Смысл конфликта Базарова и братьев Кирсановых

Сочинение

Смысл конфликта базарова и братьев кирсановых

Смысл конфликта Базарова и братьев Кирсановых

Роман «Отцы и дети» написан в переломный момент развития общества, во время обострения отношений между двумя эпохами – старой, существовавшей раньше и в пору написания романа, и новой, которая должна была прийти на смену старой. Старая эпоха представлена дворянством и аристократией, а новая – демократами.

Именно в такой переломный момент возникают споры между представителями разных идеологий. В «Отцах и детях» показан спор между Базаровым, представляющим собой демократов, и потомственными аристократами Кирсановыми. Тургенев описывает занятия своих героев, образ жизни, поступки.

Аркадий Кирсанов, младший представитель семейной династии аристократов Кирсановых, привозит в отцовское имение Евгения Базарова – своего друга и учителя. Автор показывает состояние родового гнезда Кирсановых.

Печальная картина предстает перед нашими глазами: серые неприглядные поля, низкие кустарники, покосившиеся крыши, оборванные мужики – все это свидетельствует не в пользу хозяев.

Да и в отношениях с крестьянами у Николая Петровича не все благополучно: приказчик – плут, а крестьяне совсем обленились. Так считает старший Кирсанов. Николай Петрович старается что-то сделать, но он мягкий, уступчивый, к тому же не имеет определенных планов, чтобы что-то менять.

На примере жизни Николая Петровича можно проследить общественную биографию всего дворянства. Братья Кирсановы, как было принято среди дворян, продолжали судьбу своих родителей. И старший и младший должны были пойти по военной стезе.

Николай Петрович, как и большинство людей его круга, увлекается искусством, историей, литературой. Но он отошел от общественной жизни и переехал в деревню. Николай Петрович – дитя своего времени, он жил, как жили лучшие люди той поры. Но он инертен, не способен на самостоятельные поступки.

Его сделало таким то время, в которое он жил. Тургенев подчеркивает этим, что эпоха дворянства заканчивается, она изжила себя.

Чем-то похож на брата и Павел Петрович. Внешне это обаятельный человек, с красивым лицом и безупречными манерами. Ухоженные руки с «длинными розовыми ногтями», «английский костюм и лаковые полусапожки», которые он носил даже в деревне, говорят о том, что он сохранил свои аристократические привычки.

3 стр., 1293 слов

Николай и Павел Кирсановы (сравнительная характеристика)

... того что бы поругать молодое поколение. Сочинение 3 Братья, Николай и Павел Кирсановы, главные герои романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Оба воспитывались в семье военного, тем не менее, это ... и старые пуговицы не добавляли стиля образу. Николай Петрович вдовец уже более десяти лет, очень любил внезапно ушедшую из жизни жену. Есть новая дама сердца, на которой ...

Братьям Кирсановым противопоставлен в романе Базаров – демократ-разночинец, нигилист, как он сам себя называет. Мы мало знаем о прошлом Базарова. Известно, что отец его лекарь, мать – обедневшая дворянка. Родители живут в небольшом имении, доставшемся по наследству матери.

Доходов от своей деревни отец не получает и живет за счет врачебной практики. Базаров гордится своим неродовитым происхождением и при удобном случае упоминает, что его «дед землю пахал». Евгений Базаров – энергичный человек с сильной волей, холодным и трезвым умом.

В образе своего героя Тургенев воплотил основные черты характера лучших людей своей эпохи. Базаров считает, что всякий человек сам себя воспитывать должен. Именно так он и поступает. Взгляды Базарова не просто дань моде, как у его ученика Аркадия.

Он твердо убежден в необходимости коренного переустройства общества и верит, что сделать это могут такие люди, как он сам. В споре с Павлом Петровичем он намекает: «Нас не так мало, как вы полагаете».

Взгляды Базарова резко отличаются от убеждений братьев Кирсановых. Но если Николаю Петровичу позиция Базарова просто не нравится, то Павел Петрович «волосатого нигилиста» считает своим заклятым врагом.

