Анализ романа Набокова «Приглашение на казнь»

Сочинение

1. История создания произведения.

В.В. Набоков долгое время исследовал личность Н.Г. Чернышевского, который и стал прототипом романа «Приглашение на казнь». Данный роман публиковался в 1935-1936 гг. в «Современных записках», а в 1938 – в парижском издательстве «Дом книги».

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

Внешне «Приглашение на казнь» — это рассказ о последних днях перед смертью. Но форма романа намного сложнее. В жанровом отношении – это роман, который близок к аллегории. Произведение В. В. Набокова можно назвать фантастической антиутопией, которая имеет традиции О. Хаксли и Ф. Кафки.

Некоторые исследователи отмечали, что «Приглашение на казнь» — это ряд арабесок, которые соединены не идейным планом, а стилистическим единством.

3. Название произведения и его смысл.

Название романа В.В. Набокова, вероятно, восходит к стихотворению «Приглашение к путешествию» Ш. Бодлера, которого так любил переводить писатель. Слово «приглашение» в заглавии будто иронизирует над ситуацией. Главный герой не имеет права отказаться от казни, хотя слово «приглашение» говорит о том, что человек может согласиться на предложение, а может и отказаться.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от третьего лица, однако через ощущения центрального персонажа, который находится в тюремной камере и ждет день своей казни, смотря на все происходящее будто не своими глазами.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Темой романа становится высмеивание творческого, в частности литературного, мышления. Главный герой видит, что мир вокруг него фальшивый и ненастоящий, однако он не может преодолеть его из-за подверженности штампованного мышления. Символом такого мышления становится тюремная крепость, за пределы которой выбраться нельзя без творческой новизны и смелости. Цинциннат самостоятельно вводит себя в ограничивающие рамки. Автор показывает, что искусству не характерны такие рамки, которые делают все творчество псевдоискусством.

Вся проблематика романа связана с противостоянием истинного искусства и искусства ложного, ненастоящего. Борьба эта происходит в голове главного героя, Цинциннат фактически борется сам с собой, пытаясь сломать рамки штампованности. «Приглашение на казнь» показывает борьбу творческого человека за свободу творчества, которое бы существовало без шаблонов и правил. По мнению В.В. Набокова, искусство служит обществу, поэтому у него не должно быть никаких ограничителей для передачи главной идеи. Роман демонстрирует, что художник, который застрял в рамках шаблонности, обречен на творческую гибель.

3 стр., 1142 слов

По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

... ценностям в жизни, а также к чему приведут пороки, живущие в сердцах людей. Написав сочинение «Мастер и Маргарита», понимаю, что в каждом человеке должна быть вера, которая не даст сойти с ума. Читатель найдёт в произведении настоящие ...

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Сюжет романа «Приглашение на казнь» связан с воспоминаниями Цинцинната, который находится на грани жизни и смерти – он ждет своей казни в тюрьме. Произведение повествует о необычной и в чем-то странной жизни главного героя. Место и время в романе четко не обозначены, потому что для автора они не имели значения.

Непохожий ни на кого, Цинциннат оказывает в тюрьме, где он выжидает вынесение приговора. Узника приговорили к казни, однако ему не говорят точную дату смерти. Пока главный герой находится в камере, он пишет своеобразный дневник, в котором раскрываются картины его прошлой жизни в фальшивом и ненастоящем мире.

Наступает момент казни. Тихий и робкий Цинциннат решает пойти на своеобразный бунт, поэтому самостоятельно ложится на плаху и отсчитывает последние секунды своей жизни. В этот момент начинает рушиться ненастоящий мир, двойник главного героя остался лежать на плахе, а настоящий Цинциннат перешел в другой мир, о котором так мечтал.

7. Система образов произведения.

Центральным персонажем романа «Приглашение на казнь» стал Цинциннат Ц. Он с самого рождения отличался от других. Главный герой – это замкнутый, робкий и неразговорчивый человек, который мечтает о другой жизни, о таком утопическом мире, в котором он был бы счастлив. В финале произведения Цинциннат переходит в этот мир.

У настоящего Цинцинната есть двойник. Это тот, кто не может разрушить связь с фальшивым миром, кто привык жить по шаблонам.

Соотношение настоящего Цинцинната и его двойника – это противостояние истинного искусства и псевдоискусства.

8. Композиция произведения.

Роман состоит из 20 глав, каждая из которых рассказывает про один день из жизни тюремного узника. Все главы начинаются пробуждением Цинцинната, а заканчиваются тем, что главный герой засыпает. Эти особенности говорят о кольцевой композиции произведения, которая нарушается лишь в последних главах.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Роман «Приглашение на казнь» отличается своим аллегорическим повествованием, своей иносказательностью и зашифрованностью. Действительность, описанная в произведении, похожа на кривое и искаженное зеркало.

Автор широко использует в романе различные эпитеты, метафоры и другие средства языка для выражения своей мысли.

Прием, который раскрывает идею произведения, — антитеза. Мир делится на реальный и вымышленный. Причем вымышленный мир оказывается реальнее настоящего.

10. Отзыв о произведении.

Метафорический роман В.В. Набокова «Приглашение на казнь» интересен для прочтения. В нем замаскированы довольно серьезные проблемы, которые волновали автора.

Понравилось сочинение? А вот еще: