Трагическое одиночество Базарова

Сочинение

Одиночество Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Одиночество Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».

На страницах романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» отражены социальные и политические разногласия в жизни общества середины XIX века. Время действия — 1853-1861 годы — сложный для России период. Закончилась «позорная» для России война с Турцией. Конец 50 — начало 60-х годов XIX века — время подготовки крестьянской реформы. На смену Николаю I пришел Александр II, в годы правления которого процветала образованность различных слоев общества. Интеллигенты-разночинцы, ставшие реальной общественной силой, вступали в дискуссию с либералами-дворянами, утрачивающими свою передовую роль. Споры шли относительно всех ключевых аспектов современной действительности: вопросы культуры, литературы, искусства, образования, аграрный вопрос, вследствие обсуждения которого выяснилась неспособность дворянской интеллигенции к дальнейшей борьбе. Представителем взглядов разночинцев-демократов, считавших причиною всех социальных бед, творящихся в России, неправильное обустройство общества, является Евгений Базаров. Его оппонент и антагонист в романе — либерал, дворянин Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович — подлинный антипод Базарова. Это проявляется во всем, начиная от одежды и кончая внешностью и образом мыслей.

Павел Петрович был аккуратен, делал маникюр, что особенно раздражало Базарова, всячески следил за своей внешностью и одеждой. Базаров был небрежен, он не придавал внешности особого значения. Ему было все равно, как он выглядит. Социальное положение у обоих героев различно. Павел Петрович — выходец из старого аристократического общества. Несмотря на «энглизированность», явление, типичное в дворянской среде, в Павле Петровиче постоянно проглядывает подлинный русский барин: «Я эфтим хочу доказать, милостивый государь…» Базаров же гордится своим простым происхождением: «Мой дед землю пахал…» Он единственный сын незнатного и небогатого отставного штаб-лекаря. Поступив в университет, Базаров сам начинает зарабатывать деньги, чтобы оплатить учебу: «Каждый человек должен сам себя воспитывать». Базаров — талантливый врач, ученый, занимающийся естественными науками (для шестидесятых годов девятнадцатого века было характерно увлечение естественными науками).

14 стр., 6980 слов

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»

... и готовности к подвигу. И сейчас произведения И. С.Тургенева волнуют, не оставляют нас равнодушными. В этом - величие таланта Тургенева. Цель реферата -исследовать в романе Тургенева «Отцы и дети» ... в романе занимает фигура «нового» человека -- Евгения Васильевича Базарова. Он представлен как один из тех молодых деятелей, которые «драться хотят». Базаров - сын бедного уездного лекаря. Тургенев ...

Павел Петрович учился в Пажеском корпусе, затем поступил на военную службу, протекавшую в столице. «С детства Павел Петрович отличался красотою, был немного насмешлив и как-то забавно желчен — он не мог не нравиться». А Базарова трудно назвать красивым. Лицо его было «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, с большими зеленоватыми глазами». При первой же встрече Евгений Базаров и Павел Петрович почувствовали взаимную неприязнь. Базаров заявляет, что дядя Аркадия чудаковат, и классифицирует его как «архаическое явление». Павел Петрович с первых минут почувствовал «тайное раздражение» к Базарову. Именно раздражение стало причиной затеянного Павлом Петровичем ненужного и не совсем искусного спора. Павел Петрович в этом споре проигрывает, заявляя Базарову: «Что делать! Видно, молодежь, точно, умнее нас». Базаров же с уверенностью изрекает Аркадию: «Ты говоришь, что твой дядя несчастлив; тебе лучше знать, но дурь у него не вся еще вышла. Я уверен, он не шутя воображает себя дельным человеком, потому что читает Галиньяшку и раз в месяц избавит мужика от экзекуции». Чем больше Павел Петрович общается с Базаровым, тем больше в нем накипают жуткая ненависть и неприязнь к последнему.

