Демократия — это правительство народа, избранное народом и для народа

Эссе

Главное — верный выбор!

Приведем пример:

задание 29

Вторая — просто раскрывает смысл рыночной экономики, говорит о диктате потребителя. Примеры — любые (мы ходим в магазин каждый день, и выполняем роль потребителя).

Третья — философское осмысление вторичной социализации… Не уверен в Ваших силах. Самосознание достаточно сложно объяснить (как и всякие продукты деятельности головного мозга).

При разборе темы Познание мы уже говорили об этом.

«Политология»

Кстати, проблема демократии очень актуальна в свете заданий 29 на ЕГЭ по обществознанию. В вариантах ЕГЭ 2013 года, например, (Рособрнадзор выложил их 19) я насчитал 4 именно на тему эссе демократия.

Предлагаю Вам сейчас посмотреть на то, как с этой проблемой справляются подписчики нашей группе , повторить особенности демократии как не только политического режима, но и стиля жизни, и написать собственное эссе на эту спорную тему — демократия в жизни общества.

Сочинение ЕГЭ по обществознанию на тему Демократия

Образец мини-сочинения на ЕГЭ по обществознанию. Блок «Политология»

«Лозунг истинной демократии — не «Пусть это сделает правительство», а «Дайте нам сделать это самим»» (Д. Эйзенхауэр)

Выбранное мною высказывание затрагивает вопрос о сущности де­мократии, задачах демократического правления. Данная тема край­не актуальна в современном обществе, а особенно в современной России, так как наша страна совсем недавно вступила на путь демо­кратии и только сейчас развивает демократические традиции, но­вые для общества.

Дуайт Эйзенхауэр, американский государственный и военный де­ятель, писал о том, что лозунг истинной демократии — «дайте нам сделать это самим». Таким образом, он усматривал огромное значе­ние роли граждан в жизни каждого государства. Он считал необхо­димым для народа самому принимать решения, быть сознательным в их принятии, а не рассчитывать на государство. Эйзенхауэр счи­тал, что граждане настоящего демократического государства долж­ны отличаться сознательностью и самостоятельностью, и с этим невозможно не согласиться. Я также считаю, что основой демокра­тического государства являются люди, стремящиеся развивать его.

14 стр., 6578 слов

«Демократия- это не власть большинства , а защита…» А. Камю

... демократии? Это, прежде всего диктат большинства. А ведь, иногда оно ошибается. Вспомним, наверное, самую страшную ошибку большинства ... государствах законы не уважают ни государство, ... власть управляет обществом. Демократия — тип политического режима, характеризующийся предоставлением населению максимальных прав и свобод и их государственной гарантией. Однако, как мы помним из курса обществознания, ...

Само слово «демократия» может быть буквально переведено с древнегреческого как «народовластие». Главным, существенным признаком демократии является признание воли народа в качестве источника власти. Провозглашается право на участие народа в раз­решении государственных дел. Человек, его права и свободы ставят­ся во главу угла в демократических обществах. Демократический режим предполагает многообразие во всех сферах жизни общества, начиная с сосуществования различных форм собственности в эко­номической сфере и плюрализма в политической сфере, заканчи­вая множественностью выразительных форм и средств в искусстве. Демократия предполагает верховенство закона и распространение его действия на всех без исключения граждан. По мнению Демокрита, именно свобода — возможность самостоятельно определять свою судьбу, строить свою жизнь — является одним из главных челове­ческих богатств. Безусловно, каждый народ, каждый гражданин должен выносить, воспитать в себе демократические традиции. Это подтверждает рассуждения Эйзенхауэра о необходимой самостоя­тельности и сознательности людей. Власть народа — это не своево­лие толпы, не произвол, а твёрдый и жёсткий порядок, основанный на знании и соблюдении закона.

В истории известны случаи, когда именно неподготовленность на­рода к восприятию демократических ценностей и порядков прино­сила печальные плоды. Это происходило тогда, когда политический режим принимал охлократические черты. Общество захлёстывала волна митинговых страстей, в толпе принимались важнейшие реше­ния. Ещё в «Политике» Аристотеля указывалось на то, что такие ре­жимы недолговечны, они порождают в своей среде вождя, который ликвидирует демократию и становится тираном. От подобной демо­кратии, а точнее, псевдодемократии, всего один шаг к деспотизму.

Как и было сказано выше, демократия в современной России только развивается. Однако свободная человеческая мысль — основа демократии — уже сформировалась. Очень важно, чтобы социаль­ные институты были нацелены на воспитание самостоятельных, ду­мающих людей, умеющих не только требовать что-либо от государ­ства, но и самим брать в свои руки контроль над жизнью страны.

Таким образом, проанализировав теоретический материал и при­меры, мы можем сделать вывод, что Эйзенхауэр в своём определе­нии сущности демократии был абсолютно прав, и действительно, её истинный лозунг — «дайте нам сделать это самим».

Похожие страницы

Мини-сочинение ЕГЭ по обществознанию на тему Семья

Эссе. Философия

Сочинение ЕГЭ по обществознанию на тему Экономический кризис

7 стр., 3268 слов

Рассуждение «Демократия тем лучше, чем печальнее опыт граждан, ...

