Разума и чувства интересна для

Сочинение

эрудицию, не допуская фактических

ошибок.

7. Направления 2015 года

O «Недаром помнит вся Россия…»

(200-летний юбилей

М.Ю.Лермонтова).

O Вопросы, заданные

человечеству войной.

O Человек и природа в

отечественной и мировой

литературе.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kompozitsiya-itogovogo-sochineniya/

O Спор поколений: вместе и

врозь.

O Чем люди живы?

8. Тематические направления 2016 года

O«Год литературы в России»

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kompozitsiya-itogovogo-sochineniya/

O«Время»

O«Дом»

O«Любовь»

O«Путь»

9. Направления 2017 года

O1. Разум и чувства

O2. Честь и бесчестие.

O3. Победа и поражение.

O4. Опыт и ошибки.

O5. Дружба и вражда.

Образцы тем под открытые направления не

предлагаются.

OТемы сочинений станут известны за 15 минут до

начала экзамена, для каждого часового пояса они будут

свои.

10.

O Каждое тематическое направление включает

два понятия, по преимуществу полярных. Такой

подход позволяет создавать разнообразные

формулировки конкретных тем сочинений и

расширяет возможности выпускников в выборе

литературного материала для построения

аргументации.

O В соответствии с указанными тематическими

направлениями Рособрнадзор организует

разработку закрытого перечня тем итогового

сочинений 2016/17 учебного года и проводит их

комплектацию по часовым поясам. Комплект

будет включать 5 тем сочинений из закрытого

перечня (по одной теме от каждого общего

тематического направления)

O Формулировки тем будут разные:

констатирующие, цитатные, в форме вопроса.

11. 1. «Разум и чувство»

Краткий комментарий к открытым тематическим

направлениям

1. «Разум и чувство»

O Направление предполагает раздумье о разуме

и чувстве как двух важнейших составляющих

внутреннего мира человека, которые влияют

на его устремления и поступки. Разум и

чувство могут быть рассмотрены как в

гармоническом единстве, так и в сложном

противоборстве, составляющем внутренний

конфликт личности.

5 стр., 2277 слов

По направлению: разум и чувство

... так и ум отступится. Добрый разум не наживают разом. 14. Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла. Фирдоуси Разумный гонится не за тем, что приятно, ... русского писателя М.М. Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движение чувств». 20. Итоговое (выпускное) сочинение по направлению: Разум и чувство по рассказу И.А.Бунин. "Чистый ...

O Тема разума и чувства интересна для

писателей разных культур и эпох: герои

литературных произведений нередко

оказываются перед выбором между велением

чувства и подсказкой разума.

12. Список примерных тем:

O 1. Внутренний конфликт: чувства против разума.

O 2. Если ум с сердцем не в ладу…

O 3. Как вы понимание высказывание М Пришвина:

«Есть чувства, затемняющие разум, а есть

разум, охлаждающий движения чувств»?

O 4. Согласны ли вы с Н.В.Гоголем, утверждавшим,

что «разум есть, несомненно, высшая

способность, но она приобретается не иначе,

как победой над страстями»?

O 5. «Если допустить, что жизнь человеческая

может управляться разумом, то уничтожится

сама возможность жизни» (Л.Н.Толстой).

13. Примерный список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kompozitsiya-itogovogo-sochineniya/

OА.С.Грибоедов «Горе от ума»

OИ.С. Тургенев «Ася», «Отцы и дети»

OФ.М. Достоевский «Преступление и наказание»

OА.С.Пушкин «Евгений Онегин»

OА.Н.Островский «Гроза»

OЛ.Н. Толстой «Война и мир»

OА.И.Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»

OМ.А. Шолохов «Тихий Дон»

O М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

O И.А. Бунин «Чистый понедельник», «Тёмные аллеи»,

«Солнечный удар»

O А.М. Горький «Макар Чудра»

O Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

O Е.Замятин «Мы»

O… ?

14. 2. «Честь и бесчестие»

Краткий комментарий к открытым тематическим

направлениям

2. «Честь и бесчестие»

O В основе направления лежат полярные

понятия, связанные с выбором человека:

быть верным голосу совести, следовать

моральным принципам или идти путем

предательства, лжи и лицемерия.

O Многие писатели сосредотачивали

внимание на изображении разных

проявлений человека: от верности

нравственным правилам до различных

форм компромисса с совестью, вплоть до

глубокого морального падения личности.

15. Список примерных тем:

O1. «Береги честь смолоду»

O2. Как Вы понимаете, что такое

«честь» и «бесчестие»?

O3. Честь: бремя или благо?

O4. Современно ли сегодня

понятие «чести»?

O5. «Честь дороже жизни»

(Ф.Шиллер)

16. Примерный список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kompozitsiya-itogovogo-sochineniya/

OА.С.Грибоедов «Горе от ума»

OА.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений

Онегин», «Станционный смотритель»

OЛ.Н. Толстой «Война и мир»

OВ.В. Быков «Сотников»

OМ.А.Шолохов «Судьба человека»

OМ.Ю.Лермонтов «Беглец», «Песня про царя Ивана

Васильевича, молодого опричника и удалого купца

Калашникова»

OМ.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

OЛ.Н. Толстой «Война и мир»

OБ.Васильев «В списках не значился»

OВ.Распутин «Живи и помни»

O… ?

17. 3. «Победа и поражение»

Краткий комментарий к открытым тематическим

направлениям

3. «Победа и поражение»

42 стр., 20573 слов

«Победа и поражение». Пример сочинения. победа и поражение

... близок к победе? 16. Согласны ли вы с высказыванием «Победа... поражение... эти высокие слова лишены всякого смысла». 17. «Поражение и победа одинаковы на вкус. У поражения - вкус слез. У победы - вкус пота» Возможные тезисы по теме: «Победа и поражение» Победа. Каждому человеку свойственно ...

O Направление позволяет размышлять о победе

и поражении в разных аспектах: социальноисторическом, нравственно-философском,

психологическом. Рассуждение может быть

связано как с внешними конфликтными

событиями в жизни человека, страны, мира,

так и с внутренней борьбой человека с самим

собой, ее причинами и результатами.

O В литературных произведениях нередко

показана неоднозначность и относительность

понятий «победа» и «поражение» в разных

исторических условиях и жизненных

ситуациях.

18. Список примерных тем:

O 1. Победа ослабляет народ: поражение

пробуждает в нем новые силы. (А. де СентЭкзюпери)

O 2. Согласны ли Вы с утверждением

Цицерона: «Величайшая победа — это

победа над самим собой» ?

O 3. Победителей не судят?

O 4. Характер человека определяется не тем,

как он наслаждается победой, а тем, как

переносит поражения.

O 5. Действительно ли поражение – лишь

первый шаг к победе?

19. Примерный список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kompozitsiya-itogovogo-sochineniya/

OЕрмолай-Еразм «Повесть о Петре и Февронии

Муромских»

OА.С.Грибоедов «Горе от ума»

OА.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений

Онегин»

OМ.Ю.Лермонтов «Мцыри», «Герой нашего

времени»

OН.В.Гоголь «Тарас Бульба»

OЛ.Н. Толстой «Война и мир»

OЭ. Хемингуэй «Старик и море»

OБ.Л. Васильев «В списках не значился», «А зори

здесь тихие»

OМ.А. Шолохов «Тихий Дон»

OДжек Лондон «Мартин Иден»

20. 4. «Опыт и ошибки»

Краткий комментарий к открытым тематическим

направлениям

4. «Опыт и ошибки»

O В рамках направления возможны

рассуждения о ценности духовного и

практического опыта отдельной

личности, народа, человечества в целом,

о цене ошибок на пути познания мира,

обретения жизненного опыта.

O Литература часто заставляет задуматься

о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте,

предотвращающем ошибки, об ошибках,

без которых невозможно движение по

жизненному пути, и об ошибках

непоправимых, трагических.

21. Список примерных тем:

O 1. Опыт — это имя, которое каждый дает

своим ошибкам(Оскар Уайльд)

O 2. Почему опыт других не может

застраховать от собственных ошибок?

O 3. «Так мало пройдено дорог, так много

сделано ошибок…» (С.Есенин)

O 4. Чем может быть ценен для человека

опыт предков?

O 5. Действительно ли на ошибках учатся?

22. Примерный список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kompozitsiya-itogovogo-sochineniya/

OА.С.Пушкин «Станционный смотритель»,

«Евгений Онегин»

OЛ.Н.Толстой «Война и мир»

OМ.А.Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и

Маргарита»

OМ.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

OА.П. Чехов «Ионыч», «Попрыгунья»

OН.С.Лесков «Очарованный странник»

OМ.А. Шолохов «Судьба человека», «Тихий

Дон»

OИ. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

15 стр., 7119 слов

Урок литературы в 11 классе.Подготовка итогового сочинения.»Человек ...

