Часть I. Вступительная
В данной части учебной работы мы рассмотрим жизнь и деятельность преподобного Нила Сорского и его значимость в истории русской духовности.
Преподобный Нил Сорский и его место в истории русской духовности
Преподобный Нил Сорский – выдающаяся фигура русской церковной и культурной истории. В этом разделе мы рассмотрим его биографию, духовное наследие и влияние на православие в России.
Автографы Нила Сорского
Один из интересных аспектов исследования – рукописи и автографы Нила Сорского. Мы рассмотрим их содержание и значение для изучения его мысли и учения.
Постскриптум
Завершая эту часть, мы обратим внимание на послесловие Нила Сорского и его последние мысли, оставленные потомкам.
Часть II. Сочинения Нила Сорского
Этот раздел посвящен анализу и исследованию творчества Нила Сорского, включая его письма и послания.
Предание Нила Сорского
В данном разделе мы разберем содержание и значение предания, оставленного преподобным Нилом Сорским.
«Устав» Нила Сорского
Одним из важных произведений Нила Сорского является «Устав». Мы рассмотрим его структуру и основные принципы.
Послания преподобного Нила Сорского
Этот раздел будет посвящен анализу посланий, написанных Нилом Сорским различным лицам и обсудим их значение и содержание.
Часть III. Сочинения преп. Иннокентия Комельского
Здесь мы рассмотрим сочинения преподобного Иннокентия Комельского и возможную полемику с Нилом Сорским.
«Общительное /общежительное безмолвие» Иннокентия Комельского: Полемика с Нилом Сорским?
Интересное обсуждение возможной полемики между Иннокентием Комельским и Нилом Сорским на тему общения и молчания.
Заметка «Яко добро есть писати святыя книгы» и «Завет» Иннокентия Комельского
Мы проанализируем тексты Иннокентия Комельского и их значение для изучения его учения.
«Надсловие», «Пристежение» и сочинение «О внутреннем делании» преподобного Иннокентия Комельского.
В этой части рассмотрим различные труды Иннокентия Комельского и их влияние на православное учение.
Творчество Иннокентия Анненского
... круг естественно и просто". /II, 18, стр.5/ Не только в жизни, но и в творчестве Анненский выделяется, особенно в лирике. Продолжая традиции XIX века (пейзажная лирика Ф. Тютчева, А. ... Из фундаментальных работ следует отметить монографию А.В. Федорова "Иннокентий Анненский. Личность и творчество", также работу В. Сечкарева, которая вышла в Нидерландах в 1963 году и носит название "Study in life ...
Часть IV. Приложения.
Завершающая часть работы будет посвящена приложениям, включая исторические сведения и тексты, связанные с Нилом Сорским и Иннокентием Комельским.
Повесть о Нило–Сорском ските
Здесь мы рассмотрим повесть о ските Нила Сорского и его жизни в этом месте.
«О житіи» Нила Сорского, Сказание о явлении его во сне Ивану Грозному, заметка о поминании его и Молитва ему, по списку 1784 г
Этот раздел включает в себя тексты и сведения о жизни и почитании Нила Сорского в разные исторические периоды.
Житие и чудеса Нила Сорского в списках XIX в.
Завершая работу, мы представим сведения о житии и чудесах Нила Сорского, сохраненных в исторических источниках XIX века.
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
Повесть жизнь иначе
... какого-либо реального исторического лица. Повести XIX-XX вв. очень пестры и разнообразны по содержанию. ... повести – случай, эпизод, даже анекдотический случай. Слово “анекдот” тогда понималось по-другому: не как короткая остроумная история с неожиданной концовкой, а как подлинный случай из жизни ...
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
«Татаро-монгольское иго. Исторический факт или вымысел?»
... дошедшего до нас в целости поэтического произведения… О татаро-монгольском нашествии»: «О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! ... установил ислам государственной религией, на Руси не начались религиозные гонения на православную церковь: «…После победы в Орде мусульманской ... с роскошной длинной бородой, с «рысьими», зелено-желтыми глазами. Заметим, что у людей монголоидной расы вообще не ...
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732
733
734
735
736
737
738
739
740
741
742
743
744
745
746
747
748
749
750
751
752
753
754
755
756
757
758
759
760
761
762
763
764
765
766
767
768
769
Сочинения, Часть I. Вступительная, Преподобный Нил Сорский и его место в истории русской духовности
В восприятии христианских духовников первых веков, они были «пришельцами и странниками» в «мире сем», как писал о. Георгий Флоровский в статье «Антиномии христианской истории: Империя и Пустыня« [1], будучи неспособными «всецело отдаться никакому строю этого мира»
Однако, с принятием христианства Римской империей и становлением «церковности» и «гражданства» идентичными, монашество начинает развиваться как форма противодействия этому слиянию. О. Георгий утверждает, что монашество символизировало решительный отказ от «этого мира», напоминая об истинной «неотмирности» христианства и вызывая на себя внимание Империи, находившейся на тот момент в стадии конструирования.
Музыкальная культура Киевской Руси
... на Руси. Важнейшим событием культуры Киевской Руси было появление письменности, а вместе с тем и музыкальной письменности. ... литературой, музыкой. Рубеж X—XI вв. — это особый период в истории Русского государства, который характеризуется быстрым развитием искусства ... Бывали случаи, когда проповедь христианства встречала сопротивление народа, предводительствуемого волхвами. В первоначальной летописи ...
