Жизненные идеалы фамусовского общества в комедии Горе от ума Грибоедов

Сочинение

­Жизненные идеалы фамусовского общества

А. С. Грибоедов написал свою известную комедию “Горе от ума” в первой половине XIX века, в самый разгар подготовки к Декабрьскому восстанию. В обществе уже преобладали революционные настроения. Оно как бы незримо разделилось на сложившееся к тому моменту дворянство и новых людей, несущих в массы передовые идеи. Сам Грибоедов принадлежал ко второму лагерю, поэтому главным героем произведения стал А. А. Чацкий.

Читатель, так или иначе, чувствует, что автор поддерживает идеи именно этого героя

и осуждает устоявшееся мировоззрение богатых чиновников.

Одним из таких московских дворян-помещиков был Павел Афанасьевич Фамусов, в чьем доме собирался весь бомонд города. Благодаря этому герою, вот уже более двух столетий существует выражение “фамусовское общество”. Кто же такие люди из круга Фамусова? Все они, без исключения, являются выходцами из знатных семей, а потому к людям, которые беднее относятся с презрением.

К крепостным у них и вовсе очень предвзятое отношение. Они для них “петрушки”, “чурбаны”, “фомки” и т. д. Сам Фамусов, обращаясь к своим работникам, говорит: “В

работу вас! На поселенье вас!”

Эти так называемые московские дворяне кичатся своим патриотизмом, при этом ничего не делая ради страны. Даже свои чины они заслужили не бравым воинским долгом. Они коверкают русские имена на французский манер, носят платья по образцам заграничных модниц, читают французские книги, поют французские романсы.

Именно это осуждает в них Чацкий, которому неприятно видеть в своем окружении такой лже-патриотизм. К жизненным идеалам фамусовского общества можно также отнести безразличие к службе и негативное отношение к учению. Для них люди, занимающиеся наукой или творчеством, бесполезные для общества субъекты.

Как говорит Фамусов в отношении “сумасшествия” Чацкого: “Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче, пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений”. И все с ним охотно соглашаются.

Если быть точным, то век “минувший” в произведении Грибоедова представлен семействами Тугоуховских, Горичей, Хрюминых, престарелой мадам Хлестовой, Скалозубом, Загорецким и Репетиловым. Тугоуховские приезжают на бал к Фамусовым, чтобы найти “достойных” мужей своим дочерям. Горичи – давние приятели Чацкого, но он эту чету воспринимает с легкой иронией, оттого, что Наталья Дмитриевна умело подчинила себе мужа и сделала из него безвольного человека.

15 стр., 7092 слов

Отношение чацкого и фамусовского общества к службе. по литературе. ...

... сжечь». Отношение к службе В главная тема - это служба, здесь все мечтают о чинах и о богатстве. К таким людям, как полковник Скалозуб, Фамусов относится с глубоким уважением. Чацкого, который забросил службу, ... книги бы да сжечь”. Фамусов создал вокруг себя общество, в котором люди распускают сплетни друг против друга, делая это за спиной. Фамусов говорит о Чацком: “Опасный человек”, “Он вольность ...

Графини Хрюмины: бабушка и внучка. Последняя в особенности не нравится Чацкому за едкую манеру замечаний и подражание французским модисткам. Мадам Хлестова – властная и своенравная старуха, прихватившая с собой собачку и девку-арапку.

Особое место в комедии занимают Скалозуб, Репетилов и Загорецкий. Первый избран Фамусовым в качестве мужа для дочери Софьи, так как он груб, необразован, неотесан, зато имеет хорошее материальное состояние и занимает “важный” пост. Загорецкий – бывший картежник, мошенник и вор, а Репетилов – бездумный болтун, которому, однако, повезло жениться на дочери богатого чиновника. С молчаливого согласия этих героев решаются судьбы других людей в комедии.

Таким образом, всех представителей фамусовского общества объединяет общность идеалов, к которым можно отнести косность, необразованность, боязнь прогресса, страх перед всем, что ново.

Жизненные идеалы фамусовского общества в комедии Горе от ума Грибоедов 1Жизненные идеалы фамусовского общества в комедии Горе от ума Грибоедов 2Жизненные идеалы фамусовского общества в комедии Горе от ума Грибоедов 3Жизненные идеалы фамусовского общества в комедии Горе от ума Грибоедов 4Жизненные идеалы фамусовского общества в комедии Горе от ума Грибоедов 5 1

votes, average:

5.00

out of 5)

10 стр., 4624 слов

Чацкий против фамусовской Москвы (урок по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)

... «чья чаще гнулась шея». Чацкий же дорожит своей свободой. Чацкий против фамусовской Москвы (урок по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума») ... недвусмысленные намеки. Читателю становится понятно, что Фамусов, читающий мораль дочери, сам живет по аморальным принципам, главный из которых – ... Фамусова? О ком он говорит как «образце похвального житья»? Почему? (д. II, я.1; д. II, я.2) (Кузьма Петрович, ...