... написать собственное эссе на эту спорную тему — демократия в жизни общества. Сочинение ЕГЭ по обществознанию на тему Демократия Образец мини-сочинения на ЕГЭ по обществознанию. Блок «Политология» «Лозунг истинной демократии — не «Пусть это сделает правительство», а «Дайте нам сделать это самим»» ...

Высказывания Президента Российской Федерации В. В. Путина

Рекомендации по написанию эссе. Правоведение

Сочинение ЕГЭ по обществознанию на тему Международная торговля

Предложения интернет-магазинов

Пример эссе демократия

Вот пример эссе на тему демократии от подписчика группе Инна Симонова https://vk.com/id233522954

«Демократия — это система при которой партии выигрывают выборы»

Данное высказывание относится к предмету науки политология. Автор поднимает проблему сущности выборов в демократической системе. Автор считает,что результаты выборов являются неоднозначными, при демократической системе, для любой партии. Смысл его высказывания в том, что при демократическом режиме главную роль играют политические организации и движения. Данная проблема очень актуальна и на сегодняшний день, так как происходит активное развитие основ демократического строя.

Я считаю, что только демократические выборы отличаются неопределенностью, необратимостью и повторяемостью. Они являются неопределенными, потому что никто не может быть уверенным в победе до объявления результатов (результаты нельзя изменить, и избранные представители займут не предусмотренный конституцией срок) и повторяющимися через утвержденный законом срок.

Например, в России на выборах депутатов Государственной Думы действует пропорциональная избирательная система. Она позволяет партиям представить свои программы избирателям, занять места в парламенте, проводить там свою политику.

Подводя общую черту, хотелось бы отметить,что демократия представляет собой такой способ организации власти, при котором общество имеет возможность на регулярной основе посредством юридически закрепленных ненасильственных процедур корректировать деятельность управителей.

Отметим правильное построение эссе и старательное выполнение всех критериев. Смысл цитаты раскрыт, теоретические сведения наличествуют, свое мнение выражено, хотя и не очевидно и супором на теорию. Зато есть информация о социальной практике в нашей стране.

Автор применил для выдвижения аргументов в основной части эссе ПОПС — формулу:

П — Положение (утверждение) — Я считаю, что … О — Объяснение — Потому что… П — Пример, иллюстрация — Например, … С — Суждение (итоговое) — Таким образом, …

Мне кажется, корректнее было бы закончить примерно следующим выводом:

«Таким образом, отличительной чертой демократического режима является многопартийность, при которой партии имеют реальную возможность получить власть посредством выборов».

Какой вывод лучше, смотрим сами, высказываемся. Нам кажется, что важнее подчеркнуть роль партий, чем вообще про демократию.

«Демократия — это система при которой партии проигрывают выборы».

Сложные темы кодификатора с помощью эссе

Право народа на самоопределение — это демократия? Уличные митинги? Отстаивание своих политических прав с помощью оружия? Все зависит от конкретной ситуации и конкретного политического действия.

29 стр., 14487 слов

Высказывание для по обществознанию. «Самое большое преступление ...

Оценивается раскрытие смысла выбранного высказывания. Если выпускник не обозначил проблему, поставленную автором, проверяющий ставит по критерию К1 ноль баллов. Готовые эссе по обществознанию в таких случаях дальше ... можно заключить, что…" Оформление Не следует забывать о том, что эссе - это небольшое по объему сочинение. Оно должно отличаться смысловым единством. В этой связи должен формироваться ...

«Народовластие» в патриархальном понимании этого греческого слова.

29. Политология.

«Демократия является худшей формой правления, за исключением всех остальных» (У. Черчилль).

Итак, что мы знаем о демократии? Современное ее понимание.

Демократия – тип политического режима, характеризующийся предоставлением населению максимальных прав и свобод и их государственной гарантией.

Прямая демократия

Новгородское вече.

представительная демократия.

демократия плебисцитарная.

Плебисцит (по другому референдум) — это всенародный опрос по вопросу государственной важности.

Прямое решение народа становится законом. Так, например, была принята Конституция нашей страны 12 декабря 1993 года. Такая форма демократии активно развивается в Швейцарии. Законодательство Швейцарии, в отличие от законодательств большинства других европейских стран, допускает выдвижение народных инициатив по изменению конституции и выставление их на референдум независимо от того, одобрены ли эти инициативы парламентом страны.

К размышлению. Вопросы референдумов в Швейцарии (за последние 5 лет):

2009 год. О строительстве новых минаретов в Швейцарии. Против строительства новых минаретов высказалось 57,5 % принявших участие в голосовании граждан. Явка избирателей при этом составила 53 %.

2014 год. Законодательная инициатива «Против массовой иммиграции», выдвинутая «Швейцарской народной партией» получила 50,34% голосов избирателей и была принята.

Каковы основные ценности демократии? Народный суверенитет, конкуренция, плюрализм, гласность, диктатура большинства, учет интересов меньшинства. Политологи, например профессор Йельского университете США Роберт Алан Даль, автор концепции плюралистической демократии, подчеркивают ряд ее достоинств для общества.

Теперь, вспомнив теорию, приступим к написанию нашего эссе.

Освежим в памяти критерии проверки эссе согласно требований демоверсии ЕГЭ-2018:

6 стр., 2784 слов

Современная демократия по Р. Далю

... направление его изысканий в области теории демократии. В данной книге Р. Даль пишет о том, что теория демократии является «неубедительной, независимо от того, рассматривать ... распределением частной собственности, называется социальной демократией, крайним выражением которой является социалистическая демократия. История демократии По словам Н. Бердяева - демократия -«вековое начало, хорошо знакомое ...

