Значение развязки комедии Гоголя “Ревизор”

Сочинение

Сам писатель считал, что единственным честным лицом в пьесе является смех. “Странно: мне жаль,- писал Гоголь в “Театральном разъезде”,- что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее.

Это честное, благородное лицо был – смех”. Вспомните его слова из “Авторской исповеди”: “Если смеяться, то так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеянья всеобщего. В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное

в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем”.

Прекрасно понимая силу сатиры, Смеха, Гоголь при их помощи пытался улучшить жизнь общества.

Особое обращает на художественное мастерство, которое проявилось в композиции пьесы, лепке характеров действующих лиц и в самой проблематике произведения. Комедия Гоголя отличается необычностью построения. С первых слов городничего завязывается действие, однако события, обычно предшествующие завязке и связанные с

экспозицией, становятся известными зрителю значительно позже – они разбросаны по всей пьесе.

Необычна и развязка комедии – ее сначала трудно и определить.

На первый взгляд, она намечена отъездом Хлестакова: сделано предложение о свадьбе дочери городничего, чиновники рады, что удалось провести ревизора. Но зрители-то знают, что Хлестаков – пустышка, что на этом действие закончиться не может. Появляется Шпекин и сообщает, кто такой Хлестаков.

Все понимают, что одурачены.

Найдены и виновники – Бобчинский и Добчинский. Все омрачены, больше всех городничий. Действие идет на спад.

И вдруг – сообщение жандарма о приезде настоящего ревизора. Это – новое в драматургии того времени. Как замечают исследователи творчества Гоголя, “трудно даже решить, что перед нами – развязка ли, или кульминация, или завязка нового, совершенно непохожего на прежнее, действия.

Скорее всего, и то, и другое, и третье” Известный режиссер В. И. Немирович-Данченко говорил : “Этот финал представляет одно из самых замечательных явлений сценической литературы…

3 стр., 1227 слов

Как раскрывается характер городничего по мере развития действия ...

... пьесы городничий сообщает чиновникам уездного города, что к ним едет ревизор. Он беспокоится за них и, в конечном счете, за себя, поэтому советует скрыть ... должности городничего. Гоголь отмечает, что этот человек умеет приспосабливаться к любому положению («переход от страха к радости, от ... хотя бы сделать вид, что в больнице производят лечение, а не пускают все на самотек. Ляпкину-Тяпкину городничий ...

Как одной фразой городничего он завязал пьесу, так одной фразой жандарма он ее развязывает,- фразой, производящей ошеломляющее впечатление опять-таки своей неожиданностью и в то же время совершенной необходимостью”. Гоголь придавал финалу большое значение. Не случайно он подробнейшим образом описал эту сцену.

Есть даже ее рисунок, который приписывают автору комедии; Узнав от почтмейстера, кто такой Хлестаков, все поражены и огорчены, им становится не по себе. Они, такие пройдохи, приняли “фитюльку” за ревизора, вознаградили, обогрели его да еще и в дорогу снарядили как большого вельможу. Но страшнее всего было новое известие, от которого можно действительно онеметь: приехал настоящий ревизор.

Что нового готовит чиновникам эта встреча, смогут ли они удержаться на своих должностях?

“В “Ревизоре”, – писал Белинский,- нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое целое, округленное внутренним содержанием”.

В пьесе есть два основных конфликта:

Внутренний – столкновение городничего и горожан: “Купечество да гражданство меня смущает…” внешний – между чиновниками города и ревизором. “Этим вторым конфликтом автор ставит вопрос о путях, способах решения основного, главного конфликта пьесы между существующим полицейско-бюрократическим правлением и населением, хотя конфликт этот почти не получил сценического воплощения”.

Однако о нем следует говорить, ибо писатель, как отмечалось выше, не ограничивал свою задачу только тем, чтобы посмеяться над уездными чиновниками. Гоголь создает типичные характеры, в которых нашли отражение характерные черты людей самодержавно-крепостнической эпохи. Роль каждой, самой незначительной личности в пьесе заметна, ибо она несет большую смысловую нагрузку. Примером может служить бессловесный персонаж доктор Гибнер.

Его имя Христиан означает “милосердный, сострадающий”, однако Гоголь снабжает его такой фамилией, которая снимает все, что связано с милосердием: лекарь Гибнер далек от народных масс, не тратит на их лечение лекарств, а поэтому в больнице люди “как мухи выздоравливают”, т. е. гибнут. Не случайно фамилия Гибнер и слово “гибнут” – одного корня. Или другой пример: унтер-офицерская вдова, которая появляется на мгновение и произносит лишь несколько реплик, но по ним можно составить биографию человека, представить целую эпоху.

Значение развязки комедии Гоголя “Ревизор” 1Значение развязки комедии Гоголя “Ревизор” 2Значение развязки комедии Гоголя “Ревизор” 3Значение развязки комедии Гоголя “Ревизор” 4Значение развязки комедии Гоголя “Ревизор” 5

10 стр., 4709 слов

«Ревизор» Н.В. Гоголя

... интересно: Сочинение в романе «Евгений Онегин» Вариант 2 “Ревизор” — это комедия Николая Васильевича Гоголя, написанная в 1835 ... в свет же вышло в 1836 году. Главными героями является Хлестаков – служащий низшего гражданского чина и городские чиновники. Реализм Гоголя помещал типичную личность в ... воспользоваться сложившейся ситуацией. Как отмечал в последствии сам автор: “Хлестаков вовсе не надувает, ...

(No Ratings Yet)