А. Н. Островского по праву считают реформатором русского театра. Он не только продолжил дело Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, но и внес много нового. Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании.
Что же изменил в драматургии Александр Николаевич Островский? Главное новшество заключается в том, что он перенес на сцену русскую жизнь.
Особенно много драматург писал о русском купечестве, не понаслышке зная об укладе его жизни и быта. В пьесах он показывал обычные ситуации с обычными людьми.
Если раньше ставка делалась на одного актера, то теперь в пьесах появляется много второстепенных действующих лиц. Например, в «Грозе» мы видим и Савёла Прокофьевича Дикого, и странницу Феклушу, и Кулигина… Это нужно для того, чтобы создать фон, на котором четко видна атмосфера «тёмного царства», куда попадает главная героиня Катерина.
Кроме того, большое внимание Островский уделяет речи персонажей. Дикого и Кабаниху он наделяет ругательными словами, перемежающимися с слезливыми жалобами, что свидетельствует об их невоспитанности и ханжестве. Речь Кулигина отличается торжественными интонациями. Наиболее приятна речь Катерины. Из ее уст можно услышать и русские просторечия («души не чаяла», «успокой ты мою душу», «быть греху» и др.), и сравнения («точно голубит меня», «точно голубь воркует», «точно гора с плеч свалилась»).
Напевная ее речь напоминает русские народные песни, то есть фольклор. Можно сделать вывод, что Островский — создатель социальных типов общества.
Еще одно новшество — это символичность пьес. Символы призваны подчеркнуть душевное состояние героев. Например, гроза вводится в действие для того, чтобы показать, что душа Катерины неспокойна. Героиня чувствует вину за совершенный ею грех и поэтому ожидает наказание за это. Предвестником такой кары и является гроза.
Отношение автора к героям
Об отношении автора к героям можно судить по говорящим фамилиям. Взять, к примеру, тех же Дикого или Кабаниху, чьи фамилии говорят о бедности их внутреннего мира; или Тихона, привыкшего жить, ни во что не вмешиваясь и не переча матери. А вот к Кулигину автор благоволит, называя его по аналогии с русским изобретателем Кулибиным.
Изучение драмы в школе на примере пьесы А.Н. Островского «Гроза»
... следующих задач: осмысление особенностей изучения драмы в школе; рассмотрение методики преподавания пьесы А.Н. Островского «Гроза». Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Глава 1. Изучение ... жанра, в отличие от эпических и лирических, отсутствуют авторские описания, повествование, отступления. Речь автора появляется только в ремарках. Все, что происходит с героями ...
Конфликт в пьесе
Новым был и конфликт в пьесе. Здесь сталкивается старое в лице Кабановой и Дикого, и новое в лице Катерины и Кулигина. Впервые прозвучал протест против существующих общественных устоев, да ещё из уст женщины!
Вклад Островского в русский театр
Таким образом, А. Н. Островский много сделал для становления русского театра. Неслучайно его пьесы называли «пьесами жизни», созданными для народа. А известный литературовед Ю. М. Лотман назвал его творчество «вершиной русской драматургии».