Каким образом музыка и живопись передают одни и те же явления? (музыка – в звуках,
живопись – красками).
3. Самоопределение к деятельности.
Ребята отгадайте загадку:
Стоит за кульманом чертежник.
А перед чем стоит художник?
(мольберт)
Может кто — нибудь скажет, что за тема урока нас ждет сегодня? (ответы)
Молодцы, я вам предлагаю нашу тему урока назвать «Музыка на мольберте.…», а в конце
урока мы вместо многоточия добавим вторую часть темы.
Как вы думаете, что узнаем сегодня на уроке? (ответы)
Мы познакомимся с творчеством литовского композитора, послушаем фрагмент одного из
многочисленных музыкальных произведений и попытаемся узнать, что он нам хотел в н ем
рассказать.
4. Работа по теме.
Краткая справка о художнике и композиторе (искусствовед — школьник).
- Родился Микалоюс на юге Литвы в Варене 22 сентября 1875 года. Детские годы прошли
в живописнейшей местности Друскининкай, где отец служил органистом в костёле.
Первые уроки музыки Чюрлёнис получает от отца, и к семи годам свободно музицирует.
С детских лет он глубоко чувствует красоту литовской природы, полную нежных красок,
все её разнообразные оттенки. В восемнадцать лет Чюрлёнис поступает в консерваторию
в Варшаве, учится по классу композиции и фортепиано, оканчивает с отличием в 1899
году.
Симфоническая поэма «В лесу» (1901г.) – первое большое сочинение. По жанру это
пейзажная картина, лирической темой которой является жизнь литовской природы.
В 1901 году Чюрлёнис поступает в Лейпцигскую консерваторию. В эти годы сочиняет
полифонические пьесы, начинает заниматься живописью. Переход к живописи произошел
у Чюрлёниса в силу творческих склонностей, проявлявшихся в ранней юности. Он был
одинаково способным к музыке, к живописи и выражал себя в разное время с разной
интенсивностью в этих областях.
Первые картины написаны в 1903 году – «Музыка леса», триптих «Рекс». Картина
Взаимосвязь музыки с различными видами искусств: живописью, литературой, ...
... всегда была связана с другими видами искусства, оказывала на них воздействие и, в свою очередь испытывала на себе их влияние. Композиторы при сочинении тех или иных ... посмотрим, как взаимодействовали музыка и изобразительное искусство. Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи». И действительно, эти два вида искусства развивались параллельно, ...
«Музыка леса» напоминает нам о симфонической поэме «В лесу». Образы картины
рождены простейшими литературно — поэтическими сравнениями: шум в лесу – музыка;
- прямые стволы сосен – струны; летящий мимо деревьев ветер – музыкант, который
колеблет звучащие струны.
В начале 20 — го века утверждался принцип взаимопроникновения и взаимодействия
искусств, стала характерной тенденция к расширению традиционно замкнутых границ
видов и жанров. В 1904 году в Варшаве открывается Школа изящных искусств, куда и
поступает Чюрлёнис. Преподавание в школе резко отличалось от принятых
академических традиций. Учащимся предлагалось заниматься не столько детализацией
изображения, сколько передачей настроения, характера, движения живой натуры.
Путешествие на Кавказ принесло художнику много новых впечатлений и дало толчок его
художественному сознанию. Чюрлёнис часами сидел у моря и рисовал. Результатом стали
симфоническая поэма «Море» и циклы картин «Сотворение мира», «Знаки Зодиака». В
этот период композитор пишет фортепианные пьесы, записывает и обрабатывает
литовские народные мелодии. В Вильнюсе и Каунасе выставляются картины Чюрлёниса,
среди них циклы, посвященные временам года («Весна», «Лето», «Осень») и первые
живописные сонаты – «С оната Солнца», «Соната Весны». В 1909 году художник
переезжает в Петербург, становится участником выставок, получает признание среди