Школьное сочинение по произведениям Михаила Зощенко
Произведения Михаила Зощенко несут отпечаток напряженных поисков и причастности к разным социальным группам. Он одновременно связывался с интеллигенцией и с теми, кто участвовал в первой мировой и гражданской войнах. Возможно, именно поэтому Зощенко вступил в 1918 году добровольцем в Красную армию, но вскоре покинул ее.
Революционные иллюзии молодого Зощенко развеялись довольно быстро. Для него стали явными жестокость и бесчеловечность утвердившейся власти. Конечно, в то время нельзя было прямо написать о многих вещах. Однако уже в его ранних рассказах можно обнаружить антитоталитарные тенденции.
Художник осуждает всеобщее доносительство (‘На живца’, 1923 г.), жесткий бюрократический контроль (‘Закорючка’, 1928 г.) и идеологическое оболванивание народа (‘Полетели’, 1932 г.).
Зощенко понимал, что система бдительно оберегает царственный покой социалистического чиновничества.
Рассказы Зощенко можно назвать сатирической ‘энциклопедией номенклатурных нравов’. Новые чиновники несут в себе не только традиционные пороки, но и черты управленцев нового времени — хвастовства, очковтирательства (‘Жертва революции’, 1923 г., ‘Агитатор’, 1923 г. и др.).
Интересно, что в роли начальников выступают полулюмпенизированные массы, дорвавшиеся до власти. Зощенко испытывал отвращение к самодурству нового ‘правящего класса’.
Зощенко понимал, что положение простого народа не улучшилось после революции, а стало нестерпимым. Он показывает мир простых людей с немалой долей сочувствия, хотя и этот мир является ‘отрицательным’. Нравы его далеки от совершенства, люди погружены в вечную суету и дрязги (‘Баня’, 1924 г., ‘Операция’, 1927 г., ‘Кошка и люди’, 1928 г.).
Тема искажения человеческой природы является одной из наиболее важных в русской литературе XIX-XX веков. Она также присутствует в творчестве Михаила Зощенко. Для писателя эта тема является объединяющей, пронизывающей и синтезирующей. Действительно, нравственные принципы одинаково искажены как у представителей правящего класса, так и у городских и сельских низов. Это заставляет задуматься о том, удалось ли коммунистическим вождям создать «советского человека». Одной из характерных черт этого «нового человека» является лень, нежелание и неспособность работать продуктивно. Неудивительно, что пьянство, паразитизм и воровство стали типичными чертами социалистического образа жизни. Но даже когда человек старается работать добросовестно, труд не приносит ему радости и удовлетворения. Это наглядно показано в рассказе «Чудный отдых» (1926 г.), где главный герой «сорок лет не отдыхал» и когда наконец отправился в отпуск, сразу же заскучал. Он не привык иметь свободное время и не умеет им пользоваться, что является ярким примером искаженности человеческой природы.
Зощенко Михаил Михайлович
... «Всемирная литература». Руководил занятиями К.И.Чуковский, высоко оценивший творчество Зощенко. Вспоминая о его рассказах и пародиях, написанных в период студийных занятий, Чуковский писал: ... литературную группу «Серапионовы братья», выступавшую за свободу творчества от политической опеки. Творческому общению способствовала жизнь Зощенко и других «серапионов» в знаменитом петроградском Доме ...
Стоит отметить, что неспособность радоваться жизни и разумно использовать свободное время является яркой иллюстрацией искаженности человеческой природы. Человек превращается в придаток машины, в винтик государственного механизма. При этом подлинная духовность теряется, а элементарные человеческие связи разрушаются даже между близкими людьми (рассказ «Родные люди», 1926 г.).
Рассказы Михаила Зощенко не предназначены для развлечения праздной публики. Художник, погружаясь в «отрицательные миры» своего времени, идет от конкретно-социального к общечеловеческому и вечному. Поэтому его творчество всегда пронизано мучительной болью за человека, лишившегося способности сопереживать и любить в результате преступного исторического эксперимента. Эта проблематика остается актуальной и в наше время.
