Мое прочтение романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

Сочинение

Мое прочтение романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

Мое прочтение романа Булгакова «Мастер и Маргарита».

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» прочитало огромное количество людей, он переведен на многие языки и поставлен на сценах театров бесчисленное количество раз. Однако, он, этот роман, все еще не раскрыт до конца, мы еще далеки от осмысления всех истин, прямо или косвенно преподносимых нам автором. Критики и публицисты все еще бьются над бесконечными загадками: кто такой Воланд, где искать истоки сюжета, кто прототипы героев, можно ли трактовать роман как своего рода римейк Евангелия? И каждый человек, читая и перечитывая бессмертные строки Булгакова (ведь «рукописи не горят»), находит свою истину, испытывает свои чувства, так непохожие на чувства других и так не похожие на чувства испытанные впервые при прочтении. На мой взгляд, чтобы лучше понять роман Булгакова, его стоит перечитать хотя бы дважды. Иначе истина может ускользнуть. Читатель, впервые открыв страницы «Мастера и Маргариты», следит за сюжетом, вчитывается в диалоги и пытается угадать развязку. Но взяв в руки книгу во второй раз и зная практически все события, пытливый ум следит теперь за развитием философских идей, за неодназначной трактовкой автором вечных истин и за чудесными превращениями добра во зло и наоборот. Потом может быть и третий и четвертый раз.

Мне было очень интересно читать «Мастера и Маргариту». Не скрою, иногда поступки и слова героев казались мне непонятными и лишенными смысла, иногда мне казалось, что герои не должны переступать черту, отделяющую порок от праведности и безумие от разума. Но Булгаков писал свой роман не в угоду публике и критикам. Как мы знаем «Мастера и Маргариту» многие трактуют как духовное завещание писателя, и поэтому, наверное, очень многие его мысли резко очерчены в романе. И от этого все строчки наполняются сакральным смыслом.

Анализ фигуры Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита»

Фигура Понтия Пилата является одной из наиболее интересных и многогранных в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. В ходе событий романа становится ясно, что Пилат несет ответственность за распятие Иешуа, однако его вина оказывается относительной, поскольку он на самом деле пытался спасти Иешуа от смерти. Эта деталь не упоминается в Евангелии и является одной из многих перевернутых и переосмысленных моментов в романе.

Сам Воланд, представляющий собой дьявола во плоти, в романе предстает перед нами в неожиданном свете. Он выступает как почти ангельская фигура, обладающая оракульными способностями. Воланд даже разговаривает с нами от имени Иешуа, распятого Иисуса. В этом контексте прощение и любовь Иешуа к Пилату становятся важными моментами, и остается неясным, кто именно прощает Пилата — Иешуа, Мастер или сам Воланд.

27 стр., 13042 слов

Фантастика и реальность в романе М.А.Булгакова Мастер и Маргарита

... главной в творчестве писателя становится тема взаимоотношений художника и власти, реализованная им на материале разных исторических эпох: пушкинской (пьеса "Последние дни"), современной (роман "Мастер и Маргарита"). Роман "Мастер и Маргарита" ... "Мертвых душ", поставленных МХАТом в 1932 г. и надолго сохранившихся в его репертуаре. Ни одна из пьес и спектаклей Булгакова, в том числе знаменитые «Дни ...

Роман «Мастер и Маргарита» разворачивается перед нами как бесконечный клубок ниток, где события кажутся взаимосвязанными и в то же время никакой связи между ними нет. Персонажи, которые изначально представляются жестокими и плохими, в конце оказываются милосердными и добрыми. Воланд вначале пугает своими действиями, включающими убийства и превращения, но в то же время он проявляет милосердие и доброту, помогая Маргарите простить Фриду и возвращая Мастеру его квартиру и лампу. Он также достает сожженную рукопись Мастера, что вызывает удивление и восхищение у последнего.

Порой Воланд кажется даже всесильнее Бога, поскольку своими действиями он легко и почти беззаботно распоряжается жизнями и душами москвичей, занимает их квартиры и перемещает их в пространстве. Однако москвичи сами виноваты в том, что «квартирный вопрос их испортил», и именно поэтому Воланд обретает власть над ними.

