Фигура Николая Гоголя занимает одно из важнейших мест во всей русской литературе. Уникальный язык и литературные образы, уходящие корнями в малороссийское народное творчество, обеспечили писателю место в пантеоне русских писателей наравне с Толстым и Пушкиным. Повесть «Тарас Бульба» — одно из самых известных творений Гоголя. Она сочетает в себе всё, за что любили и любят писателя. Яркие образы, красивый язык и романтичная, но в тоже время приближенная к реальности история. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор текста.
История создания
При создании произведения Гоголь опирался не только на народные сказания, но и на реальные исторические события. Писатель изучил множество исторических книг и документов. В основу сюжета повести легла история казацкого восстания 1637—1638 годов, направленного против господства поляков.
Историческая история героической повести «Тарас Бульба» вмещает в себя весьма интересные факты:
- Прототип главного героя известен. Образ Тараса Бульбы был вдохновлён куренным атаманом Войска Запорожского Охрим Макуха, который был ярым сторонником Богдана Хмельницкого и противником Речи Посполитой.
- Прототипами сыновей Бульбы послужили сыновья Охрима, один из которых также перешёл на сторону поляков из-за любви.
- Автор работал над рукописью в течение 10 лет и переписывал текст 8 раз.
- Гоголь давал объявление в газеты, чтобы собрать по крупицам исторический материал для повести. Он просил людей присылать ему любые упоминания о бунте 1637 года.
- Даже окончательный вариант повести не устроил писателя. Он намеревался переписать его, но не успел.
Направление и жанр
«Тарас Бульба» — представитель реалистической литературы. Автор стремиться к натуралистичному изображению окружения. Его герои максимально приближены к реальным людям. Сюжет полон неоднозначности, а персонажей нельзя поделить на строго положительных и строго отрицательных.
Жанр произведения – историческая повесть. Сюжет «Тараса Бульбы» повествует о масштабных и важных событиях, которые имеют под собой реальную историческую основу. В то же время основной упор делается не на общую историческую картину, а на межличностные отношения, что не позволяет назвать эту книгу назвать романом.
Каковая жанровая принадлежность книги «Тарас Бульба»? Рассказ или повесть? Разумеется, второе, ведь объем, количество героев и сюжет указывают на жанр повести. Рассказ не может быть таким объемным и многогранным.
История создания Тараса Бульбы
... есть около восьми редакций повести. Гоголь вносил изменения в данное произведение почти до своей смерти в 1952 г. 7 класс кратко История создания Тараса Бульбы Сейчас читают: О ... деталей исторического произведения. Тарас Бульба – произведение, крайне значимое для русской литературы. История его создания достаточно сложна и запутана, и изучается и в современности. Повесть настолько популярна, что ...
Суть: о чем повесть?
Два молодых человека, Остап и Андрий после многих лет обучения в семинарии возвращаются к своему отцу – старому казаку Тарасу Бульбе. Отец семейства хочет, чтобы дети пошли по его стопам, и намеревается отправиться вместе с ними в Запорожскую Сечь, где они станут настоящими воинами.
По прибытии в казачье войско Бульба пытается всячески спровоцировать войну, чтобы закалить своих сыновей в настоящих битвах. В конце концов, ему это удаётся, и казаки выдвигаются в поход.
Казачья армия доходит до города Дубно, но оказывается не способной взять его. Во время осады младший сын Тараса – Андрий, узнаёт, что в городе находится польская панна, в которую он был влюблён ещё с семинарии. Молодой казак предаёт свою веру и свой народ, чтобы сражаться за ту, кого любит.
К полякам подходит подкрепление. В результате нескольких ожесточённых битв старый Бульба лично убивает предателя Андрия, но казаки терпят поражение, а второй сын Тараса – Остап попадает в плен.
