Рассуждение «Спорт в моей жизни»

Сочинение

Тема: Сочинение — рассуждение на тему «Спорт в моей жизни».

Урок развития речи (2 часа).

Цели:

обучающие:

  • познакомить учащихся с особенностями рассуждения;

  • подготовить к самостоятельному рассуждению на заданную тему;

  • тренироваться в написании письма другу;

развивающие:

развивать умение написания дружеского письма; формировать у учащихся коммуникативную компетенцию;

воспитательные:

способствовать возрождению традиций эпистолярного жанра, сконцентрировать внимание школьников на уважительном отношении к спорту.

Оборудование: рабочие материалы, иллюстрации, таблица, мультимедийная установка.

ХОД УРОКА.

1. Вступительное слово учителя.

В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение. И тогда очень важно уметь доказать правильность своей точки зрения или установить истину. Для этого существует особый тип речи – рассуждение.

2. Постановка целей и задач.

Сегодня на уроке мы будем работать над этим типом речи. Попытаемся разобраться в том, по какой схеме строится рассуждение. Будем учиться доказывать, убедительно отстаивать свою точку зрения, быть может, спорить. Разговор пойдёт о спорте.

А итогом нашего урока должно стать не просто созданное вами сочинение — рассуждение, а письмо, которое вы адресуете своим близким или знакомым.

Недавно я была свидетельницей такого разговора.

Инсценировка.

— Саша, пойдём поиграем в футбол.

-Да ну! Я лучше за компьютером посижу.

— А зря, мы сыграем с ребятами из соседнего двора, наверное, матч будет интересный.

19 стр., 9380 слов

Что такое «Культура речи»? Сочинения по русскому языку и литературе

... языком. Кстати, при чтении современных женских романов или детективов каких-либо существенных изменений своей речи вы не заметите. Напротив, такие, с позволения сказать, «литературные произведения», могут нанести ... который получили только потому, что родились в человеческом обществе. Его, этот дар, нужно беречь, лелеять, охранять, приумножать, заботиться о нем, как о самом дорогом существе. ...

  • Да ну все эти игры – пустая трата времени.
  • Ну, как хочешь.

Вопросы:

Сколько точек зрения присутствует в диалоге?

Какова его тема? Можем ли мы эту тему назвать спорной?

Прежде всего давайте обратимся к таким словам, как СПОР и ДИСКУССИЯ.

3. Работа со словарём.

СПОР – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает своё мнение.

Дискуссия – спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе.

Как мы называет такие слова?

В нашем лексиконе появились новые слова. Попробуйте составить с ними словосочетания.

(Горячий спор, оживлённый спор, жаркий спор, актуальная дискуссия, оживлённая дискуссия).

4. Построение рассуждения.

Как вы думаете, письменной или устной речи свойственны спор и дискуссия?

А вот рассуждать можно и письменно, и устно. Но надо делать это правильно.

На доске схема рассуждения.

1.Тезис.

2.Доказательства (аргументы).

3.Вывод.

Обратимся к рабочим материалам. Я читаю текст письма Володи из газеты «Диагональ», а вы, слушая, определите тип речи, тему, основную мысль.

Письмо Володи.

Многие считают спорт ненужным занятием. Я не только не согласен с этой точкой зрения, но и готов доказать, что спорт – это здорово.

Я не могу себе представить, как можно прожить без спорта, не кататься на лыжах и не купаться. Ведь спорт – это замечательно! Он помогает стать бодрым, весёлым и жизнерадостным.

Спорт – это не только рекорды, очки, секунды, победы и поражения. Спорт – это развлечение, равного которому нет.

Я думаю, что без спорта нельзя.

Допустим, пришла зима и вместе с ней пришли всевозможные развлечения, игры: лыжи, коньки, хоккей, а если б их не было, то и жизнь была бы скучной.

Я рассуждаю о спорте только как о развлечении, не говоря о других его достоинствах. Он помогает стать сильным, здоровым, смелым. Спорт закаляет человека физически и духовно.

Поработаем с композицией этого рассуждения.

  • Прочитайте вслух

1) тезис, который выдвигает автор текста;

2) доказательства, приводимые в тексте.

Какой вывод делает автор?

Итак, это – рассуждение, построенное по полной схеме.

5. Лексико-орфографическая работа.

Какие виды спорта известны вам? Кто назовёт больше всех?

Волейбол, футбол, , гимнастика, фигурное катание , хоккей, плавание, спортивная ходьба, синхронное плавание…

А чем любите заниматься вы? Расскажите о своём любимом виде спорта.

(Учащиеся рассказывают о любимых видах спорта).

ФИЗМИНУТКА

6. Подбор аргументов.

  • Одним из важных элементов рассуждения являются доказательства или аргументы.

По мнению Володи, спортом нужно заниматься потому, что он доставляет удовольствие.

