Любить отечество невозможно заставить декретом

Сочинение
Вид материала

Подобный материал:

  • , 159.3kb.
  • , 119.62kb.
  • , 201.83kb.
  • , 133.27kb.
  • , 53.4kb.
  • , 491.16kb.
  • , 52.78kb.
  • , 140.62kb.
  • , 10.23kb.
  • , 296.5kb.

Результаты содержательно-языкового анализа текста следует зафиксировать в черновике и использовать в качестве рабочих материалов для написания сочинения-рассуждения.

Упр. 77. Внимательно прочитайте текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение.

Святые места

I. Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове — родина ?

II. Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. Рано утром с поезда я пошел на Красную площадь. Слушал, как бьют часы. Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. Мимо торопливо шли люди. Было удивительно: как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах? В те времена в Кремль не пускали. Я дождался, пока открылась дверь у решетки Василия Блаженного. Запомнились камни на узкой лестнице — сколько людей прошло!

III. Потом я много раз бывал у Кремля. Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия.

IV. Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного? Скажу сейчас об удивительном факте. Я бы сам не поверил, если бы не услышал от человека, всеми глубоко уважаемого. Вот что рассказал Петр Дмитриевич Барановский, лучший реставратор памятников нашей старины: «Перед войной вызывают меня в одну высокую инстанцию: „Будем сносить собор, просторнее надо сделать Красную площадь. Вам поручаем сделать обмеры…“ У меня тогда комок в горле застрял. Не мог говорить, не мог сразу поверить… В конце концов чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие. Не сломали…»

V. Но ведь могли и сломать, чтобы свободнее было на площади автомобилям. А что показало время? По Красной площади сейчас тем же автомобилям вовсе запрещено ездить по причине святости этого места и ввиду большого числа желающих просто пройти эту площадь. Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо. Древние зодчие, живописцы и плотники свое умение и талант смогли выразить в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.

VI. И нельзя медлить. Бережного отношения требует все: старинные постройки, народные ремесла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев. При всех наших заботах о текущих делах, о хлебе насущном и о разведке внеземных далей. Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом отечество. Любить отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать.

(По В. М. Пескову)

Задания

1. Проанализируйте содержание каждого абзаца данного текста, подчеркивая ключевые слова и наиболее важные мысли автора.

2. Письменно ответьте на вопросы, пользуясь справочным материалом (см. таблицу), выбирая из него подходящие, по вашему мнению, ответы, продолжая предлагаемые фразы или делая в них необходимые вставки.

Вопросы

Справочный материал

1

О чем этот текст?

Какой вопрос ставит автор в начале текста? Помогает ли этот вопрос понять тему текста?

а) О любви к родине;

б) о любви к родине и о том, из чего она складывается

2

Какой тип (типы) речи использует автор? Присутствует ли в тексте повествование? рассуждение? описание?

а) Повествование и рассуждение;

  • б) повествование и описание;

в) рассуждение с элементами повествования и описания

3

Какие мысли выражаются во втором и третьем абзацах?

а) О необыкновенной красоте Красной площади, о том, что это величественный памятник русской культуры, который вызывает чувство особой гордости;

б) о значимости Красной площади и храма Василия Блаженного как символов России

4

Почему описание Красной площади и храма Василия Блаженного предваряет рассуждения автора? С помощью каких языковых средств автор подчеркивает важность и значимость этого места?

а) Чтобы задуматься о том, что есть Родина для каждого человека;

  • б) чтобы усилить выразительность текста и создать наглядные образы, показать эмоциональное отношение автора к теме текста.

Риторические вопросы … ( назвать ).

Риторические восклицания … ( назвать ).

5

Какая мысль утверждается и доказывается в 4-м абзаце? Какие доказательства и средства языковой выразительности используются автором? Почему автор включил в свой текст рассказ реставратора? Какие особенности речи рассказчика передают его чувства?

Храм Василия Блаженного не должен быть разрушен (уничтожен), так как великие памятники культуры — это святыни для человека, любящего свою Родину. Для доказательства приводится реальный исторический факт: … ( назвать ).

Перед этим автор использует риторический вопрос … ( назвать ), определяя свою позицию … (назвать ).

Слова очевидца передают его недоумение и ужас от идеи сноса храма. В речи рассказчика очень емкий фразеологизм … ( назвать ).

Используются неполные предложения … (назвать ) как отражение волнения

6

Какие мысли утверждаются в 5-м и 6-м абзацах?

Какие средства выразительности использует автор для передачи своих мыслей?

Сохранение исторических памятников — это сохранение культуры… В заботах «о текущих делах» нельзя забывать об этом. И нельзя медлить.

Для подчеркивания особой значимости своих мыслей автор использует высокую лексику и фразеологию: сотворивший , …, хлеб насущный … .

Для усиления экспрессивности — парцелляцию…

7

Какие выводы делает автор в последнем абзаце? Как он формулирует эти выводы? Являются ли данные выводы выражением авторской позиции по основным вопросам, рассматриваемым в тексте? Можно ли сказать о том, что позиция автора выражена прямо?

Какие языковые средства использует автор для выражения своей позиции?

Почему заменяет местоимение «я» на «мы» по ходу текста?

Какие синонимы используются в начале и в конце текста?

Какой смысл вкладывает автор в слово «отечество»?

Помогает ли выражению позиции автора выбранный им стиль речи?

Человек должен знать свое прошлое, должен беречь все, что связано с его отечеством. Любовь к отечеству — это не только память, но и дела, показывающие связь между прошлым и настоящим. Это любовь не одного человека, который сталкивается с отдельными фрагментами, деталями истории в своей жизни (поэтому местоимение «я»), это любовь всего народа к своей Родине, к своей стране (поэтому местоимение «мы»).

Любовь к отечеству надо воспитывать.

Позиция автора выражается прямо, в предложениях … ( назвать ).

Для передачи своей позиции, подчеркивания важности высказываемых мыслей, придания им большей убедительности автор использует высокий синоним слова «родина» — … ( назвать ); инверсию … (назвать ); предложения со значением долженствования … (назвать ).

Выражению позиции автора текста способствует выбранный им стиль … (назвать ).

Этот стиль прямо ориентирован на открытое выражение авторской позиции, повышенную экспрессивность речи, основанную на сочетании разговорных и книжных элементов языка (например, разговорные: получка , …; книжные, высокие: отечество , …), широком использовании изобразительно-выразительных средств (риторические восклицания…)

8

Какие проблемы поднимаются в данном тексте?

Какова основная проблема текста?

Как относится автор к основной проблеме?

а) Проблема сохранения памятников истории и культуры;

  • б) проблема воспитания любви к Родине;
  • в) проблема сущности понятия «любовь к Родине» (в чем состоит любовь к Родине? Из чего она складывается?);
  • г) проблема …;
  • д) проблема … .

Назвать одну из перечисленных проблем.

Любовь к Родине — понятие емкое. Оно включает в себя несколько компонентов: а) бережное отношение к памятникам истории и культуры; б) уважение к прошлому своей страны; в) …; г) …

3. Предлагаемые вопросы и подготовленные вами ответы на них используйте для написания сочинения-рассуждения.

Напишите, о чем этот текст, какова его основная проблема, в чем заключается позиция автора.

Отметьте характерные для этого текста средства выразительности. Объясните их роль в тексте, приведите примеры.

Упр. 78. Внимательно прочитайте текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение.

(1) На углу, под шатром цветущей липы, обдало меня буйным благоуханием. (2) Туманные громады поднимались по ночному небу, и, когда поглощен был последний звездный просвет, слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронесся вдоль пустевшей улицы. (3) В тусклой темноте, над железным ставнем парикмахерской, маятником заходил висячий щит, золотое блюдо.

(4) Вернувшись домой, я застал ветер уже в комнате. (5) Он хлопнул оконной рамой и поспешно отхлынул, когда я прикрыл за собою дверь. (6) Внизу, под окном, был глубокий двор, где днем сияли, сквозь кусты сирени, рубашки, распятые на светлых веревках, и откуда взлетали порой, печальным лаем, голоса, — старьевщиков, закупателей пустых бутылок, — нет-нет, — разрыдается искалеченная скрипка. <…>

  • (7) А теперь там внизу набухала душная мгла, — но вот слепой ветер, что беспомощно сполз в глубину, снова потянулся вверх, — и вдруг — прозрел, взмыл, и в янтарных провалах в черной стене напротив заметались тени рук, волос, ловили улетающие рамы, звонко и крепко запирали окна. (8) Окна погасли. (9) И тотчас же в темно-лиловом небе тронулась, покатилась глухая груда, отдаленный гром. (10) И стало тихо. <…>
  • (11) В этой тишине я заснул, ослабев от счастия, о котором писать не умею, — и сон мой был полон тобой.

(12) Проснулся я оттого, что ночь рушилась. (13) Дикое, бледное блистание летало по небу, как быстрый отсвет исполинских спиц. (14) Грохот за грохотом ломал небо. (15) Широко и шумно шел дождь.

(16) Меня опьянили эти синеватые содрогания, легкий и острый холод. (17) Я стал у мокрого подоконника, вдыхая неземной воздух, от которого сердце звенело, как стекло.

(18) Все ближе, все великолепнее гремела по облакам колесница пророка. (19) Светом сумасшествия, пронзительных видений озарен был ночной мир, железные склоны крыш, бегущие кусты сирени. (20) Громовержец, седой исполин, с бурной бородою, закинутой ветром за плечо, в ослепительном, летучем облачении, стоял, подавшись назад, на огненной колеснице и напряженными руками сдерживал гигантских коней своих: — вороная масть, гривы — фиолетовый пожар. (21) Они понесли, они брызгали трескучей искристой пеной, колесница кренилась, тщетно рвал вожжи растерянный пророк. (22) Лицо его было искажено ветром и напряжением, вихрь, откинув складки, обнажил могучее колено, — а кони, взмахивая пылающими гривами, летели — все буйственнее — вниз по тучам, вниз. (23) Вот громовым шепотом промчались они по блестящей крыше, колесницу шарахнуло, зашатался Илья, — и кони, обезумев от прикосновения земного металла, снова вспрянули. (24) Пророк был сброшен. (25) Одно колесо отшибло. (26) Я видел из своего окна, как покатился вниз по крыше громадный огненный обод и, покачнувшись на краю, прыгнул в сумрак. (27) А кони, влача за собою опрокинутую, прыгающую колесницу, уже летели по вышним тучам, гул умолкал, и вот — грозовой огонь исчез в лиловых безднах. <…>

  • (28) Оторвавшись от окна, спеша и волнуясь, я накинул халат и сбежал по крутой лестнице прямо во двор. (29) Гроза отлетела, но еще веял дождь. (30) Восток дивно бледнел. <…>
  • (По В. В. Набокову)

Задания

1. Письменно ответьте на поставленные вопросы, пользуясь справочным материалом (см. таблицу), выбирая из него подходящие, по вашему мнению, ответы, продолжая предлагаемые фразы или делая в них необходимые вставки.

Вопросы

Справочный материал

1

О чем идет речь в тексте?

О грозе как природном явлении

2

Что хотел сказать автор?

Какие мысли и чувства он хотел передать?

Передать мысль о величии и мощи грозы как природного явления; показать красоту и силу природной стихии. Передать чувство восхищения силой природы

3

Каков стиль данного текста?

Какова его основная функция?

Почему избран данный стиль?

Это художественный стиль, который ориентирован на возникновение у читателя эстетического переживания (получение эстетического наслаждения от прочитанного).

Мы узнаем из текста, написанного в художественном стиле, не о причинах возникновения грозы, о хронологических деталях этого события в какой-либо местности, а переживаем вместе с автором те чувства, которые возникают у нас, когда мы сталкиваемся с грозой, наблюдаем, как она зарождалась, как накатывала и, наконец, как «изливалась» ливнем и т. д.

4

Каков тип речи в используемом тексте?

Это описание с элементами повествования. Автор (рассказчик) описывает грозу в разные моменты (ее рождение, протекание и завершение)

5

Как влияют стиль и тип речи на манеру изложения текста?

Художественный стиль, предполагающий использование множества средств языковой выразительности, прежде всего тропов и фигур, позволяет воссоздать картину грозы наглядно, ярко, образно, зримо, создает ощущение подлинности, реальности изображаемого. Приемы языковой выразительности, свойственные художественному стилю, воздействуют на фантазию читателя и помогают представить картину грозы во всех ее красках.

Тип речи — описание — также помогает образному представлению грозы во всех ее деталях.

Включенные в текст элементы повествования позволяют наглядно передать действия, движения, сопровождающие грозу

6

Каким образом обеспечивается единство изображаемого? Какова последовательность изображения?

Несмотря на то что в тексте есть элементы повествования, все построение текста подчинено изображению картины грозы. Элементы повествования лишь указывают на этапы развития изображаемого природного явления. Вначале дается описание природы перед грозой (душный воздух, ветер), а потом описание самой грозы

7

Какой основной образ использует Набоков для передачи грозы? Почему? Чего позволяет достичь использование именно этого образа?

Илья-пророк (громовержец) на колеснице. Движущийся образ позволяет показать необыкновенную динамику всего, что связано с грозой (ветер, гром, молнии), а также величие, мощь, силу, стихийность и красоту этого природного явления

8

Какие языковые средства передают зрительные и слуховые впечатления? Найдите в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, экспрессивный повтор, инверсию. Есть ли в тексте морфологические и словообразовательные средства изобразительности? Какие элементы структуры предложений служат целям художественной изобразительности? Какие из используемых средств языковой выразительности показались вам наиболее значимыми, яркими, интересными. Почему?

9

Каково ваше личное впечатление от прочитанного? Понравился вам текст или нет? Почему? Что особенно удивило, привлекло, поразило в тексте?

2. Предлагаемые вопросы и подготовленные вами ответы на них используйте для написания сочинения-рассуждения.

Напишите, о чем этот текст. Каков его основной смысл? Какие чувства передает автор? Какие языковые средства помогают выразить основные мысли и чувства автора?

Как вы оцениваете языковое оформление текста?

Упр. 79. Прочитайте текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение.

(1) Человек — первое животное, сумевшее внести изменения в окружающий его мир. (2) Как утверждает нобелевский лауреат Франсуа Жекоб, человек стал первым детищем эволюции, обладающим силой подчинить эволюцию себе, то есть изменить самого себя. (3) Именно это и вызывает тревогу: что нас ждет в будущем — какие сюрпризы и опасности? (4) Я имею в виду возможности, открывшиеся в последнее время перед биологами в области изменения человеком себя самого как вида. (5) За последние тридцать лет успехи биологии более существенны, чем за последние тридцать веков. (6) Биологи открыли фактор, от которого зависит организация живых существ, этакий законопроект, на основании которого строятся различные живые формы. (7) Теперь установлено, что в генетический код, как и в любой закон, можно вносить изменения. (8) И хотя создание в лабораторных условиях какого-либо супергения или суперпреступника — дело весьма далекого будущего, уже сейчас мы в состоянии задуматься об изменениях генетического потенциала, которые могут повлиять на распределение полов, то есть решать, какое количество мальчиков и какое количество девочек должно родиться в тот или иной период.

(9) Что же делать?! (10) Да, мы открыли генетический код — код жизни, мы научились наконец разбираться в поразительном единстве человека как живого существа при всем разнообразии индивидов. (11) Но манипуляции на генетическом материале сопряжены, по-видимому, с огромным риском. (12) Мы можем избавить человечество от старых бед, но мы можем и вызвать к жизни новые, непредвиденные и непредсказуемые чудовища. (13) Ученые дали в руки человеку «чудесные игрушки», с помощью которых он может добиться огромных успехов в развитии цивилизации, но и сам человек, кажется, вот-вот станет игрушкой…

(14) Что же делать? (15) Действовать или бездействовать? (16) Экспериментировать, искать или объявить мораторий? (17) Одни говорят: чтобы познавать, надо рисковать. (18) Им отвечают: да, но мы оказались в положении, когда не столько можем открыть то, что есть, сколько создать то, чего нет. (19) И этот разнобой во взглядах естествен. (20) Одна и та же техника опыта на генах может обернуться и добром и злом. (21) Что несет с собой генетическая инженерия? (22) Надо ли отгадывать те загадки, которые задает нам мир сегодня?

(23) Эти мучительные сомнения объясняются во многом тем, что в наш век наука и техника развиваются несравненно быстрее, чем в века минувшие. (24) А мудрость человеческая, его нравственное сознание развиваются по-прежнему медленно. (25) Возьмите гигантских доисторических рептилий — динозавров. (26) Эти животные достигли огромных размеров, потому что на первом этапе их эволюции величина была важнейшим фактором в борьбе за существование. (27) Но поскольку увеличение роста не сопровождалось развитием остальных характеристик, в первую очередь мозга, животные вымерли. (28) Сегодняшний «мозг» человечества — его нравственное сознание — катастрофически отстает от огромного «научного тела».

