Краткое содержание и анализ произведения «Песнь о Соколе» Горького

Сочинение

В этом коротком рассказе автор высказывает умные мысли и создает уникальный мир, в котором описывает подвиги и смысл жизни. Проводя анализ произведения «Песнь о Соколе», можно увидеть повествование, где писатель восхваляет смелость, воспевает стремление к жизни, а не к существованию. Это сочинение является гимном революции, в нем Горький сопоставляет двух главных героев: Сокола и Ужа.

Жанр повествования

Жанр этого сочинения — песня. Поэт воспевает безумство, смелость, стремление к достойной жизни и смерти. Именно по этой причине песня являлась гимном революционеров. Любимый подход писателя — противопоставление слабого и сильного образов — отразился и в этом произведении. Раненый Сокол разговаривает с Ужом.

Уж не знает, почему Сокол стонет, так как он не понимает, насколько в небе свободно и вольно. Уж в рассказе символизирует мещанство, он любит лишь свое жилище, и ему сложно осознать, что можно проживать совсем иначе.

Философия Ужа вполне ясна — «рожденный ползать летать не может». Спрыгнув, как и Сокол, он «не разбился, а засмеялся» и решил, что познал небо, и еще сильней начал любить землю. Но в конце не ему, а Соколу поют песнь волны. «Безумству смелых мы песнь споем…» — эта фраза в очередной раз указывает на сочувствие поэта революционерам.

Нужно отметить, что, даже описывая природу, это указывает на внутренние переживания главных персонажей:

  • обрыв, волны, небо, такое вожделенное для Сокола, говорят о стихийности мечтаний и полете желаний;
  • камень, где свернулся Уж, символизирует неподвижность мыслей и закостенелость мещанства.

В лирическом творчестве Максим Горький ушел от классических стихотворных форм, хоть сохраняет романтизм и ритмометрический строй поэтических рассказов.

Тема и идея

Поэт неслучайно вложил песнь в уста старца Рагима. Он уверен, что стремление быть свободным изначально есть у всех людей. Но многие из них в течение всей жизни подавляют в себе эту черту. Однако существуют и отдельные герои, которым требуется свобода словно воздух.

1 стр., 461 слов

Сочинения | Сочинения 8 класс. «Безумство храбрых — ...

... сердец окружающих. «Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! Безумству храбрых поем мы песню!.." ... не приемлет простого приземленного существования. «Безумство храбрых» заставляет задуматься о смелости, мужестве, отчаянном стремлении к возвышенной и прекрасной жизни. Сокол может олицетворять собой настоящих героев. Они ...

Делая анализ произведения «Песнь о Соколе», прослеживается основное направление композиции, которое тесно связано с революционными убеждениями поэта. Идея состоит как в утверждении свободы в качестве наивысшей ценности, так и в ее обязательном торжестве. Царизм для поэта являлся признаком рабских цепей, которые сковывают человека. Лишь скинув цепи, получится по-настоящему обрести свободу и полет.

Основная проблематика

История создания ранних лирических рассказов Горького и сегодня принимается многими как красивые сказки и предания, которые не имеют чего-то общего с действительностью конца 19 столетия. Но нужно понимать, что написание большинства из них объясняется революционным движением 1894−1898 гг. И если «Песнь о Буревестнике» читалась современниками в качестве призыва к революции, то анализ произведения «Песня о Соколе» показывает, что она больше напоминает басню, из-за использования в рассказе аллегорических образов.

он начинает становиться пленником устоявшихся правил, которые часто не всегда справедливы

Непосредственно из этого вытекает другая важная проблема: назначение человека. Горький убежден, что полноценная жизнь — это постоянное движение к поставленной задаче. Без него, без борьбы, человек является просто бесполезным. Он зря тратит лучшие годы, пытаясь обустроить свой небольшой мирок. Автор уверен, что наивысшая цель человека состоит в служении обществу. По-настоящему пользу смогут принести лишь сильные люди, которые способны на самопожертвование.

Сюжетная линия

Теплой ночью мудрый старец Рагим и рассказчик сидят около камня. За горами уже заметно небольшое сияние всходящей луны. Огонь от костра освещает избитую трещинами часть камня, а на костре готовится уха из только что словленной рыбы.

