Конкурс сочинений о войне

Сочинение

Гумерова Нурия Зуфаровна

2015 г

Дети войны, вы детства не знали.

Ужас тех лет у вас в глазах.

В страхе вы жили. Не все выживали.

Горечь – полынь и сейчас на губах.

Где ж вы, родные мои, отзовитесь?!

Сколько же лет разделяло людей?

Дети войны, как и прежде, крепитесь!

Больше вам добрых и радостных дней.

Все дальше в прошлое уходят от нас годы войны. На смену одним поколениям приходят другие. Но память о тех, кто не вернулся с кровавых полей войны, кто грудью защищал независимость нашей Родины, кто, не жалея сил, работал в тылу – память о них живет в наших сердцах.

Кто же в настоящее время может нам рассказать о том, какой она была, та война? Семьдесят лет – это большой срок. Все меньше остается в живых ветеранов, их жен. Но живут среди нас те, кто во время войны сами были детьми. Дети войны – это особое поколение. Мне хочется рассказать о них – перенесших все ужасы войны, испытавших на себе, что значит не знать детства.

Так о чем же мечтали дети, которых война лишила всего, даже детства?

Ведь быть не по годам взрослым – это очень трудно. К чему в те далекие сороковые стремились мои сверстники и кем хотели стать? Их вовлекли в ненужную и непонятную «взрослую игру», которая длилась четыре долгих и нескончаемых года. Дети любили жизнь, радуясь лучам утреннего солнца, шуму дождя и запаху полевых цветов. На смену всему этому пришли темные и страшные дни. Ребята не знали, что их ждет завтра, какое новое испытание им преподнесет судьба!

Поколение детей войны – это наши бабушки и дедушки, а у кого-то это даже прабабушки и прадедушки. Хотя детям войны не приходилось воевать самим, но во время Великой Отечественной войны им пришлось трудно. Их лучшие детские годы пришлись на времена горя и лишений.

2 стр., 546 слов

Рассуждение Влияние детства на последующие годы жизни человека

... детство, придёшь в ужас, так много страшных впечатлений должно остаться у ребёнка. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и ... жизнь был обыкновенный суп. Он возымел такое влияние на неё потому, что в детстве девочка страшно голодала, и однажды ... а из детских воспоминаний лишь боль и унижения, это всё нарастёт как снежный ком, и станет идеальной ...

До нашей деревни Малые Турнали Арского района не докатились бои, не проходила линия фронта, не ощутили на себе жители всех страданий оккупации. Но что такое война, знали все. Мужчины ушли на фронт, их заменили женщины, дети, старики. Четыре года напряженной работы. Страх потерять близких. Слезы по погибшим. Но они выстояли, дождались светлых дней Победы. И сейчас, слушая их рассказы о тех тяжелых годах, об их страданиях и надеждах, удивляешься стойкости, мужеству того поколения.

Одним из тех детей военного времени, которых война лишила детства, является и моя бабушка – Фаттахова Розалин Нуриевна. Она родилась 22 октября 1931 года в деревне Нижние Метески Арского района. В восемь лет поступила учиться в первый класс. Когда она окончила первый класс, умер ее отец. Мать осталась одна с четырьмя дочерями, младшей из которой был всего лишь годик. Некому было ей помочь, подставить свое плечо в трудные минуты. Через год началась война. Бабушка так вспоминает то страшное время: «Страшная весть застала жителей деревни ясным летним днем перед Сабантуем. Все уже забыли про праздник, лица людей омрачило страшное слово «война». Женщины и дети плакали. Мужчины обнимали всех и тоже плакали».

У бабушки на войну уехали два брата: Бадги и Имами. Бабушка со слезами

Бабушка рассказывает, какие трудности пришлось им тогда перенести, через какие испытания пройти. «Так как наша деревня находилась близко к Арску, к нам в деревню эвакуировали солдат, военную технику, танки. В деревне остались одни немощные старики, малые дети и женщины, на плечи которых легла вся тяжелая работа. После окончания 4 класса нам, 3 девочкам, доверили в яслях ухаживать за маленькими детьми, матери которых с утра до глубокой ночи были на работе. Я и сейчас удивляюсь, как мы смотрели и ухаживали за ними, ведь мы и сами еще были совсем детьми!».

5 – 7 классы бабушка проучилась в деревне Купербаш. В то время не было ни учебников, ни тетрадей, ни чернил. Писали на клочках газет, между книжных строк. У бабушки была мечта и дальше продолжить учебу. Но жизнь распорядилась по – своему. Вместо учебников и школьной парты девочку ждала суровая взрослая жизнь. После окончания 7 класса бабушка начинает работает на овцеводческой ферме. Она рассказывает, что приходилось работать с утра до ночи. Воду приходилось вручную брать из колодца и на коромыслах носить на ферму, заносить сено и солому, на носилках выносить навоз. Было очень трудно, детские плечи и руки к вечеру так уставали, что ими невозможно было даже пошевелить. Бабушка проработала на овцеводческой ферме 4 года, после этого перешла на животноводческую ферму ухаживать за телками, а потом стала работать дояркой.

Бабушка вспоминает, с каким трудом приходилось им возить на лошадях из лесу дрова, валить лес, а летом возить сено. Дети помогали взрослым и на полях. Вручную косили сено. Весной вместе со взрослыми пахали, сеяли, а осенью убирали урожай. Было очень трудно. Но все понимали, что своим трудом они помогают приблизить победу. Деньги за работу не платили, на трудодни давали карточки на пропитание и по 100 г зерна. Они держали небольшое хозяйство: корову, кур, но молоко и яйца приходилось сдавать за уплату налогов. Что такое голодовка, бабушка знает не понаслышке. Она рассказывает: «Военные годы выдались неурожайные. Весной собирали на полях мёрзлую картошку, наполняли свои голодные желудки и молодой травкой. У нас дома корова была, мы хоть молоко пили. А вот хлеба настоящего всю войну не видели. Так и прожили войну».

2 стр., 751 слов

Роль бабушки в жизни Алеши Пешкова (7 класс)

... свои собственные правила. 7 класс ` Роль бабушки в жизни Алеши Пешкова Популярные сочинения ... решений дедушки. Ведь в их доме происходила беспрестанная война, пожилой мужчина боролся со своими детьми, а бабушка старалась напомнить окружающим ... жизни». Вариант 2 Повесть, написанная Горьким и получившим название «Детство», стала первой в трилогии. Писатель рассказывает о том, как прошли его детские годы ...

Для солдат по ночам вязали носки, варежки и отправляли их посылкой на фронт.

Когда война закончилась, бабушке было 14 лет. Воспоминания об этом счастливом дне более радостные: «Радостную весть услышали по радио. Все кругом радовались. Кричали «ура», обнимались, плакали. Но это были уже слезы радости. Все начали ждать возвращения с войны своих близких и родных. Но вернулись очень немногие».

Но и после войны жизнь наладилась не сразу. Нужно было восстанавливать разрушенное войной и строить новую жизнь. И опять бабушка наравне с мужчинами бралась за любую работу.

В 1963 году бабушка вышла замуж за нашего дедушку Талгата из деревни Малые Турнали и до выхода на пенсию всю жизнь проработала в колхозе. Вместе с дедушкой вырастили и воспитали 4 детей. Все они теперь имеют свои семьи, подрастают внуки. Но, к сожалению, только дедушки уже нет рядом с нами…

Бабушка за самоотверженный труд награждена многочисленными медалями, также медалями к годовщинам Победы. Ей присвоено почетное звание «Ветеран труда».

В настоящее время бабушка живет с младшим сыном, снохой и двумя внуками. Она для нас самый нужный и близкий на свете человек. Мы знаем, что в любой момент можем обратиться к ней за помощью, и она всегда поддержит и поможет нам.

Слушаю я внимательно бабушку и думаю, что, несмотря на тяжёлое детство, она не стала злой или капризной, она – очень порядочный, скромный и отзывчивый человек. Военное лихолетье оставило отпечаток в её душе, но не сломало её. Она очень любит детей, внуков. Моя бабушка всегда остаётся жизнерадостной, милой и самой доброй. Я люблю проводить с ней время за чашкой чая, слушая рассказы о трудном детстве. О той незабываемой беде нашего народа написано много книг, создано большое количество фильмов. Но самыми яркими и правдивыми в моей памяти на всю жизнь останутся рассказы моей бабушки. Такое не должно повториться!

Можно много говорить о детях войны, об их детстве, которого не было. Я могу привести еще не один пример мужества наших маленьких сверстников, их трудной жизни. Но я думаю, что и этого будет достаточно. Чтобы показать, что не только через 70 лет, но и через 100 лет память о Великой Отечественной войне будет жить. Наши потомки тоже будут помнить и подвиг солдат, и трудовой героизм тех, кто оставался в тылу. А также о тех маленьких детях, кто вынес на своих плечах непосильную ношу военных лет.

15 стр., 7126 слов

Тема войны в рассказе м.а. шолохова «судьба человека»

... -cheloveka/ Сочинение на тему Война в судьбе человека в рассказе Судьба человека, Шолохов читать бесплатно Война в судьбе человека Рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» (1956) относится к военной прозе писателя. Он повествует о том, как сильно это жестокое событие меняет жизнь человека, а ...

А закончить свое сочинение я хочу строками из стихотворения Надежды Афанасьевой, которая на собственных плечах пронесла тяжесть тех страшных лет:

Мы родом не из детства, нет!

Его война у нас украла!

Как будто разом отключили свет,

И тьма жестокая настала.

И в горле задержался смех,

Рыданьем вырвавшись наружу.

И слёзы на глазах у тех,

Кто провожал отца иль мужа.

Мы куклы побросали, взяв лопаты,

И шили не наряды, а кисеты.

Надолго позабыв кинотеатры,

В госпиталях давали мы концерты.

Учебный год был слишком уж коротким,

За парты мы садились лишь зимою,

В газетах, книгах старых между строчек

Писали не чернилами, а сажею с водою.

А лето проводили на фабриках, в полях,

На фронте трудовом сражались.

Чтобы солдаты в боевых краях

Без хлеба и патронов не остались.

Мы ждали почтальона и боялись!

Пусть лучше мимо он пройдёт,

А вдруг он не письмо желанное доставит,

А похоронку принесёт.

Так день за днём четыре долгих года,

За осенью зима, а там весна и лето.

Вот так великим единением народа

Добыта долгожданная победа.