Роль пейзажа в произведении Островского «Гроза»

Сочинение
  • Островский
  • Образ грозы в пьесе

Гроза — это природное явление. Однако Островский, в своей пьесе дал ему немного другую интерпретацию. При этом символический образ грозы мы находим одновременно в разных смыслах.

Значения образа начинают раскрываться с 1-ого действия: слышится гром, на небе видна молния. Это явление будет присутствовать до 4-ого действия. Причем гроза непостоянна, она то набирает силу, то затихает. И даже в светлый день герои с тревогой в сердце ждут ее прихода.

Боятся ее все, но только не Кулигин. У него нет проблем с совестью, поэтому ему не нужно опасаться кары божьей. Он представляет грозу как бытовое явление, не видя в нем мистики. Он говорит, что гроза не может убить. Дикой не приемлет его точки зрения, он считает, что грозу посылает Бог, чтобы напомнить людям о грядущем суде. В этом скрывается первобытный страх.

Катерина очень боится грозы, стихия не гармонирует с ее натурой. Она провинилась и не желает оставить этот мир с нечистой душой. В этом случае это явление предстает как сила потустороннего мира.

В заключительной части пьесы гроза находится в своем апогеи. При этом затишье перед предстоящей бурей обманчиво, те люди, что гуляли по городу, хотят побыстрее укрыться под крышей дома.

Гроза отражается в жизни каждого героя. Катерина смогла сознаться в измене как раз когда стихия разбушевалась, сделала она это от страха солгать. Это меняет дальнейшую судьбу Кабановых.

В грозе есть и положительные черты. После нее выходит радуга, и есть надежда на преображение Калинова и то, что люди смогут поступить так, как считают нужным. Первым нарушителем правил стал Тихон.

Даже в названии произведения имеется символ этого явления. И оно здесь не только природное, но и иносказательное, оно обозначает отношения и связи поколений, зависимость и власть. Тихон радуется возможности хотя бы на время покинуть ненавистный дом, где ему приказывает мать.

Образ грозы в пьесе Островского имеет также отношение к страху. Кулигин замечает, что бояться грозы не стоит. Он говорит: «Ну чего вы боитесь, каждая травка, каждый цветок радуется, а мы …! Он также замечает «Не гроза это, а благодать».

Но многие люди видят в ней божью кару. Отношение к этому явлению характеризует натуру героев. Суеверие прочно засело в народных массах. Это можно увидеть в рассуждениях Дикого: «Гроза-то нам в наказание…». Однако и Дикой, а также Кабаниха и прочие персонажи не очень переживают по поводу грозы. Кабаниха уверена, что грозу посылает бог как знак гнева, но она убеждает себя в том, что ее образ жизни соответствует канонам божьим.

6 стр., 2598 слов

Дно жизни трагический образ пьесы горького на дне

... большие преграды. «Дно жизни» — трагический образ пьесы Пьеса «На Дне» была написана А. М. Горьким в 1902 году. Горький долгое время не мог подобрать точного названия пьесе, поэтому первоначально название пьесы изменялось три ... Основная идея пьесы – вера в человека. На дне. Сочинение 2 Произведения Максима Горького всегда были написаны с каких то реальных случаев или событий из жизни. Отличались они ...

Варвара и Кулигин говорят, что не испытывают страха перед грозой. Варвара смотрит в будущее, она намерена сбежать из дома, а Катерину держит страх прошлого.

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 10 класс

Урок 64 ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ПЬЕСЫ «ГРОЗА». ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ И РАССТАНОВКА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ В «ГРОЗЕ»

29.03.2013 31157 0

Урок 64 ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ пьесы «ГРОЗа». ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ И РАССТАНОВКА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ В «ГРОЗЕ»

Цели:

рассказать учащимся о творческой истории пьесы «Гроза»; рассмотреть различные оценки «Грозы» и выразить свое отношение к прочитанной пьесе; выяснить, в чем суть основного конфликта; познакомиться с действующими лицами, определить значение их имен и фамилий.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

  • «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского;
  • взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий;
  • и при всем том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит впечатление менее тяжкое и грустное, нежели другие пьесы Островского… В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее.

