Личность и ее роль в судьбе страны

Сочинение

А. Толстой проблему “личность и история” решает несколько в ином ключе, чем решал в свое время Л. Толстой в “Войне и мире”. Если для Л. Толстого народ – главная движущая сила истории, то А. Толстой, признавая значение народа в реализации реформ, все же основную преобразовательную роль отводит сильной личности. Он рисует Петра человеком великим, прогрессивным, хотя и жес­токим.

Но жестокость царя писатель оправдывает объективными причинами: старозаветная Русь противилась всяким изменениям, не допускала ничего нового в свои устои.

А.

Толстой показывает жизнь Петра с детских лет. Впервые Петра-мальчика мы видим во время стрелецкого мятежа. Впе­чатление от жестокости стрельцов, подстрекаемых к бунту, ос­талось у него на всю жизнь. “Ужас далеких детских дней” не однажды возвращался к Петру, вызывая припадки истерии и жестокости.

Характер царя Петра формируется постепенно. Из долговязого, угловатого подростка вырастает волевой, требователь­ный, настойчивый государственный деятель. Юношей он мог хитрить, чтобы добиться своей цели, притворяться, но став ца­рем, Петр приобретает прямолинейность, жестокость.

Он каз­нит

не сотнями, а тысячами тех, кто выступает против его пре­образований.

Юный Петр создает потешное войско, строит себе корабли­ки – и это не просто игра. Он примеривается к настоящей ар­мии и настоящему флоту. Недаром князь Ромадановский прони­цательно замечает, что потешное войско лучше подготовлено, чем вся русская армия.

Петр был натурой деятельной, а не созерцательной. Он сам постоянно находится в движении и приводит в действие все вокруг себя. Он строит флот, казнит стрельцов, идет в поход против Швеции.

Петр ставит перед собой задачи небывалых мас­штабов: он хочет открыть России выход к Черному и Балтий­скому морям, сделать ее могучей морской державой. А. Толстой подчеркивает глубоко патриотический характер деятельности Петра, стремящегося “прорубить окно в Европу”, вывести Рос­сию на мировой уровень.

3 стр., 1123 слов

Образ Петра I в романе А.Н. Толстого «Петр I»

... строить корабли и города, разлучая с семьями, добывать железо, засекали до смерти в солдатах. Все это тоже освещено в романе. А. Н. Толстой создал монументальный образ Петра ... кровавую расправу, непомерную жестокость стрельцов, подстрекаемых Хованским ... своих и зависть к иностранцам. Первый порыв — перевешать, перепороть. "Но ... изучение военной науки. Товарищами по этим играм становятся мальчишки ...

Петр – человек одаренный, трудолюбивый. Он по-своему демократичен: не боится “черного” труда, овладел четырнадца­тью ремеслами, с уважением относится к мастеровым людям. Петр приближает к себе не по принципу знатности происхож­дения, а по деловым качествам.

Однако “демократичный” царь строит свои реформы на костях народа, на безудержной эксплуатации и угнетении.

А. Толстой показывает Петра не только государственным дея­телем, но и человеком с присущими ему слабостями и отрица­тельными чертами. Петр вспыльчив, не остановим в своих жела­ниях, необуздан и страшен в гневе. Вместе с необходимыми прогрессивными реформами он внес в русскую жизнь и много негативного, породившего дурные привычки: курение, шумные попойки, нарушение супружеской верности.

Человеческие сла­бости Петра проецируются на его государственную деятельность. Нетерпение, жажда стремительных перемен толкают Петра раз­рушать варварские обычаи отсталой страны варварскими же способами (бритье бород, насильно вводимые ассамблеи, за­прет на ношение национальной одежды).

Образ Петра I написан А. Толстым зримо, объемно. Совер­шенно очевидно, что писатель выступает как апологет петров­ских реформ и Петра как выдающейся личности, чья деятель­ность оправдана историей.

Глоссарий:

  • сочинение на тему я личность
  • цитаты характеризующие чацкого
  • сочинение на тему личность
  • я личность сочинение
  • сочинение я личность
  • Глоссарий  1Глоссарий  2Глоссарий  3Глоссарий  4Глоссарий  5

(No Ratings Yet)

17 стр., 8240 слов

Наверное общая беда делит нас на людей и людишек сочинение

... на собственных бедах, но вызвано победами других людей. Сочинение ... мы можем встретить в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Перед читателем автор показывает образ Швабрина, который долгое время завидовал Петру Гриневу и ... и забирает фрукт у ребят, чтобы сварить компот на всех. Показательными являются размышления мальчика после того, как он сам отдал грушу: «мысль, что моя груша пойдет на общий ...