Урок по литературе «Нравственный выбор героев в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Сочинение

Тема: Нравственный выбор героев в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Тип урока:

Триединая дидактическая цель:, Обучающая:

  • знать содержание повести, определение понятия «нравственный выбор».

уметь :

  • анализировать готовый материал и самостоятельно отбирать материал на определенную тему;
  • выразительно читать текст и делать сообщения;
  • проводить анализ текста или эпизодов по плану;
  • обобщать и делать выводы, аргументировать свою позицию;
  • составлять план сообщения;
  • работать коллективно, самостоятельно, по группам;
  • писать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту;
  • понимать:

Развивающая:

  • развивать внимание, память , мышление;
  • развивать все виды речевой деятельности;
  • расширять словарный запас;
  • развивать аналитические навыки;
  • развивать ораторские способности.

3. Воспитательная:

— мотивировать интерес к творчеству Н.В. Гоголя, учить внимательно и бережно относиться к художественному слову;

  • способствовать нравственному развитию личности учащихся, умению определять истинные жизненные ценности;
  • формировать чувство патриотизма, ответственности за свои поступки, гуманное отношение к человеку.

Оборудование:, Технологическая карта урока

Этапы урока

Вид деятельности

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ожидаемый результат

1

Самоопределение к деятельности

Регулятивные:, Коммуникатив-ные:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Личностные:

— внимание, уважение к сверстникам

Слайд №1

Приветствует учащихся. Проверяет готовность рабочих мест, эмоциональный настрой. До начала урока дети поделены на группы. Одна группы-эксперты (сильные ученики, анализируют ответы товарищей.)

28 стр., 13835 слов

Организация исследовательской деятельности учащихся на х литературы ...

... (на примере повести И. С. Тургенева "Ася"). Предметом данной работы являются методы и приемы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы, способствующие эффективному восприятию литературного произведения ... классам. В средних классах предпочтение отдано методу беседы, хотя сообщение учителя и самостоятельная работа учеников также имеют место. Особое внимание в средних ...

Приветствуют учителя. Проверяют рабочее место и наличие необходимых учебных принадлежностей.

Полная готовность класса к работе;

быстрое включение учащихся

в деловой ритм, организация внимания

всех учащихся.

2

Актуализация знаний.

Постановка проблемы.

Познавательные:

Знание содержания текста, осуществлять самоконтроль и самооценку, использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа текста.

Личностные

нравственно — этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм; постановка и формулирование проблемы.

Регулятивные:

Слайд №2

Организует тестирование по повести «Тарас Бульба»?

Подводит учеников к формулировке темы, проблемы, целей урока.

Слайд №4

На слайде представлены качества человека. Какое понятие объединяет эти качества? Что определяют эти качества7

-Что такое «Нравственность»?

Слайд №5 (понятие «нравственность» по словарю Ожегова).

Помочь стать нравственным человеком призвана литература.

«Тарас Бульба» — это учебник жизни для молодежи. И главный нравственный вопрос, над которым задумывается Гоголь — как вырасти достойным человеком?

Поэтому сегодня мы будем говорить о нравственном выборе героев повести. Это тема нашего урока. Запишем ее.

Слайд №6

-Каждый день людям приходится делать выбор. Свой нравственный выбор сделали и герои повести.

-Какой проблемный вопрос мы можем поставить, исходя из названия повести и темы.

Исходя из проблемы, какова цель вашей деятельности и как мы будем решать этот проблемный вопрос?

Учащиеся отвечают на вопросы теста, срвнивают ответы с эталоном.

Слайд №3

Выставляют себе оценки.

6 стр., 2646 слов

Основная проблема в повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)

... и стремление к познаниям. Сочинение для 7 класса Гоголь в своем произведении «Шинель» раскрыл понятие ... единого просвета. Социум не ценит хорошие качества – здесь для всех важнее социальный ... вопрос в «Станционном смотрителе». Гоголь поднимает вопрос в рамках города Петербурга, он приближается к ... к его проблеме (никто не хотел помогать ему искать утраченную вещь, из-за которой он убивался), так и к ...

Вступают в беседу

(эти качества определяют нравственное поведение человека, его душевные качества…

Поступать по совести…

Слушают учителя, дополняют, продолжают отвечать на вопросы.

Записывают тему урока.

Формулируют проблему. (высказывают предположение:

Мог ли по-другому поступить Тарас Бульба по отношению к своим сыновьям?

Слайд №7

Отвечают: «Найти ответ на проблемный вопрос».

Проверено знание содержания повести, осуществлены самоконтроль по эталону и самооценка по критериям: за каждый правильный ответ – 1 балл.

Определены тема и ключевые понятия урока.