Кирсановы полагают, что существующий строй наиболее правильный и поэтому малейшее посягательство на теперешнее устройство воспринимают как посягательство на них самих. Нигилист Базаров стоит за преобразования в России, и в первую очередь, считает он, надо «исправить общество».

В этих высказываниях Базарова озвучены взгляды Чернышевского и Добролюбова, которые считали, что реформа ничего не даст народу, В отличие от сидящих сложа руки аристократов нигилисты не склонны заниматься пустыми разговорами. Ведь и сам Базаров постоянно работает: проводит опыты, занимается естествознанием.

Павел Петрович видит в Базарове деятельного человека, который замахнулся на существующий строй, и поэтому относится к нему с опаской. Но Тургенев показывает и слабую сторону нигилизма; человек, не имеющий определенной программы, весьма уязвим. Базаров предлагает разрушить для того, чтобы «очистить место».

В этом случае правда на стороне Кирсанова: нельзя только все разрушать, необходимо строить. Базаров в своих взглядах не имеет определенных планов на будущее, поэтому сама судьба лишает его будущего.

В спорах о русском народе я придерживаюсь позиции Базарова. Павел Петрович умиляется отсталостью мужика, его патриархальностью. Но как может знать правду о мужике человек, который при разговоре с ним «морщится и нюхает одеколон». Именно так поступает Павел Петрович.

Базаров по своей деятельности, взглядам стоит намного ближе к народу и, следовательно, больше понимает его нужды. Простые люди в имении Кирсановых чувствуют это, поэтому подсознательно тянутся к нему. Базаров умеет поставить себя на позицию мужика и разговаривает с ним на равных, не считает зазорным просвещать народ.

Базарова справедливо можно назвать выразителем народных интересов.

В спорах сталкиваются и эстетические позиции Базарова и Кирсановых. Николай Петрович любит и знает литературу, музыку. Для Базарова все разговоры об искусстве – пустые слова. Столь же односторонни его высказывания в разговоре об отношении к природе. Теперь даже Аркадий выступает против Базарова.

1 стр., 478 слов

Современен ли Базаров в романе Тургенева “Отцы и дети”

... оставил. Несмотря на трагический конец, мы понимаем, что роман Тургенева актуален и современен во все времена. Всегда ... веку. Когда-то он будоражил столичное общество и был любимцем женщин, но испытав несчастную любовь, вынес для себя ценный урок. Базаров считает любовь помехой в ... его стариков. Кирсановы быстро забыли инцидент, связанный с Базаровым. Каждый из них зажил своей жизнью. Несомненно, ...

Это в ответ на его вопрос: «И природа пустяки?» – Базаров отвечает знаменитым: «И природа пустяки, в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Природа не поражает Базарова своей красотой, он считает, что в ней нет «художественного смысла».

Все же надо упомянуть, что Базаров еще будет в романе наслаждаться природой, а перед смертью скажет воистину поэтические слова: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Противоречивы также высказывания Базарова о любви и вспыхнувшее в нем большое чувство к Одинцовой. То, что Базаров смог по-настоящему полюбить Одинцову, говорит о его прекрасной и честной душе, несмотря на сухие суждения.

В романе автор показывает еще одного представителя семьи Кирсановых – Аркадия. Вначале он представляется нам учеником и последователем Базарова, но постепенно отходит от своего учителя.

Мещанское счастье Аркадия с Катей еще больше отдалило его от Базарова и приблизило к поколению отцов – аристократов. Пути Базарова и Аркадия расходятся. Базаров говорит своему бывшему другу: «…мы прощаемся навсегда, и ты сам это чувствуешь…

Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич…» Для себя самого он предвидел в будущем суровую, полную лишений и, возможно, революционной борьбы жизнь, столь типичную для поколения разночинцев-демократов 60-х годов XIX века.

Но судьба распорядилась иначе. Базаров умирает от зараже-. ния крови и перед смертью признает себя ненужным для России человеком.

Тургенев выводит в романе поколение демократов и приводит нас к мысли, что это поколение будущего. Базаров пока одинок, поэтому обречен, но его сила духа, мужество, стойкость, упорство в достижении цели делают его героем.

