1. История создания произведения.
К написанию романа на скандальную тему В.В. Набоков готовился очень долго. Идея и образ Лолиты появляются уже в 1928 году – стихотворение «Лилит» делало наброски к будущему произведению.
В романе «Дар», написанном в 1937 году, появляется фраза, связанная с сюжетным замыслом романа «Лолита». Фактически герой «Дара» раскрывает сюжетную линию будущего романа В.В. Набокова.
В 1939 году писатель создает повесть «Волшебник», которая была схожа с «Лолитой» по сюжету.
Над интригующим романом В.В. Набоков работал тогда, когда путешествовал по США. Как признавался сам писатель, когда он закончил свое произведение, очень испугался того, что у него вышло. В.В. Набоков долгое время хотел сжечь свое произведение, однако жена писателя настояла на обратном.
«Лолита» была написана на английском языке, однако в США никто не хотел публиковать такое произведение. Впервые книга была издана в Париже в 1955 году, лишь в 1958 году она была опубликована в США. На русском языке роман, переведенный самим автором, вышел в 1967 году.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
В жанровом отношении «Лолита» — роман. Сам В.В. Набоков считал свое произведение «серьезной книгой, написанной с серьезной целью».
3. Название произведения и его смысл.
Роман носит заглавие в честь героини произведения. Существует точка зрения, что имя Лолита – сокращенное от имени, которое на русский язык переводится как «страдания». Это в полной мере раскрывает суть произведения и образа героини.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Форма повествования в романе «Лолита» весьма необычна. То повествование ведется от первого лица, рассказчиком является Гумберт. То повествование ведется от третьего лица. Причем эти две формы могут сосуществовать друг с другом буквально в одном предложении. Такой прием показывает события с разных точек зрения, также добивается эффект раздвоения личности.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
В.В. Набоков в очень спорном романе поднимает важные темы и проблемы. В первую очередь, это тема любви. Неразделенная и больная, но все же любовь.
Автор описывает то, как воспитание ребенка (или невоспитание) и жизнь в детстве влияют на мировоззрение человека. События, произошедшие в детстве, сильно воздействуют на дальнейшее существование. Ведь то, что произошло с Лолитой, тесно связано с ее воспитанием. Девочка была не нужна своей матери, она никогда не чувствовала, что такое любовь. Поэтому главный герой стал для нее воплощением этой любви.
Внутренняя структура романа Набокова ‘Лолита’
... произведения» [11] По сравнению с радикальными экспериментами Вагинова и Хармса (скорее всего, неизвестными Набокову в конце 1950-х годов) «Лолита» ... столь и глубоко трагическим путем». Исследователи русских романов Набокова обращают внимание на характерный для них игровой ... соподчиняет их идее . Однако некоторых научных работах такие композиционные категории, как художественное пространство, время, ...
Проблематика в романе «Лолита» выражается не только прямо, но и символично. Весь роман – это сплошная аллегория. В.В. Набоков описал свои отношения к Америкой. Метафорическое изображение таких взаимоотношений автора и страны находится на втором, незаметном плане.
Помимо этого, отношения героев романа «Лолита» — это метафора отношений художника и искусства в целом. Одержимость Гумберта Лолитой становится олицетворением стремления художника удержать в своих руках искусство.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
В основе сюжета лежит своеобразная исповедь Гумберта, взрослого мужчины, который влюбился в Лолиту, двенадцатилетнюю девочку, которой не хватало детской любви и внимания. Исповедуется главный герой, находясь в тюрьме.
На самом деле сюжет о немыслимом клиническом случае с криминальной окраской становится лишь способом передачи мысли В.В. Набокова. За таким сложным сюжетом стоит идея, а не действие.
7. Система образов произведения.
Центральным персонажем, от лица которого идет повествование, становится Гумберт. Неслучайно в конце произведения герой попадает в психлечебницу. Действительно, мировоззрение Гумберта затуманено, его увлечения несовершеннолетними похожи на действия и взгляды маньяка. Однако он не совсем маньяк, так как он боится проблем из-за своих связей.
Лолита – это трагичный образ девочки, которая с детства не чувствовала любви. Поэтому она с простотой вступает в отношения с Гумбертом.
Отношения Гумберта и Лолиты сложны, но они важны для понимания другой идеи – взаимоотношения В.В. Набокова и Америки.
8. Композиция произведения.
Композиционно роман «Лолита» делится на две части. История рассказывается от лица главного героя, что придает исповедальный характер.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
Роман «Лолита» как метафорическое произведение имеет много символов и метафор, а также скрытых аллюзий и явных цитат. Произведение выходит за рамки исповеди, в нем есть нравственная мораль.
10. Отзыв о произведении.
Роман В.В. Набокова «Лолита» — довольно спорное произведение, которое вызывает совершенно разные эмоции у читателей. По замыслу автора, главным являлся не сюжет, а метафора, которая за ним стоит.