Аргументы: Цели и средства в романе Гончарова «Обломов»
Цели и средства – важные характеристики деятельности. По тому, какие цели человек ставит перед собой и какими средствами их достигает, можно многое сказать о нём как о личности. Вот почему писатели в своих произведениях нередко касаются этой темы. Мы подобрали пять аргументов по направлению «Цели и средства» из романа И.А. Гончарова «Обломов».
- Известно, что цель – основа любой деятельности. Главный герой романа, Илья Ильич Обломов, – самый бездеятельный персонаж. Значит ли это, что у него нет целей? С одной стороны, ему не чужды благие побуждения: к примеру, он хочет улучшить жизнь в своём имении, а иногда, в особом расположении духа, даже мечтает совершить что-нибудь великое. Однако дальше замыслов дело не идёт, и в настоящие задачи они так и не превращаются. Возможно, причина в том, что все заботы Ильи Ильича сводятся к мелким бытовым вопросам; он «плывёт по реке жизни», не задумываясь о её смысле – вот и существование его бессмысленно и бесцельно.
- Андрей Штольц, лучший друг Обломова, показан его полной противоположностью. Больше всего герой уважал в людях настойчивость в следовании целям, и сам он в полной мере обладал этим качеством. Средства достижения целей он тщательно продумывал и, если на его пути вставало непреодолимое препятствие, никогда не рисковал, а отказывался от затеи. Всё это вкупе с активностью и любовью к труду дало отличные результаты: Штольц добился успеха в личных делах и принёс немало пользы обществу.
- Соответствие средств поставленной цели – важное условие для её достижения.
Но может ли чувство выступать в роли средства? Ответ на этот вопрос кроется в отношении Ольги Ильинской к Обломову. Задумав «возвратить его к жизни», она использует влюблённость Ильи Ильича, чтобы влиять на него, и ей многое удаётся. Однако от истинной любви это далеко, вот почему отношения постепенно сходят на нет, а ленивый герой в итоге возвращается к прежнему образу жизни.
- Истинные цели человека – часто загадка для окружающих. Так, например, приятель Обломова по фамилии Тарантьев откровенно использует его: обедает у него дома, берёт деньги и вещи – разумеется, под прикрытием дружбы. А в конце и вовсе устраивает аферу, подсунув Обломову контракт с подставным поверенным, своим дружком, – в результате эти двое получают право бессовестно грабить имение Обломова, который остаётся ни с чем. Беда в том, что доверчивый Илья Ильич не способен распознать целей такого хитроумного человека, как Тарантьев, и до последнего верит, что тот заботится о его благополучии.
- В своём романе И.А. Гончаров поднимает общую философскую проблему цели в жизни человека. Мы видим две противоположные точки зрения – Обломова и Штольца. Первый мечтает «лечь и заснуть… навсегда», жизнь для него – словно тяжкая обязанность, он ни к чему по-настоящему не стремится; второй утверждает, что «сама жизнь и труд есть цель жизни». Можно и не согласиться со Штольцем в том, что является целью жизни, однако пример Обломова показывает, что отсутствие цели хуже всего.
Автор: Надежда Сидорова
Воспитание Обломова и Штольца
... являются яркими образами не только своего часа, но и характерны для всех времен. Также читают: Картинка к сочинению Воспитание Обломова и Штольца Популярные сегодня темы Автор в своем романе ... делает антитезы сопоставляет такие моменты, например как война и мир, добро и зло, Семью Болконских и Курагиных. ...
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Урок-исследование по роману «Обломов»
Тема: Роман «Обломов» в русской критике: оценка романа Н. А. Добролюбовым, Д. И. Писаревым, А. В. Дружининым.
Цели урока: обучающая
- создание условий по овладению учащимися умению сопоставить разные точки зрения на роман и образ главного героя;
- сформировать логически завершенное представление о романе и его герое;
развивающая
- формировать коммуникативную компетентность, умение вести дискуссию, творчески походить к тексту художественного произведения;
воспитательная
- способствовать формированию активной жизненной позиции учащихся, их нравственному выбору.
