В этом коротком рассказе автор высказывает умные мысли и создает уникальный мир, в котором описывает подвиги и смысл жизни. Проводя анализ произведения «Песнь о Соколе», можно увидеть повествование, где писатель восхваляет смелость, воспевает стремление к жизни, а не к существованию. Это сочинение является гимном революции, в нем Горький сопоставляет двух главных героев: Сокола и Ужа.
Жанр повествования
Жанр этого сочинения — песня. Поэт воспевает безумство, смелость, стремление к достойной жизни и смерти. Именно по этой причине песня являлась гимном революционеров. Любимый подход писателя — противопоставление слабого и сильного образов — отразился и в этом произведении. Раненый Сокол разговаривает с Ужом.
Уж не знает, почему Сокол стонет, так как он не понимает, насколько в небе свободно и вольно. Уж в рассказе символизирует мещанство, он любит лишь свое жилище, и ему сложно осознать, что можно проживать совсем иначе.
Философия Ужа вполне ясна — «рожденный ползать летать не может». Спрыгнув, как и Сокол, он «не разбился, а засмеялся» и решил, что познал небо, и еще сильней начал любить землю. Но в конце не ему, а Соколу поют песнь волны. «Безумству смелых мы песнь споем…» — эта фраза в очередной раз указывает на сочувствие поэта революционерам.
Нужно отметить, что, даже описывая природу, это указывает на внутренние переживания главных персонажей:
- обрыв, волны, небо, такое вожделенное для Сокола, говорят о стихийности мечтаний и полете желаний;
- камень, где свернулся Уж, символизирует неподвижность мыслей и закостенелость мещанства.
В лирическом творчестве Максим Горький ушел от классических стихотворных форм, хоть сохраняет романтизм и ритмометрический строй поэтических рассказов.
ШколеNET
«Песня о Соколе»: аллегория и метафоры
Каждый герой в «Песне о Соколе» демонстрирует свою особенную жизненную позицию, и это помогает писателю передать читателям глубинный философский смысл. В произведении использована аллегория, чтобы подчеркнуть разницу между Соколом, который стремится к высотам, и Ужом, который предпочитает землю.
Лекция № 3. Обрядовый фольклор. Календарные обряды. Колядки. ...
... песни. Особенности былины как жанра. Былины о богатырях (старших и младших). Обобщение темы: слово в фольклоре. ... году. Угощение — признак полноты дома. Колядка — песня-заклинание, песня-заговор, условная магическая игра хозяина и колядовщиков. “Пришла ... “заклинательной” силой. Всякий обряд совершается в переломный момент жизни человека и общества. Обычай — всякий установленный, традиционный порядок ...
Жизненная позиция Сокола
Сокол является символом стремления к небесам и возвышенности. Его жизнь наполнена опасностями и борьбой, но он находит смысл в высоте и полетах. Для него небо — это его мир, где он может раскрыть все свои возможности и силы. Он убежден, что истинное счастье находится в том, чтобы всегда двигаться вперед, достигая новых вершин.
«Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!. . Я видел небо… »
Таким образом, для Сокола смысл жизни состоит в движении, борьбе и достижении цели, которая никогда не останавливается.
Жизненная позиция Ужа
В отличие от Сокола, Уж считает землю и свои скромные возможности самым важным в жизни. Его жизнь полна рутиной и нет специальных вызовов, которые могут стимулировать его. Земля — это для него единственное место, где он может жить и чувствовать себя комфортно. Небо кажется ему чужим и ненужным, и он не понимает, как Сокол может наслаждаться таким опасным и бесполезным занятием.
Критические замечания Ужа на адрес Сокола свидетельствуют о различии мировоззрения и образа жизни этих героев.
Метафоры в произведении
Тем не менее, повествование накладывает метафорические образы, созданные через крылатые слова и аллегории. Не только сокол становится символом любой героичной цели, а и условность, поставленная автором — этим мы имеем в виду то, что широта зрения, педантичность и преступность мира не дают контекст безновая. Примером является концовка текста, где изображаются маленькие, но обычные действия, не менее важных, чем героические свершения Сокола.
Анализируя произведение «Песнь о Соколе», можно отметить его главную тему — свободу. Поэт вкладывает эту идею в уста старца Рагима, призывая к освобождению от рабских цепей и стремлению к ней как к наивысшей ценности.