Оправившись от ран, Бульба добирается до Варшавы и становится свидетелем мученической смерти своего последнего сына. В ярости он собирает свой собственный казачий полк и вихрем проносится по польским землям. Во время ожесточённого сражения герой попадает в плен. Тараса Бульбу сжигают заживо, однако даже перед смертью старый казак остался несломленным. Он предрекает объединение русских земель и победу православных над всеми врагами. Подробное краткое содержание по главам Вы можете здесь.
Проблема выбора в повести «Тарас Бульба»
В повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» прослеживается очень явная проблема выбора. Казаку Тарасу Бульбе пришлось выбирать между сыном и Родиной.
Тарас Бульба- очень интересный персонаж. Он настоящий патриот своей родины, бывалый воин. Тарас имеет двух сыновей: старший- Остап, младший- Андрий. Остап, подобно отцу, смелый и решительный человек, патриот. Андрий наоборот очень скромный и тихий человек.
В своем дое Бульба- глава, он суров и кроток. Но семья, в общем, живёт мирно, но вот начинается война против Речи Посполитой (нынешней Польши).
Тарас с сыновьями выступает в военный поход. Они много сражаются и казацкое войско захватило много земель. Но один город никак не сдавался было решено взять его под осаду. Андрий знакомиться с дочерью польского полковника, начинает воевать на стороне Речи Посполитой. Это ужасно раздражает Тараса. Он не может смириться с тем, что его сын предал свою родину. Опьянённый яростью Тарас на одной из вылазок польских солдат (там был и Андрий) убивает своего сына со словами: «Я тебя породил, я тебя и убью».
Мне, как человеку, у которого пока ещё нет детей, нельзя осуждать или оправдывать Тараса. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Но мне кажется, что убить своего родного сына- пожалуй, как минимум, неправильно. На месте Тараса Бульбы я бы выпорол, ударил, треснул, в общем научил уму разуму, но не убил! Оправдать Бульбу всё-таки можно. Его дом сожгли поляки, его жену тоже убили. Тарас ошибочно для себя посчитал, что его сын перешёл на сторону людей, убивших его жену. Но Андрий просто полюбил девушку, его не интересовала национальная принадлежность. Он просто полюбил.
Таких примеров в истории не мало. Например, Иван Грозный, убивший своего старшего сына за предательство. Возможно никому из нас не дано понять Тараса Бульбу, так как в те времена мир был более жесток, и, соответственно, люди были такие же суровые, даже жестокие. Нам повезло жить в нынешнее время, так как наше общество более гуманно.
Полезный материал по теме:
- Тарас Бульба-герой повести Н.В.Гоголя
- История и вымысел в повести Тарас Бульба
- Тарас Бульба-герой одноименной повести Н.В.Гоголя
- Чем отличаются Остап и Андрий? (по повести «Тарас Бульба»)
- Тарас Бульба — главный герой повести по литературе 7 класс
Главные герои и их характеристика
Система образов в повести «Тарас Бульба» проста: она делится на мужские и женские образы. Также можно типизировать героев по тому, на какой они стороне: казаки или «ляхи». Характеристику персонажей Многомудрый Литрекон отразил в таблице:
герои | характеристика |
тарас бульба | старый казак и бывалый ветеран. толст, груб и нетерпим. юдофоб. православный фанатик. видит смысл жизни только в защите веры и войне с её врагами. патриот и традиционалист. по его мнению, именно товарищество, родство душ отличает человека от зверя. он высокоставит казачество и ценит боевое братство выше семьи. вера и родина являются главнымиценностями его жизни, однако мирное созидание этих благ не интересует героя. он жаждет рыцарства и подвигов, вне их он скучает и не находит в бытие радости. онжесток, не чуждается крови. мстительность и кровожадность тараса осуждаются даже казаками. |
остап
бульба |
старший сын тараса. молод, отважен, смел, красив. становится куренным атаманом прямо на поле битвы. выдерживает страшные пытки в польском плену, не издав ни единого стона и не сломавшись. являет собой идеал казака и патриота, по мнению гоголя. в отличие от пылкого отца, он рассудителен и холоден, не лезет в драку, не подумав. однако он же никому не спускает обиды и готов поднять руку даже на отца. и все же он не поддерживал решение тараса убить андрия. остапу жаль брата: он просит разрешения предать его тело земле, чтобы над его трупом не надругались враги. |