Н. Добролюбов

I. Вступительное слово учителя.

Творческая история «Грозы»

В 1856 и 1857 годах А. Н. Островский участвовал в известной «Литературной экспедиции», организованной морским министерством. Сохранились дневниковые записи Островского под названием «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода». Поездка по Волге, пребывание в волжских городах расширили представление драматурга о русской действительности.

Один из участников экспедиции С. В. Максимов писал: «Волга дала Островскому обильную пищу, указала ему новые темы для драм и комедий и вдохновила его на те из них, которые составляют честь и гордость отечественной литературы».

Известный литератор и театрал XIX в. С. А. Юрьев продолжил: «»Грозу» не Островский написал… «Грозу» Волга написала».

Таким образом, именно путешествие по Волге положило начало работе Островского над «Грозой». Пьеса была написана быстро: начата в июле, а окончена в октябре 1859 г. Впервые увидела свет не в печати, а на сцене: 16 ноября 1859 года состоялась премьера «грозы» в Малом театре, а 2 декабря 1859 года – в Александринском театре.

Сохранились воспоминания актрисы, первой игравшей роль Кабанихи на русской сцене, Н. В. Рыкаловой: «Александр Николаевич Островский был большой друг нашего театра… вскоре собрал нас всех на квартире у Никулиной-Косицкой и прочел свое произведение. Общее восхищение было чрезвычайно велико, все поздравляли знаменитого писателя, предрекая заранее успех пьесе и крепко пожимая счастливому автору руку».

«Гроза» была напечатана в первом номере журнала «Библиотека для чтения», а вскоре вышла отдельным изданием в 1860 году.

Пьеса стала крупнейшим литературно-общественным событием русской жизни. Через год после появления Островский за пьесу «Гроза» был удостоен Большой Уваровской премии, в то время это была высшая награда за драматическое произведение.

7 стр., 3298 слов

Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в пьесе Гроза Островского

... Катерины и Варвары в «Грозе» Островского, образы героинь в пьесе В «Грозе» Варвара и Катерина являются двумя по-настоящему женскими образами. Эти две девушки воплощают в ... образы Катерины и Варвары в «Грозе». Речь пойдёт не столько о силе характера и личных качествах, сколько о душевной глубине. Все жители Калинова противопоставлены образу Катерины по принципу мелочность — широта души. Варвара ...

Критики по-разному оценивали «Грозу» и ее главную героиню. Высшую оценку пьесе дал Н. А. Добролюбов в статьях «Луч света в темном царстве» (1860) и «Темное царство» (1859).

Единодушны с ним были И. А. Гончаров, П. П. Плетнев, А. Д. Галахов.

Оценка «Грозы» Л. Толстым (из письма А. Фету): «»Гроза» Островского есть, по-моему, плачевное сочинение». С ним был согласен А. Фет.

Выдающийся мыслитель и прогрессивный критик Д. И. Писарев написал статьи «Мотивы русской драмы» (1864) и «Посмотрим!» (1865), в которых возразил Н. А. Добролюбову. Признавая некоторые достоинства пьесы, он решительно отказал «Грозе» и ее героине Катерине в каком бы то ни было протесте. Катерина, по мнению Писарева, не «луч света в темном царстве», а «вечное дитя», «несчастная жертва».

Великий артист М. С. Щепкин с горечью и обидой отозвался о произведении Островского. 31 октября 1859 г. он ушел за кулисы во время репетиции «Грозы» в Московском Малом театре.

II. Рассказ подготовленного ученика о сюжете «Грозы».

Долгое время считалось, что в основе сюжета «Грозы» – нашумевшее «клыковское дело». В 1859 г. в Костроме девятнадцатилетняя Клыкова Александра Павловна ушла из дома, и тело ее нашли в Волге. При судебном разбирательстве выяснилось, что веселая и добрая Александра Клыкова была выдана замуж в купеческую семью. Деспотичная и угрюмая свекровь всячески притесняла сноху, а безвольный сын не мог защитить молодую жену. Но тут появился служащий почтовой конторы Марьин, которого Клыкова полюбила.

Далее выяснилось, что «Гроза» была написана раньше, чем происходили реальные события в семье Клыковых. Но совпадения потрясающие!

