История успеха Вольфганга Амадея Моцарта: пианиста-виртуоза и создателя бессмертной музыки

Сочинение

Ключевые достижения

Признанный гений музыки. Представитель Венской классической школы наряду с Бетховеном и Гайдном. Виртуозно владел всеми музыкальными формами своего времени, создавал шедевры оперной, концертной, камерной, симфонической музыки. Имел феноменальные способности импровизации.

Отмечают также выраженную индивидуальность творчества Моцарта. Его стиль, сочетающий яркую итальянскую мелодику и немецкую основательную глубину, разительно отличается от суровых высот Бетховена, не похож на легкий юмор Гайдна. Родственные его музыке черты можно слышать в творчестве Шуберта и Мендельсона.

Создал около 33 произведений церковной музыки, 20 опер, 27 арий и другие произведения концертной вокальной музыки, 34 песни и 20 канонов, 41 симфонию, 25 танцев и множество других оркестровых произведений, 6 скрипичных и 25 фортепианных концертов, 42 скрипичные сонаты и другие камерные произведения, множество пьес для фортепиано и 17 сонат для органа.

Член Болонской филармонической академии с 12 лет. Получил орден Золотой шпоры из рук Папы Римского.

Начало жизни и творчества

Биография Вольфганга Амадея Моцарта не вписывается ни в какие шаблоны и стандарты написания биографий. Можно поставить в начале только дату и место рождения: 27 января 1756 года, Зальцбург, — и дальше сразу описывать его жизнь так, как мы описывали бы жизнь взрослого музыканта. Сочинение музыки, выступления на публике, гастроли и непрерывная работа над техникой исполнения составляли его жизнь с раннего детства.

Судьба величайшего музыкального гения была предопределена двумя совпавшими обстоятельствами. Впрочем, это совпадение нельзя назвать случайным: Вольфганг был одарен идеальным слухом и тончайшим восприятием музыки, а его семья была настоящим сообществом и школой музыкантов.

Отец — Леопольд Моцарт — скрипач, одаренный педагог и неутомимый импресарио для своих детей. Семья Моцартов не бедствовала, но и богатой ее нельзя было назвать. Отец старался дать своим детям наилучшее будущее, какое только мог.

Он обучал детей не только музыке, но и чтению, грамоте, счету, иностранным языкам — всему, чему учили детей в школе. Старшая сестра Мария Анна с раннего детства освоила скрипку и клавесин под руководством отца, а в возрасте 4 лет начал заниматься музыкой и Вольфганг.

6 стр., 2532 слов

Вольфганг Амадей Моцарт (1756 — 1791)

... Моцарт не хотел, чтобы жизнь Вольфганга была такой же тяжелой и однообразной, как и его собственная. Ведь, несмотря на его многолетнюю непосильную работу, семья Моцартов ... Моцарт впоследствии владел в совершенстве. А тем временем шли заказы на новые произведения, и маленький композитор наравне со взрослыми усиленно сочинял музыку. ... сопернику. Для них Вольфганг перестал быть чудо-ребенком и превратился ...

Малыш сразу начал сочинять музыку. Его детские произведения были, конечно, совсем простыми, но гармоничными.

Маленькие виртуозы

В то время в Австрии музыка была частью всех событий общественной жизни, и хороший музыкант вполне мог преуспеть. Путь к успеху во многом определялся близостью к влиятельному чиновнику или аристократу, высокопоставленному духовному лицу.

В начале 1762 года Леопольд вместе с десятилетней дочерью и шестилетним сыном предпринимает турне по городам Европы, чтобы представить своих одаренных детей миру и открыть перед ними двери в общество.

Маленькие виртуозы везде вызывают восхищение. Мария Анна играет сложнейшие клавесинные партии, а Вольфганг проявляет чудеса мастерства: играет с завязанными глазами, импровизирует, исполняет с листа любые партии. Семейный ансамбль приглашали в дома высокородных, и даже коронованных особ.

Но когда дети выросли, пропал эффект, производимый на публику, теперь они были виртуозными, но взрослыми музыкантами. Нужно было искать им место.

Париж

Летом 1777 он отправился в Париж вместе с матерью. Остановка в Мюнхене ознаменовалась первой неудачей: курфюрст отказался от его услуг, Моцарт не получил места. Следующая остановка в Маннгейме тоже не принесла ему места при дворе Карла Теодора, но Вольфганг решил задержаться в этом городе: он был без памяти влюблен в певицу Алоизию Вебер. Отец, узнав об этом, приказал ему немедленно ехать в Париж. Сын не посмел ослушаться.