андрей
бульба |
младший сын тараса. во многом схож с братом и отцом, однако обладает более тонкой душой и мягким нравом. поставил любовь выше чувства долга перед казачьим братством и верой. столкнувшись с отцом во время битвы, позволил убить себя без сопротивления, однако не раскаивался и ни о чём не сожалел. в отличие от брата, он более талантлив и изобретателен, часто был лидером в школьных проделках. на поле боя безрассудно смел и удачлив. его поступкамдивились даже старые казаки. это страстная и мятежная натура, способная ценить красоту, любовь, искусство и блага мирной жизни. |
жена бульбы | жена тараса. много лет терпела побои и унижения от тирана-мужа и жила только своими детьми. узнав о том, что бульба намеревается сделать из них воинов и увезти на войну, впадает в отчаяние. в ее образе автор изобразил удел всех казачек того временного периода: они рано отцветали, не видели мужей годами, а когда видели, получали только презрение и грубость. в доме они были рабами своего супруга и не смели перечить. вся их растоптанная любовь изливалась на детей. |
панночка | дочь воеводы.
ветреная и прекрасная девушка, роковая красавица, к ногам которой склонялось все польское дворянство. видя прекрасного, сильного и безрассудного андрея, она влюбляется в него и соглашается на свадьбу после освобождения дубно. девушка, в отличие от казачек, образована и избалована отцом. она вольна была выбрать мужа, и даже эта деталь указывает на разницу мировоззрений казачества и польской знати. |
Композиция
Завязка повести знаменуется возвращением в родительский дом двух братьев — Остапа и Андрия, которые проходили обучение в бурсе. Сразу же после их прибытия Тарас намеревается отвести сыновей на Запорожскую Сечь, чтобы проверить уровень их боевой подготовки. Он прекрасно знает, чему учит Сечь молодых казаков, и хочет, чтобы и его орлы прошли эту школу. Однако братьям не удается как следует познакомиться с местными обычаями — практически сразу они призываются на службу в Запорожское войско и отправляются на войну с польской шляхтой.
Кульминационных моментов в повести несколько. Это и сцена осады города Дубно, в ходе которой как нельзя лучше показаны жизненные ценности главных героев, и страшное предательство Андрия, безумно влюбленного в польскую панночку. Не выдержав подлой измены младшего сына, Тарас собственноручно убивает его: по его мнению, предательство Родины может быть искуплено только горячей кровью.
Еще одним испытанием для бравого казака становятся мучения Остапа, попавшего в плен к врагу. Развязкой повести становится душераздирающая смерть Тараса Бульбы, заживо сожженного на костре. Свои последние слова он обращает к товарищам, предрекая величие своей Отчизны.
образов двух братьев
прослеживается очень четко. По сути, это два разных жизненных пути, перед выбором которых так или иначе становится каждый человек. Это либо вечная слава и бессмертие во благо своего народа, либо позорная смерть предателя, выбравшего личное счастье в ущерб интересам Родины.
Основные темы
Тематика в повести «Тарас Бульба» отражает те исторические реалии, о которых писал Гоголь:
- Родина
– Долг перед Родиной, борьба за её независимость ставится Гоголем на первое место. По его мнению, ни любовь, ни семья не имеют значения в тот момент, когда речь заходит о защите отечества. Страна является высшей ценностью для человека, именно душевные узы с братьями по вере и отечеству отличают человеческую личность от животного.
- Патриотизм
– Казачий патриотизм, показанный Гоголем, переходит все мыслимые и немыслимые пределы. Гоголевский патриот – это тот, кто готов отдать всё, что есть, ради дела патриотической борьбы. Например, автор описывает, как ремесленники перед войной уничтожали все орудия своего труда от презрения к ним. После боя уцелевшие люди вновь отстраивали то, что так неразумно разрушали.