Критерий 1 (К1) – Смысл высказывания раскрыт. То есть эксперт видит Ваше понимание высказанной автором мысли. Обозначены ИДЕИ, которые выражает автор цитаты.

Критерий 1 задание 29 ЕГЭ 2018

Критерий 2 (К2) – Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы. То есть, в своем сочинении вы используете не собственные отвлеченные представления, а мыслите понятийным аппаратом, приводите термины.

Критерий 2 задание 29 ЕГЭ 2018

Критерий 3 (К3) – Нет ошибок в теоретических построениях, терминах.

Критерий 3 задание 29 ЕГЭ 2018

Критерий 4 (К4) – Качество аргументации своей точки зрения. То есть, у Вас есть (!) точка зрения по поднятой автором проблеме (вы поняли проблему), и обосновали ее с помощью примеров из своей жизни, социальных фактов, информации СМИ, знаний из других предметов (здесь, прежде всего, помогают литература, история).

Критерий 4 задание 29 ЕГЭ 2018

Выполним К1.

29.4. Политология

«Демократия является худшей формой правления, за исключением всех остальных» (У. Черчилль).

Смысл высказывания великого британского политика, лауреата Нобелевской премии Уинстона Черчилля, я вижу в том, что демократия, как политический режим, имеет серьезные недостатки. Но, у остальных режимов их еще больше! Основными идеями данной мысли являются — преимущества демократии по сравнению с иными политическими режимами, необходимость преодолевать те недостатки, которые несет в себе демократический режим.

Я полностью согласен с выдающимся деятелем ХХ века, победителем мирового фашизма, так как события последнего времени в мире и на Украине показывают, насколько пагубным может быть неверное понимание демократии и применение ее ценностей в жизни.

6 стр., 2624 слов

Сочинение эссе по истории человек и война

... что существует на земле: свободы, любви и милосердия. Глоссарий: человек и война сочинение сочинение человек и война сочинение на тему война и человек сочинение на тему война в жизни человека война и человек сочинение (Пока оценок нет) Другие работы по этой теме: Хотите верьте, а ...

Мы применили термин, показали наш кругозор (знания по истории), понимание происходящих процессов и свое мнение по этому поводу.

Выполним К2.

Что такое политический режим? Это те способы, с помощью которых власть управляет обществом. Демократия — тип политического режима, характеризующийся предоставлением населению максимальных прав и свобод и их государственной гарантией. Однако, как мы помним из курса обществознания, пользование правами означает исполнение обязанностей. Прежде всего, уважать законы. Основными признаками современных демократических режимов являются господство принципа плюрализма, выраженном в многопартийности, широком спектре предоставляемых населению прав и свобод, отсутствии господствующей идеологии.

В авторитарных и тоталитарных государствах законы не уважают ни государство, периодически начиная репрессии, ни граждане, стремящиеся выжить или уничтожить такое государство. К сожалению, для истории нашей страны характерны очень незначительные периоды зарождения ростков демократии — вечевые порядки древнерусских городов (например, олигархические демократии в Новгороде и в Пскове), период деятельности Государственных Дум Российской Империи (1906-1917 гг.), современная демократия, взявшая старт с распада СССР.

Применили еще несколько терминов, раскрыли два ключевых — политический режим и демократия, сравнили с не демократическими режимами. Показали знание курса, и даже сказали об этом. Не бойтесь так делать, эксперт ЕГЭ должен это видеть! Также постепенно перекинули «мостик» к историческим реалиям, показали нашу готовность привести пример из истории.

Наш видео-курс подготовки к ЕГЭ по истории 1900-1945 на

По К3 мы уже привели ряд точных терминов, признаков демократии.

Выполним К4.

Полный видео-урок «СССР в 1930-е» на

Каковы проблемы демократии? Это, прежде всего диктат большинства. А ведь, иногда оно ошибается. Вспомним, наверное, самую страшную ошибку большинства в истории человечества. В 1933 немецкий народ на демократических выборах избрал Адольфа Гитлера канцлером. Вскоре он занял пост Президента, стал фюрером — Вождем германской нации. Получил, по сути, всенародную поддержку. А через 6 лет он развязал самую страшную в истории войну. В ходе Второй мировой войны погибло свыше 65 миллионов человек, только наша страна потеряла, по официальным данным 27 миллионов. Для немецкого народа война обернулась полным крахом экономики, разрухой, до 7,5 миллионов погибших.

31 стр., 15083 слов

МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИЯ

... труда как фактора производства «Трудолюбие – душа всякого дела и залог благосостояния» (Ч. Диккенс) 1) Японский производитель машин Toyotaсмог увеличить качество и количество выпускаемых машин путем обучения ... деятельности и экономический ресурс. Капитал как экономический ресурс. Тема: Социология Соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на общественные процессы. Роль духовных и ...