Павел Петрович считал, что Базаров с неуважением относится к его аристократической особе. Он «всеми силами души возненавидел лекаришку, считал его нахалом, гордецом, циником, плебеем; подозревал, что Базаров едва ли не презирает его — его, Павла Кирсанова». Павел Петрович признается брату, что считает Базарова «шарлатаном», он желает проучить «самоуверенного выскочку». Но ему особенно и противопоставить нечего базаровскому «отрицанию». По своему мировоззрению Базаров — нигилист, человек, не признающий никаких авторитетов, не уважающий любые порядки и социальные нормы. Он относится ко всему с точки зрения полезности и ценности человека, поэтому считает, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работник». Базаров берет от природы все, считая это нравственным, потому что, по его мнению, нравственно то, что полезно. Он предвзято Относится к литературе, считает, что любой математик лучше поэта, «Рафаэль — дурак», а «Пушкин гроша ломаного не стоит». Но его высшая цель — служить прогрессу общества и уничтожать и опровергать все, что мешает его развитию, — чиста и нравственна. И тем не менее все силы Базарова направлены на уничтожение и разрушение пошлых устоев и правил аристократического общества.

В разговоре с Павлом Петровичем он все критикует, отрицает, но ничего не предлагает взамен: «Сперва нужно место расчистить, а строить — будут другие». Хоть он и с неуважением относится к порядкам в доме Кирсановых: позволяет себе не приходить вовремя к завтраку, отвергает основы дворянского общества, — тем не менее видит в Павле Петровиче достойного соперника. Павел Петрович не был нигилистом — опровергателем устоявшихся воззрений. У него иные взгляды на жизнь. Он любит ораторствовать, многословен, сибаритствует, что не может не раздражать великого труженика Базарова. Социальные взгляды в отношении народа, ради которого и предпринимались все попытки общественного переустройства, у обоих героев различны. Базаров не в восторге от своего народа: «Русский человек тем и хорош, что он о себе прескверного мнения». В споре с Павлом Петровичем Базаров чуть ли не презирает народ и заявляет, что свобода вряд ли пойдет ему впрок, потому что «русский мужик готов сам себя обокрасть, лишь бы только напиться дурману в кабаке». И тем не менее Базаров работает на людей и ради людей. Несмотря на резкость своих суждений, он демократичен, умеет найти общий язык с народом и «обладает особым умением возбуждать к себе доверие в людях низших».

4 стр., 1779 слов

Дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова анализ эпизода

... Базарова и Павла Петровича Кирсанова "Отцы и дети" - одно из самых значимых произведений русской литературы. Каждая страница этого романа доверху полна различными философскими вопросами и нравственно-моральными наставлениями. Но особняком в романе стоит тема взаимоотношений людей ...

Независимость Базарова и способность 1авла Петровича попадать под влияние других людей раскрывается в их отношении к женщине. Евгений держится с Одинцовой гордо и высокомерно, а Павел Петрович, однажды влюбившись в княгиню, уже не может совладать со своими чувствами. Когда же княгиня охладела к нему, он чуть «с ума не сошел». Ничто уже, кроме своей любви, не интересовало его. нигилистов любовь — физиологическое влечение самцов самок. Реплики Базарова о любви циничны и грубы. Когда эн впервые увидел Одинцову, то высказал свое мнение о ней: «На других баб не похожа». Став свидетелем поцелуя Базарова Фенечкой, Павел Петрович вызывает его на дуэль. На всем протяжении дуэли Павел Петрович ведет себя достойно, если не считать легкого обморока, приключившегося у него в результате ранения. Но сам Павел Петрович собой недоволен. Он «старался не глядеть на Базарова; он стыдился своей заносчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела». Но все же «старая гвардия» все еще была способна противостоять молодому поколению. Хоть Павел Петрович и презирает Базарова, он испытывает к нему странное «влечение, род недуга». Он не раз просит у Базарова разрешения присутствовать при его опытах.

Но он ни в коей мере не хотел быть ни в чем зависимым от «лекаришки». Павел Петрович всю ночь промучился, но ни разу не прибег к «искусству Базарова». По теории Льва Гумилева (хотя конкретно о Базарове он не пишет), в отдельные исторические периоды появляются люди, способные повести за собой других людей. Пассионарий — наиболее исчерпывающая характеристика Евгения Базарова. А шестидесятые годы девятнадцатого столетия были именно таким историческим периодом, когда на арене политической деятельности могли появиться личности, подобные нашему герою. Павел Петрович же был обычным, нормальным человеком, дворянином. Он мог позволить себе увлекаться, восхищаться чем-то новым, незнакомым на какое-то время. Он мог позволить себе неоднократно ошибаться и прожить долгую и в общем-то спокойную жизнь. Жизнь Евгения — яркая, как вспышка молнии, его смерть — подвиг. Так почему же такой незаурядный и необычный человек, как Евгений Базаров, заболевает и умирает? Смерть, болезнь, любовь — это экстремальные ситуации в жизни каждого человека. И с наибольшей полнотой характер Базарова раскрывается во время болезни. Мы видим, каков он на самом деле. Базаров умирает. Не сбылись пророчества Аркадия о его большом и славном будущем.

Автор не знает, какое будущее у его героя, время Базаровых в России еще не пришло. В заключение необходимо отметить одиночество Базарова. В романе у него нет ни сторонников его идеи, ни единомышленников. Казалось бы, Аркадий — его друг и товарищ — должен был занять это место рядом с Евгением, но Аркадий — продолжатель традиций своего отца — Николая Петровича Кирсанова. Кукшина и Ситников — карикатурные образы, это пародия на революционеров-демократов. Но Базаров и не нуждается в чьем-либо сочувствии. Он просто говорит без стеснения то, что думает, и не обращает внимания на то, как реагируют окружающие на его слова. «Личность Базарова замыкается сама в себе, потому что вне ее и вокруг нее почти вовсе нет родственных ей элементов». Тургенев в своем произведении попытался изобразить передового представителя своей эпохи, но в котором многое писателя не устраивало, с которым он во многом не соглашался. Таким образом, в «Отцах и детях» Тургенев изобразил конфликт настоящего с прошедшим, характерный для шестидесятых годов девятнадцатого века. Либералы-дворяне утрачивают свою ведущую роль в обществе, и на переднем плане оказывается новая социальная сила — разночинная интеллигенция.

3 стр., 1053 слов

«Значит, вы все отрицаете?» (Базаров и Павел Петрович Кирсанов)

... «Отцы и дети» происходит раскрытие основной сюжетной линии произведения — конфликта поколений. Рассуждения о нигилизме , Такие, как он, отрицают все: любовь; дружбу; духовные ценности. Отрицание воспринимается Базаровым как деятельность Павел Петрович, будучи ...

Тургенев и. с. — Трагическое одиночество базарова

Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»!..

Болезнь Базарова сделана так сильно,

что я ослабел, и было такое чувство, как

будто я заразился от него.

А. П. Чехов

В образе Базарова И. С. Тургенев изобразил тип нового человека, который зарождался в условиях социального конфликта, смены одного строя другим. В этом герое отразились все положительные и отрицательные черты представителя прогрессивной молодежи, в нем мы видим торжество нового, только зарождающегося, над старым, уходящим. Однако в образе мы отчетливо видим также и трагедию человека, Базарова, который еще не полностью осознает все ошибки и заблуждения новой идеологии.

Уже с первого знакомства с героем мы видим, что это сложная, во многом противоречивая натура. Этот внешне самоуверенный человек, на самом деле не так прост и однозначен. В его груди бьется тревожное и уязвимое сердце. Он довольно резок в своих суждениях о поэзии, любви, философии. Базаров все это отрицает, но в его отрицании чувствуется какая-то двойственность, как будто он не совсем искренен в своих оценках. И ближе к завершению романа мы увидим, что так оно и есть. Герой сам поймет и раскается в своих заблуждениях, откроет самому себе свою истинную натуру.

