Картина «За завтраком» Зинаиды Евгеньевны Серебряковой

Сочинение
За завтраком 1914 г.

Написала Зинаида Евгеньевна Серебрякова «За завтраком» (некоторые называют картину «За обедом» и «Завтрак детей») в 1914 году, когда начинался расцвет реализма. Она создана маслом на холсте формата 88,5×107 сантиметров. А посмотреть на нее можно в Москве, в Третьяковской Галерее.

История картины

Портреты детей Серебрякова создавала еще задолго до появления «За завтраком». Однако пик творчества, связанного с образом детства и повседневной жизни малышей, пришелся на начало семейной жизни. Вышедшая замуж за своего кузена — тоже художника, она стала матерью четверых детей.

Ими она и вдохновлялась при создании картины, как, впрочем, большей части своего цикла про детей. Моделями русской художницы стали рожденный в 1906 году старший сын Евгений, в 1907 году — Александр, в 1912 году — Татьяна, которую домашние называли Татой. На момент написания работы им было восемь, семь и три года соответственно, однако уже в этом возрасте дети неоднократно позировали своей матери. Также для создания масляной картины Зинаида Серебрякова:

  • Делала наброски своих детей и их друзей, стараясь отображать их мимику максимально детально;
  • Выбирала посудные сервизы для того, чтобы зарисовывать их;
  • Экспериментировала с отображением света маслом;
  • Меняла композиции набросков, стремясь добиться «внезапности» и живости изображения.

Общественное восприятие и мнение искусствоведов

Первая выставку «За обедом» Серебрякова организовала в конце 1914 годов. Тогда социалистический реализм только формировался, а импрессионизм, которым занималась Серебрякова, уходил в прошлое, поэтому большого ажиотажа вокруг картины не возникло. Однако в дальнейшем ее регулярно печатали на открытках, что говорит о симпатии раннего советского общества к сюжетам художницы про детей.

А вот искусствоведы встретили полотно Зинаиды Евгеньевны довольно дружелюбно. Известный советский искусствовед Валентина Князева говорила, что картина несет в себе «поэзию повседневного, земного». По мнению женщины, это происходит из-за того, что художница чутко относится к переживаниям детей и отлично понимает их психологию. Это позволяет Серебряковой достоверно передавать уникальный характер каждого из своих малышей.

2 стр., 937 слов

По картине Федотова Завтрак аристократа

... свое мастерство. Одна из его самых обсуждаемых картин – ‘Завтрак аристократа’. Работал над этим шедевром Павел с 1849 по 1850 годы. Изначально картина называлась ‘Завтрак на столе’. Как передают записи самого ... Поэтому он окружает себя предметами роскоши. На картине они тщательно изображены Федотовым. Молодого человека окружают дорогостоящий подсвечник, изысканная лампа, резной стол. Продав эти ...

Другой популярный критик и коллега Серебряковой Александр Бенуа писал: «В детских и женских портретах Серебрякова не знает себе соперников». Также он хвалил художницу за мастерское сочетание натюрмортных деталей и портрета, создающее впечатление настоящего домашнего уюта. Впечатление, которое легко может передаться зрителю через полотно.

Дальнейшая судьба «За завтраком»

В сороковые года картину выкупила известная советская певица Лидия Русланова. На какое-то время, когда происходили гонения на артистку, «За завтраком» конфисковали. Но уже в 1953 году полотно вернули владелице. Спустя два года женщина передала его Третьяковской Галерее. Благодаря музею полотно выставлялось на персональных выставках Зинаиды Серебряковой, а также путешествовало в Германию, Италию в рамках обменных программ.

Описание сюжета

Изображенные на картине дети художницы завтракают. Или обедают — все трактуют сюжет картины по-разному. Несмотря на то, что сюжет абсолютно бытовой, по нему можно понять характеры каждого из малышей. Женя задумчиво смотрит на зрителя своими большими карими глазами. Выглядит так, будто он только что обернулся, чтобы что-то спросить у мамы. Маленькая Тата балуется и не может дождаться, когда няня нальет ей суп. А Шура опять о чем-то задумался и смотрит в стакан.

Стол накрыт белой скатертью, а присутствие темной фигуры няни и роскошного сервиза указывают на то, что семья не бедствует. А общая атмосфера и цветовая гамма — художница специально работает на контрасте коричневых оттенков и синего — завершают умиротворенное впечатление. Обрезанная композиция придает картине динамику, помогает зрителю понять, что на ней запечатлен небольшой, но такой ценный и мимолетный момент из детства.

Сочинение по картине Серебряковой «За завтраком»

Зинаида Серебрякова — известная художница XX века, которая работала как в стиле импрессионизм, так и в стиле социалистический реализм. Она прославилась циклом работ о повседневной жизни простых людей, в частности — жизни детской. Одной из самых ярких работ Серебряковой является картина «За завтраком». Иногда ее называют «За обедом».

Картина «За обедом» посвящена простому дню многодетной семьи, состоящей из двух братьев и маленькой сестренки. Они сидят за накрытым столом и ждут, пока нянечка в темном платье разольет им еду. Каждый из детей имеет свой уникальный характер. Мальчик на переднем плане показан живым, заинтересованным то ли в художнике, то ли в зрителе. Девочка вредничает, не может дождаться, когда ей дадут еду. Мальчик на заднем плане тих и погружен в свои мысли.

Картина эта написана маслом. Тем не менее она смотрится максимально натурально. Художнице удалось передать утренний свет с помощью игры цветов — она переходит от синего к оттенкам коричневого, что создает естественный и эстетичный контраст. Зинаида Евгеньевна Серебрякова с помощью этой картины показывает, как красив может быть маленький момент жизни. И как невероятно он выглядит, если смотреть на него с верного ракурса.

1 стр., 462 слов

Подлинные и мнимые ценности жизни в повести Детство, Толстой

... в душе мальчика. Со временем он учится отличать подлинные и мнимые ценности жизни. На мой взгляд, этот герой вырастет добрым, честным, отзывчивым и чутким человеком. 1 votes, average: 5.00 out ... человека в его жизни – Маменьки. После этого характер героя в корне изменяется. Становится ясно, что беззаботность и легкость бытия, которую он испытывал в детстве, больше никогда к нему ...

Творчество художницы высоко оценивали как современники, так и критики из более поздних исторических периодов. Лучше всего о Зинаиде Серебряковой и ее картинах о детстве высказывалась Елена-Флоренс Васютинская. Она заметила, что полотна художницы можно назвать «апофеозом изображения счастливого детства». А конкретно картину «За обедом» — «действительно полнокровным и полноценным образом счастливого детства, согретого родительской любовью».

Смотрите также