В тоже время, учет мнения меньшинства в практике стран с высоким уровнем демократической политической культуры практически сводит на нет этот недостаток. Обратимся к примеру из современной политической действительности. Например, в Великобритании оппозиционные партии формируют «теневой кабинет министров», его лидеры имеют статус государственных чиновников. Этот «кабинет» получает официальное финансирование государства, а его члены — надбавки к своему депутатскому жалованию. Главная задача этого кабинета — контролировать работу действующих министров, быть готовыми в любой момент, в случае их ошибок, утраты доверия парламента, занять их пост.

Показали знания смежных наук, социальной информации. Можем показать личную позицию.

Мне кажется, что только стремление развивать демократические ценности: уважение к закону, правовое образование, толерантность и плюрализм, может позволить в нашей стране истинно демократическое государство. И тогда мы никогда не увидим на улицах наших городов подобное тому, что происходит сейчас в братской стране на Западе.

Поэтому говорят, что «лучшее лекарство от болезней демократии — больше демократии!» С чем я полностью согласен.

личный взгляд

Вот наше эссе в целом:

29.4. Политология

«Демократия является худшей формой правления, за исключением всех остальных» (У. Черчилль).

Смысл высказывания великого британского политика, лауреата Нобелевской премии Уинстона Черчилля, я вижу в том, что демократия, как политический режим, имеет серьезные недостатки. Но, у остальных режимов их еще больше! Основными идеями данной мысли являются — преимущества демократии по сравнению с иными политическими режимами, необходимость преодолевать те недостатки, которые несет в себе демократический режим.

Я полностью согласен с выдающимся деятелем ХХ века, победителем мирового фашизма, так как события последнего времени в мире и на Украине показывают, насколько пагубным может быть неверное понимание демократии и применение ее ценностей в жизни.

Что такое политический режим? Это те способы, с помощью которых власть управляет обществом. Демократия — тип политического режима, характеризующийся предоставлением населению максимальных прав и свобод и их государственной гарантией. Однако, как мы помним из курса обществознания, пользование правами означает исполнение обязанностей. Прежде всего, уважать законы. Основными признаками современных демократических режимов являются господство принципа плюрализма, выраженном в многопартийности, широком спектре предоставляемых населению прав и свобод, отсутствии господствующей идеологии.

В авторитарных и тоталитарных государствах законы не уважают ни государство, периодически начиная репрессии, ни граждане, стремящиеся выжить или уничтожить такое государство. К сожалению, для истории нашей страны характерны очень незначительные периоды зарождения ростков демократии — вечевые порядки древнерусских городов (например, олигархические демократии в Новгороде и в Пскове), период деятельности Государственных Дум Российской Империи (1906-1917 гг.), современная демократия, взявшая старт с распада СССР.

2 стр., 768 слов

Демократия худшая из всех политических систем но лучшей не дано

... систему. Но сейчас, все очень спорно, но за не имением альтернатив, в общем, только таким образом может осуществляться демократия. Даже если не сравнивать демократию с остальными формами правления, то все не ... удобно зная, что общество все равно не сможет договориться однозначно по какому либо вопросу. Из этого вытекает так называемый, принцип политического плюрализма, главной чертой которого ...

Каковы проблемы демократии? Это, прежде всего диктат большинства. А ведь, иногда оно ошибается. Вспомним, наверное, самую страшную ошибку большинства в истории человечества. В 1933 немецкий народ на демократических выборах избрал Адольфа Гитлера канцлером. Вскоре он занял пост Президента, стал фюрером — Вождем германской нации. Получил, по сути, всенародную поддержку. А через 6 лет он развязал самую страшную в истории войну. В ходе Второй мировой войны погибло свыше 65 миллионов человек, только наша страна потеряла, по официальным данным 27 миллионов. Для немецкого народа война обернулась полным крахом экономики, разрухой, до 7,5 миллионов погибших.

В тоже время, учет мнения меньшинства в практике стран с высоким уровнем демократической политической культуры практически сводит на нет этот недостаток. Обратимся к примеру изсовременной политической действительности. Например, в Великобритании оппозиционные партии формируют «теневой кабинет министров», его лидеры имеют статус государственных чиновников. Этот «кабинет» получает официальное финансирование государства, а его члены — надбавки к своему депутатскому жалованию. Главная задача этого кабинета — контролировать работу действующих министров, быть готовыми в любой момент, в случае их ошибок, утраты доверия парламента, занять их пост.

Мне кажется, что только стремление развивать демократические ценности: уважение к закону, правовое образование, толерантность и плюрализм, может позволить в нашей стране истинно демократическое государство. И тогда мы никогда не увидим на улицах наших городов подобное тому, что происходит сейчас в братской стране на Западе.

Поэтому говорят, что «лучшее лекарство от болезней демократии — больше демократии!» С чем я полностью согласен.

Таким образом, мы сегодня разобрали тему кодификатора ЕГЭ 2018 по обществознанию «Демократия, ее основные ценности и признаки» из блока «Политика».

Мой курс эссе — это 12 РАЗНЫХ методик и подходов написания эссе на ЕГЭ по обществознанию, подкрепленных конкретным примером выполнения задания 29

Мы сделали это на примере ученического и экспертных эссе, еще раз повторив правила выполнения этого важного задания 29. Мы разобрались, как выбирать наиболее выигрышную для нас цитату в задании 29.

Эссе по теме демократия. Эссе на тему “Сущность демократии”

Эссе по обществознанию

Эссе на тему: Демократия есть механизм, который гарантирует, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем. Б. Шоу

9 стр., 4487 слов

Размышление о Власти. в пяти частях

... демократии. Власть возможна только как неравноправные отношения господства элиты и народа, буржуазии и народа или… партии и народа. Ведь ясно как ... как предпосылки власти, специализации государственного управления и его компетентности. Главной проблемой власти ... справедливости и равенства. Если рубильник - еще проще. Врубил и "да будет свет, и стал свет". Чересчур просто, чтобы быть правдой, однакож как ...

Демократия- политический режим, при котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону. Но демократия подразумевает не только обеспечение граждан правами, но и наделение их определёнными обязанностями. В целом, под политическим режимом подразумевают систему методов, способов и средств осуществления власти. Среди политических режимов выделяют: демократический, авторитарный и тоталитарный. Демократическому режиму свойственны плюрализм идеологий, свобода совести, выборный и сменяемый парламент, разделение властей, политические свободы, гласность и легализация политических конфликтов, наличие конституции, множественность форм собственности. Демократия может быть опосредованной и непосредственной: в первом случае, граждане сами выражают свои интересы, во втором случае они доверяют представлять свои интересы, например, депутатам парламента. Однако в демократическом государстве граждане должны нести большую ответственность, ведь от всех граждан зависит то, как будут соблюдаться их права, и как будет осуществляться государственная политика. Граждане должны беспрекословно подчиняться закону, обладать развитым правовым и политическим сознанием, чтобы обеспечить продвижение к правовому государству и гражданскому обществу. Конечно, на сегодняшний день, в демократических государствах существует ряд проблем, таких как система цензов, финансирование избирательных кампаний, абсентеизм, но большинство этих проблем разрешаться, если граждане будут заинтересованы в политических процессах, имеющих место в стране, и будут принимать активное участие в жизни общества. Первый демократический режим существовал ещё в Древней Греции. Именно тогда впервые сложились ценности демократии. Граждане понимали, что от них требуется не просто наслаждаться правами и свободами, но и подчиняться законам, проявлять активную гражданскую позицию. Сегодня все наши права и обязанности закреплены в Конституции РФ. Для того, чтобы наше государство стало правовым, а именно это стремление отражено в нашей Конституции, каждый из нас должен понимать, что политика касается каждого и развитие России зависит от всех нас. Поэтому я участвую в общественно-политических мероприятиях, которые проводит « Молодая гвардия», фракция « Единой России», стараюсь всегда быть в курсе политических событий. Граждане в демократическом государстве должны не только пользоваться правами и свободами, но и осознавать свои обязанности, подчиняться закону и проявлять активную жизненную позицию.

Данная тема имеет большую значимость для такой сферы общественной жизни как политика. Полит. сфера контролируется распределение и перераспределение власти(как трансляции селективности), а также осуществляет аллокацию благ различного вида, выявление притязаний различных акторов и интеграцию медийного кода “власть” в соц. систему.

{Безусловно, проблема определения и функционирования такого понятия как “демократия” чрезвычайно важна для осуществления базовых политических задач не только на теоретическом, но и на сугубо практическом уровнях. Сущность высказывания К.Шмитта заключается в проблемах неясности определения сущности и природы демократии, а также в злоупотреблении данным понятием в сфере идеологического производства(соответственно превращение демократии в идеологическое клише).} – формулировка проблемы

Таким образом, цель данного эссе заключается в прояснении понятия “демократия”, его модуса.

В процессе развития темы я буду пользоваться примерным планом:

1. Определение демократии

2. Условия и процедура успешного функционирования демократических институтов.

3. Обоснование справедливости демократических институтов через понятие чистой процедурной справедливости

4. Приоритет права и его функции.

5. Инструменты выражения общественного мнения в условиях демократии.

6. Плюрализм и демократия.

В данном эссе я попытаюсь доказать тезис: “Понятие демократии может быть не только точно сформулировано, но и применено на практике как релевантное, без превращения в идеологическое клише. ”

Что же такое демократия? Демократия – это система организованной неопределенности, иначе говоря, неопределенность результатов при определенности процедур. Мы можем говорить о том, что для успешного функционирования демократических институтов необходим ясный свод правил. Таким образом, на первый план во время демократического процесса выходит понятие чистой процедурной справедливости(в том смысле, в котором об этом писал Дж. Ролз).

Но как возможен такой вид справедливости? Несомненно, процесс общественного обсуждения и принятия решений не может обеспечить максимального уровня конвергенции(теорема ” о невозможности” Эрроу – явное тому подтверждение), но, как справедливо заметил Манин, “общественное обсуждение раскрывает глаза на предпочтения и делает их более общими”. Но как же быть тем, чье мнение не учитывается в ходе демократического процесса? Не нарушает ли это саму природу демократии? Адам Пшеворский дает весьма прозрачный ответ на этот вопрос: институты при определенных условиях предлагают релевантным политическим силам перспективу постепенного достижения своих целей. Тем самым достигается чистая процедурная справедливость: независимо от результатов, все полит. силы не только играют по одним правилам, но и имеют шансы на победу в будущем, несмотря на исход текущей процедуры. Тем самым мы получаем, что институциональная система в состоянии обеспечить не только чистую процедурную справедливость, но и достичь определенного уровня конвергенции без масштабного соц.конфликта и применения альтернатив избежания через медийный код власти.