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/smysl-konflikta-bazarova-i-bratev-kirsanovyx/

Конфликт Базарова и Кирсанова-конфликт двух эпох – Сочуна

Смысл конфликта Базарова и братьев Кирсановых

/ Тургенев / Конфликт Базарова и Кирсанова-конфликт двух эпох

И. С. Тургенев воспроизвел в собственном романе Отчичи и дедичи и дети конфликт, вспыхнувший промежду двумя социально-политическими таборами в Российской федерации 60-х годов XIX века. Выразителем мыслей разночинцев-демократов сковаться льдом у писателя Евдений и веденей Базаров.

Ему в романе противопоставлено свободное высшие слои общества преимущественно ослепительным поверенным тот или другой представляется Апостол Петр Кирсанов. чтобы для того чтобы отпечатлеть конфликт критического в прекрасной жизни Российской федерации медли во всей его полноте, Тургенев спихивает данных двух героев.

Кто есть Базаров? узнают Кирсановы у Аркадия и слышат ответ: Нигилист. Взоры нигилиста и Павла Петровича Кирсанова быть в наличии асбсолютно противоположными. С первой же встречи они почувствовали доброжелатель к товарищу неприязнь. Апостол Петрович, узнав, что Евгений будет гостить у них, спросил: Данный волосатый? А Базаров вечерком подметил Аркадию: А чудаковат у тебя дядя.

10 стр., 4701 слов

Базаров и родители в романе Тургенева Отцы и дети

... – дело второстепенное. Другие сочинения: ← Образ и характеристика Базарова в Отцы и дети↑ ТургеневИспытание любовью Базарова и Одинцовой в романе Отцы и дети → Родители Базарова Василий Иванович Базаров – отец главного персонажа ... вернуть. Базаров понимает это, потому и просит Одинцову не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Эти слова из ...

Промежду ними всякий раз завязывались противоречия. У нас еще будет битва с данным лекарем, я это предчувствую, рассказывает Кирсанов. Выкладывайте ближе отрекомендуемся с генеральными персонажами романа. Апостол Петр Город сын боевого генерала 1812 года. Закончил пажеский корпус. Снаружи такое человек с привлекательным с лица юношески стройный.

Аристократ, англоман, он был самоуверен, сам себя баловал. Проживая в деревушке у брата, Апостол Петр сэкономил благородные привязанности (носил англосакс(онс)кий костюмчик и лаковые полусапожки).

Рынков внучонок дьячка, сын уездного лекаря. Тут-то человеке ощущается сила, энергия. Рассказывает он отважным голосом, безусловно и просто.

Выступка Базарова категорическая и проворно смелая. Не касаясь частностей во внешности Базарова Тургенев акцентирует внимание его умственное начало.

Удивительно но миропонимание данных героев романа? Апостол Петр Город по-серьезно даю голову на отсечение что право на ведущее расположение в сообществе аристократы захватили далеко не происхождением, а нравственными совершенствами и разбирательствами (Аристократия пустил волю Великобритании и удерживает ее), т. е.

высоконравственные общепризнанных мерок изготовленные аристократами, стойка человечной личности. Город считает, что без принципов имеют все шансы жительствовать исключительно развратные люди. Совместно с тем мы видим, что принципы Павла Петровича не корреспондируются с его делами жизнь нормального агента благородного сообщества штудирует в праздности.

Отлично от него Рынков воспринимает исключительно в таком случае что полезно (Мне произнесут мастерство я соглашусь. В теперешнее время пользительнее в (итоге запирательство мы отрицаем).

Безостановочный труд на благо сообщества представляется вхождением жизни Базарова.

Тургенев обнаруживает уклон его работы: Рынков привез с собой ультрамикроскоп и по целым временам с ним возился, он проводит физиологические и хие опыты, другими словами не прекращает в Марьине свои научные занятия. Величественными особенностями миросозерцания Базарова представляются его атеизм и материализм.

В спорах с Павлом Петровичем Рынков приводить доказательства потребность отречения манеры жизни. На вопрос, делать нечего он отрицает, последовал лапидарный ответ: Все. Город далеко не допускал экий злободневной позиции, что и показался базой неприязненности героев. Молодое поколение наступил уничтожать и обличать, а построением воспламенится некто другой.