Рассказчик просит старика рассказать ему сказку. Вначале он не соглашается — желает, чтобы его уговаривали. В итоге он рассказывает свою сказку ритмичным, унылым и напевным речитативом.

В ущелье высоко в горах лежал Уж и наблюдал за морем. Над ним светило солнышко, а где-то внизу бурлил поток воды. Неожиданно в ущелье падает серьезно раненный Сокол.

Уж испугался и решил быстро отползти подальше, но тут же понял, что Сокол проживет не больше нескольких минут. Змея приползла к раненой птице и прошипела: «Что, умираешь?».

Сокол на самом деле умирал. Птица прожила славную жизнь и жалела только об одном: что больше уже не сможет увидеть небо. Сокол испытывал жалость к Ужу, так как он не сможет увидеть небо настолько близко. Уж рассмеялся и сказал, что небо является пустым местом, а ему и «тут хорошо, тепло и сыро».

Сокол привстал и с тоской сказал, что хотел бы, прежде чем умрет, еще разок подняться в небо, зажать врага на ранах на своем теле, чтобы он подавился его кровью. У сокола была мечта сражаться.

Уж решил, что в небе, скорей всего, действительно «жить приятно». Он предложил соколу подползти к краю обрыва и сброситься вниз — возможно, тогда крылья смогут его поднять, и он полетит.

И вздрогнул Сокол и, гордо крикнув, подполз к обрыву, скользя по слизи. Расправив крылья, он вздохнул полной грудью, кинулся с ущелья и пал вниз словно камень, «теряя перья, ломая крылья». Внизу сокола подхватил поток воды, смыл кровь, укутал в пену и отнес в море.

3 стр., 1170 слов

Проблема роли языка в жизни человека (по Л.В. Успенскому)

... Авторская позиция 1) Роль языка в жизни человека огромна: с раннего детства при помощи языка человек познаёт мир, слушая сказки, песни, прибаутки; тексты и живая разговорная речь, язык формул, язык ... крутая тропа геологии с её хребтами и скалами, ущельями и безднами. (39)Вот таинственная дорога археологов, извивающаяся в древнем тумане, среди руин и пещер, от стоянок каменного века до развалин южных ...

Уж долгое время лежал в ущелье и раздумывал о страсти птицы к небу. Он решил узнать, что мог видеть Сокол «в пустыне той, где нет края и дна» и, почему такие, как он, «смущают любовью остальных к полетам в небеса».

Уж захотел хотя бы ненадолго полететь: свернувшись в клубок, «он прянул в небо». Но рожденный ползать — летать не сможет! Позабыв про это, он упал на камни, но не разбился, а засмеялся.

Уж подумал, что вся прелесть полета — это паденье. Он стал смеяться над птицами, которые не понимают, что такое земля, где много света, однако нет «опоры телу» и пищи.

Анализ рассказа

Исполнение непосредственно песни происходит от лица крымского пастуха — старика Рагима. В начале повествования очень красиво описывается пейзаж, через него природу можно представить, как что-то высокое и духовное, живое, наделенное умеренной силой и мощной энергетикой. Ощущение могучего величия природы позволяет передать жизнерадостность восприятия окружающего мира, призывает к счастью, добиваться и, если это требуется, бороться за него.

Величественность природы представляется контрастным фоном, где ярко выделен образ седого, высокого, худого и мудрого человека, который прожил длинную жизнь, наполненную мудростью. Теперь для него все вокруг одухотворенное, зыбкое, легкое, а непосредственно им овладевает только одно желание — рассуждать, мыслить, раздумывать.

В этой картине оба персонажа символизируют две противоположности:

  1. Сокол — борьбу, жизнь, храбрость.
  2. Уж — малодушие, трусость и лень.

Сокол повержен в сражении, но все равно борется за жизнь. Уж лежит в привычной ему обстановке и не торопится уползать из своего безопасного и спокойного места. Для гордой птицы эти условия равнозначны смерти, она не может находиться в них. Сокол начинает томиться от бессильной ярости, он страдает и переживает из-за поражения в сражении, однако услышав от Ужа, что тому в ущелье тепло и уютно, Сокол прозревает и получает новые силы.

что такое смысл бытия

Перед смертью Сокол осознает, что жил счастливо и ярко, а гибель только продолжение этой жизни. Смерть Сокола является призывом к продолжению борьбы, это символ начала бессмертия.

стремление человека к совершению подвигов