1. История создания произведения.
В.В. Набоков долгое время исследовал личность Н.Г. Чернышевского, который и стал прототипом романа «Приглашение на казнь». Данный роман публиковался в 1935-1936 гг. в «Современных записках», а в 1938 – в парижском издательстве «Дом книги».
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
Внешне «Приглашение на казнь» — это рассказ о последних днях перед смертью. Но форма романа намного сложнее. В жанровом отношении – это роман, который близок к аллегории. Произведение В. В. Набокова можно назвать фантастической антиутопией, которая имеет традиции О. Хаксли и Ф. Кафки.
Некоторые исследователи отмечали, что «Приглашение на казнь» — это ряд арабесок, которые соединены не идейным планом, а стилистическим единством.
3. Название произведения и его смысл.
Название романа В.В. Набокова, вероятно, восходит к стихотворению «Приглашение к путешествию» Ш. Бодлера, которого так любил переводить писатель. Слово «приглашение» в заглавии будто иронизирует над ситуацией. Главный герой не имеет права отказаться от казни, хотя слово «приглашение» говорит о том, что человек может согласиться на предложение, а может и отказаться.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование ведется от третьего лица, однако через ощущения центрального персонажа, который находится в тюремной камере и ждет день своей казни, смотря на все происходящее будто не своими глазами.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Темой романа становится высмеивание творческого, в частности литературного, мышления. Главный герой видит, что мир вокруг него фальшивый и ненастоящий, однако он не может преодолеть его из-за подверженности штампованного мышления. Символом такого мышления становится тюремная крепость, за пределы которой выбраться нельзя без творческой новизны и смелости. Цинциннат самостоятельно вводит себя в ограничивающие рамки. Автор показывает, что искусству не характерны такие рамки, которые делают все творчество псевдоискусством.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Сюжет романа «Приглашение на казнь» связан с воспоминаниями Цинцинната, который находится на грани жизни и смерти – он ждет своей казни в тюрьме. Произведение повествует о необычной и в чем-то странной жизни главного героя. Место и время в романе четко не обозначены, потому что для автора они не имели значения.
Сочинения по роману Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”
... чувств. Многогранность человеческой натуры (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») Роман «Мастер и Маргарита» был произведением, который принес Булга-кову мировую ... Мастером, за роман о Понтии Пилате, ему было даровано спокойствие. Левий Матвей, придя к Воланда, сообщил: «Он прочитал сочинение Мастера и ... из четырех осужденных к смертной казни. В сцене казни Булгаков описывает человечность героя. ...
Непохожий ни на кого, Цинциннат оказывает в тюрьме, где он выжидает вынесение приговора. Узника приговорили к казни, однако ему не говорят точную дату смерти. Пока главный герой находится в камере, он пишет своеобразный дневник, в котором раскрываются картины его прошлой жизни в фальшивом и ненастоящем мире.
Наступает момент казни. Тихий и робкий Цинциннат решает пойти на своеобразный бунт, поэтому самостоятельно ложится на плаху и отсчитывает последние секунды своей жизни. В этот момент начинает рушиться ненастоящий мир, двойник главного героя остался лежать на плахе, а настоящий Цинциннат перешел в другой мир, о котором так мечтал.
7. Система образов произведения.
Центральным персонажем романа «Приглашение на казнь» стал Цинциннат Ц. Он с самого рождения отличался от других. Главный герой – это замкнутый, робкий и неразговорчивый человек, который мечтает о другой жизни, о таком утопическом мире, в котором он был бы счастлив. В финале произведения Цинциннат переходит в этот мир.
У настоящего Цинцинната есть двойник. Это тот, кто не может разрушить связь с фальшивым миром, кто привык жить по шаблонам.
Соотношение настоящего Цинцинната и его двойника – это противостояние истинного искусства и псевдоискусства.
8. Композиция произведения.
Роман «Приглашение на казнь» имеет кольцевую композицию, состоящую из 20 глав. Каждая глава описывает один день в жизни тюремного узника Цинцинната. Начало каждой главы связано с пробуждением главного героя, а завершается она моментом его засыпания. Такая структура подчеркивает кольцевость произведения, однако она нарушается в последних главах.
9. Художественные средства, приемы, раскрывающие идею произведения.
Романа В.В. Набокова «Приглашение на казнь» отличается аллегорическим повествованием, зашифрованностью и иносказательностью. Произведение представляет действительность, искаженную как через искривленное зеркало.
Автор помимо очевидных фигур речи, таких как эпитеты и метафоры, активно использует и другие средства языка для выражения своей мысли.
Антитеза является важнейшим приемом, раскрывающим идею произведения. Мир делится на реальность и фантазию, где последняя оказывается иногда более реальной и существенной.
10. Отзыв о произведении.
Метафорический роман В.В. Набокова «Приглашение на казнь» является увлекательным чтением. В нем автор мастерски маскирует серьезные проблемы, которыми был озабочен.