ОБОРУДОВАНИЕ: текст романа, личное дело Обломова, фрагменты фильма Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова», презентация «Критики о романе «Обломов», таблица «Два «лица» Обломова», конспекты критических статей.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Мы заканчиваем изучать роман «Обломов». К какому разряду относится фамилия главного героя?
родов дряхлеющих обломок
”, имя Илья напоминает нам былинного героя, который до 33 лет лежал на печи, но мы знаем, что потом Илья Муромец столько добрых дел сделал, что в народной памяти жив до сих пор. А наш герой так и не поднялся с дивана (когда мы знакомимся с Обломовым, ему 32–33 года, но в его жизни ничего не меняется).
Кроме того, автором использован прием повторения имени и отчества: Илья Ильич. Этим подчеркивается, что сын повторяет судьбу отца, жизнь идет по заведенному порядку.)
Получить полный текст
Курсовая
ЕГЭ
Дипломная
_ Все идет своим чередом. Жизнь главного героя никчемна и пуста. Его поразила обломовщина.
l Что значит это понятие?
l «Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели жизни, пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни .
В чем заключался замысел романа?
Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие.
Какова главная тема романа?
l Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.
2. Сообщение темы и цели урока.
Произведение Гончарова было практически единодушно признано выдающимся художественным явлением. Вместе с тем в понимании основного пафоса романа и смысла созданных им образов современники сразу же разошлись во мнениях едва ли не полярно.
Итак, мы начинаем урок-исследование по роману «Обломов». Нам предстоит выяснить, чем объясняются противоположные суждения о нем первых русских критиков.
Запись темы урока.
«В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, или отчего люди превращаются в кисель? Прислушаемся к голосам очень уважаемых людей оттуда , из ХiХ века , когда и появился роман.
( 1 группа экспертов)
:
«О! О! О! Пока останется хоть один русский , до тех пор будут помнить «Обломова».
: «Успех романа невременной».
:
«Обломов – социальный тип, не личность… Это логическое завершение образа (лишнего человека), прямое порождение крепостной системы, символ уходящей в прошлое России.»
( либер. критик): «Невозможно узнать Обломова и не полюбить всем сердцем. Нехорошо той земле, где нет добрых и неспособных на зло чудаков в роде Обломова».
Никита Михалков,
(режиссер фильма « Несколько дней из жиэни Обломова» в гл. ролях — Олег Табаков, Юрий Богатырев, Елена Соловей , 1979-1980 г.г.): «Актуальность обломовщины кончилась. Порок обломовщины сменился пороком штольцевщины».
(Современ. исследователь творчества писателя.): «Обломовское житье воспитывает в человеке не активное , сказочное отношение к жизни».
В.Котельников
: «По этой линии (спирали) движется улитка, втягиваясь в свою раковину .Обломов – не байбак, не лентяй, сибарит. Он не приемлет такую жизнь. Он спасает свою душу, отгородившись диваном».
- Чья точка зрения вам ближе?
Работа над исследованием проблемы.
Давайте посмотрим фрагмент фильма Н. Михалкова « Несколько дней из жизни Обломова» и ответим на вопрос:
- Что для Обломова было самым главным в жизни? (Покой)
- Как вы понимаете слова: « Лежание не было ни необходимостью, ни случайностью, ни наслаждением – это было его нормальное состояние».
Какие приемы использует автор, чтобы показать сложность и двойственность характера Обломова?
_ Портрет героя, его внешность, речь, внутренние монологи, сны, поступки – все эти детали подчеркивают, что с одной стороны , Обломов – человек мягкий, с «голубиным сердцем», а с другой стороны, он лежебока, лентяй.
Получить полный текст
Репетиторы
ЕГЭ
Дипломная
Мастерство автора в создании образа Обломова.
