1. | Сочинение на тему добра и зла: я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты.(Л. Бетховен) Добро помни, а зло забывай (пословица) |
Классный час
«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать»
Л.Н.Толстой
«Во внутреннем мире человека добро – это солнце»
В. Гюго
Цель: поразмышлять с учащимися о важнейших нравственных ценностях, добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора.
Форма: классный час – размышление
Подготовительный этап:, Можно использовать следующие пословицы и поговорки о добре и зле, В добре жить хорошо, Делать добро спеши, Доброе дело в воде не тонет, Доброе дело крепко, Доброму делу не кайся, Добро и во сне хорошо, Злой не верить, что есть добрые люди, На свете не без добрых людей, С добрым жить хорошо, Зла за зло не воздавай, Где гнев, там и милость, Во зле жить – по миру ходить, У злой Натальи все люди канальи, Доброе слово лечит, а злое калечить, Доброта без разума пуста, Кто любит делать добрые дела, тому и жизнь мила, Доброе дело питает и душу и тело, Что не сделаешь силком, того добьешься добром, Добрые умирают, да дела их живут, За доброго человека сто рук, Ход классного часа:
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
А.Чепуров
Что такое добро? Что такое зло? На протяжении всей истории человечество пытается ответить на эти вопросы. Давайте поразмышляем вместе. Продолжите фразу:
«Доброта – это…»
«Добрый человек – это…»
«Добро- всё положительное, хорошее, полезное»
Добрым считают отношения доверия, справедливости, милосердия, любви.
Добро в первую очередь связано с умением сострадать, сочувстствовать. Сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца
Упражнение
Добро:
- Добродетельный
- Доброжелательный
- Доброхот
- Добродушие
- Доброта
- Добропорядочность
Зло:
- Зловоние
- Злорадство
- Зловредность
- Злонравие
- Злопамятность
- Злостность
Добро — деятельность, зло — деяние.
- Сердечность
- Памятность
- Совестность
- Язычество
- Желательность
- Пыхательство
Можно ли быть добрым?
Человек, который не проявляет свою доброту в делах, может быть добрым внутренне. Однако, по мнению многих философов и писателей, настоящая доброта проявляется в делах. Принудить человека быть добрым невозможно. Идея о том, что прощение — начало доброго отношения, является распространенной и имеет место быть. Когда мы прощаем, то освобождаем себя от обид и гнева, и это позволяет нам понимать и входить в состояние другого.
Высказывания о доброте
Домашнее задание:
- «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе». У. Шекспир.
- «Доброта. Вот качество, которое и я желаю приобрести больше всех других». Л. Толстой.
- «Знания должны увеличиваться с добротой». Ф. Искандер.
- «Лучшее, что я храню в себе, это чувство к добрым людям». М. Пришвин.
Обсуждение мнения знаменитых мыслителей
-
Зло может остановить добро (древняя мудрость)
-
Попробуй не наступать, а уступать, не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть людям ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить. (писатель Михаил Рощин)
(обсуждение можно начать со слов: «Меня затронуло в этом высказывании…»
«Я не согласен с этим высказыванием, потому что…» «Мне кажется здесь важным то, что…»)
Ситуативный практикум:
Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кроме вас никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите?
Как поступит человек: подчинится жажде мщения и вступит в «порочный круг или сможет побороть это разрушительное желание?
Прочитать отрывок из повести «Матерь человеческая» Виталия Закруткина. (классные часы. 6 класс. 2008 год. стр.43)
Писатель создаёт исключительную ситуацию: вовремя Великой Отечественной войны каратели дотла сжигают хутор, а жителей – одних убивают, других угоняют в неволю. И вот на пепелищем остаётся одна Мария, мужа и сына которой повесили.
Мария решилась на убийство. Чем было вызвано это решение?
(Ненависть слепая злоба захлестнули Марию. Сдавили сердце. Алый туман застил ей глаза. Алый – цвет крови. Месть – этот первое чувство, которое испытывает человек, когда обидели его или родных.)
