Читать онлайн «Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. Сочинения»

Сочинение

Часть I. Вступительная

В данной части учебной работы мы рассмотрим жизнь и деятельность преподобного Нила Сорского и его значимость в истории русской духовности.

Преподобный Нил Сорский и его место в истории русской духовности

Преподобный Нил Сорский – выдающаяся фигура русской церковной и культурной истории. В этом разделе мы рассмотрим его биографию, духовное наследие и влияние на православие в России.

Автографы Нила Сорского

Один из интересных аспектов исследования – рукописи и автографы Нила Сорского. Мы рассмотрим их содержание и значение для изучения его мысли и учения.

Постскриптум

Завершая эту часть, мы обратим внимание на послесловие Нила Сорского и его последние мысли, оставленные потомкам.

Часть II. Сочинения Нила Сорского

Этот раздел посвящен анализу и исследованию творчества Нила Сорского, включая его письма и послания.

Предание Нила Сорского

В данном разделе мы разберем содержание и значение предания, оставленного преподобным Нилом Сорским.

«Устав» Нила Сорского

Одним из важных произведений Нила Сорского является «Устав». Мы рассмотрим его структуру и основные принципы.

Послания преподобного Нила Сорского

Этот раздел будет посвящен анализу посланий, написанных Нилом Сорским различным лицам и обсудим их значение и содержание.

Часть III. Сочинения преп. Иннокентия Комельского

Здесь мы рассмотрим сочинения преподобного Иннокентия Комельского и возможную полемику с Нилом Сорским.

«Общительное /общежительное безмолвие» Иннокентия Комельского: Полемика с Нилом Сорским?

Интересное обсуждение возможной полемики между Иннокентием Комельским и Нилом Сорским на тему общения и молчания.

Заметка «Яко добро есть писати святыя книгы» и «Завет» Иннокентия Комельского

Мы проанализируем тексты Иннокентия Комельского и их значение для изучения его учения.

«Надсловие», «Пристежение» и сочинение «О внутреннем делании» преподобного Иннокентия Комельского.

В этой части рассмотрим различные труды Иннокентия Комельского и их влияние на православное учение.

26 стр., 12817 слов

Творчество Иннокентия Анненского

... круг естественно и просто". /II, 18, стр.5/ Не только в жизни, но и в творчестве Анненский выделяется, особенно в лирике. Продолжая традиции XIX века (пейзажная лирика Ф. Тютчева, А. ... Из фундаментальных работ следует отметить монографию А.В. Федорова "Иннокентий Анненский. Личность и творчество", также работу В. Сечкарева, которая вышла в Нидерландах в 1963 году и носит название "Study in life ...

Часть IV. Приложения.

Завершающая часть работы будет посвящена приложениям, включая исторические сведения и тексты, связанные с Нилом Сорским и Иннокентием Комельским.

Повесть о Нило–Сорском ските

Здесь мы рассмотрим повесть о ските Нила Сорского и его жизни в этом месте.

«О житіи» Нила Сорского, Сказание о явлении его во сне Ивану Грозному, заметка о поминании его и Молитва ему, по списку 1784 г

Этот раздел включает в себя тексты и сведения о жизни и почитании Нила Сорского в разные исторические периоды.

Житие и чудеса Нила Сорского в списках XIX в.

Завершая работу, мы представим сведения о житии и чудесах Нила Сорского, сохраненных в исторических источниках XIX века.

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

145

146

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

167

168

169

170

171

172

173

174

175

176

177

178

179

180

181

182

183

184

185

186

187

188

189

190

191

192

193

194

195

196

197

198

199

200

201

202

203

204

205

206

207

208

209

210

211

212

213

214

215

216

217

218

219

220

221

222

223

224

225

226

227

228

229

230

231

232

233

234

235

236

237

238

239

240

241

242

243

244

245

246

247

248

249

250

251

252

253

254

255

256

257

258

259

260

261

262

263

264

265

266

267

268

269

270

271

272

273

274

275

276

277

278

279

280

281

282

283

284

285

286

287

1 стр., 390 слов

Повесть жизнь иначе

... какого-либо реального исторического лица. Повести XIX-XX вв. очень пестры и разнообразны по содержанию. ... повести – случай, эпизод, даже анекдотический случай. Слово “анекдот” тогда понималось по-другому: не как короткая остроумная история с неожиданной концовкой, а как подлинный случай из жизни ...