- Вера
– Особый акцент делается принадлежности героев к православной вере. Именно носители православия представлены автором как защитники страны и отважные воины. Вера католиков и «жидов», напротив, изображается со всевозможным посрамлением. Это было характерно для Средневековья, и автор подчеркивает данную историческую подробность.
- Семья
– Не отрицая важность семейных уз, Гоголь без всяких сомнений отодвигает их в сторону перед вопросом борьбы с врагами отечества и веры. Кроме того, он показывает, что у наших предков было другое понимание семьи. Она строилась не на любви, а на долге и традициях, поэтому супруги большую часть жизни проводили порознь.
- Любовь
– Любовь в повести показана как опасное чувство. Движимый любовью Андрий совершает ужасное предательство, отворачивается от боевых братьев и своей родины. Однако ее отсутствие тоже порицается автором, ведь именно жестокость отца по отношению к матери и ее чувствам накладывает первую тень отчуждения на отношения Тараса и Андрия.
- Природа
– Повествование Гоголя разворачивается на фоне украинских степей. Автор с огромной любовью описывает пейзажи своей малой родины. Степь выражает у Гоголя мощь православной Руси, её стремление к свободе от захватчиков-иноверцев. Она же помогает казакам в трудную минуту: именно река позволила товарищам Тараса сбежать от польской погони.
- Честь
– Гоголь показал, что в любой ситуации важно сохранить свою честь. Андрий принял смерть отважно и с достоинством. Остап не сдавался до самого конца, несмотря на ужасные пытки, которым его подвергли. Тарас так же не утратил гордости, оставшись собой до последнего.
- Быт и нравы
– Жизнь казаков представлена у писателя грубой, жестокой и зачастую несправедливой. Гоголь очень живописно описывает сцены, в которых рисуются еврейские погромы и расправы над преступниками. Однако, несмотря на это, автор всё-таки симпатизирует казакам. Так как в их обществе он видел то, что уже давно утратили жители больших городов: честность, презрение к богатству и чувство единства.
Противопоставление жизненного выбора сыновей Тараса Бульбы
2.8
(5)
В повести Гоголя «Тарас Бульба» перед нами предстает героический мир запорожских казаков. Свободолюбивые, гордые, мужественные и сильные духом, казаки, как былинные богатыри, становятся на защиту Родины и православной веры. Нет ничего ценнее для них, чем «узы товарищества» и долг чести перед Отечеством.
Трагическая история жизни и смерти Тараса и его сыновей, Остапа и Андрея, изображена Гоголем на фоне борьбы запорожцев с поляками.
Наша первая встреча с сыновьями Тараса происходит в тот момент, когда они возвращаются домой из бурсы. «Остап и Андрей только слезли с коней. Это были два дюжие парни, которые смотрели исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы.Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва ». Кажется, что похожие друг на друга, как две капли воды и ждет их Запорожская Сечь, чтобы произвели они множество подвигов и прославились как герои. Но первое впечатление обманчиво. Перевернув несколько страниц книги, мы понимаем, какие они разные. Остап учиться в бурсе не хотел: четыре раза закапывал он в землю свой букварь. И только после угрозы отца, не возьмет сына на Сечь, взялся за ум. Андрей же учился с легкостью.
Оба мечтали они о победоносных подвигах, о том, как поедут с отцом на Сечь. Но пока осуществляли только набеги на соседние сады. Если попадался Остап, то никогда, лежа под розгами, не выдавал своих товарищей. За это любили и уважали его в бурсе.Андрей же, хотя часто руководил набегами, как мог изворачивался, чтобы избежать наказания.
Ничто не оставляло глубокого следа в душе Остапа, пока он учился. Мысли о предстоящих битвах и победоносные подвиги занимали его ум и сердце. В душе же Андрея, который «имел чувства несколько живее и более развиты», нашлось место и для первой любви: никак не мог забыть он потом свою встречу с прекрасной полячкой.