Париж стал городом несчастья для Вольфганга: летом 1778 года в Париже умирает его мать. Кроме того, несмотря на успешное исполнение в столице двух симфоний Моцарта, придворная публика охладела к молодому композитору. Удар постиг его и в личной жизни: Алоизия не полюбила Вольфганга, на счастливый брак не осталось надежды. Под давлением отца он возвращается в Зальцбург.

Поиски признания

В родном городе молодой музыкант поступил на службу капельмейстером к архиепископу Коллоредо. Человеческие отношения между ними не сложились, патрон вел себя высокомерно по отношению к Моцарту. Вольфганг старался освободиться из-под зависимости и брался за заказы в других городах — в Вене, Праге, Лондоне — чем вызывал еще большее раздражение. Коллоредо уволил Моцарта, впрочем, тот был рад такому исходу. Теперь он мог вырваться из провинциального Зальцбурга и поискать признания в других странах.

В 1781 году Вольфганг поселился в Вене, с которой связано самое плодотворное последнее десятилетие его жизни. Здесь он обвенчался с Констанцей Вебер.

Вена, музыкальная столица того времени, была избалована множеством талантливых музыкантов, композиторов, и после шумного успеха «Свадьбы Фигаро» в 1786 году несколько охладела к следующим его произведениям. Зато в Праге он был любим и принят.

Моцарт близко дружил с Йозефом Гайдном, эти два музыканта безмерно восхищались и понимали друг друга. Вопреки литературному мифу, Вольфганг Амадей Моцарт и Антонио Сальери не соперничали, а относились друг к другу с большим уважением, несмотря на то, что в Вене соперничество среди музыкантов было очень острым.

Однако у Моцарта были другие завистники. Не только из-за таланта и славы, но и из-за независимого и прямодушного нрава гения. Вольфганг не получил постоянного места при дворе или при каком-нибудь влиятельном вельможе, но его талант и труд в финансовом плане хорошо обеспечивали его. Обретя такую желанную независимость, Моцарт не таил своих мыслей, даже нелицеприятных, высказывался прямо и с достоинством.

12 стр., 5903 слов

Жизненный и творческой путь В.А. Моцарта

... поставлена опера Моцарта «Мнимая простушка», которую ему не пришлось увидеть в Вене. Архиепископу опера понравилась, и он присвоил Вольфгангу титул ... след в творческом развитии восьмилетнего Моцарта. Общение с И. X. Бахом и знакомство с его произведениями имело для Моцарта исключительно важное ... пребывания в Париже, Л. Моцарт в апреле 1764 года повез детей в Лондон. В Англии после смерти Перселя уже ...

Финальный аккорд

В 1791 году Моцарт работал особенно плодотворно. Он завершил симфонию № 40, внеся в нее изменения, написал и поставил при чешском дворе оперу «Милосердие Тита», а затем, в сентябре, завершил «Волшебную флейту» — венец своего творчества. Это произведение написано в жанре зингшпиль, то есть «народная песня». Опера в то время канонически исполнялась только на итальянском, а «Волшебная флейта» была задумана и исполнена как национальная опера на немецком языке.

Казалось, композитора ждет новый взлет творчества, и тем трагичнее выглядит его ранняя смерть. Моцарт был уже болен, он чувствовал себя подавленно с лета 1791 года. В июле к нему явился управляющий графа Вальзегг-Штуппаха и заказал от имени своего господина реквием на смерть его жены.

Работа над скорбным произведением поглощала все истощенные силы композитора. Он пребывал в мистической уверенности, что сочиняет реквием по самому себе. 18 ноября Моцарт выступил на открытии очередной ложи Тайного Общества, после чего окончательно слег.

Несмотря на то, что Констанца привлекла к лечению мужа лучшего врача Вены, его здоровье ухудшалось. В ночь с 4 на 5 декабря Моцарт умер. Пошатнувшееся за время болезни финансовое состояние его семьи и болезнь самой Констанцы, убитой горем, не позволили организовать композитору пышные похороны. Место его погребения на дальнем кладбище св. Марка вскоре затерялось.

«Только смерть, когда мы приближаемся, чтобы рассмотреть её вблизи, является истинной целью нашего существования», — Вольфганг Амадей Моцарт.

Однако слава Моцарта не только не угасла, а даже вспыхнула с новой силой в первые же годы после его смерти благодаря мощи и жизненной силе его произведений, прежде всего, «Волшебной флейте», имевшей колоссальный успех.

«Свадьба Фигаро». Ария Керубино: