Раскрытие темы
Анализируемый текст Виктора Петровича Астафьева вызывает в читателях сложнейшие философские вопросы о тайне жизни и ее непостижимости. Писатель обращается к проблеме постижения смысла существования человека и задает вопросы о том, почему уход из жизни так тих и одинок. Он сравнивает осень жизни с осенью в природе, где одинокий лист, падая на землю, становится символом одинокого человека, тревожащегося о неизбежности своего ухода.
Автор подчеркивает, что осенний лист борется за свое существование, так же как и человек идет по определенному кругу жизни, приближаясь к своему уходу. Однако, писатель считает, что ответ на вопросы о смысле жизни и уходе нужно искать в природе, где уход одного является неотъемлемой частью прихода другого, молодого и полного надежды. В итоге, Астафьев приходит к выводу, что человек должен радоваться своему существованию, принимать неизбежность ухода и отдавать дорогу молодым силам жизни.
Таким образом, анализируемый текст поднимает вечные философские вопросы о тайне жизни, поиске ее смысла и неизбежности ухода. Автор призывает читателей принять свое существование, радоваться жизни и принять уход как естественный процесс, открывающий путь для новых сил и надежд.
Раскрытие темы: «Тайна бытия в русской классической литературе»
В русской классической литературе существует множество произведений, в которых авторы пытаются раскрыть тайну бытия. Одним из ярких примеров является стихотворение М.Ю. Лермонтова «Листок», в котором он сравнивает жизнь человека с листом, оторванным от своего родного дерева.
Также Евгений Евтушенко в своем стихотворении «Остановись» говорит о том, что каждый человек должен какое-то время остановиться и задуматься о своих вечных вопросах жизни и невозможности постижения тайны бытия.
Но настоящее откровение можно найти в произведениях мастеров слов, таких как Федор Достоевский, Лев Толстой, Андрей Платонов и другие.
Бытие и человек в творчестве Андрея Тарковского
... жизнь человека, личная и общественная, стоит на вере в бессмертие души. Это наивысшая идея, без которой ни человек, ни народ не могут существовать», — развивая эту мысль Достоевского в своем творчестве, Андрей Тарковский ... философии конца XIX – начала XX в., во многом следовавшая за Достоевским. §2. Философские концепции конца XIX – XX вв., нашедшие отражение в творчестве А. Тарковского. Отражение н
Трактовка проблемы жизни в произведениях русских классиков
Федор Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» раскрывает проблему справедливости и мести. Главный герой Родион Раскольников думает, что убийство справедливо, если оно устраняет зло. Однако, после совершения преступления мы видим, что Раскольников раскаивается в своих действиях и больше не находит покоя.
Лев Толстой в своем произведении «Война и мир» раскрывает не только историю, но и проблемы любви и смысла жизни. В романе Толстой утверждает, что истинный смысл жизни — это служение обществу и любовь, которые дают человеку счастье и умиротворение души. Образ Андрея Болконского, который ищет свое место и понимание в жизни, символизирует эту проблему.
Андрей Платонов в своем произведении «Чевенгур» обращается к проблематике утерянного человеческого голоса и потери гармонии с природой. В романе главный герой Винниций Чевенгур не может найти свое место в обществе и также как и Андрей Болконский, ищет смысл жизни в простых, естественных вещах.
Консолидация мыслей и выводов
Тайна бытия — это вечная проблема, с которой каждый человек сталкивается в течение жизни. Особенно ярко эта тема раскрыта в произведениях русских классиков, которые взывают к философскому восприятию жизни и нахождению своего места в мире.
Каждый из нас должен убедиться, что жизнь — это великий дар, которым необходимо пользоваться, наслаждаться, заботиться о близких и стараться внести в мир как можно больше добра. А свой уход мы должны принять как естественный переход в другую реальность, потому что все законы природы прекрасно отточены до мельчайших деталей и не всегда в нашем власти.
