Итак, вы в тетрадь по литературе записываете:
Сочинение
по роману А.С. Пушкина «Дубровский» по теме: (выбираете тему из предложенных ниже).
- Перед вами стоит задача сравнить двух персонажей, дать сравнительную характеристику, найти черты сходства и отличия.
План к теме сочинения «К. Троекуров и А. Дубровский »
Ì. Вступление. Дворянство в Ì пол. 19 века.
ÌÌ. Основная часть. К. Троекуров и А. Дубровский.
- Положение в обществе К. Троекурова и А. Дубровского.
- Характер героев.
- Отношение с людьми.
- Причина гибели А. Дубровского.
ÌÌÌ. Заключение. Отношение А. С. Пушкина к К. Троекурову и А. Дубровскому.
Дворянство как класс в России, возникло еще в XII веке и представляло собой военно-служилое сословие, причем низшую его часть. Представители дворянства составляли двор знатного вельможи: князя или боярина. Само слово «дворянин» буквально обозначало, что это человек с княжеского или боярского двора.
С XIX века начинает закат дворянского сословия. Республиканские настроения, которые стали бродить в обществе, массонские ложи и революционные организации подрывали устои самодержавия. Это привело к изданию Указа об отмене крепостного права. Крестьяне, разорившись, отправлялись в города. Началось зарождение капитализма, который окончательно снизил позиции дворянства. На высшие ступени в обществе стали выходит представители новой формации — буржуазии.
После в России все сословия, в том числе и дворянство, были полностью ликвидированы.
Перейдем к основной части этой темы. Для того чтобы наглядно увидеть сходство и отличие Троекурова и Дубровского поработаем с таблицей, которую вы видите на доске.
персонажи критерии оценки |
К. Троекуров |
А. Дубровский |
Сходство персонажей |
||
1. Ровесники. 2. По происхождению дворяне. 3. Оба служили и вышли в отставку. 4. Оба женились по любви и стали вдовцами. |
||
Различие |
||
Соц. положение |
Богатство — власть, связи. |
Бедность – отсутствие власти, авторитета. |
Характер героев |
Эгоистичный, своенравный, жестокий, высокомерный. |
Мягкий, порядочный, добрый, благородный. |
Отношение с людьми ( родные, соседи, чиновники, крестьяне) |
Грубо, строго, властно, жестоко. |
Гуманно, уважительно, |
Отношение автора к героям |
Осуждение, неприязнь |
Сочувствие, симпатия |
Беседа по вопросам.
- Каково было положение героев в обществе?
- Как вы охарактеризуете Троекурова и Дубровского?
- Какие у них были отношения с людьми ( родные, соседи, чиновники, крестьяне)?
- Как они относились друг к другу?
- Какой случай спровоцировал их ссору?
- Какое обстоятельство сделало их примирение невозможным?
- Какова причина гибели Дубровского?
- Как Пушкин относится к своим героям? Кому он симпатизирует? Почему?
- Работа по 2-ой теме.
Здесь вы должны будете проследить, как на протяжении всего романа развиваются отношения Марии Троекуровой и Владимира Дубровского. Запишите план в тетрадь.
План к теме сочинения «История любви М. Троекуровой и В. Дубровского ».
Ì. Вступление. История героев и их семей.
ÌÌ. Основная часть.
- Начало их отношений.
- Объяснение Дубровского с Машей.
- Страх и неуверенность Маши в своих чувствах к Дубровскому.
- Сватовство и венчание с Верейским.
ÌÌÌ. Заключение. Почему они не могли быть вместе?
— А теперь разберем каждый пункт плана.
1. Во вступлении вы должны будете написать про дружбу отцов, что они оба рано лишились матери, были одиноки и впечатлительны, что Троекуров когда-то прочил Машу за Владимира.
2. При каких обстоятельствах произошла их первая встреча?
3. Почему Маша сначала не обратила на учителя внимание?
4. Какое впечатление произвела Маша на Дефоржа?
5. Как относились к учителю в доме Троекурова?
6. Почему Дубровский не стал мстить врагу?
7. Как относится к Дубровскому Маша?
8. Что предприняла Маша, чтобы избежать брака с Верейским?
9. Была ли судьба Маши исключительной или же она закономерна, типична? 10. Какие обстоятельства помешали им быть вместе?