Такое утверждение объясняется автором тем, что все люди изначально желают быть свободными. Однако общественные условия могут подавлять эту черту, что происходит с многими людьми в течение всей их жизни. Но есть и герои, которые чувствуют неотложную необходимость в свободе, словно они нуждаются в воздухе для дыхания.
Поэтическое произведение «Песнь о Соколе» является отражением революционных убеждений автора. Основная идея состоит в торжестве свободы и ее значения для самосовершенствования. Взгляды на царизм представлены как символ рабской зависимости и оков, которые лишают человека возможности свободно творить и расти. И только избавившись от этих оков, можно по-настоящему обрести свободу и взлететь в высоты.
Исследование произведения «Песнь о Соколе» помогает понять главную идею, которая заключается в призыве к освобождению и стремлению к свободе как к неотъемлемому аспекту бытия. В работе фигуру старца Рагима автор использует для передачи своего убеждения в необходимости освобождения от цепей и обретения полной свободы, которая, по его мнению, присуща каждому человеку. Таким образом, поэт вдохновляет читателя задуматься о значимости свободы в собственной жизни и стремиться к ее достижению.
Ссылка на referat5vip.ru.
«Песня о Соколе» (1895) принадлежит периоду раннего творчества М.Горького. Писатель позже вспоминал период 1880-х годов: «Себя я лично вижу в ту пору фантазёром, стихотворцем…». А Короленко, прочитав первые произведения молодого писателя, сказал: «Я же говорил Вам, что Вы – реалист!.. Но в то же время – романтик!». Это точное определение стиля раннего Горького. Несмотря на то, что романтизм в конце XIX века уступил место реализму, новая общественная атмосфера вновь вызвала к жизни это течение. Возрождение романтизма связано с деятельностью революционеров, которые мечтали изменить жизнь погрязшего во зле и несправедливости общества. «Песня о Соколе» является ярким примером романтического произведения. Это литературное направление выработало свои традиционные принципы. Основным принципом является двоемирие. Романтический герой, с одной стороны живет в мире реальном, с другой, — в идеальном, фантастическом. При этом реальный мир он ненавидит, так как чувствует его пустоту, разобщенность. Романтики были уверены в том, что их идеал недостижим. В основном они – пессимисты. Но борьба во имя идеала вызывает у них восхищение. Романтический герой находится в состоянии противодействия окружающей действительности.
По обществознанию свобода
... и эссе на тему свободы, ответственности и общества, и это поможет укрепить знания перед ЕГЭ.В данном эссе рассматривается высказывание немецкого философа Гегеля: "Свобода - это осознанная необходимость". Автор соглашается ... жизни. Заметим, что с помощью эссе Вы можете прорабатывать не только философские проблемные темы кодификатора. Но и любую тему. Понимание проблемы, выраженное в сочинении на тему ...
Его конфликт с миром неразрешим. Примирение невозможно. Романтические произведения наполнены духом индивидуализма и свободы. Особую роль в них играет природа. Пейзаж часто выполняет символическую функцию. Романтиков отличает любовь к экзотике и фантастике. Она может быть темной и светлой. В целом, романтический метод тяготеет к исключительному, необычному. Это стремление было свойственно раннему М.Горькому. Все традиции романтизма нашли своё отражение в «Песне о Соколе». По жанру это легенда, которую поведал герою-рассказчику «сухой и мудрый старик Надыр-Рагим- оглы. Думаю, что «Песня о Соколе» — одно из самых загадочных и искренних произведений русской литературы. Здесь звучит гимн вольному человеку. Основной мотив произведения выражен в рефрене «Безумству храбрых поем мы песню!». Здесь прослеживается принцип двоемирия. С одной стороны, перед нами реальный мир – морское побережье со скалами. С другой – фантастическое сырое ущелье, в котором происходит действие легенды. Пейзаж выполняет фантастическую функцию. «Огромное море», «голубое сияние луны», «золотой узор звёзд», «тайная тишина», «мохнатые горные вершины», «мгла южной ночи» создают необыкновенно поэтическую картину. Традиционно море символизирует безграничность мечты, свободу, мощь.
