Не сохами-то славная землюшка наша
распахана…
Распахана наша землюшка лошадиными
копытами,
А засеяна славная землюшка казацкими
головами,
Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами. Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами, Наполнена волна в тихом Дону отцовскими,
материнскими слезами.
Эти слова старинной казачьей песни служат одним из эпиграфов к первой книге романа М. А. Шолохова «Тихий Дон». Взяты они не случайно. Именно эти строки служат ключом к пониманию как всего произведения в целом, так и той глубоко народной в своей основе авторской концепции бытия мира и человека, которая воплощена в нем. Роман Шолохова — о великой трагедии, которая постигла донское казачество в годы революции и гражданской войны.
Уже в самом названии романа-эпопеи заложен глубокий символический смысл. Дон — река равнинная, спокойная, но в непогоду он становится буен и опасен, как море, как океан. В старинных казачьих песнях о батюшке «тихом Доне», который то «чистехонек», то «мутен» бежит, сосредоточено главное противоречие, присущее казачьему племени, соединившее в одних и тех же людях несовместимое: самую мирную и созидательную профессию землепашца с воинской доблестью, с постоянной готовностью к войне, а значит, смерти и разрушению. Эти противоречия приобретают особую остроту в переломные моменты истории, в горькое время, когда Дон становится местом братоубийственной войны и разделяет уже не берега, а людей, принося в казацкие курени страшные вести.
Драматичность судеб донского казачества, оказавшегося на изломе истории, ярко и впечатляюще показана М. Шолоховым на примере семьи Мелеховых, прежде всего, на примере главного героя романа — Григория Мелехова.
«Мелеховский двор — на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север, к Дону… С юга — меловая хребтина горы. На запад — улица, пронизывающая площадь, бегущая к займищу». Перед нами разворачивается эпическое, насыщенное красками, запахами и звуками родной земли живописное полотно из жизни донского казачества. С огромной любовью рисует Шолохов широкие донские степи и вольную казацкую реку, описывает хуторские обычаи и нравы, показывает любовь казаков к труду и воинской службе, воссоздает их яркую, самобытную речь.
М. Шолохов поэтизирует мирный труд как источник нравственного здоровья, красоты и человеческого обаяния. Сцены, посвященные описанию мирной жизни, традиционного быта казаков, их хозяйственных забот, праздников, свадеб, игрищ, лихих скачек, выписаны им с особой любовью.
Человек и природа в романе «Тихий Дон» (Шолохов М. А.)
... Шолохов через пейзажи показывает нам глубокие чувства героев. Он детализирует, оттеняет их мировосприятие. Природа в романе выражает оптимизм, надежду на счастливое будущее на земле и ... того самого тихого Дона… Финал романа даёт надежду на продолжение жизни. Дон ещё скован ... природу. Один из ключевых героев – это Дон-батюшка. Образ реки менялся, эволюционировал с течением времени и людьми. Дон ...
Для писателя главную ценность представляет человек, который в слитости с естественным миром природы ведет размеренный образ жизни, терпеливо и достойно вынося ее тяготы, человек, родственно близкий к окружающим, таким же, как и он, и в этой родственности, естественности и целесообразности ощущающий свою целостность и гармоничность связей с миром. Но традиционный жизненный уклад казаков рушится под ударами надвигающихся исторических катаклизмов.
Революция и гражданская война несут в этот замкнутый мир крутые перемены. Главному герою Шолохова, этому чистому и цельному человеку, суждено пройти «по мукам».
Вначале перед нами обыкновенный хуторской парень, с привычным кругом хозяйственных работ, занятий, развлечений. Он живет, подчиняясь веками сложившимся законам и традициям. Он — типичный представитель казачества, веками живущего на Донской земле. Живет естественно, как трава в степи, следуя устоявшимся традициям. Даже любовь к Аксинье, захватившая его страстную натуру, ничего не может изменить. Подчиняясь традициям и воле отца, он женится на Наталье, создает семью, готовится к службе… В жизни Григория все происходит как будто без его участия, невольно, как невольно он рассекает во время косьбы утенка и содрогается от содеянного. Смерть человека, убитого им лицом к лицу, и опыт войны в целом переворачивают жизнь Григория, заставляют задуматься, прислушаться к себе, присмотреться к людям. Так начинается его сознательная жизнь, которая, к сожалению, оказалась трагической, исполненной горя, утрат, нелегких испытаний и постоянного поиска правды.
«Взрослая» жизнь постоянно ставит героя перед выбором, сделать который оказывается необыкновенно сложно и который не всегда оказывается верным. Большевик Гранжа, с которым Григорий встретился в госпитале, будто открывает ему правду и перспективу перемен к лучшему. «Автономист» Ефим Изварин и Федор Подтелков сыграли заметную роль в формировании убеждений героя. Трагически погибший Подтелков оттолкнул Мелехова, расстреляв безоружных пленных, поверивших обещаниям большевика. Григория ошеломили бессмысленность этого убийства и бездушие, с которым оно было совершено. Григорий — воин, ему самому не раз приходилось проливать чужую кровь, но поступок Подтелкова нарушает не только законы человечности, но и законы войны. Мелехов же соблюдал своеобразный кодекс чести: «Хочешь живым быть, из смертного боя целым выйти — надо человечью правду блюсти».