Драму «Гроза» Островский написал почти полтора века назад. Казалось бы, что нам сегодня до Катерины? Но пьеса до сих пор волнует и зрителей, и читателей. Одна из причин в том, что драматург воссоздал в произведении необычайно яркие, живые и, к сожалению, узнаваемые в сегодняшней жизни характеры. Другая причина – автор не просто создал запоминающиеся картины нравов, но и обратился к «вечным проблемам» – проблемам нравственности, человеческого достоинства, любви, счастья, противоречиям между велением сердца и долга.

III. Объяснение нового материала.

Лекция учителя (краткое изложение).

Основной конфликт и система художественных образов

(А. А. Зерчанинов)

Суть основного конфликта такова. По словам Ю. В. Лебедева, это конфликт между «темным царством» и новым человеком, живущим по законам совести.

власть «темного царства»

  • Это Кабанова Марфа Игнатьевна и Дикой Савёл Прокофьич – грубые, деспотичные и невежественные, враги всего нового.

К другой группе относятся «жертвы» «темного царства». Это Катерина, Борис, Кулигин, Варвара, Кудряш, Тихон, униженные и угнетенные, но все-таки способные на протесты и по-разному его выражающие.

13 стр., 6234 слов

История создания пьесы островского гроза

... одной пьесы Островского, но впервые и сильнее всего она сказалась в «Грозе». театральный, ... разные! — это неподвижные каменные глыбы, они словно бы застыли — один в своей дикой ... Костроме: «На той стороне Волги, прямо против города, два села; особенно ... Грозы» — внес новые черты в, казалось бы, знакомые типы, в конфликт и исход действия. «Дикой и Кабаниха стоят в общем ряду Самодуров Островского, ...

IV. Беседа с учащимися по вопросам:

1. Назовите действующих лиц «Грозы». Что означают их имена и фамилии? (Толкование имен – см. [28]*.)

Екатерина

  • разговорное Катерина, от греческого katharios – чистая, благопристойная.

Варвара

  • от греческого barbaros – иноземка, чужестранка.

Марфа

  • от арамейского marta
  • госпожа.

Борис

  • сокращение имени Борислав, от

бор

  • борьба,

слав

  • слава.

Савёл

  • от Савелий, древнееврейское имя Саул – испрошённый (у бога).

Тихон

  • от греческого tychon – удачный, спокойный.

2. Расскажите о героях пьесы (их внешность, манеры, поступки, особенности речи).

3. Почему «Гроза» открывается песней Кулигина?

4. Какую роль в пьесе играет пейзаж?

V. Чтение по ролям I действия

(если останется время).

Домашнее задание.

1. Сочинение-миниатюра «Значение пейзажа в пьесе «Гроза».

2. Рассказ о городе Калинове и его обитателях.

3. Чтение по ролям. Заранее распределить роли, отобрать тексты для чтения о явлениях природы.

поурочный план, 10 класс, русская литература

Случалось ли вам когда-нибудь попасть под первый весенний дождь? Оказаться в поле в разгар грозы? Слышать близкие раскаты грома и видеть сверкающие молнии в грозовом небе? Эти впечатления остаются надолго — пугающие и захватывающие одновременно, очаровывающие дыханием вступившей в свои права весны. Весенняя гроза совсем не похожа на грозу летом или осенью. Это совершенно особенное явление. Как-то раз на майские праздники мы отправились на природу. Расположились в небольшом дачном домике, разложили продукты для пикника. Взрослые занялись

приготовлениями, а мы с друзьями побежали разведывать территорию. Денек стоял прекрасный. Весна начинала проявлять себя во всей красе. Все деревья были в цвету, и в воздухе стоял неповторимый аромат. Весеннее солнышко, иногда скрываемое набегающими облаками, радовало своим теплом. Птицы щебетали, радуясь весне. Иногда налетал свежий ветерок, а потом затихал. И казалось, что все вокруг затаилось на время вместе с ним, словно прислушиваясь. А что же дальше. Все-таки природа знает: весенняя погода так переменчива!

Увлеченные игрой и разговорами, мы не заметили, как отошли довольно далеко от домика. И тут все изменилось…

Набежали тучи, все вокруг потемнело. Небо из приветливо-голубого стало грозным и тяжелым. Вдали оно казалось почти черным. Мы повернули обратно и поспешили вернуться в дом. Вдруг небо разрезала молния, а с другой стороны — еще одна. И, будто прямо над нашими головами, грянул гром. Он раздался, словно внезапный выстрел, и, прокатившись по полям, нехотя затих где-то за горизонтом. Тут же, как бы в ответ ему, откуда-то издалека донесся другой раскат. Грохочущие звуки то нарастали, то затихали, возобновлялись вновь и уходили вдаль. Казалось, что там, наверху, кто-то ведет бурный спор. О чем? Неизвестно. Но становилось как-то страшновато. На какое-то мгновение все стихло. Не слышалось ни грома, ни шума ветра. Листочки замерли на деревьях в ожидании чего-то, смолкли голоса птиц.

11 стр., 5343 слов

Тютчев весенняя гроза

... Тютчев описывает весеннюю грозу. Мы словно слышим звуки, которыми наполнено произведение: раскаты грома, шум воды, птичьи голоса. Гроза ... Сочинение “Весенняя гроза” Источник: http://schoolessay.ru/sochinenie-vesennyaya-groza/ Анализ стихотворения Весенняя гроза Тютчева Стихотворение «Весенняя гроза» было написано Тютчевым ... дождь – первый этой весной, словно ... нитки, словно искупавшихся в речке прямо ...

Вот шевельнулась травинка, где-то чирикнула маленькая птичка. В лицо пахнуло ветерком, но уже не тем, теплым и ласковым. В воздухе запахло свежестью и легким холодком… И тут полил дождь — первый этой весной, словно кто-то опрокинул с небес огромный ушат воды. Укрыться от дождя было негде, до домика было еще далеко. Вода была кругом, дождь лил сплошной стеной. Мы бежали почти наугад, ничего не видя перед собой. В небе еще кое-где сверкали молнии и раздавались отзвуки грома, но уже далеко. Они становились все реже и все слабее. И вдруг все прекратилось, так же внезапно, как и началось.

Небо быстро прояснилось, и снова выглянуло солнышко. Птицы опять перекликались, перелетая с ветки на ветку. И тот, кто появился бы здесь только сейчас, очень удивился бы, увидев бесконечные потоки воды, бегущие по дороге. И нас, промокших до нитки, словно искупавшихся в речке прямо в одежде. Родители встретили нас с сердитыми лицами, но затем сменили свой гнев на милость. Нас переодели, посадили за стол. И эта майская гроза осталась в прошлом. Но я уверена, что воспоминания о ней сохранятся надолго!

Вчерашнее утро было тихое, теплое и безоблачное. В такие дни особенно не хочется идти в школу, потому что, когда сидишь у окна, невозможно слушать объяснения учителя. Крики малышей на улице, пение птиц на деревьях, близость каникул не дают сосредоточиться на уроках — взял бы, да и выпрыгнул прямо в окошко на зеленую траву, в кусты сирени.

Однако солнечная погода продержалась только до начала третьего урока. Быстро-быстро, как будто их кто-то подгонял сзади, набежали хмурые сизые тучи, вдалеке громыхнул гром. Внезапно так сильно потемнело, что в классе пришлось включить свет. Мы притихли, даже самые беспокойные ребята перестали разговаривать. И вот, когда в классе возникла минута «мертвой» тишины, прямо за окном раздался раскат грома и сверкнула молния. Удар был настолько сильным, что у меня зазвенело в ушах, а многие наши девчонки завизжали. Через несколько секунд полил такой ливень, что соседний дом стал трудно различим. Учитель сказал нам побыстрее закрыть форточки. Было видно, как по дорогам несутся бурлящие потоки грязной воды, смывая с асфальта мусор и пыль. Многие пешеходы вброд перебирались через лужи. Никто из них не взял зонтик, да это все равно было бы слабой защитой от такого ливня.

Внезапно все стихло. Дождь перестал, за несколько минут растянуло тучи. В окошко заглянуло ласковое солнышко: не бойтесь, гроза закончилась!