Как ещё можно доказать, что спорт необходим?

4 стр., 1583 слов

Роль книги в жизни человека — -рассуждение 11 класс

... доверительное дружеское общение. Сочинение про Книги В современном мире, таком быстром и вечно меняющемся, каждому человеку приходится подстраиваться под этот бешеный ритм, задаваемый постоянным развитием. Время не стоит на ... и трудным вопросом «в чем же смысл жизни?» ведутся уже не один век, но ответы разнятся. Это философская проблема, обозначающая споры и дискуссии о понятии смысла Именно ...

Выслушайте сообщения одноклассников и подумайте, какие аргументы в пользу спорта они вам подскажут.

1. В нашей школе всего ____ учащихся. Из них полностью здоровы ___ человек, это ______%. Имеют ограничения по здоровью _____человек, это ____%. Имеют хронические заболевания ______человек, ____%. Инвалиды _____ человек, _____%.

Спорт помогает укрепить здоровье; те, кто не занимается спортом, чаще болеют).

2. Двадцать семь с половиной веков назад во все концы Эллады, воспетой великим певцом Гомером, летели гонцы в белых одеждах. Лучших белых коней давали им во встречных поселениях, выносили навстречу лучшую пищу – мясо белого барашка. Гонцы несли всем грекам мир и приглашение на праздник в эллинском городе Олимпии.

Мудрый историк Эллады Тимей ввёл новое летоисчисление – олимпийское. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. И он обязан был повторяться через каждые 1417 дней. Такое количество дней составляло «олимпиаду» — греческий «олимпийский» год. На территории Эллады объявляли «священный мир»: всякие войны прекращались, и вчерашние враги состязались за право называться самым сильным, ловким и быстрым среди эллинов. Участниками Олимпийских игр были известные нам историк Геродот, оратор Демосфен, философ Сократ. А математик Пифагор стал чемпионом Олимпийских игр в кулачном бою.

Прошло время. В канун нового тысячелетия выдающийся французский педагог и общественный деятель Пьер обратился к спортсменам всего мира с предложением возродить Олимпийские игры. И в 1894 году в Париже собрался специальный международный конгресс, где были принятии Олимпийская хартия и Олимпийская клятва, а также девиз «Быстрее, выше, сильнее!» и эмблема из пяти переплётных колец голубого, чёрного, красного (верхний ряд), жёлтого и зелёного (нижний ряд) цветов. Переплетение цветов символизирует пять объединённых в олимпийском движении континентов. На возрождённых Олимпийских играх зажигают огонь, принесённых с земли Древней Греции, а флаг был поднят в 1914году в связи с празднованием 20-летия Олимпийских игр xx века.

3. История олимпийского движения в России.

История олимпийского движения в России по-своему отражает сложный путь, пройденный нашей страной за последние 100 лет. За эти годы ей довелось пережить немало испытаний и социально-экономических потрясений, так или иначе повлиявших на судьбы десятков миллионов людей, живущих на огромной территории — от Тихого океана на востоке до Балтийского моря на западе, от вечных льдов на севере до субтропиков на юге.

Первые национальные спортивные федерации стали формироваться в России вскоре после отмены крепостного права, с началом бурного развития промышленного производства. И хотя в то время, на рубеже XIX и XX веков, спорт еще не играл заметной роли в жизни общества, в стране нашлись люди, уже тогда осознавшие его социальную значимость. Среди них был генерал Алексей Бутовский В первых трех Олимпиадах современности Россия участия не принимала. А в 1908 году на Игры в Лондон отправилась группа из шести российских спортсменов. Один из них — фигурист Николай Панин-Коломенкин стал первым в истории отечественного спорта олимпийским чемпионом, показав лучший результат в исполнении специальных фигур; еще двое — борцы Николай Орлов и Алексей Петров завоевали серебряные медали.

5 стр., 2013 слов

Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997)

... будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее "Зайчики" (подвижная игра для агрессивных детей) Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ... работе по коррекции агрессивного поведения используется психогимнастика – набор этюдов, упражнений, игр, направленных на снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, коррекцию настроения, предупреждение ...

Что касается Российского олимпийского комитета (РОК), он был основан в марте 1911 года и сразу призвал спортивные организации страны принять активное участие в подготовке к Играм V Олимпиады в Стокгольме. Участие России в Играх 1912 года взял под свое покровительство император Николай II. Но российская делегация, хотя и была одной из самых представительных в Стокгольме — 170 спортсменов и 50 официальных лиц, вернулась домой лишь с двумя серебряными и двумя медалями.

Причины столь слабого выступления были тщательно проанализированы, и в итоге РОК признал, что к Играм надо готовиться более основательно, шире развивать спорт в целом и олимпийские виды в частности. А для выявления молодых талантов — проводить .

