В чём состоит драматургическое новаторство А. Н. Островского? (Школьные сочинения)

Сочинение

А. Н. Островского по праву считают реформатором русского театра. Он не только продолжил дело Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, но и внес много нового. Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании.

Что же изменил в драматургии Александр Николаевич Островский? Главное новшество заключается в том, что он перенес на сцену русскую жизнь.

Особенно много драматург писал о русском купечестве, не понаслышке зная об укладе его жизни и быта. В пьесах он показывал обычные ситуации с обычными людьми.

Если раньше ставка делалась на одного актера, то теперь в пьесах появляется много второстепенных действующих лиц. Например, в «Грозе» мы видим и Савёла Прокофьевича Дикого, и странницу Феклушу, и Кулигина… Это нужно для того, чтобы создать фон, на котором четко видна атмосфера «тёмного царства», куда попадает главная героиня Катерина.

Кроме того, большое внимание Островский уделяет речи персонажей. Дикого и Кабаниху он наделяет ругательными словами, перемежающимися с слезливыми жалобами, что свидетельствует об их невоспитанности и ханжестве. Речь Кулигина отличается торжественными интонациями. Наиболее приятна речь Катерины. Из ее уст можно услышать и русские просторечия («души не чаяла», «успокой ты мою душу», «быть греху» и др.), и сравнения («точно голубит меня», «точно голубь воркует», «точно гора с плеч свалилась»).

Напевная ее речь напоминает русские народные песни, то есть фольклор. Можно сделать вывод, что Островский — создатель социальных типов общества.

Еще одно новшество — это символичность пьес. Символы призваны подчеркнуть душевное состояние героев. Например, гроза вводится в действие для того, чтобы показать, что душа Катерины неспокойна. Героиня чувствует вину за совершенный ею грех и поэтому ожидает наказание за это. Предвестником такой кары и является гроза.

Отношение автора к героям

Об отношении автора к героям можно судить по говорящим фамилиям. Взять, к примеру, тех же Дикого или Кабаниху, чьи фамилии говорят о бедности их внутреннего мира; или Тихона, привыкшего жить, ни во что не вмешиваясь и не переча матери. А вот к Кулигину автор благоволит, называя его по аналогии с русским изобретателем Кулибиным.

31 стр., 15233 слов

Изучение драмы в школе на примере пьесы А.Н. Островского «Гроза»

... следующих задач: осмысление особенностей изучения драмы в школе; рассмотрение методики преподавания пьесы А.Н. Островского «Гроза». Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Глава 1. Изучение ... жанра, в отличие от эпических и лирических, отсутствуют авторские описания, по­вествование, отступления. Речь автора появляется только в ремарках. Все, что происходит с героями ...

Конфликт в пьесе

Новым был и конфликт в пьесе. Здесь сталкивается старое в лице Кабановой и Дикого, и новое в лице Катерины и Кулигина. Впервые прозвучал протест против существующих общественных устоев, да ещё из уст женщины!

Вклад Островского в русский театр

Таким образом, А. Н. Островский много сделал для становления русского театра. Неслучайно его пьесы называли «пьесами жизни», созданными для народа. А известный литературовед Ю. М. Лотман назвал его творчество «вершиной русской драматургии».