Роль общественной правды в романе «Преступление и наказание»
Общественная правда не выдумывается отдельными людьми, а коренится во всенародном чувстве. Так сказал Б. С. Соловьев, и эта цитата великого русского мыслителя имеет особое значение, когда рассматривается роман Федора Достоевского «Преступление и наказание».
Сложение этого произведения литературы было результатом двух главных замыслов, движимых идеями самого художника. Эти идеи, в свою очередь, были подсказаны как социальной сферой, окружавшей писателя, так и его личными воспоминаниями и переживаниями. Важно отметить, что в созревании и оформлении идеи романа участвовало множество побудительных сил, которые таяли в душе и разуме художника.
Главная цель романа
Однако, главная задача Достоевского в «Преступлении и наказании» четко сформулировалась: развенчать заветы романа Николая Чернышевского «Что делать?», раскритиковать тупиковую и аморальную социалистическую теорию, достигнув ее экстремального проявления в лице Раскольникова.
Николай Страхов, критик и обозреватель, проникновенно заявил, что главной целью романа является развенчание «несчастного нигилиста», каким он назвал Раскольникова. Вместо беспочвенных идей Чернышевского, Достоевский предлагает православную христианскую идею, способную указать главному герою путь к свету, выйти из теоретических тупиков его сознания.
Два замысла
Таким образом, в 1865 году перед Достоевским стояли два замысла, две идеи. Один из них — это мир «бедных людей», где реальная жизнь, настоящие трагедии и страдания. Другой — это «теория», созданная лишь разумом, оторванная от реальной жизни и реальной морали. Эта теория, представленная в лице Раскольникова, оторвана от «божеского» в человеке и потому чрезвычайно опасна, ибо там, где нет ни божеского, ни человеческого, присутствует сатанинское.
Советское литературоведение и теория Раскольникова
Стоит отметить, что советское литературоведение отвергло жизненность теории Раскольникова и объявило фигуру Раскольникова надуманной. Здесь явно прослеживается социально-партийный заказ, направленный на отделение «теории» Родиона Раскольникова от идей социализма. Иногда взгляды Раскольникова трактовались как мелкобуржуазные, а самого героя старались отдалить от Чернышевского с его «особенным человеком».
В заключение, роман «Преступление и наказание» Федора Достоевского стоит рассматривать как важное произведение, в котором общественная правда, идеи, и социальная критика переплетаются в сложной и интересной художественной ткани.
Раскольников и соня мармеладова в романе преступление и наказание достоевского
... и опустившийся студент Родион Романович Раскольников – центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. Молодые герои находятся ...
Отрицание страданий в романе «Преступление и наказание»
Отправным моментом своеобразного «бунта» Родиона Раскольникова против существующего социального уклада и его морали было отрицание страданий человеческих. В романе это отрицание достигает своего апофеоза в изображении судьбы семьи чиновника Мармеладова. Однако стоит отметить, что само восприятие страданий у Мармеладова и Раскольникова отличается.
Мармеладов жалеет о судьбе своей семьи, но отрицает жалость к себе: «Жалеть! Зачем меня жалеть!.. Жалеете на кресте… пожалейте на кресте… Но распни, судия, распни и пожалей его!.. Я не жажду веселья, а скорби и слез!» В его словах мы не видим протеста против бога или общества, он берет на себя всю вину и ищет только прощения.
Раскольников, в свою очередь, начинает искать причины страданий не в себе самом, а во внешних силах. Он считает, что если человек страдает без вины, то все преграды и предрассудки, включая социальные законы и мораль, являются лишь преградами на пути к свободе. Таким образом, человек становится самим себе господином, а все ограничения становятся бессмысленными.
Таким образом, через отрицание страданий и поиск причин во внешних обстоятельствах, Раскольников и Мармеладов представляют разные основания для бунта против существующего социального порядка.
Раскольников и его размышления о «реальном деле»
Прежние размышления Раскольникова о «реальном деле», которое все не решаются совершить «из трусости», боязни «нового шага», начинают подкрепляться возрастанием в его теоретических построениях идеи самоценности человеческой личности.
Противоречие христианских норм
Однако христианские нормы никак не вписываются в утверждавшуюся Раскольниковым «новую мораль». Разделение на страдающих и виновных в страданиях проводится Человекобогом без учета христианского права на спасение каждого грешника, и Божий суд подменяется на земле судом озлобленного страданиями Человекобога.
Идея Раскольникова вдохновлена разговором
Для Раскольникова настоящим толчком к реализации его идеи послужил услышанный им разговор студента и офицера в трактире:
«Позволь, — говорит студент своему собеседнику, — я тебе серьезный вопрос задать хочу… смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет…»
«Значит, убийство старухи — не преступление». К такому выводу в своих размышлениях приходит Родион Раскольников.
Порочность теории Раскольникова
Однако в чем порочность теории Раскольникова? С определенной точки зрения он прав — разум всегда оправдает жертву ради всеобщего счастья. Но как понимать счастье? Оно не заключается в накоплении или перераспределении материальных благ, нравственные категории вообще не поддаются рационализированному подходу.
Трагедия Раскольникова по Туган-Барановскому
М. И. Туган-Барановский предлагает именно под этим углом рассматривать трагедию Раскольникова: «…Он хотел логически обосновать, рационализировать нечто, по самому своему существу не допускающее такого логического обоснования, рационализирования. Он хотел вполне рациональной морали и логическим путем пришел к ее полному отрицанию. Он искал логических доказательств нравственного закона — и не понимал, что нравственный закон не требует доказательств, не должен, не может быть доказан — ибо он получает свою верховную санкцию не извне, а из самого себя».
Раскольников и его теория о праве на кровь «по совести»
... закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им. Раскольникову кажется, что ... людям, Раскольников решается на преступление — на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за унижения и страдания ...
Таким образом, идеи Раскольникова, хоть и имеют свою логику, сталкиваются с фундаментальными противоречиями и вызывают вопросы о нравственности и ценности жизни.
Преступление Раскольникова и нравственный закон
Далее логика рассуждения утверждает христианскую мысль о том, что преступление Родиона Раскольникова именно в нарушении нравственного закона, во временной победе разума над волей и совестью. Почему личность всякого человека представляет собой святыню? Никакого логического основания для всего этого привести нельзя, как нельзя привести логического основания для всего того, что существует собственной своей силой, независимо от нашей воли. Факт тот, что наше нравственное сознание непобедимо утверждает нам святость человеческой личности; таков нравственный закон. Каково бы ни было происхождение этого закона, он столь же реально существует в нашей душе и не допускает своего нарушения, как любой закон природы. Раскольников попробовал его нарушить — и пал.
Борьба жизни и свет любви
С отвлеченной теорией, рожденной при помощи лишь мыслительной работы, вступила в борьбу жизнь, пронизанная божественным светом любви и добра, рассматриваемая Достоевским как определяющая сила трагедии героя, соблазненного голыми умствованиями.
Социализм и питательная среда теории Раскольникова
Можно, конечно, рассуждать о том, что причинами появления теорий социалистического толка, вроде философских построений Раскольником, или, скорее, не причинами, а питательной средой мог явиться упадок религиозности в обществе, как считал С. А. Аскольдов. Но практическая цель, вытекающая из теории Раскольникова, вполне ясна — получение власти над большинством, построение счастливого общества путем замены человеческой свободы материальными благами.
Достоевский и «добродетель без Христа»
Нельзя не согласиться с рассуждениями С. А. Аскольдова о том, что в целом ряде произведений, в частности в «Подростке», Достоевский категорически осуждает мысли о «добродетели без Христа»: «Конечно, это добродетель не личной жизни, а именно как общественного служения». Достоевский не только не верит ей, но видит в ней величайший соблазн и принцип разрушения. Общественное благо, если оно основано не на заветах Христа, непременно и роковым образом превращается в злобу и вражду, и благо человечества становится лишь соблазняющей маской по существу злой и основанной на вражде общественности.
К чему может привести неизбежное падение этой маски и торжество зла, которое она прикрывала, хорошо предсказано Достоевским в пророческом сне Родиона Раскольникова в эпилоге «Преступления и наказания». Имеет смысл вспомнить его: «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных». Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими…
Самообман Раскольникова (Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»)
... Преступная теория и преступное деяние отлучили Раскольникова от мира людей, перенесли его в другой мир, где ... будто во сне, в полубреду. Достоевский делает предметом литературы анализ состояния преступника ... совершается страшная трагедия самопознания и самообмана. Чем глубже он узнает себя, ... Великой Французской революции! Итак, Наполеон посмел - и обрел бессмертие. Он главный союзник Раскольникова в ...
Это причины, а далее — следствия этой бесноватости: «Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований…» Следующий этап бесноватости — внедрение теории в жизнь, в головы «тварей дрожащих»: «Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки…»
Разъединение людей, потерявших общие нравственные принципы в божьей морали, неизбежно приводит к социальным катастрофам: «Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе…»
Далее у Достоевского — глубочайшая мысль о стирании в периоды революционных потрясений разницы между «своими» для революции и «чужими». Революция начинает «пожирать собственных детей»: «Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. Начались пожары, начался голод. Все и все погибало…»
Идеалы добра и счастья в произведениях Достоевского
А как же с великими идеалами добра и счастья для людей? Достоевский об этом говорит очень определенно: «Язва росла и продвигалась все дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, не слыхал их слова и голоса».
Николай Бердяев в своей статье «Духи русской революции» как одно из удивительных прозрений Достоевского увидел его убеждение в том, что русская революция «есть феномен метафизический и религиозный, а не политический и социальный». Для русского социализма чрезвычайно важно получить ответ на вопрос: есть ли Бог? Отсюда Достоевский предчувствовал, как горьки будут плоды русского социализма без Бога.
Русские бунтари и нигилистический морализм
Н. Бердяев разглядел в произведениях Достоевского понимание философских, психологических, атеистических признаков русских бунтарей: «Русские сплошь и рядом бывают нигилистами — бунтарями из ложного морализма. Русский делает историю Богу из-за слезинки ребенка, возвращает билет, отрицает все ценности и святыни, он не выносит страданий, не хочет жертв. Но он ничего не сделает реально, чтобы слез было меньше, он увеличивает количество пролитых слез, он делает революцию, которая вся основана на неисчислимых слезах и страданиях…»
Достоевский и революция (по роману «бесы»)
... Достоевскому общественных течениях. Достоевский не принимает революцию за ее «бесовство», одной из разновидностей которого является нигилизм. Помимо нигилистов, у Достоевского можно обнаружить еще несколько типов «бесов». Так, «бесами» являются люди, ... этом остается главная с точки зрения Достоевского цель — преображение человека. Заключение Революция, революционные идеи и организации занимали важное ...
Русский нигилист-моралист думает, что он любит человека и сострадает человеку больше, чем Бог, что он исправит замысел Божий о человеке и мире.
Заблуждение и антихристовы соблазны революционной морали
Заветное желание облегчить страдание народа было праведно, и в нем мог обнаружиться дух христианской любви. Это и ввело многих в заблуждение. Не заметили смешения и подмены, положенных в основу русской революционной морали, антихристовых соблазнов этой революционной морали русской интеллигенции. Русские революционеры пошли за соблазнами антихриста и должны были привести соблазненный ими народ к той революции, которая нанесла страшную рану России и превратила русскую жизнь в ад.
Итак, в произведениях Достоевского раскрывается не только поиск великих идеалов добра и счастья, но и предостережение от искажения этих идеалов антихристовыми соблазнами революции и нигилизма.
Теория Раскольникова и его практические дела по реализации своих планов, удивительным образом пронизав время, нашли свое воплощение в революции семнадцатого года. История связала мысли русских мальчиков-нигилистов девятнадцатого века с кровавыми делами их последователей в веке двадцатом. </p