Для определения демократии нам важен еще один нюанс: ни одна из политических сил не должна выходить за рамки структуры институтов или действовать вне конкурентной среды. Для соблюдения данного условия необходимо правило: должны быть не определены результаты действий акторов, т.е результаты демократического процесса должны быть непредсказуемы каждому из игроков – это главное отличие демократии от диктатуры, ибо диктатор неизбежно является наблюдателем, тогда как в демократии знание неизбежно локально, интерсубъективность доступна в целом, но покрыта завесой неопределенности.

Но как обеспечить необходимый уровень конвергенции для функционирования демократ. институтов?

Для этого необходимо выдвинуть идею блага, разделяемую подавляющим большинством граждан. В данном случае я приведу в аргумент теорию справедливости как честности Дж. Ролза. В данной теории вопрос блага решается через концепцию первичных благ, определяемых эмпирически. Идея заключается в аллокации общего из различных символических универсумов(В том смысле, в котором об этом пишут Бергер и Лукман) и выдвижении этого общего как базиса первичных благ в рамках определенной концепции справедливости. Однако в данном случае приоритет права несколько дополняет вышесказанное. В частности, допустимые идеи блага не должны выходить за рамки, установленные определенной политической концепцией справедливости, построенной на базисных принципах функционирования соц. универсума и первичных благах. В измененном виде(с учетом приоритета права) это звучит так: государство должно представлять возможности гражданам для претворения в жизнь любых допустимы х

полит. концепцией справедливости представлений о благе. Иначе говоря, справедливость устанавливает пределы, а благо выражает сущность.(Идеи нейтральность позаимствованы из работ Рэза).

Таким образом ограничивается абсолютный плюрализм символ. универсумов в политической сфере, но создаются инструменты для изменения границ этого ограничения(т.е изменение структуры институтов через чистую процедурную справедливость и здоровую конкуренцию, избегая соц.взрывов).

Подводя итог, можно сказать, о том, что в ходе эссе мною сформулировано определение демократии, показаны схемы функционирования демократ. процесса с акцентом на структурализм, избегая различных идеологических крайностей. Мною была описана процедура продвижения идей блага различных символических универсумов через структуру демократических институтов и связанных с этим ограничений в виде приоритета права и полит. концепции справедливости.

Таким образом, я согласен с К.Шмиттом в аспекте злоупотребления и размытости понятия “демократия”, но считаю, что данные трудности разрешимы, что я и попытался доказать в данном эссе: “Демократия понятие процедурное, а не идеологическое!”

Эссе на тему “Сущность демократии” обновлено: Март 13, 2018 автором: Научные Статьи.Ру

Евгений Смотрицкий

Рассмотрим две диаметрально противоположные формы государственного правления: монархию и демократию. С сегодняшней точки зрения демократия – одна из высших ценностей, святыня современной европейской цивилизации, а монархия, абсолютизм – признаются внеисторическим, вневременным злом (во веки веков).

А что же на самом деле? Что подсказывает диалектика?

Что такое демократия? Это власть народа! Но! Над кем (чем)? Это власть народа абстрактного над человеком конкретным. Все уравниваются перед законом. Но Закон не Бог С ним не поговоришь, и поддержку найдешь не всегда. Закон «холоден», чужд и безразличен к Человеку. В условиях демократии Человек оказывается отчужденным от человекосоразмерного социума, в котором его знают, любят, ценят (по заслугам) и защищают конкретно!

Другое дело в монархическом государстве: человек – не социальный атом, а член микросоциума – общины, мира, марки. А в общине работает прямая и непосредственная демократия. Человек значим для общины, община значима для человека. Конкретные проблемы решаются конкретно, всем миром. Монарх практически никакого значения не имеет. Он занят своими вассалами, боярами, дворянами и внешней политикой. До народа как такового ему дела нет!

Что же происходит при эволюции от монархии к демократии? Ну, во-первых, в условиях демократии до Человека вообще никому нет дела. Парадокс современного общества в том, что Человек никому не нужен, и в тоже время ему некуда спрятаться! Что же происходит? (1) разрушается община; следовательно (2) человек атомизируется и обезличивается; (3) обретая равные права все и каждый становятся бесправными во всех сферах жизни, ибо равенство перед Законом требует постоянного суда и денег. Конфликтность – естественное следствие из равенства, так как если все равны, то каждый претендует на то, что он, и именно он прав, а выход – суд; (4) падает ответственность главы государства (президента), ибо всегда можно сослаться на несовершенный Закон, упрямый парламент, непокорный народ и другие ветви власти в случае неудачи.

А что остается инвариантным при переходе от монархии к демократии?

Инвариантны функции главы государства: управлять Целым и отвечать за Целое; инвариантен механизм влияния народа на политику властей – бунт, саботаж, забастовка, гражданская война.

Таким образом, Монархия – это саморегуляция общества на уровне микросоциума при протекторате государства, царя, думающего о макросоциуме. Соподчинение макро- и микросоциума, их гармония и есть условие социальной комфортности существования человека.