Составление таблицы. Два «лица» Обломова.
«Золотое сердце» | «Русская лень» |
Честность, совестливость, добросердечие, кротость, стремление к идеалам, мечтательность, поэтичность, доброта | Безволие, неспособность к действию, апатичность, медлительность, нерешительность |
Список положительных и отрицательных черт Обломова можно продолжить. Это даст нам возможность понять, что Обломов – сложный образ. Отражающей сложность и противоречивость русского национального характера.
Прокомментируем точку зрения одного из литературных критиков.
1 группа Николай Александрович Добролюбов «Что такое обломовщина?»
1. Почему Добролюбов считает главными пороками Обломова его нравственное рабство, барство и неумение работать? Как оценивает Добролюбов образ Обломова?
2. С каким чувством изображены эти черты Обломова?
3. подтвердите правомерность высказываний.
Вывод – слайд.
Добролюбов показал,что роман был знамением времени. В нем, по словам критика, глубоко отразилась русская жизнь, и перед читателем предстает, по мнению Добролюбова, «живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью».
Главные черты обломовского типа – апатия, лень и бездеятельность –«создание воспитания и окружающих обстоятельств».
Добролюбов указывает, что обломовщина не была новым явлением в русской литературе, что черты обломовщины были присущи в какой-то мере и Онегину, и Печорину, и Манилову.
Получить полный текст
Добролюбов рассматривал обломовщину как социальное зло, влияние которого чувствуется в самых различных слоях русского общества – и в среде чиновников, и офицеров, и журналистов, и общественных деятелей.
2 группа «Обломов». Роман .
1. Какие противоречивые, взаимоисключающие черты характера Обломова видит Писарев?
2. Прав ли критик, объясняя двойственность характера Обломова неизбежностью переходной эпохи от старорусской жизни к европейской?
3. Показал ли Гончаров в романе, что таких людей, как Обломов, «нужно жалеть», потому что они «жертвы исторической необходимости»?
Вывод – слайд В критических взглядах Д. И. Писа-рева заметна резкая смена отношений к образам романа «Обломов»: от положительных оценок до резкого неприятия.
3
группа
1. «Обломов». Роман .
1. Прав ли Дружинин, что «нежная, любящая натура Обломова свя озаряется через любовь»? Подтвердите свои мысли текстом.
2. Какой смысл вкладывает критик в такую оценку: «…он любезен нам, как чудак, который в нашу эпоху себялюбия, ухищрений и неправды мирно покончил свой век»?
3. Почему Дружинин сравнивает Гончарова с фламандскими живописцами? Найдите в тексте примеры такого воссоздания жизни.
Вывод-слайд Дружинин считает, что Обломов «любезен всем нам и стоит беспредельной любви». Критик называет его чудаком, потому что он в ущерб своему человеческому достоинству не хочет стать дельцом, потерять свое золотое сердце, которое никого не обмануло, не научило «ни одного человека ничему скверному».
Инд. зад. Роман «Обломов» в русской критике.
1. В чем видит «вечность» Айхенвальд? («Силуэты русских писателей» 1906-1908)?
2. Какую оценку героям романа «Обломов» дает Ю. Лощиц? («Феномен Гончарова», 1982)?
В критике
Давайте еще раз убедимся в том, что Обломов – человек со сложным, двойственным характером. Посмотрим диалог Обломова со Штольцем.
Продолжим наше исследование и выясним, что сформировало характер Обломова.
Жизненный путь Обломова. Рассказ учащихся (дом. задание )
Что же погубило Обломова?
ОБЛОМОВЩИНА!
Обломовщина – так и зашипит предостерегающе своим суффиксом. В нем страшная, губительная сила. Обломовщина –это
- апатия, инертность,
- несостоятельность. Они являются губительными для человека.
Н. А. Добролюбов обличает «обломовщину» как общественный порок.
В критических взглядах Д. И. Писарева резкая смена отношений к образам романа «Обломов»: от положительных оценок до резкого неприятия.
