарованием светлой памяти. Оба текста — это художественно-философские исследования человеческой души в момент волнительного напряжения при подведении итогов пройденного пути. И Тургенев, и Бунин элегичны в рассуждениях о циклах земного бытия и необычайно лиричны, говоря о любви как движущей силе жизни.

6 стр., 2586 слов

Функции дизайна в жизни человека, общества, бытии

... и конструктивных видах искусства, или практическая эстетика". В своих продуктах дизайн стремится органично сочетать ... бытия человека. Его основное предназначение в гармонизации человеческого бытия. Таким образом, генеральной функцией дизайна является эстетическая гармонизация бытия ... дизайнера в технологическом процессе. Но рациональность, как правило, способствующая улучшению функциональных качеств ...

Прим. ред. Приложения 1 и 3 опубликованы на сайте «Учительской газеты»

​Наталья ГОЛОВКО, учитель русского языка и литературы средней школы №1 станицы Кущевской Краснодарского края, учитель года Кубани-2013