Горы выражают высоту и чистоту личности, мечту человека, возвышающего его над другими. Сырое, темное ущелье, в котором живет Уж, олицетворяет узость, призрачность жизни этого героя. Небо для него – пустое место, а Сокол – безумец. В его словах звучит ядовитая ирония. Старый чабан рассказывает историю о храбром Соколе. Стихия моря навевает ему мудрую легенду. Раненая птица упала в темное ущелье. Здесь жил проворный Уж. Гордый Сокол рвался в небо, а «проворному» Ужу было очень комфортно в «гнилом ущелье». Таким образом, основной конфликт легенды развивается в диалоге двух противоположных героев – Ужа и Сокола. Уж не видит практического смысла в мечте птицы о небе. Здесь принцип контраста наблюдается не только в героях, но и образах неба и ущелья. Сокол сделал свободный выбор. Ему невыносимо было дышать в узком ущелье. Сокол готов погибнуть за свой идеал свободы. Его гибель стала символом нравственной победы храбрости над прозябанием скользкого Ужа. Сокол – образец романтического героя. Он рвется к свету. Своим трагическим падением он развенчивает «мудрость» Ужа. Это герой исключительный, непримиримый к пустому существованию. Только в свободе он находит счастье, даже если ценой этой свободы будет падение.
Образ Ужа и Сокола в «Песне о Соколе»
... войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Смотрите также по произведению "Песня о Соколе": ... рассуждений Ужа - безумство Сокола. Гордостью и укорами Сокол прикрывал свою «негодность для дела жизни». Как тут поспорить с Ужом? Действительно, Сокол ... Горькому, напротив, было важно подчеркнуть лучшие свойства гордого Сокола, который нашел смысл своей жизни в битве. Позиция Ужа ...
Сокол остается верен своим идеалам. Уж представляет собой противоположный взгляд на мир. Он не видит смысла в идеалах свободы и неба. Ему тепло в душном ущелье. Он не замечает того, что живет скудной унылой жизнью. Он не способен понять и совершить подвиг. Уж пришел к выводу, что прелесть полета заключена в падении. А трагическая смерть Сокола приносит ему бессмертие. Здесь автор ставит проблему подвига. Другие романтические герои в ранних произведениях М.Горького совершают неординарные поступки. Но подвигом их назвать нельзя. Это касается Лойко и Рады в повести «Макар Чудра». Смелость и дерзость Ларры из повести «Старуха Изергиль» приводят его к преступлению. Только Данко и Сокол утверждают бессмертие своим подвигом. Они совершают настоящий подвиг, потому что собственное «эго» для них отошло на второй план. Они стремятся к счастью других. Они идут, чтобы сгореть, и как можно ярче и глубже осветить тьму жизни. Гибель для них – награда. Эту мысль в свое время афористично выразил А. Блок: Есть упоение в бою И страшной бездны на краю, О счастье битвы! Сильные духом герои бескорыстно служат истине, справедливости, красоте. Они не могут жить в узких рамках тусклого существования. Они на порядок выше простых обывателей, потому что видят дальше и глубже.
Они не требуют наград за свои лишения и подвиги. Для лучших романтических героев это естественно. Они радостно сжигают свои сердца: «Освещая жизнь ярким светом, они заставляют прозревать даже слепых». Необходимо учесть исторический контекст произведения. Современные революционеры напоминали М.Горькому лучших романтических героев. Только избранным под силу зажигать людские сердца. Цель Сокола, как и других романтических героев, — заставить людей прозреть и с отвращением увидеть их несправедливую, душную, безобразную жизнь. Эту мысль проводит автор в строках: «Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! Безумству храбрых поем мы песню!» Сокол вызывает у меня сочувствие и симпатию. Он воплощает мечту о героях и подвигах. Вместе с тем, невольно ощущается его неизбежный трагический конец. Это романтический герой–альтруист. Его подвигу вторит величественное море, такое же свободное и спокойное. Его подвиг как отголосок великого события звучит в «стройной гармонии неизъяснимо сладких звуков». Лучшие проявления духовной жизни романтики связывали с музыкой. Она незримо присутствует в каждой строчке этого поэтичного произведения, создает особую напевную интонацию. В «Песне о Соколе» М.Горький выразил лучшие тенденции романтизма. Дал ему вторую жизнь. Поэтому эта легенда продолжает вдохновлять сердца многих читателей.
Более новые статьи:
- Что лучше, истина или сострадание? (по пьесе А.М. Горького «На дне») — .
- Я прочитал пьесу М. Горького «На дне»… — .