Григорий не может равнодушно наблюдать за происходящим, честный «до донышка», он не может не видеть обмана: уже после года власти красных нет обещанного равенства: «Взводный в хромовых сапогах, а «Ванек» в обмоточках. Комиссара видал, весь в кожу залез, и штаны и тужурка, а другому на ботинки кожи не хватает». Григорий делает неутешительные выводы: «уж ежели пан плох, то из хама пан во сто раз хуже».
Гражданская война бросает Григория Мелехова то в конницу Буденного, то в белый стан, но это уже не бездумное подчинение укладу или року, а сознательный поиск им своего места в жизни, своего пути. В душе Григория идет постоянная мучительная борьба: «Трудно нащупывалась тропа; как в топкой гати, зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности — по той ли, по которой надо, идет. Тянуло к большевикам — шел, других вел за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем». Но чем дольше длится этот поиск, тем яснее и ярче перед ним открывается настоящая правда: главные жизненные ценности — родной дом, мирный труд на родной земле. Пусть вокруг война, кровь, разруха и безысходность, но «когда представлял себе, как будет к весне готовить бороны, арбы, плесть из краснотала ясли, а когда разденется и обсохнет земля, — выйдет в степь; держась наскучавшимися по работе руками за чепиги, пойдет за плугом, ощущая его живое биение и толчки; представляя себе, как будет вдыхать сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозема, еще не утратившего пресного аромата снеговой сырости, — теплело на душе».
Григорий Мелехов. Поиски правды (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)
... самому разобраться в проблеме поиска правды. Внутренняя борьба Григория – важная философская тема. Проблема нелегкого выбора может коснуться любого человека. Сочинение Григорий Мелехов в поисках правды В образе Мелехова автор изобразил ... Для примера можно взять тот момент, когда он встречается с Аксиньей (жена соседа), в которую он влюблен по уши. Однако он легко согласился жениться на Наталье ...
Но бывшему сотенному атаману советская власть не позволяет жить мирно, грозит арестом, тюрьмой и расстрелом. Продразверстка добытого тяжелым трудом хлеба поселила в умах многих казаков желание «перевоевать» и вместо власти Советов поставить свою, казачью. На Дону образуются банды. Узнав о бунте казачества в верховьях Дона против Красной Армии, Мелехов выступает на стороне бунтовщиков. Теперь Григорий борется за то, что ему по-настоящему дорого: «Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа, — в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро-простой. Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь — всегда боролись люди и будут бороться, пока светит им солнце, пока теплая по жилам сочится кровь. Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее; надо биться крепко, не качаясь, — как в стенке, — а накал ненависти, твердость даст борьба!» Григорий, скрывающийся от преследования коммунистов, попадает в банду Фомина. Но вскоре понимает, что у бандитов нет будущего. Ему, как и большинству казаков, ясно: «Сеять надо, а не воевать». Григорий всей душой тянется к мирному труду. Последним испытанием, последней трагической потерей становится для него гибель любимой женщины — Аксиньи, получившей пулю по дороге к счастливой, свободной, как им казалось, жизни. Все, что любил, ценил и чем дорожил в своей жизни Григорий, погибло…
На своем нелегком жизненном пути Григорию пришлось пережить многое, совершить тяжелые ошибки; утратить многое из того, что нам нравилось вначале в веселом, сильном, зверовато-красивом парне. Но Григорий Мелехов никогда не кривил душой, честно и бескомпромиссно искал свою правду, искренне стремился разобраться в происходящих событиях. Куда прислониться, с кем пойти? — этот нелегкий вопрос решал в те грозные годы не только Мелехов, но и все честное казачество.
Картины жизни донских казаков в романе Тихий Дон Шолохова
... сочинению Картины жизни донских казаков в романе Тихий Дон Шолохова Популярные сегодня темы Отправились как-то охотники в ... Григория Мелехова, и ответственность за ее судьбу он вовсе не чувствует. Убежать с любимой Мелехов не готов, привязанность к своему миру, казачеству, ... в развитие русского языка, называют создателем литературного языка. В своем творчестве ... давних времен гадание на святки считается ...
Григорий прошел «по мукам», прошел через несправедливость, утраты, разочарования, и сама душа его выжжена, как черная после палов степь. Но все-таки остается последняя, очень важная ниточка, связывающая Григория с жизнью, — его родной дом. Дон, родная земля, ждущая хозяина, маленький сынишка — его будущее, его след на земле, то, ради чего действительно стоит жить, то, во что испокон веков верили и к чему стремились донские казаки, в чем они видели настоящую правду, в чем заключалась для них главная мудрость жизни…