Народные сказки могут и не нравиться кому-то, но никто не может не замечать того, что был когда-то в России обычай или процесс сочинения и рассказывания сказок.
И сегодня можно с уверенностью сказать, что обычай этот по каким-то причинам изжил себя. Не считать же его продолжением сочинение анекдотов…
Есть попытки придать старым сказкам новое звучание, например, средствами современного юмора. Но, оказывается, и маслом иногда можно испортить кашу…
Юмором, особенно, не первой свежести, из сказки можно вытеснить весь её подлинный дух, превратив её в «хохму».
Может быть, и нельзя идеализировать народные сказки, не все из них могут научить добру, были среди них и откровенно такие, что получили название нецензурных.
Но сохранить сказочные богатства пока с горем пополам удаётся.
Сборник мультипликационных фильмов «Гора самоцветов», возможно, лучший на сегодня пример бережного хранения народных сказок.
В списке художественного Совета этого сборника первым значится Э.Захаров, известный многим по фильмам про Вини Пуха, Сидорова Вову и другим.
Его мультфильм «Жил был пёс» — яркий пример талантливого обращения со сказками.
Но и здесь есть два серьёзных примечания.
Мультфильм, как утверждают, был создан по мотивам украинской народной сказки «Сирко».
Но эта украинская сказка чрезвычайно похожа на сказку «Медведь, собака и кошка» из сборника русских народных сказок А.Н.Афанасьева.
Мотив взаимовыручки медведя и собаки там тот же, что и в мультфильме у собаки с волком.
Сходство деталей не требует доказательств родства источников.
Но, может быть, украинская сказка, а не русская была первой?
Из сравнения текстов не трудно видеть, что украинская представляет собой упрощённый и сокращённый до размера анекдота вариант русской народной сказки.
Поэтому, совершенно не в вину автору мультфильма «Жил был пёс», но ради справедливости надо сказать, что первоисточником мультфильма является сказка из сборника Афанасьева.
Это первое примечание.
Второе кажется значительно более важным. Потому что речь пойдёт об извращении смысла сказки путём игнорирования значительной части её содержания.
В русской сказке изгнанная «по старости» собака встречается с медведем. Медведь, выслушав жалобы, говорит: «»Ну, пойдем со мною; я тебя накормлю».
Украинская культура: развитие и современное состояние
... сборников эпиграмм, иеромонах К. Зиновьев, сатирик Д. Туптало, С. Яворский, Г. Сковорода и др. В произведениях этих авторов прослеживаются мотивы народного творчества, налет сентиментализма, отражается быт украинского ... государственных деятелей, ученых, писателей и художников как Ф. Прокопович, Г. Сковорода, ... социального происхождения, мотивируя это тем, что каждый имеет право на личную жизнь и ...
Дальше он находит жеребца, разрывает его и угощает собаку.
Когда собака после съеденной лошади опять проголодалась, медведь предложил инсценировку похищения и спасения хозяйкиного ребёнка.
«Нет, муженек, нашего кобеля надо беречь да кормить; он моего ребенка у медведя отнял.
А ты сказывал, что у него силы нет!»
- это слова обрадованной возвращением ребёнка хозяйки.
И пёс «стал медведю первый друг». – То есть, стал разбойником!
И это полная компрометация высокого собачьего звания и разоблачение мифа о собачьей верности.
При желании, здесь можно увидеть рассказ о тех временах, когда мафия будет сотрудничать с полицией, когда некий бедный народ обратится за помощью к сильному хищнику, и тот так «поможет», что страна останется еле живой…
Медведь – хищник. С него какой спрос…
…Потом в сказке была свадьба с угощением и «песняком» медведя…
А дальше — новый поворот сказочного сюжета:
- «Была у мужика еще кошка; перестала ловить мышей, и ну проказить: куда ни
полезет, а что-нибудь разобьет или из кувшина прольет. Мужик прогнал кошку из
дому, а собака видит, что она бедствует без еды, и начала потихоньку носить к
ней хлеба да мяса и кормить ее. Хозяйка стала присматривать; как узнала про это,
принялась кобеля бить; била-била, а сама приговаривала: «Не таскай кошке
говядины, не носи кошке хлеба!»
Но собака решила выручить кошку. И вспомнила, как медведь лошадь убил.
«Пойдем со мною».
«Вот и пошли. …Кобель как бросится на кобылу, а кобыла как ударит его задом:
у кобеля и дух вон! А кошка и говорит:
» …Прощай, брат кобель! И я пойду помирать».
Как выглядит мораль этого сюжета?
Собака продолжила свою подлую предательскую линию.
Если её сочувствие кошке вызывает умиление, значит, мы не только против того, чтобы кошка в доме ловила мышей, но ещё и считаем, что кошке можно «проказить» и разбойничать по хозяйским кухням и кладовым.
А это не напоминает нам библейскую заповедь «Кто не работает, тот не ешь»?
Или …европейскую доброту к беженцам, которые насилуют женщин страны, давшей им приют?
Благое намерение собаки пожалеть кошку завело её так далеко, что она решила убить лошадь. А что такое лошадь в хозяйстве тех времён, когда сочиняли эти сказки?
- Это гораздо больше, чем сейчас у нас личный автомобиль.
Убить чью-то лошадь, чтобы накормить ленивую и проказливую кошку?
- Это же убийственная карикатура на доброту и отзывчивость!
А правилом в этом вопросе может быть евангельское поучение:
«Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность».
В порыве мнимой доброты собака настолько возомнила себя медведем, что потеряла страх и за свою собственную жизнь. И тут же за это поплатилась, получив удар копытом по голове! Разве с людьми не бывает такого, когда они берут на себя непосильные подвиги, возомнив о себе слишком много?
Мое любимое произведение о животных. мой любимый домашний питомец. ...
... о них вспоминаю и скучаю. Еремеева Сабина, 7 лет, 2 "А" класс, школа №11, г. Белгород Как написать небольшой рассказ про мое любимое животное? ... посмотреть на год написания, то можно предположить, что будет затронута военная тематика Сочинение по произведению Повесть о настоящем ... поддержку. Возможно, в чем-то моя собака уступает тем, которые несколько лет обучались на курсах дрессировки. Но для ...
Разве не упрекают некоторые народы своих правителей за то, что всем чужим они помогают, а нужд своего народа не хотят замечать?
И как же не замечать этот мотив сказки?
Так можно порвать любое произведение на кусочки, и на самый неприглядный «мотив» насочинять такого, о чём авторы и подумать никогда не могли. А если всё обильно приправить юморком, то от назидательности и следа не останется…
«Смещать акценты» и расчленять «мотивы» можно до полной неузнаваемости первоначального замысла произведения.
Тогда уже с полной уверенностью можно будет сказать, что сказка – ложь.
И отцами этой лжи становятся вольно или невольно на первый взгляд безобидные мастера и любители ремейков и вариаций по чужим мотивам.
А что же всё-таки проповедует нам мультик «Жил был пёс»?
Намерение собаки повеситься от нужды осмеяно: «Бох в помощь» — сказал волк.
И собаке стало стыдно за своё малодушие.
Украсть ребёнка, чтобы вернуть к себе почтение? – Как могли додуматься до этого в те давние времена, когда сочинялась сказка?
Бизнес на краже детей сегодня — это трагическая, а не смешная реальность!
«Щас спою…» — Сегодня уже не волки прокрадываются на праздничные застолья к людям, а люди приходят к бандитам по заказу и за приличное вознаграждение!
Меценатство и спонсорство, подобное угощению обездоленной кошки или собаки лошадью хозяина, стало нормой.
За благотворительность дают грамоты и медали.
А может быть, не собака, а хозяин — отрицательный герой? В старости и собака достойна почтения. А если его нет, то она становится хищной. Это обстоятельство доказывает проблема бродячих собак…
Может быть, и настоящие хищники звереют сверх всякой меры, захаживая уже не только в деревни, а и в города, от того, что им не остаётся жизненного пространства?
- Нет. Лисы, медведи и волки – давние враги человека, и это многие сказки подтверждают.
Но если собака, друг человека, встаёт на их сторону, то русская сказка считает праведным, когда она находит свою смерть от копыт жеребца.
А украинская сочла этот сюжет не стоящим внимания.
Как и мультфильм, сделанный по её мотивам. Смысл принесён в жертву комическому эффекту. «Заходи, если что…» — сказал волк, уходя в лес из-под свадебного стола. И у зрителей вместе с улыбкой остаётся впечатление скромного обаяния хищника на фоне равнодушия к хозяевам дома, от которых ничего не убудет, если скормить кошке с собакой пару их лошадей.