«Сатирическое изображение жизни и политической системы в рассказах Зощенко»
О жизни Михаила Михайловича Зощенко известно, пожалуй, не так уж и много. Творчество этого замечательного писателя находилось под негласным запретом на протяжении многих лет.
В рассказе «На живца» Михаил Зощенко освещает режим, который установился в стране после октябрьского переворота. Главная героиня — гражданка в теплом платке — является наглядным примером доносительства, контроля и всепроникающей паранойи в обществе. Когда одному из проезжающих мимо нее граждан приходит в голову предложить спрятать пакет на колени, она только раздраженно смотрит на него и отмахивается. Она даже выражает мысль о том, что может специально оставить пакет, чтобы поймать вора. Это наблюдение Михаила Зощенко поднимает важный вопрос о готовности некоторых людей во имя доносительства создавать ситуации, которые могут уничтожить невинных.
Такая общественная обстановка, охваченная доносительством и ловлей нарушителей в законе, нашла свое отражение и в рассказе «Ночное происшествие». Здесь рассказчик случайно находит старого мужчину, который сидит перед закрытым магазином в большой опасности (неосторожное перемещение и вор могут обчистить его магазин).
Он просит прохожего дать ему воды, но все вокруг не обращают на него внимания. Это печальное отношение к престарелому человеку является еще одной иллюстрацией жестокости и пренебрежительного отношения новой власти к обычным гражданам.
По произведению : Мастерство реалистического изображения жизни ...
... Твардовский писал: Святой и грешный Русский чудо-человек, Проходят годы, появляются новые книги, но творчество М. Шолохова, признанного классика русской литературы XX века, остается тем образцом реалистического мастерства, на который ... говорит: “Милый ты мой, до чего же ты прокоптился”. И не нужно ничего больше добавлять: видно, как соскучился этот человек по тому, что оставил в мирной жизни, ...
Таким образом, произведения Михаила Зощенко впечатляюще раскрывают тотальную систему контроля, доносительства и уничтожения человеческой свободы, которая стала характерной чертой социализма Наружно под видом нравов улицы и контроля за безопасностью людей, эта система доставляла страдания и разрушала жизни многих невинных людей.
В произведениях М. Зощенко подспудно и неявно присутствует мысль о великой лжи, которая опутала страну. Эта ложь касается раскрепощения и освобождения человека при социализме. А какая свобода может быть между двумя закрытыми дверьми? Мысль об этой лжи пронизывает произведения Зощенко и выражается в непритязательном сказе.
Во многих произведениях Зощенко открыто рисуется идеологическая всеядность, которая насаждалась в стране. Например, в рассказе «Полетели» (1932 г.) девятая объединенная артель кустарей собирает деньги на аэроплан. За два года они собрали изрядную сумму, но казначей артели проиграл все деньги в карты. В этой истории отражается вечная покорность артельщиков, которые идут туда, куда их поведут. Таким образом, Зощенко критикует покорность и безразличие людей в стране.
Сатира Зощенко помогает раскрыть правду о тоталитарной системе и уродливых деформациях человеческой личности, которые она порождает. Этот художник смело и непритязательно рисует свои сюжеты, чтобы передать горькую правду о своей стране. Мы не можем не восхищаться его мужеством.
Один из современников Зощенко утверждал, что он сам почти никогда не смеялся. Это не удивительно, учитывая трагические обстоятельства его жизни в советское время. Зощенко был подвержен политической и литературной травле, но несмотря на это, он продолжал писать сатирические произведения.
В конце 30-х годов Зощенко начинает писать произведения с масштабным сатирическим диапазоном. Примером такого произведения является «История болезни» (1936 г.), где герой попадает в больницу и видит плакат с надписью «Выдача трупов от 3 до 4». Этот момент вызывает у героя шок и недоумение.
Впрочем, и другие ‘прелести’ больничного режима не внушают рассказчику особого оптимизма.
Чего стоят, например, ‘обмывочный пункт’ или рубаха с арестантским клеймом на груди?! Чего стоит небольшая палата, ‘где лежало около тридцати разного сорта больных’?! Только чудом удается горемыке-рассказчику поправиться, хотя все было сделано для того, чтобы выдать его тело от 3 до 4 в том виде, в каком указано на плакате.
Вот такая советская ‘Палата номер 6’! Поистине, ‘история болезни’!
Но не одного человека или нескольких людей всего нашего общества, отторгнувшего после 1917 года гуманизм, милосердие, человечность.
Резко отрицательное отношение писателя-сатирика вызывали такие характерные явления социалистической действительности
как доносительство (‘На живца’, 1923 г.), тотальный контроль государства за всеми сторонами жизни человека (‘Об уважении к людям’, 1936 г.).
Зощенко почти документально зафиксировал зарождение нового правящего класса советского чиновничества. Отвратительная спесивость отличает ‘героя’ рассказа ‘Пациентка’ (1924 г.) Дмитрия Наумыча, стыдящегося собственной ‘необразованной’ жены. Между тем речь персонажа саморазоблачительна. ‘Темная, говорит, ты у меня, Анисья Васильевна. Про что, говорит, я с тобой теперь разговаривать буду? Я, говорит, человек просвещенный и депутат советский. Я, говорит, может, четыре правила арифметики знаю. Дробь, говорит, умею…’. И это изрекает человек, наделенный властью!.
«Человек и время в творчестве Анны Ахматовой» (Блок «Время»)
... долгую жизнь и подарила людям чудесные произведения, в которых отразилось то трагическое и сложное время. сложное и трагическое ... сочинения. Анна Ахматова – целая эпоха в поэзии нашей страны. Судьба её была очень трагична. В 1921 году расстреляли её мужа, поэта Николая Гумилёва. В ... времени . Анна Ахматова не клеймила свою страну, а мудро, просто и скорбно разделила её судьбу. Об этом она говорит в ...
Заметим, что язык чиновничества метко назван Зощенко ‘обезьяньим’ В рассказе ‘Обезьянин язык’ высмеяна страсть иных номенклатурщиков к непонятным для них словам и сочетаниям типа ‘пленарное заседание’, ‘кворум’, ‘дискуссия’. Думаю, что и нынешнее ‘судьбоносное’ время удивительно обогатило чиновничий язык ‘консенсус’ один чего только стоит…
Гневно бичует Михаил Зощенко фразерство, хвастовство, очковтирательство. Разоблачению этих пороков посвящены рассказы ‘Аристократка’ (1923 г.), ‘Любовь’ (1924 г.), ‘Больные’ (1930 г.) и многие другие.
Сатира Михаила Зощенко: Актуальность и значение
Творчество Михаила Зощенко пронизано глубоким сарказмом и яркой сатирой, которые до сих пор не утратили своей актуальности. В своих произведениях он создает своеобразный «сатирический антимир», отображающий жизнь обычных людей, а также недостатки и пороки чиновников и бюрократии.
В рассказе «Игра природы» из 1924 года Зощенко описывает ситуацию, когда жители станции Рыбацкий Поселок написали жалобу в газету о плохом состоянии дорог. Однако, даже после публикации жалобы, чиновники не проявили никакой активности и не предприняли мер для улучшения ситуации. Вместо этого, они лишь обсуждали и откладывали решение проблемы, в результате чего прошло целых четырнадцать лет.
Такой финал иллюстрирует безразличие и равнодушие чиновников к проблемам и нуждам обычных граждан. Зощенко с помощью своего остроумного стиля подчеркивает бюрократическую неэффективность и беспомощность власти, которая не способна решить насущные проблемы общества.
Творчество Зощенко несет в себе глубокий смысл и является не просто развлекательным литературным произведением, но и критикой существующей системы. Автор не стремится просто посмешить, а пытается вызвать у читателей осознание и возмущение перед существующими недостатками и несправедливостью.
Его сатира остается актуальной и в наши дни, ведь проблемы бюрократии и безразличия к нуждам граждан никуда не исчезли. Творчество Зощенко напоминает нам о необходимости бороться за справедливость и эффективность в деятельности государственных структур, а также о необходимости заботиться о нуждах и благополучии обычных людей.
Таким образом, творчество Михаила Зощенко имеет большое значение и актуальность, оно помогает нам увидеть и осознать недостатки существующей системы и вдохновляет на поиск путей их преодоления.