После октябрьских событий 1917 года Россия, а потом и СССР по политическим мотивам оказались вне олимпийского движения. Лишь в 1951 году мы вернулись в олимпийскую семью, приняв участие в Играх XV Олимпиады в Хельсинки. Дебют оказался успешным: 22 золотые медали, 30 серебряных и 19 бронзовых наград.

Одна из наиболее ярких страниц в истории отечественного спорта — московская Олимпиада 1980 года. Вся страна 6 лет готовилась к грандиозному спортивному празднеству. И даже несмотря на , объявленный США и рядом других государств, Игры XXII Олимпиады стали заметной вехой в развитии международного олимпийского движения. Участники Олимпиады-80 до сих пор вспоминают четкую организацию соревнований и безграничное радушие москвичей.

Подготовка к Олимпиаде-2014 в Сочи

2007 года на 119-ой сессии МОК в городе Гватемала было принято решение, что Олимпиада-2014 пройдет в Сочи.

Ответственным за организацию Игр в Сочи первоначально был назначен вице-премьер Александр Жуков, а с 2008 года — Дмитрий Козак (также в ранге вице-премьера).

В России Олимпиада пройдет во второй раз (до этого в Москве проходили XXII Летние Олимпийские игры 1980), и впервые — зимние игры.

Олимпийский парк Сочи будет расположен на побережье Черного моря в Имеретинской низменности. Строительство предполагается завершить в 2013 году.

Талисманами зимних игр 2014 года жители России выбрали Леопарда, Белого мишку и Зайку. Согласно объявленному выбору спортсменов, талисманами Паралимпийских игр стали Лучик и Снежинка.

7. Речевое оформление рассуждения.

  • У текста-рассуждения есть особенные слова, которые помогают организовать, связать части рассуждения, упорядочить ход мыслей.

На доске плакат.

Средства связи частей рассуждения.

1.Тезис .

Почему. И вот почему.

Это объясняется следующим.

2. Доказательство

2. Во-вторых, ….. К примеру, ….

3. В-третьих, …… Допустим: ……

3. Вывод .

Обобщим всё сказанное.

Таким образом, ……

14 стр., 6990 слов

Участие спортсменов нашей страны в Олимпийских играх

... (международные спортивные федерации по видам спорта) и НОК; признание независимости и обеспечение представительства каждой составной части международного олимпийского движения на Олимпийских играх и других Олимпийских мероприятиях; приведение правил МОК в ...

Следовательно, ……

  • Эти конструкции есть в рабочих материалах, и вы должны их использовать при написании рассуждения на заданную тему.

8. Работа по предупреждению , пунктуационных , речевых ошибок (

1. Вставьте пропущенные буквы, объясняя орфограммы. Составьте словосочетания.

Зан..маться (чем?) спортом.

Уча..твовать (в чём?) …..

Сор…внования (какие?) …..

Трен..роваться (где?) …..

Доб…ваться победы (как?) ….

Уст..навливать (что?) ….

Проигр..вать (кому?) ….

2. На доске записаны схемы предложений не в том порядке, в каком даны предложения в упражнении; необходимо найти соответствия и объяснить постановку знаков препинания.

1).

Я увлекаюсь футболом и волейболом, зимой катаюсь на коньках и лыжах.

2).

Спорт помогает выработать в себе такие качества: силу воли, ловкость, выдержку.

3).

Спорт – это радость, ощущение необъятных возможностей, счастье обретения уверенности в себе.

4).

Ребята! Занимайтесь спортом, и всё в вашей жизни изменится.

3. Отредактируйте предложения.

1.Я часто задумываюсь о полезности занятий спортом. Спортом заниматься полезно. Полезно плавать, бегать на лыжах.

2.Хорошо пробежаться зимой по лесу. После лыжной прогулки чувствуешь особенный наплыв сил.

3. Удивляюсь ребятам, которые могут целый день смотреть телик.

4.Спорт помогает стать сильным, добрым, жизнерадостным, умным.

ФИЗМИНУТКА

9.Анализ сочинения.

  • Внимательно прочитайте сочинение ученицы. Какие достоинства и недостатки вы в нём видите?

Спорт – это здорово.

Больше всего я люблю плавание. Это очень полезный вид спорта. С тех пор, как я стала им заниматься, я перестала болеть и гриппом. Теперь мне никакая простуда не страшна.

Во-первых, плавать очень приятно. Вода сразу освежает, становишься лёгким, тело послушно скользит по воде. Чувствуешь себя сильным и ловким. Даже плохое настроение куда-то улетучивается.

Кроме того, уметь плавать необходимо каждому, чтобы не подвергать себя опасности и при случае помочь другим.

В сочинении есть тезис и три аргумента, но почему-то второй аргумент вводится словом ВО-ПЕРВЫХ. Вывода нет, но, может быть, в таком коротком сочинении его писать совсем не обязательно).

10. Рефлексия.

12. Домашнее задание.