- «Песня о Соколе» М. Горького как романтическое произведение — .
- Образ Ужа и Сокола в «Песне о Соколе» — .
- Сравнение образа Ужа и Сокола (по произведению М.Горького «Песнь о Соколе») — .
- «Каждый сам себе судьба!» (Тема нравственного выбора человека в произведениях М.Горького.) — .
- «Кто ничего не делает, с тем ничего не станется» (Тема жизнетворчества в прозе М. Горького) — .
- «Мы тут как в плену» (по роману «Дело Артамоновых» ) — .
Основная проблематика
История создания ранних лирических рассказов Горького и сегодня принимается многими как красивые сказки и предания, которые не имеют чего-то общего с действительностью конца 19 столетия. Но нужно понимать, что написание большинства из них объясняется революционным движением 1894−1898 гг. И если «Песнь о Буревестнике» читалась современниками в качестве призыва к революции, то анализ произведения «Песня о Соколе» показывает, что она больше напоминает басню, из-за использования в рассказе аллегорических образов.
он начинает становиться пленником устоявшихся правил, которые часто не всегда справедливы
Непосредственно из этого вытекает другая важная проблема: назначение человека. Горький убежден, что полноценная жизнь — это постоянное движение к поставленной задаче. Без него, без борьбы, человек является просто бесполезным. Он зря тратит лучшие годы, пытаясь обустроить свой небольшой мирок. Автор уверен, что наивысшая цель человека состоит в служении обществу. По-настоящему пользу смогут принести лишь сильные люди, которые способны на самопожертвование.
Анализ «Песня о соколе» Горького М.Ю.
«Песня о Соколе»
«Песня о Соколе» открывается развернутым описанием моря. Оно изображается в произведении как некий живой организм. Море в классической литературе традиционно символизирует жизнь. М. Горький широко использует в этой пейзажной зарисовке эпитеты («в дали, облитой голубым сиянием луны», «мягкое и серебристое» (море), «неугомонные волны»).
Ведущим мотивом в этой поэтической экспозиции является мотив сна.
Развитие сюжета
В произведении «Уж и Сокол» Максима Горького вводится рассказчик – старый крымский чабан Надыр-Рагим-оглы, который исполняет старую песню «унылым речитативом». Песня рассказывает о двух героях, Уже и Соколе, которые являются символами двух типов людей.
У исключительных личностей, воплощенных в герое Сокола, есть способность подниматься над повседневностью и обретать свободу. Сокол вдохновлен радостью полета и свободой, которую он олицетворяет. В его смертельном полете он остается героем, гордым и смелым. Песня волн поет о его подвиге и предвещает, что его кровь, сгорая во мраке жизни, пробудит много сердец и возгорит их жажду свободы и света.
С другой стороны, герой Уж не способен стать подобным Соколу. Его стихия – земля, и он находит свое счастье в простых радостях жизни, гордясь собой. Однако, кроме самого Ужа, никто не гордится им.
Произведение «Уж и Сокол» было написано в 1895 году, в период нарастающих социальных перемен в России. Многие современники увидели в словах Максима Горького скрытый призыв к революции. Это было время, когда в стране уже ощущалась потребность в перемене и стремление к свободе.
Пейзажная зарисовка и романтический порыв
Произведение также описывает окружающий природный мир с глубиной и энергетикой. Море внушительно спокойно, а его свежее дыхание наполняет горы, еще теплых после дневного зноя, скрытой силой. Автор обращается к небу, ожидая дивной музыки откровения, демонстрируя свой романтический порыв.
Поэтическая манера и язык произведения
Язык произведения «Уж и Сокол» Максима Горького является поэтическим и богатым. В тексте используются олицетворения, эпитеты и сравнения, которые создают образы и передают глубину чувств и мыслей автора.
В произведении Максима Горького также присутствуют цветовые определения, которые обогащают текст и создают яркую лирическую атмосферу.
Исследование «Песни о Соколе» М. Горького
В литературном произведении «Песня о Соколе», М. Горький исследует идеал гордой и свободной личности, способной бороться и даже жертвовать своей жизнью за свои идеалы.
Сюжетная линия
Теплой ночью мудрый старец Рагим и рассказчик сидят около камня. Вдали уже видно слабое сияние восходящей луны. Огонь от костра освещает трещины на камне, а на самом костре готовится уха из только что пойманной рыбы.
