Самопознание: педагогика любви и творчества

Эссе

Эссе «Самопознание: педагогика любви и творчества»

Все движется любовью на земле:

идут к метро, проснувшись на рассвете,

работают, спешат домой, к семье,

целуются, играют на кларнете.

Все движется любовью: строят дом,

штурмуют полюс, приручают атом,

ракета покидает космодром —

и человек становится крылатым.

Земля стоит от века на любви,

от первых дней, от самого Адама.

Живи сто лет и тысячу живи —

на том же будет мир стоять упрямо!

Г. Пагирев

Любовь и творчество – два способа и средства достижения одной общей цели.

Любовь и творчество необходимы друг другу в равной степени. Любовь полноценна, только если она направлена на созидание, на реализацию возможного совершенства, на творчество. Полноценное творчество сопровождаются любовью к объекту творчества, к людям, которые смогут воспользоваться плодами этого творчества – сейчас или позже.

Концепция педагогики проста: педагогика — это открытие Любви. Любовь — главная вершина человеческих усилий и чаяний.

Часто только диву даёшься: сколько усилий тратит педагог, чтобы наставить, казалось бы, нерадивого ученика! Что прививает он? Что разглядел опытный педагог в представителе нового поколения?

И лишь потом, через годы, становится понятно, что Учитель открыл в душе Маленького Принца Любовь. Любовь, которая не исчезнет теперь никогда, что бы ни случилось с его учеником, каких бы высот он ни достиг и каких бы падений с ним ни было.

О какой же Любви идёт речь? О той, что есть Бог, движитель и воля, мера и критерий, истина и красота, труд и творчество. Это Любовь наполняет открытия и идеи, служащие человечеству, картины и скульптуры как шедевры искусства, дела и мысли, приносящие благо, отношения и помощь как милосердие и . Из неё соткана человечность.

35 стр., 17189 слов

Народное художественное творчество как средство аксиологического воспитания

... В основе занятий может быть тот вид народного творчества, который педагогу ближе. Следует, однако, подчеркнуть, что работа с ... целью дипломной работы стало: разработка методики аксиологического воспитания посредством приобщения детей к народному художественногму творчеству Объект: ... детьми, коллегами, референтными лицами, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и т.д.); ...

Педагогика творчества — это наука о педагогической системе двух : педагогического воспитания и самовоспитания личности в целях всестороннего и гармоничного развития творческих способностей, как отдельной личности, так и коллектива. Творчество в педагогическом процессе проявляется через развитие творческих способностей обучаемых и формируется посредством организации поисковой их деятельности. Учебно-творческая деятельность учеников ориентирована на решение учебных проблем, творческих задач и заданий. Учебно-творческая деятельность — педагогически управляемая деятельность, осуществляемая преимущественно на основе косвенного и перспективного управления. Успешность учебно-творческой деятельности часто зависит не столько от уровня развития формально-личностных, сколько от эвристических, интуитивных способов интеллектуальной деятельности

Темы любви и творчества — ключевые в самопознании. Речь с самого начала идет не о любви как таковой, а о «любви в моем сердце», т. е. в сердце ребенка — любви к близкому человеку, родной стране, природе. Рассуждая, почему поникшая в саду роза расцвела, испуская прекрасный аромат, школьники приходят к выводу, что чудо сотворила любовь, нежность и забота девочки, заметившей бледную несчастную розу. Учитель дает ребятам творческое задание: не только объяснить своему хорошему знакомому, что такое любовь, но и приготовить такой сюрприз для одноклассников к , чтобы в нем отразилась вся сила их любви.

С самых малых лет дети учатся говорить о любви. И это закономерно, так как именно в раннем возрасте метафизические, смысложизненные проблемы воспринимаются наиболее остро, без наслоения «взрослой оптики». Школьники высказывают также мысли, близкие учению о любви русского философа Вл. Соловьева: любовь помогает нам избавиться от эгоизма, выйти за пределы своего «я» и тем самым получить возможность для развития своей индивидуальности.

Тема любви не просто обсуждается на уроке — дети учатся любить. Вопросы обращаются к их сердцу: «Кого вы больше всех любите?». «Что приятнее: любить или быть любимым?». Можно сказать, что предмет «Самопознание» по сути своей — обучение самой главной для каждого человека способности любить и быть любимым.

Пришла пора подойти к вопросу о задачах школы не боясь разрыва с традицией, не боясь того, что «жизнь», т. е. традиция и нынешний уклад жизни противятся пересмотру основных проблем школы. Делом педагогического творчества будет выработать план новой школы, уложить его в такие формы, чтобы при этом удовлетворялись максимально и требования «жизни». Школа должна подготовить подростка к выходу в свет, должна содействовать раскрытию и развитию его личности, его сил, чтобы к периоду самостоятельной жизни он овладел всем тем в самом себе, что нужно будет ему в жизни. С помощью школы мы приходим на помощь ребенку в процессе его роста; наш жизненный опыт, итоги исторического развития, наконец, наши идеалы подсказывают нам, что нужно каждому человеку, вступающему на путь самостоятельной жизни.

28 стр., 13588 слов

Развитие творческого потенциала младших школьников на х литературы ...

... о создании условий для полной реализации творческого и умственного потенциала учащихся. Начальная школа играет важную роль в развитии творческого ... для составления творческих сочинений являются наблюдения природы и окружающей жизни. В процессе наблюдения взаимодействия предметов, вещей, явлений ... составлять план и писать по плану. Сочинения, как устные, так и письменные, классифицируются по ...

Все это очень хорошо, все это должно лечь на школу, но не это, однако определяет собой главную задачу школы. Мы должны вступить в жизнь с максимальным запасом знаний — это так, но источник творческой силы в нас ни в малейшей степени не связан с интеллектом, с нашими знаниями! Ведь смысл детства заключается в подготовке к самостоятельному творчеству в жизни, и развитие творческих сил в нас, творческой основы в широком понимании слова является первой и основной задачей воспитания школы.