Вы все отрицаете, то есть (т. е.) выражаясь вернее, вы все разрушаете. Да ведь необходимо и строить, рассказывает Евгению Кирсанов. Это уже не наше дело. Первоначально необходимо пространство расчистить, откликается Базаров. При некоторой наружнее схожести во взглядах Павла Петровича и Базарова на народ, в главном они расходятся.

Павлу Петровичу богобоязненность народа, жизнедеятельность в области начатым дедами распорядкам представляются изначальными и драгоценными особенностями общенародной жизни, умиляют его. Базарову но эти качества ненавистны: Люд полагает, что, рано или поздно грохот гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает.

Что ж? Мне согласиться с ним? Одни и именно эти черты лица неотъемлемые общенародной жизни, и называются персонажами романа по-разному, и по-разному оцениваются. Апостол Петр говорит: Он (народ) не имеет возможности жительствовать лишенный чего веры. Рынков но считает, что грубейшее предубеждение его душит. Они спорят да о поэзии, искусстве, философии.

Рынков ошеломляет и раздражает Кирсанова своими невозмутимыми думами об отрицании личности, в (итоге духовного. С точки зрения Базарова, декламировать Пушкина потерянное время, упражняться музыкой смешно, вкушать радость натурой нелепо. Как истинный материалист, он воспринимает натуру в качестве кого мастерскую, а человек в ней работник.

Я умру, и из меня лопух произрастать будет, утилитарно рассказывает Базаров. Апостол Петрович, напротив, любуется природой, души не чаять искусство. Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всем рассчитывать исключительно на собственный эксперимент и личный номер ощущения, приводит к отречению искусства, потому что художество кстати и представляет на лицо составление и художественное постигание постороннего опыта. Скептик считает, что искусство (и литература, и живопись, и музыка) размягчает душу, абстрагирует через дела. Это все романтизм, чепуха. Базарову представлялся святотатственным интерпретировать об искусстве, неосознаваемом творчестве, рано или поздно мастерство пусть будет так о хлебе насущном. В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова не терпится захватить сторонку то одного, то другого. Как мне кажется, что оба данных богатыря Тургенева в неизвестно чем быть в наличии правы, ну а в неизвестно чем заблуждались.

2019-12-30

Категории сочинений

Сочинения на свободную тему

Тютчев

Пушкин

Лорка

Тургенев

Лермонтов

Бальзак

Бунин

Гончаров

Абрамов

Зайцев

8 класс

Улицкая

Островский А. Н.

Ахматова

Достоевский

Замятин

Толстой Л. Н.

Куприн

Все категории

Источник: https://sochineniez.ru/konflikt-bazarova-i-kirsanova-konflikt-dvuh-epoh-turgenev-8038

Смысл конфликта Базарова и братьев Кирсановых

Смысл конфликта Базарова и братьев Кирсановых

Одна из важнейших черт творчества Ивана Сергеевича Тургенева — желание разобраться во всем, что происходит в стране. Ярким произведением, отразившим целый этап в историческом развитии России второй половины XIX века, явился роман “Отцы и дети”.

Название произведения наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос — противоречия между поколениями, и он поднимается автором, но на самом деле писателя волнует другое.

Отцы и дети — это те, кто живет мыслями уходящего в прошлое поколения, и представители новых идей, направлений, мыслей, новые люди, рожденные новым временем.

В романе Тургенев пытается понять, осмыслить цель жизни, мировоззрение этого нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам. Роман “Отцы и дети” показывает борьбу мировоззрений двух политических направлений — дворян-либералов и революционеров-демократов.

На противопоставлении наиболее активных представителей этих направлений — разночинца Базарова и дворянина Павла Петровича Кирсанова — построен сюжет романа. Кроме этой основной проблемы Тургенев поднимает ряд других вопросов, связанных с нравственным, культурным, социально-экономическим развитием России в 60-е годы XIX века.