Сбылась мечта — попали сыновья Тараса на Сечь. Как равных приняли их там. Быстро завоевали они уважение товарищей, поскольку выделялись «между другими молодыми прямою удалью и удачливостью во всем». Недолго пришлось ждать парням своего первого боя. Не подвели они своего отца, выдержали испытания. Остап был осторожен в бою. Тарас, который внимательно наблюдал за сыновьями, говорил: «О, и из него будет со временем добрый полковник! Ей-богу, хороший полковник, да еще такой, что и отца за пояс заткнет! «Андрея наоборот, бой пьянил, парень весь погружался в« музыку мечей и пуль ». Ни о чем не думал он, врезаясь в гущу врагов. И о нем тепло отзывался Тарас: «И это добрый, враг бы его не взял, вояка; не Остап, а добрый, хороший воин».
Но не оправдал надежд Тараса младший из сыновей. «Добрым воякой» стал, но в запорожском войске, а в польском. Изменил он своих товарищей, отца и веру. Изменил ради своей любви к леди. «Нет у меня никого! Никого, никого! Отчизна моя — ты … И все, что есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну … »
Разные дороги выбрали Остап и Андрий. И смерть их была различной. Андрея, как собаку, убил Тарас, не простил сыну предательства и позора. «Я тебя породил, я тебя и убью» — вынес он свой приговор сыну.
Остап же попал в плен к ненавистным ляхов. Как не пытали его, не издевались, ни слова не сказал мужественный казак. «Остап выносил пытки и истязания, как великан … ничего даже похожего на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнуло лицо его». И смерть свою принял как подобает настоящему запорожец.
Выбор Остапа — это выбор честного, отважного и преданного своему долгу воина. Путь Андрея — это путь предательства, позора и бесчестия.
Когда я читал повесть, чувства и мое отношение к Тараса сыновей менялось.Сначала я любовался и восхищался двумя парнями. Мне казалось, что оба они станут прекрасными казаками на гордость отца. И Андрей вызвал даже уважение тем, что и к обучению был способен, и душу имел тонкую и ранимую. Но дальнейшие события отвлекли меня от Андрея и вызвали все большее восхищение Остапом. Ведь Остап ради Отечества и товарищей принял мученическую смерть, а Андрей через свою любовь предал и Родину, и своих товарищей.
2.8 / 5. 5
Главные проблемы
Проблематика повести «Тарас Бульба» не менее щедра и любопытна для читателя:
- Нравственный выбор
– Судьба ставит Андрия и Тараса перед непростым выбором: чувства или долг. Андрий выбирает между долгом перед казачьим братством и любовью к панне, а Бульба между любовью к сыну и своим долгом перед родиной, которую Андрий предал. Андрий выбирает чувства, а Тарас — долг. Как и в реальной жизни, сложно оценить, кто же из них в итоге выбрал правильно.
- Отцы и дети
– Остап становится гордостью своего отца, его молодой копией. В то время, как Андрий кардинально отличается и от старого Бульбы, и даже от других казаков. Гоголь демонстрирует конфликт поколений, в котором угадывается дальнейшая история бунта. Именно молодой военачальник казаков (автор делает акцент на его возрасте) принимает мировое соглашение с Польшей, а вот старик Бульба продолжает набеги. Оба поколения смотрят на мир по-своему, поэтому казакам не удалось завершить свое дело победоносно.
- Предательство
– Самое ужасное, что может совершить человек, по мнению Гоголя, – предательство. А за измену необходимо карать решительно и беспощадно. Конечно, нельзя сказать, что автор во всем оправдывает Тараса. Но он дает понять, что герой был заложником своей кровавой эпохи и не мог мыслить и поступать иначе.
- Война
– Война представлена в повести, как бесконечно жестокое явление. Но, когда речь идёт о защите традиционного уклада, веры и страны, она необходима и правильна. Конечно, мы по-другому смотрим на нее с высоты прогресса, но, оценивая те события, важно понимать, что они происходили в совершенно другой реальности, где были иные нравы. Тогда кровавые расправы и пытки были нормой, и даже нежные барышни ходили на казни как на концерты или танцы.