Кто же такой Обломов? О чем мечтает? Что в нем положительного и отрицательного? Давайте еще раз убедимся в том, что Обломов – человек со сложным, двойственным характером. Посмотрим диалог Обломова со Штольцем, в котором раскрывается самое главное для каждого из нас.
Каждый из нас должен сделать свой выбор.
«Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом».
В романе есть страницы, которые помогают каждому из нас понять что-то главное. Давайте посмотрим, какие нравственные уроки получили вы после прочтения романа «Обломов»?
Нравственные уроки романа.
Я понял ( а), что…
- у человека должны быть крылья, мечта;
- страшны и обломовщина, и штольцевщина;
- воспитание не должно превращаться в питание — терять приставку;
- сопротивляться душевному сну;
- никто не поможет: надо самому встать с дивана снять ХАЛАТ
Заключительное слово учителя
Впереди у каждого из вас большая жизнь. Перед вами откроются многие пути. И только от вас зависит, какой выбор вы сделаете.
Мечты Ольги
Сталкиваются с реальностью и мечты Ольги Ильинской. Находясь в отношениях с Ильей Ильичом, героиня думает о будущем. Она мечтает об изменении характера и образа жизни Обломова, о его физическом и моральном преображении. Ильинская хочет, чтобы ее возлюбленный отличался деятельностью и жизнелюбием, поэтому она стремится избавить его от лени и бездействия. Гордость Ольги Ильинской, связанная с желанием быть вершителем судьбы Обломова, не позволяет мечте воплотиться в жизнь. Главный герой романа «Обломов» не хочет отказываться от своего идеала жизни, поэтому пути Обломова и Ольги расходятся.
Любовь Обломова и Агафьи Пшеницыной
Идеал существования Обломов находит в жизни с Агафьей Пшеницыной. Главный герой, который с самого детства стремился к покою и гармонии, находит их в браке с Пшеницыной. Однако нельзя сказать о том, что мечта Обломова воплотилась в жизнь. Все же отношения между Ильей Ильичом и Агафьей Матвеевной не до конца были похожи на любовные мечты Обломова, который хотел романтических отношений, а получил больше практические и дружеские. Из этого следует, что мечтам Обломова не суждено воплотиться в жизнь. Связано это с тем, что Илья Ильич – мечтательный человек, который не хочет добиваться поставленных целей.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Мечта и реальность («Обломов»)», рассмотрит мечты Ильи Ильича Обломова и Ольги Сергеевны Ильинской, которые сталкиваются с реальной действительностью.
Аргументы на тему: Чем можно пожертвовать ради любимого человека? (для итогового сочинения)
Многомудрый Литрекон слышал, что одна из тем по направлению «Он и Она» вызывает у людей особое затруднение. «Чем можно пожертвовать ради любимого человека?» — вопрос интересный и популярный в русской литературе. Но особенно интересные примеры для итогового сочинения он нашел в нижеследующих произведениях:
- И.А. Гончаров, «Обломов»
— Ради любви Илья Ильич Обломов пожертвовал своим образом жизни и целой идеологией, которую развивал и лелеял на протяжении долгих лет. Ничто не могло поколебать его решимость провести на диване остаток дней. Он всячески оправдывал себя и выстроил целую теорию, согласно которой активные люди в обществе тоже ничего особенного не делают, так не лучше ли просто лежать в постели? Но знакомство с Ольгой Ильинской перевернуло его жизнь. Прежний лежебока Обломов стал бывать в свете и сменил халат на костюм. Апатичный и ленивый герой даже согласился с тем, что ему необходимо заняться делами имения. Его же величали женихом Ольги, а та только радовалась произошедшим переменам. Конечно, этого запала не хватило надолго, и Илья Ильич вернулся к своему прежнему образу жизни, но все же единственное пробуждение от векового сна русского барства произошло от волшебства любви.