А пока перед нами убежденный нигилист, все отрицающий, кроме точной науки и проверенных фактов. Искусство он не принимает, считая его болезненным извращением, чепухой, романтизмом, гнилью. Такой же романтической чепухой видится ему и духовная утонченность любовного чувства: «Нет, брат, все это распущенность и пустота! — говорит он. — Мы, физиологи, знаем, какие это отношения…». Односторонен и, бесспорно, ошибочен его взгляд на природу, как на мастерскую. Таким образом, вот каким выступает мировоззрение тургеневского героя: нет любви, а есть лишь физиологическое влечение, нет никакой красоты в природе, а есть лишь вечный круговорот химических процессов единого вещества. Отрицая романтическое отношение к природе, как к храму, Базаров попадает в рабство к низшим стихийным силам природной «мастерской». Он завидует муравью, который имеет право «не признавать чувство сострадания, не то, что наш брат, самоломанный». В горькую минуту жизни даже чувство сострадания он склонен считать слабостью, отрицаемой естественными законами природы.

Однако правда жизни такова, что кроме физиологических законов существует природа человеческого, одухотворенного чувства. И если человек хочет быть «работником», он должен считаться с тем, что природа на высших уровнях все-таки «храм».

Мы видим, как постепенно отрицание Базарова наталкивается на могучие силы красоты и гармонии, художественной фантазии, любви, искусства. От них герою никуда не деться, он уже не может игнорировать их существования. Его приземленный взгляд на любовь развенчивается романтической историей любви Павла Петровича к княгине Р. Пренебрежение искусством, мечтательностью, красотой природы сталкивается с противостоянием размышлениям и мечтаниям Николая Петровича. Базаров смеется над всем этим. Но таков закон жизни — «над чем посмеешься, тому и послужишь». И эту чашу герою суждено испить до дна.

2 стр., 538 слов

Про Любовь к природе

... жизни на земле. Со временем природа обязательно отблагодарит человека за разумное пользование ее недрами. 9 класс ОГЭ 15.3 Также читают: Картинка к сочинению Любовь к природе Популярные сегодня темы ... необходимо вкладывать в сочетание «любовь к природе» настоящие чувства, исходящие из самого сердца. Для ... гениальным писателем 19 века Александром Грибоедовым. По вкладу, внесенному в русскую и мировую ...

Трагическое возмездие приходит к Базарову через любовь к Одинцовой. Это чувство раскалывает его душу на две половины. С одной стороны, он остается убежденным противником романтических чувств, отрицателем духовной природы любви. С другой стороны, в нем просыпается одухотворенно любящий человек, столкнувшийся с подлинным таинством этого высокого чувства: «Он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Он теперь уже начинает осознавать, что его служение прежним принципам оказывается слепым; что жизнь, на самом деле, гораздо сложнее того, что знают о ней физиологи. Уроки любви повлекли тяжелые последствия в судьбе героя. Его односторонние, вульгарно-материалистические взгляды на жизнь потерпели крушение. С их позиций он не мог разгадать две основные загадки, возникшие перед ним: загадку его собственной души, которая оказалась глубже и бездоннее, чем он предполагал, и загадку окружающего мира. Его неодолимо потянуло к высшим проявлениям жизни, к ее тайнам, к звездному небу над головой.

Трагичное положение Базарова еще больше усугубляется в родительском доме, где его замкнутости и холодности противостоит огромная сила беззаветной, искренней родительской любви. И мечтательность, и поэзия, и любовь к философии, и сословная гордость — все то, что Базаров усматривал как проявление аристократической праздности, предстают пред ним в жизни его плебея-0тЦа. А значит, и поэзия, и философия оказываются вечным свойством человеческой природы, вечным атрибутом культуры. Герою уже не убежать от обступивших его вопросов, не порвать живые связи с жизнью, окружающей и проснувшейся в нем самом. Отсюда и его трагический конец, в котором видится что-то символическое: смелый «анатом» и «физиолог» русской жизни губит

себя при вскрытии трупа мужика. И только смерть дает ему выход из трагического одиночества, она словно искупает ошибочную односторонность его жизненной позиции.

Таким образом, Тургенев в своем романе дает ясно понять, что трагизм Базарова — в бесплодности его желания подавить в себе человеческие стремления, в обреченности его попыток противопоставить свой разум стихийным и властным законам жизни, неудержимой силе чувств и страстей.