Стихотворение С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» (Восприятие, оценка, истолкование)

Сочинение

Структура стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу»

Строфически стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» состоит из трех строф:

  • Первая строфа состоит из четырех строк.
  • Вторая строфа состоит из шести строк.
  • Третья строфа состоит из четырех строк.

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу»

Тема стихотворения

Тема стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» — это прощание со юностью и приятие неизбежности ухода жизненных сил и энергии.

Основная мысль стихотворения

Основная мысль стихотворения — необходимость смирения, приятия мира целиком и во всем его многообразии.

Образы и мотивы

Образами и мотивами стихотворения являются:

  • Жизненный путь, прошедшая юность, уход жизненных сил и энергии — это основной мотив стихотворения.
  • Природа — ее образы и символика олицетворяют цикличность жизни и вечность мира.
  • Оттенки осени и тленность жизни — они символизируют бег времени и неизбежность ухода всего живого.

Образ лирического героя

Лирический герой стихотворения — это зрелый человек, который прошел через определенный жизненный путь и теперь сталкивается с проблемой приятия ухода жизненных сил и энергии. Его решение — смирение.

Строфическое устройство и рифмовка

Строфически стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» состоит из трех строф, каждая из которых имеет свою рифмовку. Рифмовка стихотворения строится по схеме ABAB, CDCDCD, EFEF:

Не жалею, не зову, не плачу, А уходит молодость моя.
Увядать в душе моей стручки И желтеют листы ороша.
Но, как было, так и есть: в мире Суета и беготня неслыханна,

Язык стихотворения

Язык стихотворения простой, но выразительный. Автор использует яркие образы и символы, а также повторения и параллелизм для усиления эмоциональной нагрузки.

Философский контекст

Строки «Не жалею, не зову, не плачу» отражают философские поиски поэта и его стремление найти смысл жизни, прийти к пониманию вечных законов мироздания. В есенинской поэзии мир создается живым словом, олицетворением человеческих переживаний. Образ природы, используемый поэтом, символизирует связь человека с миром и природой. Смирение перед неизбежностью, принятие мира во всем его многообразии — это центральная идея философии Есенина, отраженная и в данном стихотворении.

Композиция стихотворения подчинена идейной канве. Во-первых, произведение статично, несмотря на присутствие некоторой частной динамики (смена времен года, течение жизни лирического героя, движение тех или иных образов: биение сердца, скакание розового коня), единая, общая философская идея смирения доминирует над всем остальным. Она заявляется лирическим героем в самом начале («Не жалею, не зову, не плачу…») и повторяется как итог всего размышления в конце («Будь же ты вовек благословенна…»).

Тема неизбежности конца (в широком, общефилософском смысле этого слова) также появляется как в первой строфе («Все пройдет…»), так и в последней («…все мы в этом мире тленны»).

Таким образом, мы можем говорить о кольцевой композиции произведения, которая оправдывается его философской направленностью.

Жанр стихотворения — размышление — наиболее соответствует теме и позволяет лучше донести идею до читателя.

Анализируемое произведение необычайно экспрессивно, наполнено различными образами, создающими особый эмоциональный настрой. Его художественное своеобразие богато и разнопланово. Стихотворение очень музыкально, что вообще характерно для лирики Есенина. Эта музыкальность, напевность достигается особой системой рифм, своеобразной строфикой и размером, приемами звукописи. В стихотворении можно выделить общий размер, так как автор очень часто отступает от традиционной системы сочетаний ударных и безударных слогов, но чаще всего строки написаны пятистопным хореем с усеченной последней стопой:

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Анализ рифмы и звукового устройства

В стихотворении используется потрясающе разнообразный подбор рифм: открытые («тленно» — «благословенны»), закрытые рифмы («холодком» — «босиком»), женские («реже» — «свежесть») и мужские («дым» — «молодым»), точные («мне» — «коне») и неточные («уст» — «чувств»).

Есенин также дает волю рифмам, рифмуя два заударных слога, один из которых находится в середине слова («плачу» — «охваченный»).

Строки «..тленны, Тихо льется с кленов листьев медь…» демонстрируют использование ассонанса (перепевание звуков — э, и для передачи монотонности, мягкости, текучести) и аллитерации (повторяются звуки л, м, н).

Выражение эмоциональности и использование языковых фигур

Эмоциональность стихотворения подчеркнута использованием восклицаний, вопросов и обращений, как «Ты теперь не так уж станешь биться, сердце», «дух бродяжий», «жизнь моя» и так далее. Важность смысла стихотворения подчеркивается используемыми глаголами в первой строке («Не жалею, не зову, не плачу»).

Хотя в стихотворении мало эпитетов, что нехарактерно для Есенина («гулкая рань»), оно богато метафорами («увяданья золотом», «сердце, тронутое холодком», «страна березового ситца», «пламень уст», «листьев медь» и так далее).

Для передачи смысла использована антитеза весенних яблонь и осеннего золота увядания. Напевность, лиричность стихотворения подчеркивается рефренами («…ты все реже, реже…», «Все мы, все мы…»).

Присутствие образа родины неотделимо от мировосприятия поэта, поэтому можно встретить образы берез, кленов, розового коня. Прощоречные слова («шляться», «буйство») подчеркивают провинциальность, понимаемую как корень всего исконного, народного, фольклорного.

В стихотворении Сергея Есенина «Белой яблони…» особенно выделяется яркость и насыщенность цветов, которые передаются через аллегорические и символические образы. Образ розового коня может означать как пробуждение, так и увядание, что является чертой философской лирики в целом. Общий настрой произведения — умиротворение, монотонность, что способствует размышлениям читателя. В творчестве Есенина есть особенность целостности, которая может вызывать раздражение или негодование, но это объясняется его глубокой личностной наполненностью и эмоциональной заряженностью.