Путь идейных исканий Пьера Безухова как путь к идеям декабристов

Сочинение
  • ..Я буду писать историю людей,

более сво­бодных, чем государственные

люди, историю людей, живших в

самых выгодных условиях жиз­ни…

людей, свободных от бедности,

от невеже­ства, и независимых.

Л. Толстой

Отход от господствующих социальных норм в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» с особой силой проявля­ется в истории психологической эволюции Пьера Безухо­ва, и не только отход, но и страстные поиски новых, истинно человеческих отношений. При знакомстве Пьер предстает перед нами уже сложившейся индивидуаль­ностью, которая ощущает внутренний разлад со своей социальной средой.

Реальная сущность исканий Безухова заключается в проверке ценностей, которыми обладает не только жизнь близкого ему мира, но и жизнь людей его века, жизнь чело­вечества в целом.

Так, в салоне Анны Павловны Шерер Пьер горячо от­стаивает идеи французской революции, одобряет действия Наполеона, приводя множество примеров полезных для народа действий Бонапарта.

Жизненный путь Безухова — это путь ошибок, иска­ний и заблуждений. Первоначальный интерес к светскому обществу, кутежам, бесчинствам в кружках Курагина и Долохова быстро исчезает, но Безухов оказывается марио­неткой в ловких руках князя Василия, который не упус­кает своей возможности и женит Пьера на Элен. Но Пьер довольно скоро понимает всю бессмысленность такого па­разитического существования.

Поиски высокого назначения человека, смысла жизни, которыми он постоянно занят, несмотря на свои светские «заботы», сближают его с масонами, в которых он увидел обладателей истинной мудрости. Вступая в масонскую ложу, Безухов ищет духовного, нравственного обновления, он на­деется на то, что именно здесь «найдет возрождение к но­вой жизни». Стремление к личному совершенствованию Безухов не отделяет от исправления рода человеческого, активным участником которого он мечтает быть.

Под влиянием масонских идей Пьер пытается ввести новшества у себя в хозяйстве, но за детской чистотой и доверчивостью не видит всей сложности жизненных отно­шений, цепкой косности, изворотливости, произвола окру­жающих. Намереваясь совершить благородное дело, он лег­ко дает себя обмануть.Вскоре за распространением мудрости и добродетели, за причудливым ритуалом Пьер разглядел довольно прозаи­ческие стремления видных членов масонской ложи. Ма­сонство оказалось зыбкой почвой, на которой нельзя было построить новую жизнь.

2 стр., 989 слов

«Мой самый близкий человек. Жизнь-подвиг»

... моя мама, и будут песни, и расцветут тюльпаны … на его могиле, и придут, как всегда, родные и близкие люди, чтоб поклониться деду за великую Победу! Поклониться великим тем ... уже нет самого дорогого, любимого, близкого человека, но мы не будем нарушать ... дедушки, отдавая болью воспоминаний всю жизнь, отзываясь каждым стоном, вздохом. В ... Просто, это ж дедушка сказал! Самый радостный праздник в нашей ...

События Отечественной войны производят крутой пе­релом во взглядах Пьера на жизнь, позволяя ему выйти из замкнутой сферы установившихся привычек, житей­ских отношений, которые сковывали и подавляли его. Ощу­щая душевный подъем, Пьер снаряжает полк, который от­правляется на Бородинское сражение, а сам Безухов едет следом, в Можайск. В день Бородина, на батарее Раевского, Пьер становится свидетелем высокого героизма солдат, их удивительного самообладания, умения просто и естествен­но совершать подвиг самоотвержения.

Теперь отношение Безухова к Наполеону резко изменя­ется, восхищение «наследником» революции уступает мес­то ненависти к деспоту и злодею.

Попав в плен к французам, Пьер сближается с Плато­ном Каратаевым, в котором его покоряет спокойное, уми­ротворенное приятие мира, незлобивость, доброта, проявля­емые этим человеком. Под влиянием Каратаева «Пьер впервые оценил наслаждение еды, когда хотелось есть… пить…» Очень существенно, что рядом с естественными потребностями человека Безухов ставит свободу выбора занятий, свободу образа жизни.

После возвращения из плена Пьер очень изменился нравственно, духовно, «Он сделался какой-то чистый, глад­кий, свежий; точно из бани.,, морально из бани».

Подчеркивая новое, активное отношение Безухова к со­циальной деятельности, Толстой наделяет его чертами бу­дущего декабриста. Социальное разложение, политический гнет, наблюдаемые Пьером вокруг, вызывают его гнев и возмущение. Безухов убежден в том, что вывести общество из бедственного состояния можно усилиями честных лю­дей, которые должны быть тесно связаны между собой, по­тому что существует близость и единство между людьми порока и зла.

Мысль об исправлении рода человеческого, давно вол­новавшая Безухова, получает в эпилоге романа свое выра­жение в виде действенного стремления к обновлению че­ловека и общества, устранению социального и политичес­кого гнета, стремления, которое может и должно объеди­нить передовых людей общества.

Общественная устремленность Пьера представляет со­бой не только итог его исканий, но и органическое звено в идейно-творческой концепции романа.