Определены проблема и цель деятельности на уроке

3

Исследование проблемы (работа по творческим группам)

Познавательные:, Личностные:

ответственности за свои поступки.

Коммуникатив-ные:, Регулятивные:

А сейчас мы работаем в группах. У каждой группы – есть эксперты, которые заранее подготовлены к этой работе.

1 группа

исследовать путь предательства Андрия Слайд №8

2 группа

найти доказательства железной стойкости и мужества Остапа Слайд №9

3 группа доказать, что поведение Тараса во время казни есть нравственный подвиг Слайд №10

При ответе на свои вопросы вы должны опираться на художественный текст, использовать цитаты текста и фрагмент фильма.

Смотрят фрагмент фильма и работают в группе по заданиям с опорой на текст, подбирают цитаты, готовят отчёт.

Каждая группа представляет отчёт.

Эксперты добавляют, корректируют и оценивают ответы.

В сотрудничестве группы провели исследование по поиску путей решения проблемы.

Сделана экспертная оценка работы каждого учащегося в группе.

4 стр., 1880 слов

Конспект по русскому языку «Проблема текста»

... выявить проблему текста К. Паустовского. Чтение текста учащимся. Кто дал право человеку калечить и безобразить землю?.. ... сочинения. Какую же проблему выбрать? Ответы учащихся. Выбор должен определяться ответами на два вопроса: Какая проблема находится в центре внимания автора? К какой проблеме ... Ответы учащихся оформляются в виде слайда. СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ МОЖНО: ЗАПОМНИТЕ! Проблема ...

4

Решение проблемы (ответ на проблемный вопрос)

Познавательные:

активное использование речевых средств для решения познавательных задач,

построение рассуждения.

Коммуникативные:, Мог ли Тарас по-другому поступить по отношению к своим сыновьям?

Слайд №11

Ученики отвечают на проблемный вопрос

Найдено решение проблемы

5

Рефлексия учебной деятельности

Коммуникативные, Личностные

Учитель просит дать письменный ответ на вопрос: какие нравственные уроки я получил сегодня?

Слайд №12

Ученики дают письменный ответ и желающие его озвучивают.

В письменной форме раскрыта внутренняя позиция каждого ученика по данной проблеме.

6

Домашнее задание.

Личностные:, Регулятивные:

Предлагает задания на выбор. Слайд №13

Написать сочинение по данным темам на выбор:

1) «Мог ли Тарас не убивать Андрия?»

2) «О чем заставляет задуматься повесть «Тарас Бульба»

Выбирают задания в соответствии с желанием.

Дифференцированное домашнее задание

7

Итог урока.

Регулятивные:, Коммуникативные:

слушать и видеть.

Слайд №14

Слово учителя: каждый из нас всю жизнь делает выбор: уйти или остаться, обидеть или помочь, разрушить или спасти. Важно на перепутье не ошибиться, среди дорог не заблудиться.

Учитель читает стихотворение.

Я тоже сделала свой выбор: стала учителем. И я благодарна судьбе, что она подарила мне таких учеников. Спасибо, ребята, за работу на уроке. Оценивает работу ребят.

Слушают учителя

Принятие позиции учителя о необходимости осознанного нравственного выбора в жизни.

  1. Кто в повести, «был один из числа коренных, старых полковников: весь был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава»?

а) Тарас Бульба;

б) Есаул Товкач;

в) Касьян Бовдюг.

  1. Кто из сыновей Тараса погиб как народный герой?

    3 стр., 1464 слов

    Остап и Андрий в повести Гоголя Тарас Бульба

    ... выбор собственной жизнью. Остап же погиб как герой, но при этом вообще никогда не испытывал любви к женщине. 6 класс. 7 класс Остап и Андрий в произведении Тарас Бульба Несколько интересных сочинений ... В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» раскрывается множество тем, в том числе ...

а) Остап;

б) Андрий;

в) Бовдюг.

  1. Кто из сыновей Тараса «пропал бесславно, как подлая собака»?

а) Остап;

б) Андрий;

в) Бовдюг.

  1. В связи с чьей смертью Гоголь пишет: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»?

а) Остапа;

б) Андрия;

в) Тараса.

  1. С кем сравнивает автор Остапа?

А) Орел

Б) Исполин

В) Лев

6. К кому обращается перед смертью Остап?

А) к матери

Б) к отцу

В) к брату

7. Основной закон Запорожской Сечи?

А) взаимопомощь

Б) Устав

В) Товарищество

8. Выбрать нравственные проблемы, поднимаемые в повести

А).

Честь

В).Ллюбовь к братьям меньшим

В).

Экология

Г)..Патриотизм

Д).

Долг