Тургенев ставит вопросы, волнующие передовых людей того времени: в чем расхождение между революционерами-демократами и либералами; как надо относиться к народу, к труду, науке, искусству; какие преобразования необходимы в сельском хозяйстве, в экономике? Автор показывает нам три спора Е.Базарова и П.Кирсанова, в которых поднимаются эти вопросы.

Итак, тема дворянства, его роль в жизни. По мнению Павла Петровича, аристократы — движущая сила общественного развития. Их идеал — “английская свобода” (конституционная монархия); путь к идеалу — либеральный (реформы, гласность, прогресс).

По внешности, по убеждениям Павел Петрович — аристократ. Правда, как пишет Писарев, “убеждений у него, по правде сказать, не имеется, но зато есть привычки, которыми он очень дорожит” и “по привычке” доказывает в спорах необходимость “принсипов”.

В чем же заключаются эти “принсипы”? Во-первых, это взгляд на государственное устройство. Сам дворянин и аристократ, он придерживается тех же взглядов, что и большинство дворян того времени. Павел Петрович за установившиеся порядки, он монархист.

” Павел Петрович не переносит инакомыслия и яростно защищает доктрины, которым “постоянно противоречили его поступки”.

По мнению Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы. Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.

Следующий вопрос касаегся нигилизма и роли нигилистов в жизни.

Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением не был окружен этот принцип. Таково одно из основных положений этого течения, которое подразумевает независимость человека, как внутреннюю, так и внешнюю.

Базаров, этот “волосатый”, одет небрежно, в “длинный балахон с кистями”, “его полотняное пальто, панталоны запачканы в грязи”. И такой внешний вид не случаен: это прямое отрицание общепринятых норм, моды, противопоставление своей “одежонки” аккуратности и изящности костюма Павла Петровича.

Внутренняя же независимость заключается прежде всего в самостоятельности мышления, а отсюда — уверенность в правоте своих убеждений.

И действительно, Базаров категоричен, подчас резок, но всегда уверен в своих суждениях, он не волнуется в споре, как Павел Пегрович, и сохраняет “невыразимое спокойствие”.

Нигилисты не признают авторитетов, а значит, для них важна суть проблемы, а не общественное мнение о ней. Все подвергать сомнению является, безусловно, движущей силой развития мысли, прогресса.

Но нельзя не отметить, что нигилизм в своих крайних проявлениях подчас может привести к отрицанию всех общечеловеческих ценностей, принципов, о чем и говорит Павел Петрович. Ведь существуют такие вещи, которые невозможно подвергать сомнению, их надо просто принять на веру. Это понятия о добре и зле, хорошем и плохом.

Если же отвергнуть веру в эти моральные основы человеческого существования, невозможно осознать и определить, что же такое нравственность: “…без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди”. Так говорит Павел Петрович.

Он осуждает нигилистов за то, что те “никого не уважают”, живут “без принсипов”; считает их ненужными и бессильными: “Вас всего четыре человека с половиной”. На это Базаров отвечает: “От копеечной свечи Москва сгорела”. Под отрицанием “всего” Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль.

А что же утверждают нигилисты? Прежде всего, необходимость революционных действий. Критерием же является народная польза.

Каковы взгляды обеих сторон на народ? Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика.

Базаров говорит, что народ не понимает собственных интересов, темен и невежествен, но считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков, утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм — проявление именно народного духа. Павел Петрович любит порассуждать о русских крестьянах, но при встрече с ними “морщится и нюхает одеколон”.

Кирсанов толкует о России, о “русской идее”, но употребляет при этом огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об общественном благе, о служении Отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью.

Базаров близок к простому народу своим отношением к труду. Тургеневский герой — разночинец, он изначально по своему социальному положению должен был работать. Его увлекает работа, так как она является непременным условием самоуважения и удовлетворения для Базарова.

Четвертый вопрос затрагивает отношение спорящих к искусству и природе. Павел Петрович благословляет искусство. Автор солидарен в этом с П. Кирсановым. Но Базаров отрицает все, у него другая мораль: нравственно то, что полезно.

Целесообразность — вот главное мерило ценности поступков и явлений у Базарова. Поэтому и природу он воспринимает только как мастерскую, где человек должен быть хозяином и использовать знания для достижения своих целей: “Природа не храм”.

Базаров отказывается от великих достижений культуры: “Рафаэль гроша медного не стоит”.

Подведем итоги. Споры велись не по частным вопросам. Они касались настоящего и будущего России. Во всех спорах последнее слово оставалось за Базаровым. Компромисс между героями Тургенева невозможен, подтверждением этому является дуэль.

На чьей стороне автор?

Ответить однозначно нельзя. Однако следует отметить, что роман посвящен В.Г. Белинскому — человеку 40-х годов, у которого было такое же “страстное, грешное, бунтующее сердце”, как и у Базарова. Тургенев не знает, как будут решаться вопросы, поднятые его героями, но то, что они подняты, — огромная заслуга писателя.

Споры П. Кирсанова с Е. Базаровым имеют идейное значение. Они раскрывают основную мысль, идею романа, то, ради чего он писался. Они придают особую остроту сюжету, служат характеристикой каждого героя; они показывают превосходство новых прогрессивных идей над старыми, отжившими, вечное движение общества к прогрессу.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/smyisl-konflikta-bazarova-i-bratev-kirsanovyih/

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Америго ВЕСПУЧЧИ /Amerigo VESPUCCI/(1454 — 22.2.1512), флорентийский мореплаватель, в честь которого названа Америка. (Дата рождения приблизительна. )Год Рождения: 1454

Источник: http://www.vevivi.ru/best/Smysl-konflikta-Bazarova-i-bratev-Kirsanovykh-ref36925.html

Сочинение: Смысл конфликта Базарова и братьев Кирсановых – Литература языковедение

Смысл конфликта Базарова и братьев Кирсановых

Источник: http://www.e-ng.ru/literatura_yazykovedenie/sochinenie_smysl_konflikta_bazarova_i.html

Смысл конфликта Базарова и братьев Кирсановых

Одна из важнейших черт творчества Ивана Сергеевича Тургенева — желание разобраться во всем, что происходит в стране. Ярким произведением, отразившим целый этап в историческом развитии России второй половины XIX века, явился роман “Отцы и дети”.

Название произведения наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос — противоречия между поколениями, и он поднимается автором, но на самом деле писателя волнует другое.

Отцы и дети — это те, кто живет мыслями уходящего в прошлое поколения, и представители новых идей, направлений, мыслей, новые люди, рожденные новым временем.

В романе Тургенев пытается понять, осмыслить цель жизни, мировоззрение этого нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам. Роман “Отцы и дети” показывает борьбу мировоззрений двух политических направлений — дворян-либералов и революционеров-демократов.

На противопоставлении наиболее активных представителей этих направлений — разночинца Базарова и дворянина Павла Петровича Кирсанова — построен сюжет романа. Кроме этой основной проблемы Тургенев поднимает ряд других вопросов, связанных с нравственным, культурным, социально-экономическим развитием России в 60-е годы XIX века.

Тургенев ставит вопросы, волнующие передовых людей того времени: в чем расхождение между революционерами-демократами и либералами; как надо относиться к народу, к труду, науке, искусству; какие преобразования необходимы в сельском хозяйстве, в экономике? Автор показывает нам три спора Е.Базарова и П.Кирсанова, в которых поднимаются эти вопросы.

Итак, тема дворянства, его роль в жизни. По мнению Павла Петровича, аристократы — движущая сила общественного развития. Их идеал — “английская свобода” (конституционная монархия); путь к идеалу — либеральный (реформы, гласность, прогресс).

По внешности, по убеждениям Павел Петрович — аристократ. Правда, как пишет Писарев, “убеждений у него, по правде сказать, не имеется, но зато есть привычки, которыми он очень дорожит” и “по привычке” доказывает в спорах необходимость “принсипов”.

В чем же заключаются эти “принсипы”? Во-первых, это взгляд на государственное устройство. Сам дворянин и аристократ, он придерживается тех же взглядов, что и большинство дворян того времени. Павел Петрович за установившиеся порядки, он монархист.

‘ Павел Петрович не переносит инакомыслия и яростно защищает доктрины, которым “постоянно противоречили его поступки”.

По мнению Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы. Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.