- Жестокость
– Персонажи Гоголя очень часто творят по-настоящему жестокие вещи. Гоголь был склонен оправдывать жестокость борьбой за веру и отечество, но все же он не раз подчеркивал, что кровожадность его героев — закономерное явление того времени, а не норма. Это было логично и обыденно тогда, но не сейчас.
- Долг
– По мнению писателя, перед человеком стоит, прежде всего, долг перед родиной, верой и товарищами. И не может быть никакой пощады тем, кто его нарушит. Однако тот же долг может быть источником трагедии в жизни человека. Тарас сам накликал войну и был раздавлен ею, потому что видел свой долг не в мирном процветании народа и страны, а в битве и походе, даже если вере и отечеству ничего не угрожает.
Смысл
Гоголь вырисовывает перед нами борьбу казачества против польского господства во всех её противоречиях. И хоть симпатии писателя полностью находятся на стороне казаков, он не стесняется показывать ни грубости их душ, ни жестокости их нравов. Основная идея повести «Тарас Бульба» — показать зачатки украинского национального самосознания в переломном историческом моменте на примере драматической истории из реальной жизни.
Повесть в очередной раз утверждает единство казачества с остальной Россией, утверждает их патриотическую миссию, а также вырисовывает православие в качестве единственно правильной религии, объединяющей и защищающей русскую землю. Призыв к самостоятельности и единству русского государства — главная мысль повести «Тарас Бульба».
Сюжет произведения
Приезд в родительский дом бывших бурсаков – это завязка повести. Тарас с ходу проверяет боевую подготовку своих сыновей. Для него важно, чтобы они были настоящими воинами и добрыми казаками. Для матери же самое главное, чтобы ее дети были счастливы и здоровы. Сразу же после прибытия Тарас решает отправиться в Запорожье со своими сыновьями. Он хочет, чтобы они набрались здесь разуму. По его мнению, Запорожская Сечь – вот истинная школа для казака. Находясь здесь, сыновья Тараса Бульбы занимаются военным делом, однако их жизнь в основном проходит в пиршествах и гульбе.
Кульминация повести – сцена осады города Дубно. Именно в этом эпизоде проверяется ценностный мир главных героев произведения. Отважно сражаются Тарас Бульба, Остап и Андрий. Оба сына казака ведут себя смело. Однако Остап при этом хладнокровен, а его брат наслаждается музыкой пуль. Кроме того, Андрий соглашается помочь своей возлюбленной полячке, что является предательством. Осада Дубно завершается поражением казаков. Тарас расправляется со своим младшим сыном, совершившим предательство. Чем же завершает Гоголь повесть? Тараса Бульбы, главного героя произведения, лишается удалое казачество. Он погибает. Это развязка повести.
Вывод
Писатель вырисовывает образ патриота, который готов пожертвовать даже семьёй и чувствами, если на другой стороне весов будет его страна. Чему он учит? Конечно же, страстной любви к отечеству и уважению к его истории.
Гоголь осуждает предательство, вероотступничество, жадность и разобщённость общества. Он учит человека всегда ценить единство русского народа и хранить своё человеческое достоинство. Мораль в повести «Тарас Бульба» — нравственный урок верности своему идеалу. Все герои книги остались преданы своим принципам, даже Андрий, который принял справедливое наказание отца, но сохранил в сердце любовь к полячке.
Идея произведения «Тарас Бульба»
3.2
(5)
Идейный смысл повести «Тарас Бульба».
