I квалификационной категории
Гайдук Любовь Юрьевна
Город Нижнекамск
2018 год
Кому не знаком сюжет сказки «Аленький цветочек»? А её главные герои – отец и дочь? Навряд ли мы найдём такого человека, если уж кто-то и не читал, то красивую и впечатляющую экранизацию этой сказки хотя бы один раз да посмотрел.
Какова идея сказки? Кто её автор? Чему научает он, используя сказочное повествование?
Сказка «Аленький цветочек» идейно многогранна и глубока, высоконравственна и привлекательна тем, что она о верности и долге, красоте внутреннего мира человека, о всепобеждающей силе великой любви, разрушающей препятствия на её пути.
«Аленький цветочек» принадлежит к циклу сказок о чудесной супруге. Сюжет её широко распространен в восточном фольклоре, отсюда и некоторая цветистая фантазия авторского варианта.
Писатель обогатил традиционный образ главной героини. Она предстает перед нами верной своему слову, верной дочернему долгу перед отцом, скромной, способной влюбиться в «чудище противное и безобразное» за его «душу добрую», за «любовь несказанную».
Эта сказка стала составной частью трёх обширных произведений Сергея Тимофеевича Аксакова: «Семейной хроники», «Детских годах Багрова-внука» и «Воспоминаний».
Первые два произведения открывают нам историю семьи Аксаковых. «Вы не великие герои, не громкие личности; в тишине и безвестности прошли вы свое земное поприще… но вы были люди, и ваша внешняя и внутренняя жизнь… исполнена поэзии… вы были такие, же действующие лица великого всемирного зрелища, с незапамятных времен представляемого человечеством, так же добросовестно разыгрывали свои роли, как и все люди, и так же стоите воспоминания… Да не оскорбится же никогда память ваша никаким пристрастным судом, никаким легкомысленным словом!» Такими словами заканчивается «Семейная хроника».
Мы же в нашем небольшом сочинении предлагаем отправиться в путешествие по страницам повести «Детские годы Багрова-внука», так как она нам более близка, понятна и показывает яркие картины русского быта конца XVIII века. На примере этой повести мы видим действительность 200-летней давности и в то же время задумываемся о нынешних проблемах российской государственности. Через изустное повествование автор, не прибегая к нравоучениям, очень точно и ясно передает понятия об описываемых предметах, какие сам имел о них. На наших глазах формируется внутренний мир дворянского мальчика. Мы видим, что на него оказало наибольшее влияние. Какое значение в его жизни имела семья. Ведь именно в семье закладывается у маленького человека, в прямом смысле, отношение к окружающему. Из семьи он выйдет в мир. Через неё он познаёт правду жизни, начинает различать добро и зло.
По сказке Аленький цветочек Аксакова
... 3, 4, 5 класс) Также читают: Картинка к сочинению По сказке Аленький цветочек Популярные сегодня темы Несмотря на то, что был уже ... расколдовать любые злые чары. По сказке В сказке рассказывается про одного богатого купца, у которого имеется три дочери. Поскольку жена умерла рано, ... даже жертвует своей благополучной жизнью ради спасения близких людей. Она умеет держать слово и хранить верность. К ...
Что же видит Серёжа Багров, что производит на него неизгладимое впечатление? Чему научается в семье?
Серёжа Багров много путешествует, об этом говорят названия семи из восемнадцати глав: «Дорога на Парашино», «Дорога из Парашина», «Зимняя дорога в Багрово». Уже в названиях этих глав заложено движение, отсюда и постоянная смена обстановки, позволяющая открывать для повествователя всё новое и новое.
Первое, что открывает для себя наш герой- это природа. Её очень тонко Серёжа чувствует, проникает в суть природных явлений. Поражает нас рассказчик своей наблюдательностью и бесконечной любовью к каждой травинке и любому живому существу, будь то червяк или птичка. Как он с сестрицей следит за высиживанием птичкой яиц и радуется «голеньким детёнышам», появившимся в гнезде, прельщается фосфорическим блеском червячков.
Герой не только созерцает природу, он активно взаимодействует с ней, является её рачительным хозяином. Невольно восхищаешься таким отношением к природе и тоже начинаешь осознавать, что действительно, сколько прекрасного рядом.
Серёжа Багров через отношение к природе узнаёт глубже людей, которые рядом с ним. Научается чувствовать, когда взрослые ведут себя не искренне, пытаются лукавить. Видит, что отец любит природу, а мать равнодушна к ней. Героя глубоко ранит поведение матери, не способной почувствовать красоту окружающего пейзажа. Она уходит — и для мальчика остров получает «свою прежнюю очаровательную прелесть». Природа просвечивает насквозь человека, обнажает в нем его суть. К такому выводу приходит герой.
Повествователь постоянно расширяет рамки мира, который его окружает. Он понимает, что на свете есть господа и есть слуги. К числу господ принадлежит он сам, но это обстоятельство не лишает его сочувствия к простым людям. Он негодует, видя жестокие притеснения крепостных старостой и расправу бабушки над девочкой-крепостной.
Но самым главным открытием для Серёжи становится то, что труд крестьян приносит им радость. Он любуется их трудовой сноровкой и мастерством и приходит к мысли, что слуги в нравственном отношении выше своих хозяев.
Так Серёжа Багров через любовь к природе постигает главные ценности жизни – любовь к ближним, любовь к труду. К труду, приносящему радость и оказывающемуся выше красоты природы.
У Сергея Тимофеевича Аксакова получилось рассказать обо всём обстоятельно, неторопливо, сдержанно. Он поведал о глубине жизни, заставил думать, не торопился сообщить о конце события, заинтриговывал занимательными подробностями, маленькими открытиями.
Эта повесть даёт нам наглядное представление о крепостном строе, вызывает уважение к простому труженику, воспитывает гуманное отношение к человеку, учит ценить душевное богатство, трудовое мастерство, воспитывает любовь к русской природе, бережное отношение к ней.