(3)Медленно, неохотно и в то же время торжественно падал он, цепляясь за ветви, за изветренную кору, за отломанные сучки, братски приникая ко встречным листьям, и чудилось: дрожью охвачена тайга, которой касался падающий лист, и голосами всех живых деревьев она шептала: (4)«Прощай! (5)Прощай!.. (6)Скоро и мы… (7)Скоро и мы… скоро… скоро…»
(8)Чем ниже опускался лист, было ему падать всё тягостней и тягостней: встреча с большой, почти уже охладевшей землёю страшила его, и потому миг падения листа всё растягивался, время как бы замедлилось на размытом далью обрыве, удерживало себя, но могильная темь земли, на которую предстояло лечь листу, погаснуть, истлеть и самому стать землёю, неумолимо втягивала его жёлтое свечение.
(9)Я подставил руку. (10)Словно учуяв тепло, лист зареял надо мной и недоверчивой бабочкой опустился на ладонь. (11)Растопорщенный зубцами, взъерошенный стерженьком, холодящий кожу почти невесомой плотью, лист всё ещё боролся за себя, освежая воздух едва уловимой горечью, последней каплей сока, растворенной в его недрах.
(12)Скорбь уходящего лета напомнит нам о наших незаметно улетающих днях; что-то древнее, неотступное стронется в нас, замедлится ход крови, чуть охладится, успокоится сердце, и всё вокруг обретёт иной смысл и цвет.
(13)Ах, если бы хоть на минуту встать, задуматься, послушать себя, душу свою, древнюю, девственную тишину, проникнуться светлой грустью бледного листа — предвестника осени, ещё одной осени, ещё одного, кем-то означенного круга жизни, который совершаем мы вместе с нашей землёю, с этими горами, лесами, и когда-то закончим свой век падением, скорей всего не медленным, не торжественным, а мимоходным, обидно простым, обыденным — на бегу вытряхнет из себя толпа ещё одного спутника и умчится дальше, даже не заметив утраты.
По стихотворению тютчева листья 3, 6 класс
... «Листья» говорит о необходимости каждый день наполнять свою жизнь радостью, приносить добро и гармонию и не мириться с серым потоком будней. Анализ стихотворения Федора Тютчева «Листья» ... природа циклична, и после зимы непременно наступит весна, поэтому четвертая строфа произведения снова сменяется первой, на наших глазах свершается круг! Анализ стихотворения Тютчева «Листья» Формально стихотворение ...
(14)Притихла земля. (15)Притихли леса и горы.
(16)Воссияло всей глубиной небо, чтоб отражение листа в нём было нескончаемо, чтоб отпечатался его лик в беспредельности мироздания, чтоб сама земля, приняв форму листа, похожего на слабое человеческое сердце, легко и празднично кружилась среди звёзд, планет и там продолжилась в стремительном движении неведомых нам миров.
(17) Осторожно прижав выветренный лист к губам, я пошёл в глубь леса.
(18) Мне было грустно, очень грустно, хотелось улететь куда-то.
(19) Показалось даже, что у меня за спиной крылья и я хочу взмахнуть ими, подняться над землёю.
(20) Да пересохли, сломались и отмерли мои крылья.
(21) Никогда не улететь мне.
(22) Остаётся лишь крикнуть что-то, душу рвущее, древнее, без слов, без смысла, одним нутром, одним лишь горлом, неизвестно кому, неизвестно куда, жалуясь на ещё один, улетевший беззвучным бледным листком год жизни.
(23) Сколько их ещё осталось?
(24) Сколько ещё предстоит, томиться непонятной человеческой тоской и содрогаться от внезапности мысли о тайне нашей жизни?
(25) Страшась этой тайны, мы всё упорней стремимся её отгадать и улететь, непременно улететь куда-то.
(26) Быть может, туда, откуда опали живым листом, в пути обрётшим форму человеческого сердца, чтобы зеленью устелить планету, объятую пламенем, сделать её живодышащей, цветущей или дожечь в слепом, безумном огне и развеять пепел в немой бесконечности?
(27) Кто скажет нам об этом?
(28) Кто утешит и успокоит нас, мятущихся, тревожных, слитно со всей человеческой тайгой шумящих под мирскими ветрами и в назначенный час, по велению того, что зовётся судьбою, одиноко и тихо опадающих на землю?
(По В. Астафьеву)