Сечь, которую изображает Гоголь, выступает в качестве защитника угнетенного польской шляхтой украинского народа. Сечь у Гоголя- та «своевольная республика», «откуда разливается воля и казачество на всю Украину». В «Тарасе Бульбе» нашла свое выражение не только героическая национально-освободительная борьба украинского народа за свою независимость. В повести обнаруживаются также демократические взгляды писателя, мечты его о свободной жизни людей, о подлинном человеке- герое. Гоголь проводит мысль, что только общественный строй, в котором отсутствует сословно-иерархическое деление, только свободное содружество может рождать настоящих героев. Таким содружеством была цитадель казацкой вольности Запорожская Сечь — гнездо, «откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы … откуда разливается воля и казачество на всю Украину … » Охранять эту волю, блюсти долг товарищества — вот девиз поведения каждого запорожца. «Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны-братья, чтобы казак покинул где или продал как-нибудь своего товарища» — такие мысли внушает старый Бовдюг запорожцам. Это товарищество допускало равное участие всех казаков в решении важных вопросов — «совещаться как равные между собою». Правила чести, не допускавшие воровства, обмана товарища, смертного убийства и т. п., строго охранялись в Сечи. «Если казак проворовался, украл какую-нибудь безделицу, это считалось уже поношением всему казачеству» и за это следовало нередко смертельное наказание. Историческая Сечь, конечно, не была такой «странной республикой», анархической утопией, как нарисовал ее Гоголь. Известно, что в ней существовали сословные привилегии и происходила борьба между верхушкой и рядовым казачеством. Однако дело не в том, насколько нарисованные писателем образы и картины соответствуют историческим фактам. Гоголь не ставил своей целью доподлинное воспроизведение таковых. В его повести нет ни одного реально-исторического лица.
Достоинство повести в типических ситуациях и характерах исторического прошлого, в высоком идейном содержании ее, в ярком изображении национально-освободительной борьбы украинского народа, в утверждении идеи свободного социального бытия человека. Эту идею проводит писатель через все содержание своей повести. В процессе последующих редакционных переработок «Тараса Бульбы» Гоголь настойчиво проводит идею равноправия и коллективизма. Например, фраза «ободренные успехом запорожцы по приговору кошевого и всех куренных атаманов решили идти в город Дубна», — заменяетcя следующей редакцией: «Войско решилось идти прямо на город» … (глава V), т. е. устраняются всякие намеки на понуждающие стимулы и подчеркивается демократизм, равноправие, уважение мнения коллектива, народа. «Это не было, — пишет Гоголь, — строевое собранное войско, его бы никто не увидал; но в случае войны и общего движения, в восемь дней, не больше, всякий являлся на коне, во всем своем вооружении, получал только один червонец платы от короля, и в две недели набиралось такое войско, какого бы не в силах были набрать никакие рекрутские наборы». Когда раздавался боевой клич, предупреждавший об опасности, грозившей родине и свободе, все садились на коня. Являлись на боевой клич не только те, которые были занесены в войсковые списки, но «можно было во всякое время, в случае большой потребности, набрать целые толпы … » «Кончался поход, воин уходил в луга и пашни и был вольный казак». Именно стремлением защитить родную землю и собственную свободу объясняет писатель это необыкновенно сплоченное, морально единое запорожское войско, заставившее иноземцев справедливо дивиться тогда «необыкновенным способностям его», заключавшимся не только в героизме, в беззаветной преданности родине и долгу товарищества, но и в творческих талантах.
Свободная, не стесненная оковами рабства жизнь, давала возможность расцвету лучших национальных качеств, присущих народу. Об этом расцвете духовных сил русского народа, здоровом, нравственно красивом общественном бытии человека мечтал великий писатель-гуманист, создавая свою чудесную повесть, вкладывая в нее свои лучшие мысли о человеке, свои горячие чаяния увидеть раскрепощенный народ. Запорожская Сечь, как она получила свое выражение в «Тарасе Бульбе», и является той нормой общественной жизни, о которой мечтал писатель и которую он создавал по законам красоты. А образы казаков, выведенные в повести, развивают идею писателя о здоровом физически и нравственно человеке, выросшем в свободной стихии. Это стойкие самоотверженные борцы за свободу, за человеческое достоинство, за честь коллектива. Они умеют героически умирать за родину.
3.2 / 5. 5