(29) Именно поэтому ряд видных биологов Западной Европы и Америки и решили отказаться от дальнейших исследований в области генетики до тех пор, пока этическая ответственность, наш «мозг» не разовьется, не станет более высоким… (По Е. Богату)

Задания

1. Проведите поабзацный содержательный и языковой анализ текста. Выпишите из каждого абзаца ключевые слова и наиболее важные мысли. Какие суждения представляются вам наиболее значимыми, выражающими основной идейный смысл текста и позицию автора? (Зачем написан этот текст? Что хотел сказать автор?)

2. Выполните задания, которые помогут вам оценить глубину и точность восприятия исходного текста и скорректировать ваши выводы о его содержании.

1. О чем говорится в этом тексте?

А) о значении образования в жизни человека

Б) об отношении человека к природе

В) о роли нравственности в современной науке

Г) о причинах бурного развития научных идей в современном мире

2. Какое высказывание искажает смысл текста?

A) Могущество человека не может не тревожить общество.

Б) Уже сегодня ученые могут вносить изменения в генетический код человека.

В) Человек может погибнуть как вид, если нравственное чувство не будет контролировать развитие науки.

Г) Ученые не вправе прерывать свои исследования ни при каких обстоятельствах, ибо в непрерывном движении вперед и заключается смысл науки.

3. Определите стиль и тип речи этого текста.

A) публицистический, рассуждение

Б) художественный, описание

В) научный, рассуждение и описание

Г) разговорный, рассуждение

4. Значение какого слова определено неверно?

А) эволюция — развитие

Б) существенный — важный, необходимый

В) этический — нравственный

Г) манипулировать — отзываться на какое-либо воздействие извне

5. Какой смысл имеет выражение «объявить мораторий»?

А) назначить общее голосование по какому-либо важному вопросу

Б) отсрочить, приостановить те или иные действия

В) объявить недействительным, завершить

Г) потребовать исполнения тех или иных функций от какого-либо лица

6. Какое высказывание о речевых особенностях текста является неверным?

А) Многочисленные вопросы выражают сложность и остроту поставленной проблемы.

Б) Автор широко использует слова книжного стиля, общенаучные термины, чтобы придать своим суждениям четкость, логичность и убедительность.

В) Антитезы, сложные предложения с противительным союзом но показывают всю глубину трагических для человека противоречий.

Г) Сопоставление с динозаврами позволяет автору в аллегорической форме выразить мысль о сверхъестественном могуществе человека.

7. Каким предложением из текста можно подтвердить следующее высказывание?

Современная наука сделала человека могущественным, но если он забудет о высокой нравственной ответственности, то станет рабом тех сил, которые сам же и открыл.

А) 2 Б) 8 В) 13 Г) 29

8. Какое предложение является итоговым суждением этого текста?

А) 7 Б) 28 В) 11 Г) 5

9. В предложении 28 отметьте все средства языковой выразительности, которые используются в данном фрагменте текста и повышают эмоциональную и воздействующую силу мысли автора.

А) метафора

Б) контекстуальные антонимы

В) парцелляция

Г) эпитет

10. Какая из формулировок отражает основную мысль автора?

A) Открытие генетического кода — величайшее достижение современной науки.

Б) Наука является важнейшей движущей силой в развитии человечества.

В) Нравственность есть главное препятствие на пути развития науки.

Г) Прогресс науки не должен происходить без учета нравственных критериев.

11. Какое слово наиболее точно определяет позицию автора?

A) опровергает

Б) призывает

В) предупреждает

Г) критикует

12. Какое название наиболее точно отражает смысл исходного текста?

A) «На краю пропасти»

Б) «Без всякой надежды на спасение»

В) «В плену предрассудков»

Г) «Дорога первопроходцев»

13. Какая из проблем не рассматривается в тексте?

A) изменения человека как вида

Б) будущего (судьбы) человечества

В) сущности науки как вида человеческой деятельности

Г) нравственной ответственности в современной науке

3. Предлагаемые вопросы и ответы на них используйте для написания сочинения-рассуждения.

Напишите, о чем этот текст. Какова его проблематика? В чем заключается позиция автора текста? Оцените речевое оформление текста.