- А.Н. Островский, «Гроза»
— Порой цена любви слишком высока. За нее приходится отдавать все, что есть. Так получилось и у Катерины Кабановой. Замужняя женщина полюбила человека, который не смог защитить ее и увезти от деспотичной свекрови и апатичного мужа. Героиня и сама мучала себя, ведь измена была грехом, и совесть не позволяла ей насладиться чувством. Страсть приносила ей не только радость, но и страдание. И все же она пожертвовала всем ради любви, зная о том, что этот путь не приведет ее к счастью. Не выдержав чувства вины и необходимости лицемерить, Катерина призналась в содеянном. За несколько мгновений счастья она заплатила своим добрым именем. Но и этим не ограничивалась ее жертва. Не желая прозябать без любви, героиня бросилась в Волгу. На алтарь чувства она положила даже свою жизнь.
- А.Н . Островский, «Бесприданница»
— Ради любимого человека мы идем на безумные поступки. Одним из самых известных примеров является история Ларисы Огудаловой. Героиня полюбила помещика Паратова, но не могла дать ему ничего, кроме преданности и страсти. У ее семьи не было денег, и брак был невозможен. Никто не хотел жениться без выгоды для себя, кроме бедного и тщеславного Карандышева, сделавшего предложение Ларисе. От отчаяния она согласилась, ведь мать и так тратила на ее содержание последние средства и едва сводила концы с концами. Но молодая и красивая женщина интересовала Паратова, и перед ее замужеством он решился на рискованный шаг — опоил ее жениха и пригласил героиню с собой на пароход. Бегство означало для нее позор, но Лариса согласилась, потому что искреннее любила и верила своему избраннику. После ночи на судне выяснилось, что он был помолвлен с другой, ведь планировал брак ради денег. В тот же день Лариса погибла от руки взбешенного Карандышева, но перед смертью благодарила его за выстрел. На карту любви она поставила честь и доброе имя, но проиграла.
- А.П. Чехов, «Дама с собачкой»
— Любовь меняет людей, и те жертвы, которые мы посвящаем ей, порой освобождают нас от лишнего — того, что тянуло нас вниз. Так было и с Гуровым. Герой пренебрежительно относился к дамам и не верил в любовь. Все его романы были лишь развлечением в нудной и постылой жизни. Увлекаясь красотой девушки, он скоро остывал и продолжал свое рутинное и безрадостное существование. Но настоящая любовь вынудила его отказаться от зоны комфорта. Отношения с Анной стали для него переломным моментом и большим испытанием. Он хотел забыть ее и жить по-прежнему, не меняясь, ведь чувство к ней требовало большой жертвы: нужно было начать жизнь с чистого листа и бороться против условностей, господствующих в обществе. И все же он пожертвовал своим прошлым комфортом, чтобы получить нечто большее — любовь, сметающую все на своем пути.
- И.А. Бунин, «Лапти»
— Ради любви к господскому мальчику старый слуга пожертвовал своей жизнью, когда отправился в лютую метель за лаптями для умирающего ребенка. Он бредил и просил красную обувь, как будто она одна могла исцелить его. Мать сбилась с ног, стараясь облегчить его страдания, но она не могла найти красные лапти в кромешной тьме падающего снега. За ними вызвался пойти Невед, который предполагал покрасить обычные лапти в лавке и дать ребенку, чтобы он успокоился и почувствовал облегчение. Но на обратном пути слуга замерз и не больше не встал. Метель разгулялась так, что он не смог найти дорогу домой или же просто не успел это сделать. Ради любви к ближнему герой пожертвовал жизнью, зато спас заблудившихся путников, которые по его телу определили, что рядом есть деревня, и смогли переждать в ней ненастье.
Вступление, выводы, заключение и тезисы к сочинению «Чем можно пожертвовать ради любимого человека?» Вы найдете в примере эссе на эту тему.
А.С. Пушкин «Дубровский»
А.С. Пушкин в романе «Дубровский» описывает любовные отношения Владимира Дубровского и Марии Троекуровой.
Встреча героев строится по шексировскому сюжету: подобно Ромео и Джульетте, Владимир и Мария являются детьми Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилы Петровича Троекурова, которые враждуют между собой.
Владимир Дубровский видит Марию уже после смерти своего отца, когда он дает себе обещание отомстить Кириле Петровичу за все совершенные им злодеяния. Когда же Дубровский видит Машу, он отказывается от своего замысла. А.С. Пушкин показывает, что любовь способна предотвратить человеческую месть. Чувства Дубровского к Маше остановили его от совершения злых поступков.
Любовь Владимира полностью раскрывает его характер. Он готов пожертвовать своим обещанием ради любви. Теперь в его мыслях находится только Мария Троекурова. Он ищет способ знакомства с ней. Для этого Владимир устраивается в дом Троекуровых в роли учителя. Весь этот обман был ради того, чтобы просто видеть свою возлюбленную и чаще общаться с ней. Такие возможности были для Дубровского счастьем. Главный герой начинает добиваться расположения Маши. Сначала Дубровский ведет себя неловко и рассеянно, что говорит о искренности его чувств.
Любовь способствует и раскрытию характера Марии. Сначала она не обращает внимания на Дубровского, считая его простым слугой. Затем героиня начинает замечать положительные черты Дефоржа, который имеет огромную храбрость для убийства медведя. Это говорит о том, что Мария Троекурова стала проявлять симпатию обычному гувернеру. А.С. Пушкин подчеркивает, что любовь не зависит от социального положения влюбленных.
Вскоре Дубровский признается Маше в том, кем он является на самом деле. К этому времени Троекурова уже была влюблена в своего учителя, хотя и не до конца этого понимала. Это способствует подтверждению мысли о том, что чувства обычно возникают спонтанно.
Признавшись, Дубровский прощается с Машей. Он говорит ей о том, что он готов предоставить ей свою помощь, когда она ей понадобится. А.С. Пушкин показывает, что любовь Дубровского основывалась на поддержке и помощи. Оставить в беде Машу он не может.
Однако обстоятельства складываются так, что Кирила Петрович выдает свою дочь замуж за князя Верейского. Мария просит покровительства у Дубровского, но он не успевает на венчание. Дубровский приезжает, когда Мария уже вышла замуж за нелюбимого ею человека. Здесь автор поднимает проблему любви и брака. Маша не любит князя Верейского, однако не может сбежать вместе с Дубровским, так как брак для нее священен.
Пути, которые не выбирал Обломов
Роман “Обломов” был написан И. А.Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек внимание критиков поставленными в романе проблемами. Русская революционная демократия в лице Н. А.Добролюбова оценила роман Гончарова как нечто “более, нежели просто удачное создание сильного таланта”. Она увидела в нем “произведение русской жизни, знамение времени”.
Так была определена исключительная злободневность гончаровского романа. И в те же годы весьма авторитетными современниками были высказаны суждения, оценивавшие “Обломова” как
произведение, которому предстоит долгая жизнь. Сегодняшнее напряженное внимание и пристальный интерес к нему театра и кинематографа, читателей и исследователей, включение романа в сферу споров о недавней истории и проблемах будущего – прямое подтверждение пророческих предвидений тех лет.
В чем же секрет этого романа? Видимо, в том, что Гончаров как гениальный художник сумел раскрыть типично национальное, близкое всем нам явление. Явление, которое стало символом, именем нарицательным.
Это явление – обломовщина.
Кто же он – Илья Ильич Обломов? Жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на смерть,
- вот судьба главного героя романа и многих других персонажей. А за пределами романа читатель видел еще великое множество Обломовых. Трагизм романа Гончарова именно в обычности происходящих событий.
Добрый, неглупый человек, Обломов лежит на диване в удобном домашнем халате, а жизнь уходит безвозвратно. Чудесная девушка Ольга Ильинская, полюбившая Обломова и тщетно пытавшаяся спасти его, спрашивает: “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу… – Есть… “Обломовщина”, – отвечает наш герой.
Царство крепостной России – вот истоки обломовской апатии, бездеятельности, страха перед жизнью. Привычка получать все даром, не прикладывая к этому труда – основа всех поступков и образа действий Обломова. Да и не только его одного.
Теперь попробуем на минутку представить себе, от чего отказался Обломов, и в каком направлении могла бы пойти его жизнь. Вообразим себе иной ход сюжета романа. Ведь многие современники Обломова, выросшие в таких же условиях, преодолевают их пагубное влияние и поднимаются до служения народу, Родине. Представим себе: Ольге Ильинской удается спасти Обломова.
Любовь их соединяется в браке. Любовь и семейная жизнь преображают нашего героя. Он становится вдруг деятельным и энергичным. Понимая, что крепостной труд не принесет ему больших выгод, он освобождает своих крестьян.
Обломов выписывает из-за границы новейшую сельхозтехнику, нанимает сезонных рабочих и начинает вести свое хозяйство по-новому, по-капиталистически. За короткий срок Обломову удается разбогатеть. К тому же умная жена помогает ему в предпринимательской деятельности.
Представим себе другой вариант. Обломов “пробуждается” ото сна сам. Видит свое гнусное прозябание, бедность своих крестьян и “уходит в революцию”.
Быть может, он станет видным революционером. Его революционная организация поручит ему очень опасное задание, и он его успешно выполнит. Об Обломове напишут в газетах, и имя его узнает вся Россия.
Но это все фантазии… Изменить роман Гончарова нельзя. Он написан очевидцем тех событий, он отражал то время, в котором жил.
А это было время накануне отмены крепостного права в России. Время ожидания перемен. В России готовилась реформа, которая должна была круто изменить ход событий.
А пока тысячи помещиков эксплуатировали крестьян, полагая, что крепостное право будет существовать вечно.
До настоящего времени роман Гончарова “Обломов” сохранил свое обаяние как произведение высокого нравственного пафоса, беспощадной авторской откровенности, подлинного гуманизма.
Мечты Обломова
Жизнь пассивного и ленивого Ильи Ильича Обломова меняется, когда он встречает на своем жизненном пути Ольгу Сергеевну Ильинскую. Ради нее он перестает лежать на диване, посещая при этом различные балы. Однако Обломов мечтает о тихой и спокойной жизни рядом со своей возлюбленной. Его желания связаны со свадьбой и венчанием, однако Ольга прерывает его мечтания и говорит о реальной жизни, в которой для брака сначала нужно оформить нужные документы. Так, мечты Обломова буквально сталкиваются с реальностью. Илья Ильич и Ольга Сергеевна – слишком разные люди, поэтому стремление Обломова быть всегда вместе разбивается о действительность.
Выбор жизненного пути , Выбор жизненного пути
Роман И. А. Гончарова «Обломов» был написан в середине 19-го столетия и наилучшим образом отображал жизненный уклад дворян того времени. Впервые он напечатан был в 1859 году, незадолго до ключевых реформ в области крепостничества. Главный герой произведения Илья Ильич Обломов — человек невероятно ленивый и неуклюжий. Он ведет однообразный образ жизни, ни о чем, не задумываясь и ничем себя не утруждая. У Обломова тучное тело и болезненный вид, как результат ленивого образа жизни.
Автор неслучайно дал своему герою такую фамилию, ссылаясь на его лень и безынициативность. После выхода в свет данного романа слово «обломовщина» стало нарицательным. При всем при этом Илья Ильич далеко неглуп, недурен собой и привлекает внимание противоположного пола. С детства ему прислуживает один и тот же слуга Захар, такой же ленивый, как и сам хозяин. А лучшим другом героя является человек невероятно деятельный и инициативный — Андрей Иванович Штольц.