Рассказчик просит старика рассказать ему сказку. Сначала старец не соглашается – он хочет, чтобы его уговаривали. Наконец-то он приступает к своему рассказу, используя ритмичную, меланхоличную и мелодичную речь.
На вершине горного ущелья, высоко в горах, сидел Уж, наблюдая за морем. Солнце стояло над ним, а поток воды гремел где-то снизу. Внезапно в ущелье рухнул серьезно раненный Сокол.
Уж испугался и подумал отползти подальше, но тут же осознал, что Соколу осталось жить лишь несколько минут. К замерзшей птице приблизилась змея и прошипела: «Ты умираешь?».
Сокол на самом деле был на грани смерти. Птица прожила славную жизнь и сожалела только о том, что больше никогда не увидит неба. Она почувствовала сострадание к Ужу, который также никогда не сможет видеть небо настолько близко. Уж посмеялся и сказал, что небо – всего лишь пустое место, а ему «тут хорошо, тепло и сыро».
Сокол встал с упоением и с грустью сказал, что перед смертью он хотел бы еще раз взлететь в небо, задушить своего врага кровью из ран. Сокол мечтал сражаться.
Уж решил, что в небе действительно «приятно жить». Он предложил Соколу подползти к краю обрыва и скатиться вниз – возможно, при размахе крыльев ему удастся взлететь.
Сокол вздрогнул и с гордостью закричал, ползя по скользкому месту у края. Развернув крылья, он вдохнул полной грудью и бросился вниз, словно камень, «теряя перья, ломая крылья». Внизу поток смыл его кровь, окутал его пеной и унес в море.
У
Уж подумал, что вся прелесть полета — это паденье. Он стал смеяться над птицами, которые не понимают, что такое земля, где много света, однако нет «опоры телу» и пищи.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
«Песня о Соколе» открывается развернутым описанием моря. Оно изображается в произведении как некий живой организм. Море в классической литературе традиционно символизирует жизнь. М. Горький широко использует в этой пейзажной зарисовке эпитеты («в дали, облитой голубым сиянием луны», «мягкое и серебристое» (море), «неугомонные волны»).
Ведущим мотивом в этой поэтической экспозиции является мотив сна. В произведение введен рассказчик — старый крымский чабан Надыр-Рагим-оглы, который исполняет старую песню «унылым речитативом». В сюжете песни противопоставлены друг другу два героя: Уж и Сокол. Как в басне, за этими героями скрываются два типа людей: к первому относятся исключительные личности, герои, ко второму — те, кто ползет по жизни, не пытаясь подняться над повседневностью. Горькому важно показать, что Соколы и Ужи — люди разной породы: даже при всем желании Уж никогда не сможет стать Соколом. Его не вдохновляет радость полета. Его стихия — земля, и он тоже по-своему счастлив: «Земли творенье — землей живу я. И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою». Однако больше никто, кроме самого Ужа, им не гордится, а вот о погибшем гордом и смелом Соколе, который даже в своем смертельном последнем полете остался героем, гремит песня волн. В этой песне есть такие слова: «О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью… Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!». Произведение написано в 1895 году. Это было время, когда в России назревала эпоха глобальных социальных перемен. Многие современники увидели в словах М. Горького скрытый призыв к революции. Заключительный фрагмент произведения также украшает пейзажная зарисовка, в которой отражена вся глубина энергетики окружающего пространства: «Море так внушительно спокойно, и чувствуется, что в свежем дыхании его на горы, еще не остывшие от дневного зноя, скрыто много мощной сдержанной силы». Романтический порыв автора обращен к небу в ожидании дивной музыки откровения. Поэтичен язык произведения. В нем много олицетворений («А море ластится к берегу, и волны звучат так ласково, точно просят пустить их погреться к костру», «…Горы зноем дышали в небо»), эпитетов («темное, могучее море», «свободная птица», «печальный рев», «львиный рев», «призыв гордый»), сравнений («капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни»).
Отдельную группу среди удачно подобранных М. Горьким эпитетов составляют цветовые определения: «опаловая даль моря», «серебряные пятна от лунных лучей», «по темно-синему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное» и т.д.).
В «Песне о Соколе» М. Горький выразил свой идеал гордой и свободной личности, готовой до конца бороться и даже умирать за свои идеалы. |