Что значит быть честным с самим собой? (2 варианта)

Сочинение

Многомудрый Литрекон сделал для Вас два варианта итогового сочинения по направлению «Разговор с собой» на тему: Что значит быть честным с самим собой? Аргументы он взял из произведений «Гроза», «Преступление и наказание», «Анна Каренина», «На дне».

Вариант 1

(402 слова)

Например, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» мы знакомимся с Родионом Раскольниковым, который с первых же глав поражает нас своей искренностью и готовностью к самобичеванию. «А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю» — признается он сам себе. Герой склонен к самокритике и не раз ловит себя на предосудительных поступках и мыслях. Он казнит себя за бездействие, трусость, неуместное и пустое бахвальство перед собой. Например, Родион старается проскользнуть мимо хозяйки квартиры, потому что ему стыдно за долги, и тут же замечает за собой глупые страхи, которые совершенно не совместимы с его «пробой». Он не пропускает ни одной мелочи. Порой Раскольникова, угнетенного бедностью и социальной несправедливостью, гнетет осознание собственного заблуждения: «На какую грязь способно, однако, мое сердце». Внутренний голос как бы отговаривает его от совершения убийства. Честность перед самим собой — отличительная черта Родиона, и она не дает ему расслабиться и смириться со своими недостатками.

Не менее прямодушен по отношению к себе другой герой — Константин Левин из романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Это очень совестливый и добродетельный человек, который даже ведет специальный дневник, где учитывает все свои промахи и пороки. В нем он ничего не скрывает от себя. Там встречаются подробности о его романах и связях с женщинами, о его отношении к Богу и религии, о его сокровенных чувствах и мыслях. Такая обнаженная честность может даже ранить других людей. Позже эта тетрадь попадет к Кити, его невесте. Она отреагировала на всю эту исповедь рыданиями и была поражена откровенностью будущего супруга. Левин ничего от нее не скрывал, потому что был беспощаден к себе. Он чувствовал свою вину за то, что берет в жену невинную девушку, а сам уже имеет за плечами солидный опыт: «Ужасно то, что мы – старые, уже с прошедшим… не любви, а грехов… вдруг сближаемся с существом чистым, невинным; это отвратительно, и поэтому нельзя не чувствовать себя недостойным». Как мы видим, Константин ничего от себя не скрывает, он предельно честен с собой и со всеми, кто ему близок.

43 стр., 21019 слов

Идейная трансформация образов в романах Ф.М.Достоевского «Преступление ...

... при этом использовал народный опыт бытия. В «Анне Карениной» устами Константина Левина он заявляет: «И разве не то же делают все теории философские, путем мысли, странным, ... ситуацию в биографическом плане, он способен вырваться из пут индивидуализма. Герой же Достоевского, наоборот, теоретически и практически пытается утвердить индивидуализм, оставаясь в трагическом одиночестве. Предельный ...

Таким образом, тот, кто честен по отношению к себе, постоянно контролирует и судит себя, ведь видит все недостатки, ошибки и промахи. Такие люди прислушиваются к голосу совести и стараются никого не вводить в заблуждение. Искренность становится основой их взаимоотношений с окружением.

Вариант 2

(445 слов)

Так, А.Н. Островский в пьесе «Гроза» изобразил образ Катерины — совестливой и самокритичной женщины, которая всегда честна перед собой. В первом же действии героиня признается себе и Варваре, что предчувствует трагическую развязку. Она безжалостно корит себя за то, что любит другого человека. «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти» — признается Катерина. В своем чувстве к Борису она уже видит порок, жестоко бичует себя за то, что не может спастись от этого увлечения: «Что у меня на уме-то! Какой грех-то! Страшно вымолвить!». Героиня отдает себе отчет в своих чувствах и заранее говорит о том, что бросится в Волгу, если дома ей «опостынет». Так она и поступила в финале. Она ничего от себя не скрывает, поэтому стремится быть откровенной с окружающими людьми, даже несмотря на последствия своей открытости. Поэтому Катерина всенародно повинилась в том, что полюбила другого. Поэтому она пошла к Борису и предложила уехать в Сибирь. Поэтому она не приняла лицемерия и лжи Калинова, чтобы жить спокойно. Прежде всего, героиня честна перед собой, поэтому она так искренна и прямодушна с другими людьми.

Однако даже тот, кто обманывает других, может быть честным по отношению к себе. Такой пример мы видим в пьесе М. Горького «На дне». Сатин — шулер, он обманывает тех, кто играет с ним в карты. Его работа напрямую связана с мошенничеством. Однако он считает, что «правда — Бог свободного человека», поэтому разрушает иллюзии Актера и доказывает ему несостоятельность обещаний Луки. Он выступает против «лжи во благо», поэтому не жалеет даже себя самого. Константин охотно признает, что после тюрьмы «нет хода», и что он — конченный человек («дважды убить нельзя»).

Герой не стесняется сказать, что другие люди относятся к нему презрительно и упрекают его в бездеятельности. Константин и сам не раз называет себя мошенником: «Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера?». В его картине мира нет места фальши и розовым очкам. Свою жизнь Сатин оценивает до боли объективно, поэтому лишь он один может принять свое положение в мире и смириться с ним.

Таким образом, если человек честен с самим собой, он оценивает себя справедливо и имеет силу, смелость, волю, чтобы признать свою неправоту, отдать должное своему поведению, дать трактование тайным мыслям и сокровенным переживаниям личного характера. Люди, способные на это, могут скрывать свои выводы от окружающих, но сами всегда предаются рефлексии и самобичеванию.