Почему вдруг «мстительная решимость» покинула Марию и она «выронила вилы, ноги её подкосились»? (Два образа Марии: смерть и мать, Что остановило женщину? Какое слово?, Почему она так поступила? Почему она так отреагировала на это слово, ведь это был враг?)
?
Вы обратили внимание на то, что рядом с добром всегда соседствует зло.
Зло противостоит добру. Зло – всё то, что губит душу человека, способствует нравственной деградации.
Зло – это войны и предательство, жадность и зависть, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи, происхождения. зло – это хамство и равнодушие, эгоизм, обман, пьянство, наркомания. Зло – когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.
К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать.
Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора..
Многие, полагают, что злые люди добиваются своего, им чужды сомнения, сострадания, а удача сопутствует.
?
А мы, добрые души, живём по совести, и что мы кроме этого имеем?, Как вы относитесь к таким суждениям?, Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим?
Вот как об этом говорили великие мыслители прошлого.
В сказках всегда добро побеждает зло. Но жизнь не сказка. Случается всякое.
Предлагается послушать притчу ( классные часы 5-7 классы, стр.163)
?
Значит не надо делать добра?, Жить по пословице «не делай добра – не получишь зла?, У вас случалось такое , что вас за доброе дело наказывали?
Во что может превратиться человек, помнящий только зло, перестающий делать добро людям, думающий только о себе?
Предлагается детям продемонстрировать свои рисунки, на которых изображены символы добра и зла, высказать свои суждения.
Давай вершить добро, пока есть силы.
Не то потом и ты, и я в преддверии могилы
Лишь зло пожнём.
Посеем семена добра,
Покуда сеять можем,
Пока земля, что столь щедра,
Для нас не станет ложем.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро — творить трудней.
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу,
От доброго добро,
От злого зло родится…
Известный врач и философ Альберт Швейцер определил сущность добра и зла:
«Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни. Зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей»
Может быть, поэтому ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими словами: З — земля. Л — люди, М — мыслите, буква Д обозначалась словом Добро.
Азбука как бы призывала:
Л ЮДИ З ЕМЛИ, М ЫСЛИТЕ, ДУМАЙТЕ И Т ВОРИТЕ Д ОБРО!
* * *
В данной статье рассматривается тема доброты и ее важность в повседневной жизни. В стихотворениях различных авторов отражены размышления о значимости добрых дел и слов.
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги
Тропою
Доброты
И радость помоги найти кому-то.
Я. Романов
В первом стихотворении автор обращает внимание на то, что в мире, где все бежит от неудач и забот, важно не забывать о доброте. Он призывает направлять свои шаги по тропе доброты и помогать другим людям находить радость.
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живём на земле.
А. Лесных
Во втором стихотворении автор подчеркивает важность делать добрые дела в жизни. Он призывает не жалеть своих дней и делать добро ради счастья других людей. Автор утверждает, что делая добрые дела, сердце горит огнем и жизнь наполняется смыслом.
Ах, как добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда другим они необходимы.
М. Лисянский
Третье стихотворение задает вопрос: что важнее — добрые слова или дела? Автор утверждает, что и слова, и дела имеют свое значение. Добрые слова и дела находятся внутри каждого человека и хранятся на дне его души, чтобы быть произнесенными в нужный момент, когда они становятся необходимыми для других людей.
Стираются лица и даты,
Но всё ж до последнего дня
Мне помнить о тех, кто когда–то
Хоть чем–то согрели меня.
Согрели своей плащ-палаткой,
Иль тихим шутливым словцом.
Иль чаем за столиком шатким.
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник. Как счастье, как чудо
Идёт доброта по земле.
И я про неё не забуду,
Как я забываю о зле.
Ю. Друнина.
В последнем стихотворении автор говорит о том, что важно помнить о людях, которые когда-то согревали своей добротой. Они могли согреть плащом-палаткой, шутливым словом или просто своим добрым лицом. Автор утверждает, что доброта идет по земле, как праздник, счастье и чудо, и он никогда не забудет о ней, так же как не забывает о зле.
Таким образом, из стихотворений видно, что доброта и добрые дела являются важными аспектами в жизни каждого человека. Они приносят радость и смысл, и помогают создать гармонию в обществе.