288

289

290

291

292

293

294

295

296

297

298

299

300

301

302

303

304

305

306

307

308

309

310

311

312

313

314

315

316

317

318

319

320

321

322

323

324

325

326

327

328

329

330

331

332

333

334

335

336

337

338

339

340

341

342

343

344

345

346

347

348

349

350

351

352

353

354

355

356

357

358

359

360

361

362

363

364

365

366

367

368

369

370

371

372

373

374

375

376

377

378

379

380

381

382

383

384

385

386

387

388

389

390

391

392

393

394

395

396

397

398

399

400

401

402

403

404

405

406

407

408

409

410

411

412

413

414

415

416

417

418

419

420

421

422

423

424

425

426

427

428

429

430

431

432

433

434

435

436

437

438

439

440

441

442

443

444

445

446

447

448

449

450

451

452

453

454

455

456

457

458

459

460

461

462

463

464

465

466

467

468

469

470

471

472

473

474

475

476

477

478

479

480

481

482

483

484

485

486

487

488

489

490

491

492

493

494

495

496

497

498

499

500

501

502

503

504

505

506

507

508

509

510

511

512

513

514

515

516

517

518

519

520

521

522

523

524

525

526

527

528

529

530

531

532

533

534

535

536

537

538

539

540

541

542

543

544

545

546

547

548

549

550

551

552

553

554

555

556

6 стр., 2614 слов

«Татаро-монгольское иго. Исторический факт или вымысел?»

... дошедшего до нас в целости поэтического произведения… О татаро-монгольском нашествии»: «О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! ... установил ислам государственной религией, на Руси не начались религиозные гонения на православную церковь: «…После победы в Орде мусульманской ... с роскошной длинной бородой, с «рысьими», зелено-желтыми глазами. Заметим, что у людей монголоидной расы вообще не ...

557

558

559

560

561

562

563

564

565

566

567

568

569

570

571

572

573

574

575

576

577

578

579

580

581

582

583

584

585

586

587

588

589

590

591

592

593

594

595

596

597

598

599

600

601

602

603

604

605

606

607

608

609

610

611

612

613

614

615

616

617

618

619

620

621

622

623

624

625

626

627

628

629

630

631

632

633

634

635

636

637

638

639

640

641

642

643

644

645

646

647

648

649

650

651

652

653

654

655

656

657

658

659

660

661

662

663

664

665

666

667

668

669

670

671

672

673

674

675

676

677

678

679

680

681

682

683

684

685

686

687

688

689

690

691

692

693

694

695

696

697

698

699

700

701

702

703

704

705

706

707

708

709

710

711

712

713

714

715

716

717

718

719

720

721

722

723

724

725

726

727

728

729

730

731

732

733

734

735

736

737

738

739

740

741

742

743

744

745

746

747

748

749

750

751

752

753

754

755

756

757

758

759

760

761

762

763

764

765

766

767

768

769

Сочинения, Часть I. Вступительная, Преподобный Нил Сорский и его место в истории русской духовности

В восприятии христианских духовников первых веков, они были «пришельцами и странниками» в «мире сем», как писал о. Георгий Флоровский в статье «Антиномии христианской истории: Империя и Пустыня« [1], будучи неспособными «всецело отдаться никакому строю этого мира»

Однако, с принятием христианства Римской империей и становлением «церковности» и «гражданства» идентичными, монашество начинает развиваться как форма противодействия этому слиянию. О. Георгий утверждает, что монашество символизировало решительный отказ от «этого мира», напоминая об истинной «неотмирности» христианства и вызывая на себя внимание Империи, находившейся на тот момент в стадии конструирования.

14 стр., 6610 слов

Музыкальная культура Киевской Руси

... на Руси. Важнейшим событием культуры Киевской Руси было появление письменности, а вместе с тем и музыкальной письменности. ... литературой, музыкой. Рубеж X—XI вв. — это особый период в истории Русского государства, который характеризуется быстрым развитием искусства ... Бывали случаи, когда проповедь христианства встречала сопротивление народа, предводительствуемого волхвами. В первоначальной летописи ...

По его мнению, «в действительности монашество никогда не было на высоте своих собственных принципов и требований. Но историческое его значение заключается именно в его принципах. Так же, как в языческой империи, христианство было своего рода “движением сопротивления”, монашество было постоянным “движением сопротивления ’ в христианском обществе”»

Отметив, что монашество как форма «движения сопротивления» никогда не отрицало государство или общество, но скорее укрепляло их в христианстве, мы можем заверить, что эти слова находят прямое применение к деятельности преподобного Нила Сорского, одного из ярких и чистых представителей системы «нестяжатели».

Преподобный Нил и движение монашеских киновий

Родившийся около 1433 года, в правление Василия II Васильевича Темного, преподобный Нил был человеком третьего-четвертого поколения монахов «северной Фиваиды». Это поколение было частью «золотого века» основателей знаменитых иноческих киновий-общежитий, таких как Дионисий Суздальский и Сергий Радонежский, Димитрий Прилуцкий и Павел Обнорский, Кирилл и Ферапонт Белозерские, Дионисий Глушицкий и Александр Куштский, а также многие другие.

Во второй половине XIV — начале XV веков эти основатели создали десятки духовно-культурно-хозяйственных центров в великорусских землях. Они быстро завладели обширными землями, включающими села, рыбные ловли и солеварни, и стали богатыми. Это движение, известное как монашеское киновиальное движение, началось в середине XIV века и было «движением сопротивления» упадку Руси-государства, который затрагивал и Церковь.

Церковность и гражданство на Руси

На Руси, подобно Римской империи, «церковность» и «гражданство» с самого начала процесса христианизации, в X-XI веках, совпали и нераздельно определяли церковно-гражданско-этническую принадлежность «русьских» — православных подданных Русского княжеского рода. Летописи описывали разграбление русских городов при нападениях врагов или во время междоусобиц в первую очередь как ограбление церквей, монастырей, икон, а также избиение клира и монахов — как ущерб Христианству.

Татаро-монгольское нашествие и его последствия

Татаро-монгольское нашествие на Русь в XIII веке оказало значительное влияние на русскую государственность. Однако его последствия больше отразились на государственной структуре, нежели на христианстве. Последующий раздел страны между Ордой и Литвой, а также между языческим Востоком и Западом, привел к ущербу прежде всего не православной христианской вере и Церкви, а главным объектам полуязыческого культа — княжескому роду и принадлежащей ему «Русской земле».

В отличие от литовцев и поляков, татаро-монголы не принесли значительных изменений в положение русской Церкви. В соответствии с «Ясой» Чингиса, Церковь, как служащая Богу, была освобождена от налогообложения. Однако вскоре Церковь стала объектом политической борьбы между светскими владыками, князьями Великой и Малой Руси. Она стала субъектом борьбы на стороне той или иной стороны, например, в XIV веке между митрополитом «Киевским и всея Руси» Алексеем, проживавшим в Москве, и Романом Литовским, назначенным киевским митрополитом под давлением литовского князя, владевшего Киевом.

10 стр., 4600 слов

Русь в XIII веке между Западом и Востоком

... на Руси и в Европе равных не было. 2.2 Битва на реке Калка В 1207 году Чингисхан направил своего сына на покорения племен, обитавших в долине Иртыша и к западу ... но татары сломили их сопротивление. Москву и окрестные сёла завоеватели сожгли и разграбили, а население ... Киевского государства убывало, а его престол стал яблоком раздора между различными ветвями рода Рюриковичей. Сын Юрия Долгорукого ...

Русское монашеское движение

Русское монашеское киновиальное движение было своеобразным «движением сопротивления» упадку, в который Церковь была вовлечена распадающимся государством. Оно представляло собой духовное возрождение всей Руси и единства ее Церкви. Движение находило поддержку и вдохновение в Константинополе, особенно в период правления ортодоксальных «фил-исихастов» — императора Иоанна VI Кантакузина и патриарха Филофея Коккина.

Оно являлось частью общего Православного возрождения, которое охватило многие народы, и поддерживало активные связи с балканскими монашескими общинами и скитами. В то время там велась значительная духовная, учительская, литературная и переводческая работа.

Монашеское движение и его роль в развитии Руси

Монашеское движение, не преследующее прямых политических целей, но стремящееся к Богу и Вечности, сыграло важную роль в духовном, культурном и политическом развитии Великой Руси. Это движение помогло стране выйти из кризиса и обрести самостоятельность, в то время как страны, где монашеское движение не было успешным, такие как Литва и Новгородская республика, потеряли свою духовную, культурную и политическую независимость.

Монастырские библиотеки и книжная культура

Благодаря монашескому движению на Русь пришла общая книжная культура, которая стала доступна для многих христианских народов. Большие монастырские библиотеки содержали множество переводов классической христианской литературы, таких как сочинения Дионисия Ареопагита, «Лествица» Иоанна Синайского, «Шестодневы» разных авторов, произведения Иоанна Дамаскина, Исаака Сирина и других. Со второй половины XIV века христианская книжная культура стала общественным явлением на Руси.

Дальнейшая судьба книжной культуры

Судьбы христианской книжной культуры на Руси до сих пор не до конца изучены. Однако ясно, что она переживала кризисы в середине…