Демократия – это саморегуляция только на уровне макросоциума, ибо микросоциума (общины) просто нет. Поэтому демократия и тоталитаризм – две стороны одной медали. Поэтому XX век – век тоталитарных режимов. Противовесом «демократии», тоталитаризму становится Закон, Профсоюз, политические партии и движения и неообщины – религиозные, национальные, сексуальные… Но это все суррогаты. Настоящая соседская община способна хранить традицию, соблюдать моральные нормы, воспитывать, а не только защищать. В условиях диктатуры демократических ценностей это невозможно. Ибо Человек смотрит на мир в таком обществе глазами выгоды и частного интереса и не приемлет никакого ограничения, кроме Власти Закона. Но Закон позволяет искать выгоду. Вся наша культура позволяет искать выгоду. Выгодно – буду членом профсоюза, не выгодно – не буду. Выгодно – буду членом партии, не выгодно – не буду и т.д.

Монархия – власть народа.

Демократия – власть отдельных эгоистов.

В условиях монархии субъектами диалога между государством и подданным является чиновник и община, а в условиях демократии – чиновник и человек.

Община – буфер, смягчающий отношения между государством и индивидом. Она ограничивает (воспитывает) человека и ограничивает произвол государства, тем самым человека защищает от произвола государства, а государство – от произвола человека!

Еще один вопрос, приобретающий необычное звучание в условиях демократии – проблема авторитета. «Не сотвори себе кумира» – это так, но как реально жить без образца? Демократия в этом плане пакостная штука. Декларируется право каждого на авторитетность. Абсурд! Каждый, якобы, имеет право на выработку и принятие решений. Абсурд! А компетентность? А ответственность?! Это в современном-то сложнейшем и глобализированном мире. Кто будет решать, по какому пути развиваться энергетике? Кто будет решать, какую проводить демографическую политику? Кто будет решать, какую модель экономики выбрать, чтобы она и природосовместимой была, и человекоцентрированной и способствовала социальной стабильности?! Только эксперты! Но!!! Только ли?! Они нарешают. До фашизма! «Наука – угроза демократии» (П.Фейерабенд).

Вот вам и реальная коллизия: авторитетный и компетентный фашизм – демократическая некомпетентная безответственность.

Демократия – это хаос, безвекторность, статистическая причинность и «статистическая ответственность», вернее безответственность. Но где же присущие Человеку по природе Разум, Воля и Чувства? Где же достойные Человека Чистота Помыслов, Напряжение Воли, Радость Чувств?

Особенно опасна зрелая, а точнее – выродившаяся демократия. Святынями демократии являются Жизнь, Свобода, Собственность, Равенство. Кому удалось сохранить Жизнь в процессе выплавки демократии – приступили к стяжанию собственности, и если при этом сумели сохранить свободу – продолжили этот процесс. Но в результате все потеряли Равенство. В первоначальном смысле оно сохранилось (равенство перед Законом), но реально оно исчезло: Равенство возможностей и равенство участия в демократическом управлении (да и было ли когда?).

Теперь Деньги дают большую Власть, чем голоса избирателей. Возникает «внутридемократическая» коллизия: Собственность отрицает Равенство, Собственность сковывает Свободу, а Свобода стремится вернуть Равенство путем ограничения Свободы Собственника. То есть, мы должны выбрать между Демократическими Святынями: либо Свобода и Равенство, либо Собственность. Но Собственность в пределе – это диктатура Денег, а Свобода и Равенство в пределе – это коллективная безответственность, анархия, хаос.

Необходимо соблюдение меры, нужна гармония и механизм поддержания гармонии.

Но!!! И это все полумера. Ибо Свободы, Собственности, Равенства недостаточно для нормальной Жизни. Человеку и Обществу необходим Смысл. Нужна Духовная Метасистема. А что мы имеем? Идею Вечного Прогресса? Но Прогресс – это процесс. А какова Цель, Критерий, Цена? Сытость, степень сытости и любая соответственно? Даже если и так, то от этого ни Смысла, ни Радости не прибавляется. Сегодня результатом прогресса стал «сытый суицид» для индивида, «экономический суицид» для общества и экологический кризис для Природы.

Мы обязаны строить «Новую Духовную Метасистему», «новую культуру», в которой обязаны обуздать Свободу и Собственность ради Жизни, и отказаться от Равенства – ибо его нет и никогда не было.

Защищать выродившуюся демократию может только тот, кого она кормит. Но и при этом такого человека можно лишь понять, но не простить.

«Семена демократии», которые сегодня щедро сеет США по всему миру – дают хороший урожай и прибыль для сеятеля, но сильно истощают «почву». А без почвы, как известно, будет беспочвенность, т.е. не будет ничего. Этого ли «сеятеля» ждет Земля?!

Смысл высказывания великого британского политика У. Черчилля я вижу в том, что демократия, как политический режим, не совершенна, имеет серьезные недостатки. Однако несмотря на все это, она является лучшим политическим режимом среди всех имеющихся.

Я полностью согласна с выдающимся деятелем 20-го века. Люди, веря в демократию, зачастую не понимают, к каким последствиям она может привести.

Из курса обществознания мы знаем, что политический режим — это совокупность методов и способов осуществления власти.

Демократия — политический режим, при котором вся власть принадлежит народу. Важнейшими условиями существования демократии является наличие гражданского общества и правового государства. Правовое государство подразумевает не только наличие прав, но и обязанностей, о которых зачастую многие забывают.

Выдающийся древнегреческий философ Аристотель называл демократию худшей формой правления, так как рано или поздно из-за низкой культуры людей она превратится в охлократию — власть толпы. Так в периоды революций в Российском государстве 1917г. расцветало бесправие и произвол. Народ не подчинялся своему правителю.

Еще одним недостатком демократии является учет мнений большинства. Однако большинство не всегда может сделать правильный выбор. Так в 1933 немецкий народ на демократических выборах избрал Адольфа Гитлера канцлером, а через 6 лет он развязал самую страшную в истории войну.

Таким образом, можно сделать вывод, что демократия, действительно, несовершенный политический режим. Однако время идет, происходит улучшение, модернизация методов осуществления власти. Так что в скорейшем будущем демократия при поддержке народа и руководства может стать идеальным вариантом.

Обновлено: 2018-03-10

Внимание!

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите

Ctrl+Enter

  • Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Полезный материал по теме

  • «Демократия — плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество не придумало» (У. Черчилль)

«Демократия – наихудшая форма правления,

У.Черчилль

Во многих странах мира на протяжении последней четверти века проявляется тенденция распространения и утверждения демократии в своем государстве. Но действительно ли гарантии данного политического режима соответствуют тому, что общество этих стран получает в реальности?

Чтобы ответить на этот вопрос и последующие за ним другие, для начала разберемся, что же такое демократия. Если обратиться к истокам возникновения термина «демократия», то в переводе с древнегреческого мы получим словосочетание «власть народа». Соответственно, в теории все ценности демократии должны крутиться вокруг интересов непосредственно граждан, затрагивать в первую очередь принципы свободы, равенства, справедливости и так далее. В 21 веке демократия воспринимается как некий «мост» между гражданами с их потребностями и государством, которое должно реализовывать оное либеральными способами.

Широкое распространение демократической идеологии и внедрения ее как политического режима в ряде стран характеризуется большим спектром свободы и преимуществ, которые она дает обществу. В первую очередь демократия избавляет общество от деспотии. При демократии нет жестких рамок определения деятельности личности, поэтому создается огромное количество условий для развития и самореализации человека. Свободные выборы, референдумы, многопартийность, независимые средства информации – все это предоставление свободы принятия решений граждан, обеспечение для них благополучной и мирной жизни.

То есть, по сути, демократия из всех политических режимов самая предпочтительная, так как власть действует в интересах граждан, граждане поддерживают власть, казалось бы, идеальное сосуществование и больше ничего не надо. Но все равно даже в так называемых демократических странах весомая часть народа недовольна ни властью, ни законодательством, ни принятием определенных решений государством. Возникает вопрос: почему так происходит?

Дело в том, что на практике еще ни одна страна, чтобы она там не писала и не говорила, не имеет абсолютной демократии в том виде, в котором трактует ее идеология. Это очевидно по одной простой причине, что общество не может быть идеальным и всегда разумным в своих интересах и потребностях, а власть не всегда добросовестно относится к своим полномочиям и достаточно часто в первую очередь опирается на собственные интересы. Однако это не мешает государствам стремиться к демократическому типу, совершенствовать свою политику, переводить ее на новый уровень. Именно в этом процессе «достижения демократии» и выявляются ее слабые стороны.

Первый и самый волнующий сейчас общество недостаток демократии – возникновение бюрократизма и коррупции. Следующий — это приоритетное давление на принятие решений мощными группами давления, т.е. лоббистами, номенклатурой, крупным капиталом и т.д. Возникает также осуществление государством своих собственных целей под предлогом демократии, т.е. в таком случае ответственность за проделанные действия и принятые решения лежит в основном не на плечах правительства, а народа.

В истории есть множество примеров, когда термин «демократия» власть приписывала стране, чтобы либо что-то доказать на международном уровне, либо вести определенную политику внутри государства. Например, вспомним конституцию СССР, введенную И.В.Сталином в 1936 году. Как мы знаем, она считалась самой передовой и демократической из всех тогда существовавших конституций мира, и до сих пор считается самой демократической, которая когда-либо была в нашей стране. В ней провозглашались такие свободы как свобода слова, печати, уличных шествий, собраний и так далее. И действительно, приехавший в те года в нашу страну иностранец видел иллюзорную картину того, как люди сами выходят на демонстрации, как печатают газеты, развешивают плакаты, голосуют за ту партию, за которую хотят… Звучит абсурдно, ведь в действительности такого не было. Не было выбора, не было свободы. Была только одна партия, и только за один строй ходили на шествия, только для одной идеологии рисовали плакаты, писали лозунги. Другого было не дано просто. Но со стороны все вполне было натурально для демократической страны, хотя на самом деле, как известно, тогда в СССР действовал тоталитарный режим правления.

Закрепим материал!

И, дополним примером разбора задания из демоверсии ЕГЭ на тему демократии прошлых лет. Для закрепления материала и умения применять его на практике.

Задание 13 ЕГЭ 2017 по обществознанию

Теперь политическая сфера. Проверятся понимание функций института гражданского общества — политических партий (если контекст вопроса «в демократическом обществе»), следует именно так понимать!

Партияполитический институт и группа людей, объединенных идеологией и стремлением к достижению власти или влиянию на нее.

Здесь главный критерий различия и понимания вопроса, это осознание того, что при демократии партий много, они конкурируют между собой и не замещают органы государственной власти, как при тоталитаризме и авторитаризме.

Ответ ФИПИ: 135.