Анализ повести Шмелева «Лето Господне»

Сочинение

1. История создания произведения.

После революции Иван Сергеевич Шмелёв эмигрировал из России. В эмиграции (Берлин, Париж) он писал о России. О той России, которая осталась в прошлом. Работа над романом «Лето Господне» заняла у Шмелёва почти пятнадцать лет.

Начало этому произведению положил рассказ Ивана Сергеевича своему крестнику о русском Рождестве (1927).

Впервые «Лето Господне» было опубликовано в 1948 году в Париже. В России выход романа в свет состоялся только в 1988 году.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

Автор сам не определил жанра своего произведения. Условно «Лето Господне» — роман, так как в произведении затронуто много проблем, показано становление человека. А поскольку становление ребёнка — духовное, то среди литературоведов на фоне различных толкований о жанровой принадлежности «Лета Господня» есть мнение, что жанр этой книги — духовный роман.

3. Название произведения и его смысл.

Название «Лето Господне» имеет библейское происхождение. Это словосочетание можно найти в книге пророка Исайи («нарещи́ лѣ́то Госпóдне прiя́тно и дéнь воздая́нiя, утѣ́шити вся́ плáчущыя») и в Евангелии от Луки (чтение Христом из пророчества Исайи).

На церковное Новолетие (православный праздник) читают эти слова из обоих источников. «Лѣто Господне» (церк.-слав.) переводится на русский язык как «год Господа». Перевод проясняет смысл названия: роман построен на годовом цикле православных праздников и постов.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведётся от первого лица. Писатель изображает жизнь благочестивой купеческой семьи дореволюционной России глазами мальчика Вани семи лет. Чистый ребёнок, видя мир по-особому, создаёт свою маленькую вселенную, которая наполнена светом истины. Христос призывал обратиться и быть, как дети, чтобы спастись. Эта евангельская метафора и воплощена автором через восприятие мира ребёнком.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Память о своей истории, о своих предках.

Идея: Любовь к своей истории, бережное отношение к духовным ценностям предков (христианству) — залог величия народа, благополучия страны.

Православный образ жизни помогает людям быть нравственными, духовными, их жизнь наполняется глубоким смыслом.

23 стр., 11175 слов

В романе, по мнению С. А. Макашина, изображена

... этого романа, прежде всего обращали внимание на идеологическую составляющую произведения, ... томах) собрания сочинений М. Е. Салтыкова ... не в Головлево, а в близлежащей ... он звал своего родственника». Сам Салтыков в одном ... Роман создан в период тревожных размышлений писателя о судьбе России, психологического проникновения во взаимоотношения людей разных сословий. С максимальной убедительностью произведение ...

Из своего эмигрантского далека московское детство видится Шмелёву утраченным раем. Его роман «Лето Господне» побуждает обратиться к прошлому, чтобы найти причины политической и духовной катастрофы России, увидеть путь её возрождения — христианство.

Проблематика: Тема отцовства в романе звучит лейтмотивом. Отец видится мальчику идеальным человеком. В этом ключе «отцовство» в романе представлено земным и небесным назначением, ведь если семья — это малая Церковь, то отец — глава её (по подобию Христа).

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В романе прослеживаются три сюжетные линии.

1. Ход года церковного, отмеченный постами и праздниками — от Чистого понедельника до Радуницы.

2. Отец Вани, его смерть.

3. Духовное становление Вани.

Читатель прослеживает, как постигает мальчик, что хорошо и что дурно. Он знает смысл каждого православного праздника, эмоционально воспринимая его название. Обыденная жизнь семьи подчинена церковному календарю, и Ваня с детства проникается связью обыденного и высокого. Отец Вани в конце повествования умирает. Мальчик переживает скорбь, но православное воспитание облегчает его горе.

7. Система образов произведения.

Ваня — главный герой, рассказчик. Ему около семи лет. Это жизнерадостный ребёнок, «забавник», по словам окружающих. Ваня чувствительный и способный: он с лёгкостью справляется с заданиями гувернантки, «Вещий Олег» вызывает у него слёзы. Мальчик чувствует себя счастливым в уютной обстановке патриархальной семьи, он во всём находит радость: в молитве, в приятных запахах, в постной еде. Смерть отца — первая трагедия в его жизни. Ване помогает справиться с бедой его духовный руководитель Горкин. Мальчик открыл для себя новый смысл в жизни.

Сергей Иванович — Ванин отец. Это человек благочестивый, стремящийся жить по божеским законам. Он помогает бедным, не остаётся в стороне от забот о храме. Хотя занимается сугубо практическими делами (подрядчик), любит Пушкина и себе в убыток принимает участие в открытии памятника. С Сергеем Ивановичем произошёл несчастный случай (сбросила лошадь), он серьёзно заболевает. Приближение смерти он принимает смиренно, по-христиански.

Горкин — старик-плотник, который по возрасту отошёл от дел, а просто живёт при доме. Это простой русский человек крепкой веры, он стал духовным наставником Вани. Горкин доходчиво разъясняет ребёнку внутренний смысл обрядов и всего происходящего. Этот человек далёк от суровости, он не запугивает ребёнка. По его мнению, вера православная — самая лучшая, весёлая. Потому что всем она приносит радость и облегчение. Так считал и сам Шмелёв.

8. Композиция произведения.

Композиционная структура романа — сорок один очерк, каждый из которых является самостоятельным законченным произведением. Композиция романа построена по принципу кольцевания, то есть человеческая жизнь описывается по временным циклам, соответствующим годовой цикличности православных праздников.

10 стр., 4714 слов

Образ базарова в романе отцы и дети с планом

... самой сущности характера и не обусловлены ею. Диалоги в романе «Отцы и дети» – это прежде всего страстные споры на политические и философские темы. В отличие от своих противников Базаров в споре ... так как его реплики, как бы мимоходом оброненные в споре, преисполнены глубокого смысла и свидетельствуют о колоссальной начитанности героя, о знании им жизни, о находчивости и остроумии. Реплики ...

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Язык произведения отличителен простотой и чистотой слога, присущего народному языку. Сочность и яркость языка в романе Шмелёва — выражение русской души. Эмоциональная насыщенность «Лета господня» передаётся в детских ощущениях: восторг, радость, чистота помыслов.

Бытовая лексика в романе органично сочетается с торжественной церковнославянской лексикой. Таким образом, писатель придаёт повседневности духовный смысл, одухотворяет быт.

10. Отзыв о произведении.

Философ И.А. Ильин с восторгом отзывался о книге Шмелёва. Он считал, что пером писателя книгу написала о себе сама Россия. Ильин был убеждён, что в романе Шмелёва не то, что было в прошлом, а то, что «есть и пребудет». Очень хочется с ним согласиться.

Понравилось сочинение? А вот еще: