Характеристика Чацкого в пьесе «Горе от ума» (+ таблица)

Эссе

Многомудрый Литрекон предлагает читателям характеристику Чацкого в формате краткого сочинения-рассуждения и таблицы, которую Вы найдете в конце эссе.


(400 слов)

Александр Чацкий – центральный персонаж комедии. Это принципиально новый тип героя в литературе того времени – «лишний человек». Его никто не слышит, несмотря на справедливость его речей, он остается непонятым окружающими, отдаленным от них. Также стоит отметить, что характер Чацкого максимально реалистичен. Впервые герой не относится к категории строго плохих или строго хороших персонажей. В Чацком есть положительные и отрицательные стороны. В этом заключается новаторство Грибоедова.

Молодой человек «чувствителен, и весел, и остёр», как его описывает служанка дома Фамусова. Чацкий на самом деле очень умный человек, он получил хорошее образование, много путешествовал. Он остроумен, но в то же время нередко язвителен и жесток в стремлении открыть людям глаза на правду. Герой противопоставляется высшему свету, олицетворением которого является Фамусов. В отличие от московского дворянства, Александр справедлив, горд и отзывчив по отношению к народу. Так, он осуждает крепостное право и выступает в защиту крестьян. В своем монологе «И точно начал свет глупеть» Александр Чацкий сравнивает новое и старое поколение не в пользу последнего. А в монологе «А судьи кто» говорит о своем отношении к службе. Он отказывается служить, так как не желает унижаться и прислуживать ради чинов и званий. Герой выбирает путь духовного развития, что возмущает Фамусова и людей близких к нему. Так, Чацкий остается непонятым, его взгляды не принимают те, кто считал за норму «прислуживаться», чтобы продвинуться по карьерной лестнице.

С непониманием главный герой сталкивается и в любви. Дочь Фамусова, Софья, в которую он влюблен, не отвечает ему взаимностью. Чацкому она предпочитает Молчалина, ведь он «уступчив, скромен, тих», а «в лице ни тени беспокойства». Чацкий контрастирует с Молчалиным, он независим и не боится высказывать свое мнение. Однако Софье это не по нраву: «Не человек, змея!»,- так девушка отзывается о нём.

Таким образом, главный герой остается отвергнутым и непонятым. В конце комедии он полностью разочаровывается во всем и жалеет, что за то время, пока его не было в Москве, ничего не изменилось: «дома новы, а предрассудки стары». Чацкого объявляют сумасшедшим, а сам герой, не отказавшись от своих убеждений, покидает дом Фамусова. Время Чацкого, молодого, «нового» и прогрессивного еще не пришло, а сражаться одному – не выход.

7 стр., 3327 слов

Жизненные принципы Чацкого и Молчалина. Краткая характеристика ...

... и аккуратность»? Кроме того, молодых людей объединяет любовный конфликт. Чацкому нравится дочь Фамусова, Софья; а она, в свою очередь, симпатизирует Алексею Хлестакову. Жизненные принципы Чацкого и Молчалина ... компас, который определяет судьбу человека. Жизненные ценности бывают материальные и духовные. Какие из них имеют большую значимость для человека? Герой текста П.С.Романова Трифон Петрович ...

черты характера чацкого цитаты из текста
умен и образован «…он малый с головой / и славно пишет, переводит. // нельзя не пожалеть, что с эдаким умом…»
красноречив и разговорчив …что говорит! и говорит, как пишет!..»
обладает чувством юмора, но нередко задевает людей «…он славно / пересмеять умеет всех; / болтает, шутит…»

«…на смех, того гляди, подымет чацкий вас…»

вольнодумец «…я думаю, он просто якобинец*…» (французский оппозиционер)
пылкий и раздражительный «…но что теперь во мне кипит, волнует, бесит, / не пожелал бы я и личному врагу…»
патриотичен и демократичен «…чтоб умный, бодрый наш народ…»
добр и благороден пылкий, благородный и добрый малый (так написал о нем а.с. пушкин)
имеет возвышенные идеалы, не расчетлив из молодых людей, найдется – враг исканий, // не требуя ни мест, ни повышенья в чин, // в науки он вперит ум, алчущий познаний; // или в душе его сам бог возбудит жар // к искусствам творческим, высоким и прекрасным…»
горд и самолюбив «вот то-то, все вы гордецы!..» (от лицафамусова)
стремится к развитию, не терпит застоя «…но потом / он съехал, уж у нас ему казалось скучно, / и редко посещал наш дом…»

Автор: Дарина Третьякова