Гончаров сумел прекрасно показать разницу характеров своих персонажей и выбор, который они совершили в области ежедневных занятий, супружества и т.д. Каждый человек рано или поздно оказывается перед выбором жизненного пути и тогда ему приходится делать важный шаг. Каждый из нас сам выбирает себе занятие по душе, в зависимости от своих способностей, жизненных ценностей, сил и идеалов. Так и Обломов, выбирая физическое и духовное бездействие, сам решил свою судьбу.
Благодаря Штольцу, он познакомился с чудесной девушкой Ольгой Ильинской, в которую вскоре влюбился. Однако между героями была большая разница в мировосприятии. Ольга — практичный, активный, деятельный человек. Она, по договоренности со Штольцом, пыталась всячески расшевелить Обломова, вывести из состояния вечной лени и сна, что у нее неплохо получалось. Однако это пробуждение длилось недолго. После своего переезда Илья Ильич стал снова тонуть в рутине однообразия. Ольга искренне сочувствовала другу, но многое в нем не понимала.
Связавшись с хитрым и корыстным Мухояровым, Обломов познакомился с его сестрой Агафьей Пшеницыной, которая оказалась широкой души человеком и тем самым недостающим в жизни главного героя звеном. Именно рядом с ней Илья Ильич нашел свое счастье. Она ему собственноручно готовила всякие яства, угощала кофе, пекла пироги, чинила его халат. Все это привело к тому, что они вскоре поженились. Для ленивого Обломова Пшеницына оказалась редкостной находкой, от которой он отказываться не хотел.
В то же время Штольц нашел свое счастье рядом с Ольгой, ввиду общности интересов и совпадения идеалов. Впоследствии эта пара возьмет на воспитание к себе маленького Андрюшу — сына Ильи Ильича и Агафьи Пшеницыной. Жизнь Обломова рано прервалась. Прожив несколько лет с супругой, он умер. Этот человек не стал известным чиновником, предпринимателем или писателем. Его духовное развитие на каком-то этапе просто замерло. Он не желал никому зла и никогда зла не делал, просто выбрал для себя такой странный, безвольный и бездейственный жизненный путь.
см. также: Краткое содержание Обломов, Гончаров Краткая биография Ивана Гончарова
Сходства и различия образа жизни героев
Если различия в образах жизни Ильи Обломова и Андрея Штольца заметны и очевидны почти сразу, соотносясь соответственно как пассивный, ведущий к деградации образ жизни и активный, нацеленный на всестороннее развитие, то их сходство просматривается только после подробного анализа персонажей. Оба героя являются «лишними» людьми для своей эпохи, они оба живут не в настоящем времени, а потому находятся в постоянном поиске себя и своего истинного счастья. Интровертный, медлительный Обломов всеми силами держится за свое прошлое, за «райскую», идеализированную Обломовку – место, где ему всегда будет хорошо и спокойно.
Штольц же стремится исключительно в будущее. Он воспринимает свое прошлое как ценный опыт и не пытается за него цепляться. Даже их дружба с Обломовым полна неосуществимых планов на будущее – о том, как можно преобразить жизнь Ильи Ильича, сделать ее более яркой и реальной. Штольц всегда на шаг впереди, поэтому ему трудно быть для Ольги идеальным мужем (впрочем, «лишняя» природа Обломова в романе также становится препятствием к развитию отношений с Ольгой).
Подобная оторванность от окружающих и внутреннее одиночество, которое Обломов заполняет иллюзиями, а Штольц мыслями о работе и самосовершенствовании, и становятся основой их дружбы. Персонажи неосознанно друг в друге видят идеал собственного существования, при этом полностью отрицая образ жизни своего друга, считая его то слишком активным и насыщенным (Обломова расстраивало даже то, что приходится долго ходить в сапогах, а не в привычных ему мягких тапках), то чрезмерно ленивым и бездеятельным (в конце романа Штольц говорит, что именно «обломовщина» сгубила Илью Ильича).