По его мнению, «в действительности монашество никогда не было на высоте своих собственных принципов и требований. Но историческое его значение заключается именно в его принципах. Так же, как в языческой империи, христианство было своего рода “движением сопротивления”, монашество было постоянным “движением сопротивления ’ в христианском обществе”»
Отметив, что монашество как форма «движения сопротивления» никогда не отрицало государство или общество, но скорее укрепляло их в христианстве, мы можем заверить, что эти слова находят прямое применение к деятельности преподобного Нила Сорского, одного из ярких и чистых представителей системы «нестяжатели».
Преподобный Нил и движение монашеских киновий
Родившийся около 1433 года, в правление Василия II Васильевича Темного, преподобный Нил был человеком третьего-четвертого поколения монахов «северной Фиваиды». Это поколение было частью «золотого века» основателей знаменитых иноческих киновий-общежитий, таких как Дионисий Суздальский и Сергий Радонежский, Димитрий Прилуцкий и Павел Обнорский, Кирилл и Ферапонт Белозерские, Дионисий Глушицкий и Александр Куштский, а также многие другие.
Во второй половине XIV — начале XV веков эти основатели создали десятки духовно-культурно-хозяйственных центров в великорусских землях. Они быстро завладели обширными землями, включающими села, рыбные ловли и солеварни, и стали богатыми. Это движение, известное как монашеское киновиальное движение, началось в середине XIV века и было «движением сопротивления» упадку Руси-государства, который затрагивал и Церковь.
Церковность и гражданство на Руси
На Руси, подобно Римской империи, «церковность» и «гражданство» с самого начала процесса христианизации, в X-XI веках, совпали и нераздельно определяли церковно-гражданско-этническую принадлежность «русьских» — православных подданных Русского княжеского рода. Летописи описывали разграбление русских городов при нападениях врагов или во время междоусобиц в первую очередь как ограбление церквей, монастырей, икон, а также избиение клира и монахов — как ущерб Христианству.
Татаро-монгольское нашествие и его последствия
Татаро-монгольское нашествие на Русь в XIII веке оказало значительное влияние на русскую государственность. Однако его последствия больше отразились на государственной структуре, нежели на христианстве. Последующий раздел страны между Ордой и Литвой, а также между языческим Востоком и Западом, привел к ущербу прежде всего не православной христианской вере и Церкви, а главным объектам полуязыческого культа — княжескому роду и принадлежащей ему «Русской земле».
В отличие от литовцев и поляков, татаро-монголы не принесли значительных изменений в положение русской Церкви. В соответствии с «Ясой» Чингиса, Церковь, как служащая Богу, была освобождена от налогообложения. Однако вскоре Церковь стала объектом политической борьбы между светскими владыками, князьями Великой и Малой Руси. Она стала субъектом борьбы на стороне той или иной стороны, например, в XIV веке между митрополитом «Киевским и всея Руси» Алексеем, проживавшим в Москве, и Романом Литовским, назначенным киевским митрополитом под давлением литовского князя, владевшего Киевом.
Русь в XIII веке между Западом и Востоком
... на Руси и в Европе равных не было. 2.2 Битва на реке Калка В 1207 году Чингисхан направил своего сына на покорения племен, обитавших в долине Иртыша и к западу ... но татары сломили их сопротивление. Москву и окрестные сёла завоеватели сожгли и разграбили, а население ... Киевского государства убывало, а его престол стал яблоком раздора между различными ветвями рода Рюриковичей. Сын Юрия Долгорукого ...
Русское монашеское движение
Русское монашеское киновиальное движение было своеобразным «движением сопротивления» упадку, в который Церковь была вовлечена распадающимся государством. Оно представляло собой духовное возрождение всей Руси и единства ее Церкви. Движение находило поддержку и вдохновение в Константинополе, особенно в период правления ортодоксальных «фил-исихастов» — императора Иоанна VI Кантакузина и патриарха Филофея Коккина.
Оно являлось частью общего Православного возрождения, которое охватило многие народы, и поддерживало активные связи с балканскими монашескими общинами и скитами. В то время там велась значительная духовная, учительская, литературная и переводческая работа.
Монашеское движение и его роль в развитии Руси
Монашеское движение, не преследующее прямых политических целей, но стремящееся к Богу и Вечности, сыграло важную роль в духовном, культурном и политическом развитии Великой Руси. Это движение помогло стране выйти из кризиса и обрести самостоятельность, в то время как страны, где монашеское движение не было успешным, такие как Литва и Новгородская республика, потеряли свою духовную, культурную и политическую независимость.
Монастырские библиотеки и книжная культура
Благодаря монашескому движению на Русь пришла общая книжная культура, которая стала доступна для многих христианских народов. Большие монастырские библиотеки содержали множество переводов классической христианской литературы, таких как сочинения Дионисия Ареопагита, «Лествица» Иоанна Синайского, «Шестодневы» разных авторов, произведения Иоанна Дамаскина, Исаака Сирина и других. Со второй половины XIV века христианская книжная культура стала общественным явлением на Руси.
Дальнейшая судьба книжной культуры
Судьбы христианской книжной культуры на Руси до сих пор не до конца изучены. Однако ясно, что она переживала кризисы в середине…