Слайд №1 Приветствие. Сегодня мы продолжаем работу по подготовке к итоговому сочинению по литературе и проводим урок – семинар. Система выставления отметок за этот урок накопительная: ответ- 1 балл. Итог вашей работы ... Одним из самых пронзительных, на мой взгляд, является рассказ «Судьба человека» Михаила Александровича Шолохова. Послушаем краткую информационную справку об этом рассказе. Слово ...

O Джек Лондон «Мартин Иден»

23. 5. «Дружба и вражда»

Краткий комментарий к открытым тематическим

направлениям

5. «Дружба и вражда»

O Направление нацеливает на рассуждение о

ценности человеческой дружбы, о путях

достижения взаимопонимания между

отдельными людьми, их сообществами и даже

целыми народами, а также об истоках и

последствиях вражды между ними.

O Содержание многих литературных

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kompozitsiya-itogovogo-sochineniya/

произведений связано с теплотой

человеческих отношений или неприязнью

людей, с перерастанием дружбы во вражду

или наоборот, с изображением человека,

способного или не способного ценить дружбу,

умеющего преодолевать конфликты или

сеющего вражду.

24. Список примерных тем:

O 1. Как Вы понимаете слова Л.Н.Толстого

«Трусливый друг страшнее врага, ибо врага

опасаешься, а на друга надеешься»?

O 2. «Дружба может соединять лишь достойных

людей» (Цицерон)

O 3. Согласны ли Вы с утверждением героя

М.Ю.Лермонтова «»Из двух друзей всегда один

раб другого»?

O 4. К чему может привести «взаимная вражда

всех со всеми» ?

O 5. Человек, не способный пощадить врага, не

пожалеет и друга.

O 6. Возможна ли дружба между врагами?

25. Примерный список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kompozitsiya-itogovogo-sochineniya/

OА.С. Пушкин «Капитанская дочка»,

«Дубровский»

O А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

OМ. Горький «Детство»

OМ.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

OЛ.Н. Толстой «Война и мир», «Кавказский

пленник»

OИ.А.Гончаров «Обломов»

OЭ.М. Ремарк «Три товарища»

OА. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

OА.Дюма «Три мушкетёра»

26. Полезные ссылки:

O (https://

O

O

O

O

O

www.youtube.com/watch?v=pbbsPppPgh0&feature=you

tu.be

https://

www.youtube.com/watch?v=pbbsPppPgh0&list=PLvaHI

2X9Lj6Jw-YinmTfOC8ERX5B0y4Pj&index=3

https://

www.youtube.com/watch?v=6WJxA4X4sHo&list=PLvaHI

2X9Lj6Jw-YinmTfOC8ERX5B0y4Pj&index=2

https://

www.youtube.com/watch?v=QdtsKsTBigA&index=1&list

=PLvaHI2X9Lj6Jw-YinmTfOC8ERX5B0y4Pj

27. Композиция сочинения

I. Вступление (тезис).

II. Основная часть

(доказательства):

1. а

2. б

3. в

III. Заключение (вывод).

28. Важно!

O При проведении сочинения участникам

сочинения запрещается пользоваться

текстами литературного материала

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kompozitsiya-itogovogo-sochineniya/

(художественные произведения, дневники,

мемуары, публицистика).

O Разрешается пользоваться

орфографическими словарями, выданными

членами комиссии образовательной

18 стр., 8899 слов

Воспитателям .МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ. Что такое дружба

... тебя всегда поддержит и не оставит в беде. Сочинения учеников 1. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и общности интересов. ... сказать правду, даже если ему непросто будет это сделать. Дружба - это близкие отношения, основанные прежде всего на понимании и ... как в глаза Ольге она выражала своё восхищение стихами, а за спиной смеялась над её творчеством. Но Ольга, ...

организации.

O Можно строить рассуждение с опорой как

на одно произведение, так и на несколько.

O Литературный материал берется из

отечественной или мировой литературы.

29. При написании черновика выпускник должен:

O постоянно сверяться с темой сочинения, не отступать

от неё во всех структурных элементах работы:

— вступлении, главной части и заключении;

O следовать составленному плану работы или записывать

и обосновывать связанные с темой тезисы;

O при определении структуры и композиции сочинения

не забывать о соразмерности, логическом порядке его

частей;

O выделить в тексте смысловые части, расставить их в

нужном порядке или поменять местами в соответствии

с замыслом и логикой работы;

O проверить, как соотносятся друг с другом вступление и

заключение сочинения;

O определить логику переходов от одного смыслового

фрагмента к другому в основной части сочинения.