Костюнина «Сострадание»

Эссе

Костюнина «Сострадание»

Готовы ли мы прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую или душевную? Всегда ли мы чутки и внимательны к окружающим? Уважительно ли относимся к их интересам и их переживаниям?.. Сострадательны ли мы?

Как часто мы вдруг понимаем: то давнее, что прошло сначала незаметно, вдруг воспринимается острее, и чувствуем — страдание незнакомого нам человека вдруг становится «нашим». Но как и герой эссе А. Костюнина «Сострадание», мы слишком поздно начинаем понимать другого, переживать за него.

Мальчик, сын рассказчика, будучи в гостях, слышит, как пригласивший его товарищ в кричит на бабушку, называя её «дурой» только за то, что из-за неё облил себя молоком.

И уж совсем тяжело становится, когда внук «зло схватил тяжёлый сковородник и, выбегая из кухни… изо всех сил бросил им в бабушку», попав ей по опухшей ноге. Горько становится, когда взрослый (тем более старый человек) плачет оттого, что его обидел, унизил близкий, дорогой человек… «Слёзы текли по … раскрасневшемуся лицу» бабушки…

«Почему так происходит?» — задаёмся мы вопросом. Сын не выдерживает и убегает, на душе его скверно, но он пытается себя успокоить: «Бабушка не наша. Нам-то что? Пусть сами разбираются». И лишь спустя много лет воспоминания об этом ранят героя…

чтобы пробудить сострадание именно в тебе

Чтение этого небольшого произведения напомнило о давнем…, Мне вспомнился случай с моим сыном, когда он был ещё маленьким…

Чтобы привить ребёнку любовь к чтению, я вначале сама читала ему книги, позднее – мы ним по очереди делали это.

Как сейчас помню, малышом читал он вслух русскую народную сказку «Крошечка Хаврошечка». В сказке его потрясли слова:

« — Режь рябую корову!.. – приказала старуха.

Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про это спознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит:

  • Коровушка-матушка! Тебя резать хотят.

А коровушка ей отвечает:

  • А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай…»

И тут вижу: у сына на глазах показались слёзы. А уж после слов «Старик зарезал коровушку» сын начал реветь во весь голос…

4 стр., 1795 слов

Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? Отзывчивость в рассказе ...

... атмосфера рассказа заставляет задуматься — нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? В качестве главного героя рассказа Платонов выбрал образ простого человека с необычным именем Юшка. Изнурительная работа на должности помощника ... на жизнь, как и все остальные. Такая смелость выводит обидчика из равновесия, и он применяет физическую силу. Удар об землю становится смертельным для старика. Прохожий ...

В человеке изначально заложено чувство сострадания, и задача взрослого – развить чуткое и внимательное отношение к людям, помочь ребёнку понять, что достойно жалости.

Помните, как Д. Гранин в очерке «О милосердии» говорил? «Куда чаще милосердие и сочувствие требуется в нормальной, будничной жизни, от человека к человеку. Постоянная готовность помочь другому воспитывается, может быть, требованием, напоминанием о соседях, друзьях, нуждающихся в этом…». Писатель уверен, что «человек рождается со способностью откликаться на чужую боль»…

Этому учит нас и эссе А. Костюнина «Сострадание».

именно в тебе.

И совершенно неожиданно, как и бывает в эссе, едва рассуждение автора грозит перерасти в стройную метафизическую систему, оно разрушается неожиданной деталью, «посторонним эпизодом»:

«И вот детство подходит к концу.

Детство – сон Разума и Души».

Это произведение показалось мне настолько интересным, что я решила провести урок в одиннадцатом классе.

Разработка урока по произведению А. Костюнина «Сострадание»

«СОН РАЗУМА И ДУШИ»

Цель.

1. Знакомство с особенностями эссе Костюнина.

2. Вырабатывать умение вдумчивого чтения, умение анализировать прочитанное.

3. Воспитывать чувство сострадания к ближнему.

Тип урока – беседа.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

II. Работа над произведением А. Костюнина «Сострадание»

Чаще всего сострадание — это способность увидеть в чужих несчастьях свои собственные, это — предчувствие бедствий, которые могут постигнуть и нас. Мы помогаем людям, чтобы они в свою очередь помогли нам; таким образом, наши услуги сводятся просто к , которые мы загодя оказываем самим себе.

1. Сведения об авторе эссе.

Александр Викторович Костюнин

Тип урока беседа  1

( Родился 1964 года )

1) Расскажите, что вы знаете о писателе А. Костюнине.

( О себе А. Костюнин так пишет так: «Мне 42 года. Родился и живу в Карелии.

Работаю на стратегическом предприятии России завод «Авангард», который занимается строительством и ремонтом базовых тральщиков проекта 12650 — противоминных кораблей, обеспечивающих развёртывание стратегических ядерных сил морского базирования (МСЯС).

Так сложилось, что на протяжении последних шести лет моя должность — Председатель Совета директоров.

Работа на производстве в современной России создаёт тепличные условия для творчества. Как метко заметил Сергей Довлатов: «От хорошей жизни писателем не станешь ».)

13 стр., 6450 слов

Образ главного героя в произведение «Уроки французского»

... голод. Таков контекст произведения, в котором действуют герои рассказа «Уроки французского». Друзья-читатели! Предлагаем Вашему вниманию характеристику Вадика в повести Валентина Распутина “Уроки французского”. Главный герой рассказа родом из деревни. Мальчика считали умным, ...

2) Скажите, какой жанр называется эссе ?

(жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической, научно-популярной прозы. Выражает позицию автора, часто содержащую элементы непринуждённости и парадоксальности.

«Эссе только тогда остаётся собой, когда непрестанно пересекает границы других жанров, гонимое духом странствий…» — сообщает энциклопедический словарь юного литературоведа)

3) Вспомните, что вам известно об эссе «Сострадание»?

( Эссе Костюнина «Сострадание» входит в сборник «Земное притяжение», который был создан в 2007 году)

4) Словарная работа.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека.

5) Вопросы классу.

· Какова особенность композиции эссе А. Костюнина «Сострадание»?

· Какие детали говорят о том, что перед нами эссе?

· Какая проблема поднята в данном эссе?

· Всегда ли вы чутки и внимательны к окружающим, уважительно ли вы относитесь к переживаниям окружающих вас людей?

· Как, по-вашему, должно проявляться сострадание?

· Как проявляется умение героя эссе А. Костюнина сострадать?

· Как вы понимаете слова автора: «… всё специально подстроено только для того, чтобы пробудить сострадание именно в тебе»?

· Как вы можете объяснить последние слова эссе «Сострадание»: « Детство – сон Разума и Души»?

сострадание

сострадания

Сострадание

Милосердие более деятельное, хотя в некотором смысле синонимично состраданию.)

· Можно ли поставить знак равенства между состраданием и милосердием. Обоснуйте свой ответ, используя текст эссе А. Костюнина.

состраданию

· Какие вы знаете произведения А. Костюнина, в которых тоже поднимается вопрос сострадания? Прокомментируйте свою точку зрения.

III. Итог урока.

IV. Домашнее задание.

1. Написать сочинение-рецензию по любому произведению А. Костюнина.

2. План рецензии.

1. Сведения об авторе произведения.

2. История создания произведения.

3. Основная часть.

1) Тема, идея произведения.

2) Особенности композиции.

3) Главный герой произведения.

4) Второстепенные персонажи.

5) Изобразительно-выразительные средства, использованные автором.

4. Какое место занимает это произведение в ряду других произведений А. Костюнина?

1 стр., 438 слов

Эссе судьбы в произведении дети арбата

... наличию собственных мыслей. Рыбаков в своем произведении показывает все беззаконие, во времена Сталина. Центральное место в романе занимает молодой человек ... близких, жестокие нравы и обстановку тюрьмы, допросы, ссылка в отдаленную местность, долгие и мучительные скитания. Он понимает, ... но не такие как Саша – честные, прямолинейные, уверенные в собственной правоте. Для того что бы отстоять свои ...