Сочинение – размышление.
Быть или не быть?
Или что значит проблема нравственного выбора., Образовательные цели, Используются
Мы продолжаем цикл уроков – бесед по Развитию речи, связанных с изучением различных жанров письма. Это и сочинения – описания, сочинение – рассказ, эссе, резюме, аннотация, сочинение – рассуждение, сочинение — размышление.
Сегодня мы попробуем разобраться в таком понятии как размышления на нравственно- этическую тему. И речь пойдет «о выборе». «Быть или не быть? Или что значит проблема нравственного выбора»
Скажите, что сложнее, когда у тебя есть выбор или когда его нет? Почему?
Ответ: Когда есть выбор. Человек попадает при выборе под искушение. Что лучше, что нужнее.
2. Выбор – это всегда дилемма . Представьте себе, что вам на 1 вечер дали диск с крутой игрой, которую вы давно хотели посмотреть, поиграть. НО завтра у вас контрольное сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри », к которому необходимо готовиться. А у вас на все — один вечер. И вы встаете перед выбором? Доставить себе удовольствие, но не выполнить домашнего задания — не подготовиться к контрольной, а значит получить низкий результат, за который родители тебя явно не похвалят. Или мучится, выстрадать наброски сочинения и поиграть.
Что Вы будете испытывать в этом случае?
Ответ: Искушение …. разочарование, муки…страдания ( слова записываются на доске, в тетради)
имея выбор, у человека возникает проблема
: нравственно- этическая проблема
-
Как вы это понимаете?
-
Что такое нравственность?
-
С какими словами синонимами вы могли бы соотнести данное понятие ?
Ответ : (запись на доске) Нравственность — это совесть, честь, достоинство, благородство.. ( дописываем в тетради из энциклопедии)
Вот, что о нравственности говорили великие мира сего и что станет эпиграфом к нашему уроку , к нашему сочинению.
Обращение библиофилов к Энциклопедии афоризмов (, Нравственность – это разум сердца. Г.Гейне, Нравственность – это душа истории. Ж.Жубер, Нравственность – это цветение истин. В.Гюго., Хорошо и нравственно – это одно и то же. Л.Фейербах.
Все, что прекрасно – нравственно. Г.Флобер . Эпиграф.
Нравственный выбор — -рассуждение 9 класс
... для ОГЭ, так и для общего развития. Первый вариант сочинения (по тексту А.Г. Алексина «Есть люди, которые болезненно переживают чужие успехи…») Определение понятия Нравственный выбор – совокупность действий и поступков, слов и мыслей в ... и принцессах, но и вот таким вот обычным людям. Нравственность не позволила мальчику пройти мимо попавшего в беду человека, и такую силу духа проявляют отнюдь не ...
Какие ассоциации рождаются у вас со словом «нравственность»?
Ответ: у меня «свет», солнце, улыбка, тепло, сердце человека..
У вас есть одна минута, чтобы выразить в рисунке символ, который отразит понятие нравственности.
( учитель рисует свой символ на доске: сердце на руке, сердце, пробитое солнечным лучом.) Это мой символ.
( Символ как родовой герб, раскрывающий историю жизни семьи)
5. А сейчас пришло время поговорить о второй половине понятия – «этические»? Как вы думаете, что включает в себя понятие «этика»?
Нормы этики
Ответ: ученики ……
Обращение лингвистов к «Школьному толковому словарю» .
Этика – это учение о
6 . И у нас появилось новое слово — «мораль».
Обращение лингвистов к «Школьному толковому словарю»:
« Мораль – это совокупность правил и норм поведения людей по отношению друг к другу».
( термины записываются в тетрадь)
И снова ситуация:
дети отвечают:
7.Скажите, у класса выбор был?
Ответ: Нет, раз сказали – значит сделали. Выбирать не приходилось. Нет был. Мнения разделились.
8. А был ли выбор у Пети?
Ответ: не было. Был. Мнения разделились
-
Петя пошел против течения ? Я не говорю против коллектива? Против течения . Было предложение небольшой кучки лидеров, которую поддержали другие, чтоб не выделяться.
-
Что мог испытывать Петя, оставаясь один в классе?
-
Понимал он , какие проблемы могут у него возникнуть?
9. Так от кого и чего зависит ситуация выбора
Ответ: От человека и его норм морали, нравственных принципов.
Обращение лингвистов к «Школьному толковому словарю»:
(Принцип — нормы и правила поведения)
-
Скажите, а правила и нормы поведения бывают « личные» ( как хочу так и веду себя , так и поступаю) или «общественные» , выработанные для всех?
Ответ: Нормы поведения вырабатывает общество. Если не будет Законов, то наступит хаос.
10. Есть такое выражение: «Нет выбора – нет и мук совести»., А испытывать муки совести, это сродни «ноше Прометея». Как вы понимаете данное сравнение?
Ответ: Прометей пожертвовал собой, ради людей. Он дал им огонь. Тепло. А Боги наказали его за непослушание, приковав цепями на высокой горе. И кровожадные птицы клевали в его грудь, выдирая кусочки тела.
Муки совести сродни физическим и душевным мукам.
Обращение библиофилов к Энциклопедии афоризмов, Совесть – это сила, непобедимая лишь для слабых духом (М. Горький) ;, Я знаю только одного тирана – это тихий голос совести. ( М.Ганди);
Кстати , кто такой «тиран»- мучитель.
Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают
... 4. «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - писал ученый Г. Степанов. Высказывание языковеда, безусловно, справедливо, потому что культура мышления и связаны друг с другом и свидетельствуют об ... вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение., В основной части вы должны: объяснить, как вы понимаете слова лингвиста, привести ...
Совесть – лучшая нравоучительная книга из всех. (Паскаль)., Совесть – это внутренний судья. (П.Гольбах);
(учащиеся записывают в тетрадь)
11. Всегда ли можно объяснить поступки людей?, И всегда ли в основе поступков человека лежат определенные принципы морали и нравственности?
Ответ: Нет. Человек совершает проступки, даже преступления….
П.
Вы знаете, я сейчас назову вам имя человека, который выбрал мерилом для своих поступков оценку : прежде чем, что-то совершить, сделать , он задавал себе вопрос : что я буду чувствовать , если так поступят со мной? Правильно ли я поступаю по отношению к другим?
1848-1926).
(Второй урок мы уже знакомимся с его творчеством) .
высоконравственный человек.
12. Скажите, пожалуйста, а откуда берутся истоки нравственности личности?
Ответ: От воспитания, от семьи.
Ответ:
В.М.Васнецов – сын сельского священника, где религиозная среда прочно сохраняла традиционные мировоззрения и уклад жизни.
единственный раз пошел против решения семьи- уехал в Москву, заниматься живописью .
В Москве Васнецов знакомится с крупным промышленником и предпринимателем, известным меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым ( запомните это имя), сумевшего объединить вокруг себя крупнейших русских художников.
Обращение лингвистов к « словарю иностранных слов»:
«Меценаты – покровители искусств и наук»
Вы правы, когда говорите, что формирование нравственности у личности
зависит от воспитания, от семьи и конечно же от той среды, в которой ты живешь, которую выбираешь.
Молодой художник, оказавшись один на один с чужим городом и далеко не патриархальными нравами, не оказался у обочины жизни, а искал тех, кто ему близок по духу.
-
Вы знаете, наверное, неслучайно к слову нравственность лингвисты частенько подбирают синонимом слово «духовность»
Обращение лингвистов к «Школьному толковому словарю»:
«Духовность» –
И я снова возвращаюсь к В.М. Васнецову.
Музыкальные вечера в доме Саввы Ивановича Мамонтова , вечерние чтения драматических произведений , народного эпоса, разговоры о проблемах искусства, лекции историка Василия Ключевского с новой уже не детской силой увлекли Васнецова в мир поэтики.
И отсюда его преданность как художника сказания и былинам. Это поиски образов истинной женской красоты ( «Аленушка» , «Царевна лягушка», «Царевна Несмеяна», «Спящая царевна») , это воспевание героических подвигов русских богатырей – защитников родного Отечества
( «Богатыри» , «Витязь на распутье», «После побоища Игоря Святославовича с половцами») …
По картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье»
... где изображены былинные герои. Задумка нарисовать картину «Витязь на распутье» у Васнецова возникла давно, когда художнику было еще двадцать лет. А ... -зеленые сапоги с позолоченным кантом по верху голенища. Путник, верно, очень долго ехал и устал. Его крепкое тело ... Но какой же внутренней борьбы стоит сделать этот выбор! На картине присутствуют вороны. Эти птицы – зловещее предзнаменование. Двое ...
Примечание :, Художник сделал свой выбор, как делают свой выбор его былинные герои.
Посмотрите внимательно на его трех «Богатырей»
Любой зритель назовет всех по именам: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Илья Муромец.
Он — воплощение силы, истоки которой — в русской земле. У Ильи свисает палица. А палица у древних воинов предназначалась только для смертной схватки.
Добрыня же Никитич держится за меч. Меч же не просто оружие, а древний символ доблести и чести. Силы у Добрынюшки может быть и меньше, однако в нем есть то, что в старину называли «вежеством»: душевная ясность, благородство.
У Алеши Поповича в руках лук — не богатырское оружие, из него не убивают в рукопашном бою, а на расстоянии. И смотрит он искоса: такой хитростью не побрезгует и добычи не упустит.
С одной стороны – это былинная картинка, а с другой — передан дух русского воинства, не раз спасавшего родную землю.
Виктор Михайлович сделал свой выбор, несмотря на то , что пошел наперекор семье., Но чтобы загладить вину
В своих записках художник напишет, « я вечно на распутье…»
Задумывая картину «Витязь на распутье» как выражение главной идеи: выбор жизненного пути, он запечатлит камень, на котором написано: « Как пряму ехати- живу не бывать…, направу ехати — женату быть , налеву – богату бытии»
( употреблены устаревшие слова)
Обращение к лингвистам ( перевод) «Три поездки Ильи Муромца»
(По первой дороженьке ехать – убитым быть,
по другой дороженьке ехать — женатым быть,
по третьей дороженьке ехать – богатым быть…»
Наверное, неслучайно, на надгробии художника на Введенском кладбище начертан сюжет « Витязя на распутье». Даже в смерти – дилемма выбора. Кем быть? Каким быть ?
Что же представляет собой данная картина?
(Домашнее задание зачитывают ученики. Сочинение — рассуждение по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»)
14. А каков будет Ваш жизненный выбор?
Ваша нравственная дилемма?
Задумывались ли вы о том, как жить?
А если Жить, то ради чего?
Что для вас в жизни значимо?
Д/ З . Сочинение – размышление на заданную тему.
«Главное — ладить с самим собой»
Как Вы это понимаете?
Ермилова Н.А. – учитель русского языка
22 октября 2010 года , 6 б класс.
Декада учителей-предметников гуманитарного цикла.