Умения и навыки, приобретаемые во время работы над м

Сочинение

Чирюкина Марина Витальевна

Я учусь в школе-гимназии №40 им. Алпамыс батыра в г. Шымкенте. В своей учебной работе я хотела бы поделиться своими мыслями о том, как важно развивать умения и навыки письма.

Умения и навыки, приобретаемые во время работы над сочинением

«Чтение делает человека знающим,

беседа – находчивым,

а привычка записывать – точным.»
Ф. Бэкон

Развитию не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у ребенка необходим комплексный подход. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня ребёнка. Передавая своими словами небольшие рассказы и отрывки художественной прозы, ребёнок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, научается правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли.

В начальной школе сочинению уделяется большое внимание. С одной стороны, писать сочинение – увлекательное занятие, с другой – работа над сочинением требует определенных навыков и умений, которые вырабатываются постепенно.

Сочинение – работа творческая, и поэтому важно, чтобы она была выполнена с интересом. А подлинный интерес возможен только при хорошем знании темы.

В процессе работы над своим сочинением я осознала, насколько важно уметь правильно и точно выражать свои мысли на письме. Кроме того, сочинение помогло мне развить логическое мышление и научиться переносить свои мысли на бумагу в четкой и логичной форме.

Первые сочинения детей – это рассказы о родной природе, об интересных случаях из жизни, о прогулках, играх, трудовых процессах. В их основах должны лежать личные впечатления от окружающей жизни, наблюдения за внешним миром, мысли, чувства, интересы юных авторов. Однако, читая работы учащихся 1–4 классов, убеждаешься, что в большинстве своем они отражают не личные впечатления о том или ином предмете, явлении реального мира, а скорее сумму знаний о нем, накопленных из различных источников, и некоторый жизненный опыт ребенка. В особенности это касается сочинений о природе. Большинство сочинений о весне, зиме, осени – это не живые, написанные с детской непосредственностью этюды, а сухой перечень признаков того или иного времени года. Не трудно заметить, что и в этих работах нет ни личных наблюдений детей, ни их собственных мыслей и чувств. Здесь либо общие фразы о признаках осени, либо пересказ отрывков из художественных произведений, помещенных в школьных учебниках.

3 стр., 1060 слов

Статья «Тема и основная мысль сочинения»

... которые бы показали очарование унылой поры. В этом случае умение раскрывать основную мысль сочинения и есть умение писать на тему. 3.Умение собрать материал для сочинения. Умение отбирать и собирать материал к сочинению ... проявление активных сил души, формирование интеллекта и нравственных начал, учить их привлекать полученные впечатления для литературных опытов. Использованная литература. [ ...

Учить, о чем писать и как писать.

В процессе подготовки и проведения сочинений необходимо выработать у учеников:

1. Умение составлять и писать небольшие рассказы о своих играх, забавах, работе.

2. Умение излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме вопросов;

3. Умение строить простое предложение: правильно располагать в нем слова, видеть границы предложения;

4. Умение находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова.

Чтобы дети овладели этими умениями, необходима система упражнений, основанная на принципе постепенного наращивания трудностей.

Письменные сочинения в школе представляют собой важную часть учебного процесса. Они помогают развивать ученикам навыки письма, аналитического мышления и выражения своих мыслей.

Перед написанием письменного сочинения важно провести ряд устных упражнений, которые помогут ученикам подготовиться к заданию. Это могут быть упражнения на составление предложений, рассказы по картинкам, ответы на вопросы и т.д.

Рекомендуемый порядок работы над сочинением:

  1. Обдумайте тему сочинения. Важно четко представлять, о чем будет ваше сочинение.

  2. Определите главную мысль, которую вы будете развивать и доказывать в своем сочинении.

  3. Составьте план сочинения. Это поможет вам организовать свои мысли и структурировать текст.

  4. Подберите факты, примеры, цитаты, которые подтвердят ваши мысли и укрепят аргументацию.

  5. Определите тип речи, который будете использовать в своем сочинении (повествование, описание, рассуждение).

  6. Работая над черновиком сочинения, следуйте намеченному плану. Это поможет вам сохранить логичность и последовательность мыслей.

  7. Окончив работу над черновиком, перечитайте свое сочинение и внесите необходимые корректировки.

  8. Перепишите окончательный вариант сочинения и еще раз проверьте его на наличие ошибок и опечаток.

Важно отметить, что с ростом опыта самостоятельность учащихся в написании сочинений должна возрастать. Начиная с коллективного составления рассказов, ученики постепенно переходят к индивидуальному написанию, повторению и записи своих идей.

Постепенно количество повторений сокращается до одного, и, наконец, коллективно составленный рассказ учащиеся записывают без повторений.

1 стр., 401 слов

Какими главами, эпизодами, поступками и словами героев подтверждается ...

... рам покрова сохранил белизну своих каменных одежд, отсутствие живописи на стенах придает гармоничность, одухотворенность и целостность этому архитектурно-поэтическому произведению владимирских зодчих. церковь ... христианскому миру, ее заступничество перед наступающим на константинополь неприятелем. праздник покрова пресвятой богородицы стал национальным на земле и одним из самых почитаемых в народе, ...

Работа над сочинением предусматривает обогащение словаря учащихся. Словарная работа в связи с сочинениями может проводиться в такой системе:

  • Введение в устные рассказы и в сочинения детей новых слов, только что объясненных на уроках чтения (половодье, хлынула, убранство и др.)

  • Подбор синонимов (антонимов) или выбор из синонимического ряда слов, наиболее подходящих для выражения данного содержания (птицы поют, распевают, щебечут, подпевают, свиристят, чирикают, разливаются, заливаются)

  • Включение в рассказы и тексты сочинений фразеологических оборотов наряду со свободным сочетанием слов с тем же значением (Река вышла из берегов – разлилась; спит как убитый – крепко, душа в пятки ушла – очень испугаться)

  • Усвоение сочетаемости слов. Учащимся необходимо как можно чаще давать слова в их связи с другими словами. При составлении сочинения учитель предлагает словосочетания, но следует выбрать те, которые более других подходят по смыслу. Слова могут иметь очень широкую сочетаемость, но учитель в списки включает самые необходимые, например: травка зеленеет, растет иглами, показалась, пробивается и др.

Итак, готовясь к сочинению, приобретаются следующие умения:

  • Накапливать материал, наблюдать, выделять главное, правильно определять, что относится к избранной теме;

  • Осмысливать факты, описывать, передавать свои чувства и впечатления;

  • Располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его при написании связного текста;

Для успешного написания хорошей учебной работы необходимо уметь отбирать нужные слова и применять выразительные средства языка. Также важно выстраивать связный текст.

Жизнь и новые программы требуют от учителя, чтобы все его усилия по подготовке и проведению сочинений служили развитию учащихся. Организация этой работы должна быть такой, чтобы каждое сочинение обогащало ум детей новыми наблюдениями, душу – сильными впечатлениями и чувствами, речь – новыми словами и умением выражать мысли точно, красиво и грамотно.

И, наконец, самое важное. Чтобы уметь писать сочинения, нужно хотя бы захотеть это сделать и начать учиться. А к желанию приложить некоторые усилия и старание.

Список использованной литературы:

  1. О.Д. Ушакова «Интересный русский язык» для младших школьников, изд.дом «Литера», г. Санкт-Петербург, 2010 г.
  2. С.А. Есенина «Как научить вашего ребенка писать сочинения», изд. «Грамотей», 2013 г.