Следующий вопрос касаегся нигилизма и роли нигилистов в жизни.

Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением не был окружен этот принцип. Таково одно из основных положений этого течения, которое подразумевает независимость человека, как внутреннюю, так и внешнюю.

Базаров, этот “волосатый”, одет небрежно, в “длинный балахон с кистями”, “его полотняное пальто, панталоны запачканы в грязи”. И такой внешний вид не случаен: это прямое отрицание общепринятых норм, моды, противопоставление своей “одежонки” аккуратности и изящности костюма Павла Петровича.

Внутренняя же независимость заключается прежде всего в самостоятельности мышления, а отсюда — уверенность в правоте своих убеждений.

И действительно, Базаров категоричен, подчас резок, но всегда уверен в своих суждениях, он не волнуется в споре, как Павел Пегрович, и сохраняет “невыразимое спокойствие”.

Нигилисты не признают авторитетов, а значит, для них важна суть проблемы, а не общественное мнение о ней. Все подвергать сомнению является, безусловно, движущей силой развития мысли, прогресса.

Но нельзя не отметить, что нигилизм в своих крайних проявлениях подчас может привести к отрицанию всех общечеловеческих ценностей, принципов, о чем и говорит Павел Петрович. Ведь существуют такие вещи, которые невозможно подвергать сомнению, их надо просто принять на веру. Это понятия о добре и зле, хорошем и плохом.

Если же отвергнуть веру в эти моральные основы человеческого существования, невозможно осознать и определить, что же такое нравственность: “…без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди”. Так говорит Павел Петрович.

Он осуждает нигилистов за то, что те “никого не уважают”, живут “без принсипов”; считает их ненужными и бессильными: “Вас всего четыре человека с половиной”. На это Базаров отвечает: “От копеечной свечи Москва сгорела”. Под отрицанием “всего” Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль.

А что же утверждают нигилисты? Прежде всего, необходимость революционных действий. Критерием же является народная польза.

Каковы взгляды обеих сторон на народ? Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика.

Базаров говорит, что народ не понимает собственных интересов, темен и невежествен, но считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков, утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм — проявление именно народного духа. Павел Петрович любит порассуждать о русских крестьянах, но при встрече с ними “морщится и нюхает одеколон”.

Кирсанов толкует о России, о “русской идее”, но употребляет при этом огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об общественном благе, о служении Отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью.

Базаров близок к простому народу своим отношением к труду. Тургеневский герой — разночинец, он изначально по своему социальному положению должен был работать. Его увлекает работа, так как она является непременным условием самоуважения и удовлетворения для Базарова.

Четвертый вопрос затрагивает отношение спорящих к искусству и природе. Павел Петрович благословляет искусство. Автор солидарен в этом с П. Кирсановым. Но Базаров отрицает все, у него другая мораль: нравственно то, что полезно.

Целесообразность — вот главное мерило ценности поступков и явлений у Базарова. Поэтому и природу он воспринимает только как мастерскую, где человек должен быть хозяином и использовать знания для достижения своих целей: “Природа не храм”.

Базаров отказывается от великих достижений культуры: “Рафаэль гроша медного не стоит”.

Подведем итоги. Споры велись не по частным вопросам. Они касались настоящего и будущего России. Во всех спорах последнее слово оставалось за Базаровым. Компромисс между героями Тургенева невозможен, подтверждением этому является дуэль.

На чьей стороне автор?

Ответить однозначно нельзя. Однако следует отметить, что роман посвящен В.Г. Белинскому — человеку 40-х годов, у которого было такое же “страстное, грешное, бунтующее сердце”, как и у Базарова. Тургенев не знает, как будут решаться вопросы, поднятые его героями, но то, что они подняты, — огромная заслуга писателя.

Споры П. Кирсанова с Е. Базаровым имеют идейное значение. Они раскрывают основную мысль, идею романа, то, ради чего он писался. Они придают особую остроту сюжету, служат характеристикой каждого героя; они показывают превосходство новых прогрессивных идей над старыми, отжившими, вечное движение общества к прогрессу.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/smyisl-konflikta-bazarova-i-bratev-kirsanovyih/

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/