В романе «Мастер и Маргарита» особое внимание уделяется приключениям свиты Воланда. Реплики Бегемота и Азазелло позволяют нам узнать о главных пороках того времени и увидеть общество того периода. Именно в их диалогах присутствует много сатиры. Роман можно назвать социальным, так как он высмеивает человеческие недостатки и привлекает к ним внимание. Благодаря мастерству Булгакова, Москва того времени очень ярко предстает перед нашим воображением: «Они, они! — козлиным голосом запел длинный клетчатый, во множественном числе говоря о Степе, — вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки!». В романе присутствует множество смешных моментов, и порой задумываешься, почему нельзя в реальной жизни сказать «Брысь!» и отправить таких негодяев куда-нибудь в Ялту или еще дальше. Приключения свиты Воланда напоминают сказку, так как они наказывают плохих и поощряют хороших, но при этом не забывают и поиздеваться. Без них роман потерял бы своего колорита, напоминающего похождения Остапа Бендера из «Золотого теленка» и «Двенадцати стульев».

В романе «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков представляет нам образ Понтия Пилата более глубоко, чем это было сделано в Библии. Мы вникаем в его чувства и мысли, позволяя нам почувствовать себя на его месте. Автор ставит перед нами вопрос о ответственности за свои поступки, который становится вечной проблемой. Пилат обладает властью и может приказывать и наказывать. Когда к нему приводят Иешуа, он выслушивает его и ощущает сострадание к нему. Но почему? Пилата охватывает непонятная тоска, которая уже посещала его на балконе. Он пытается объяснить себе эту тоску и приходит к странному выводу: ему кажется, что он что-то не договорил с осужденным или что-то не услышал. Два тысячи лет спустя, эту недослышанную часть Пилату объясняет Мастер. Таким образом, время переплетается в романе. Во время чтения возникает вопрос: кто же является главным героем романа — Мастер или Понтий Пилат? Ответ на этот вопрос, вероятно, каждый находит для себя самостоятельно. Для меня главным героем стал Пилат. Он пережил слишком много страданий в жизни и после нее, но все же был «отпущен». Его страдания настолько сильны, а его сердце переполнено тоской, потому что где-то внутри он понимает, что войдет в историю как прокуратор, приказавший убить Бога. И как он потом раскаивается! Также, молчаливый приказ убить Иуду, предавшего Иешуа, преподносится нам, как еще одна попытка искупить его неискупимую вину. В «Мастере и Маргарите» все перевернуто вверх ногами. По библейским законам нельзя убивать, даже если это отмщение, но Пилат пытается «спасти» Иуду и сделать все возможное для человека, которого обрек на смерть: похоронить его и отблагодарить людей, помогавших Иешуа.

3 стр., 1203 слов

Мастер и Маргарита» Булгакова «роман в романе

... кесаря. Любая вера, даже вера в добро, подрывает государственное устройство, основанное на власти и насилии. В этом плане Ершалаимский мир романа «Мастер и Маргарита» - это своеобразная модель тоталитарного государства, которое ... и др.). К космическому принадлежат Воланд и его свита (Азазелло, кот Бегемот, Абадонна, Гелла). Библейский мир возникает в историях о Иешуа Га-Ноцри, Понтии Пилате, ...

Интересно следить и за развитием женских судеб в романе, и конечно, в первую очередь судьбы Маргариты. В Евангелие мы также найдем ее — это Мария Магдалина, святая блудница. Но также как священна Мария Магдалина, так и Маргарита в романе Булгакова играет свою священную роль. Она скорее мать, чем жена, королева, чем нищенка, святая, чем грешница, несмотря даже на то, что мы видим ее правительницей на балу всех грешников. Маргарита – это пример всепрощающей и всепоглащающей любви. Она способна любить всеми проклятого, безумного Мастера, и эта любовь перерождает ее. Наверное, она даже не Мария Магдалина, а скорее прародительница Ева, давшая начало всему людскому роду на земле. Вообще мотивы смерти, перерождения и новой жизни очень сильны в романе. Мастер перерождается в больнице, встречая там своего наставника Бездомного, Маргарита перерождается, помазавшись волшебной мазью, Пилат, перерождается «убив» Иешуа и Иуду, и один лишь Воланд вечен.

Нет сомнения в том, что роман «Мастер и Маргарита», действительно, великое произведение. Для меня он как настольная книга, и я знаю, что сколько бы раз я его не перечитывала, я всегда найду что-то новое. Наверное, можно перечитать роман следя, например, только за жизнью Мастера, или только за действиями Воланда, но тогда придется перечитать его огромное количество раз, но, может быть, тогда мы все-таки сможем понять, кто является носителем той силы, «что вечно хочет зла и вечно совершает благо», потому что мне, например, кажется, что это не обязательно Воланд. Роман «Мастер и Маргарита» – это еще и гимн простому человеку, который, поверив в себя, способен совершать великие поступки, так же как и сделал это, поверив в себя и в слова несчастного заключенного, жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-moe-ponimanie-romana-master-i-margarita/

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/