Сочинение “Гайдар в памяти поколений”
Сочинение на тему «Гайдар в памяти поколений»
Память поколений…Что это? Важна ли она сегодня? Конечно, важна, ведь память поколений формирует у подрастающего поколения патриотические качества, чувство сопричастности к истории Отечества. Но быть патриотом без глубокого знания истории своего края, без воспитания в себе духовных качеств наших предков невозможно.
К сожалению, мы часто забываем о той великой нравственной силе, которую может дать нам общение с писателями родного края. А их произведения, бесспорно, являются источниками духовных сил человека. Недаром великий мастер слова В.М.
Песков утверждал, что «человеку надо знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – и тогда воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и всё, что будет выходить из рук его, будет овеяно мастерством его предшественников, красотой, накопленной в веках».
Классик детской литературы, участник Гражданской и Великой Отечественной войн и, самое главное, уроженец Курской области – наш земляк Аркадий Петрович Гайдар! Мы, нынешнее поколение, считаем его жизнь ярким примером для подражания! А сам он так не считал и называл её «обыкновенной биографией в необыкновенное время».
Гайдар прожил всего 37 лет 10 месяцев и 4 дня, из которых 24 года 10 месяцев и 4 дня боролся за Советскую власть с оружием в руках (с винтовкой, саблей, с пером – а перо его, действительно, следует приравнять к штыку…) – и погиб как герой!..
Больше жизни Аркадий Петрович любил родную страну, а потому и в людях ценил умение жить честно, с пользой для людей, трудиться на благо нашей огромной счастливой земли. Его книги учили нас быть сильными, стойкими и доброжелательными. Вот почему каждую гайдаровскую строчку можно перечитывать много раз.
Справедливо отмечала детская писательница Э.
Цюрупа, что «он говорил о самом главном так задушевно и негромко, меж строк, словно бы не стоит он во весь рост перед миллионами своих читателей, а тому одному, кто склонился сейчас над его страницами, он по праву дружбы передает свои мысли, надежды – из сердца в сердце. Учись вслушиваться. Учись слышать.
В тишине. Один на один с книгой…»
Аркадий Петрович Гайдар не ушел бесследно. После него осталось богатое наследие: военные очерки, повести, сотни рассказов и фельетонов об искренней дружбе и боевом товариществе.
2 стр., 843 словПоложение о всероссийском конкурсе детских сочинений «История ...
... семья. Что означает моя фамилия? Возрождение духовности: возвращение традиционных религий, восстановление храмов, сбережение национальных традиций. Ответственное отцовство. Предоставленные на конкурс работы должны соответствовать обозначенным темам. Работы, не соответствующие данным темам, на конкурс ...
Произведения писателя вошли в школьную программу, активно экранизировались, переведены на многие языки мира. Произведение «Тимур и его команда» фактически положило начало уникальному тимуровскому движению, ставившему своей целью добровольческую помощь ветеранам и пожилым людям со стороны пионеров. С. Маршак называл Гайдара «всесоюзным вожатым».
Накануне 110-летия со дня рождения советского детского писателя А.П. Гайдара листаем старые учебники. И там, и тут мелькают знакомые до боли произведения. Думаю, совсем не лишне то, что мы вспоминаем этого талантливого человека, верного друга ребят. Он это заслужил! Творчеством своим! Жизнью своей! А жил он тихо и чисто…
Мы благодарны Аркадию Петровичу за то, что он был в нашей жизни, и тем, благодаря кому память о нём увековечена в истории. Беречь память – наш нравственный долг!
Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/09/14/sochinenie-gaydar-v-pamyati-pokoleniy
Поговорим о писателе А. П. Гайдаре
Источник: http://uverenniy.ru/pogovorim-o-pisatele-a-p-gajdare.html
Сочинение “Гайдар в памяти поколений”
Правда в памяти!
У кого нет памяти,
У того нет жизни.
В.Распутин
Тихий зимний вечер… Весь мир благоговеет от этой тишины. В тускло сером небе хозяйничает неполная луна. Ей не скучно в необъятном пространстве. С ней переглядываются и мерцают загадочным светом далёкие звёзды.
Мы с бабушкой, как обычно, сидим возле камина, рассказываем друг другу новости, вспоминаем о прошлом, обсуждаем будущее. Бабушка вяжет, а я наблюдаю за её умелыми, ловкими руками. В такой вечер неспешно рождаются лёгкие мысли.
- Бабушка, расскажи мне о своём детстве? – попросила я.
Она отложила в сторону спицы и нитки в сторонку и начала рассказ:
– Мне просто повезло, мое детство прошло под пионерским знаменем, на моей груди развевался красный галстук и я «Всегда готова!» была прийти на помощь тем, кому это необходимо, работать на благо нашей Родины, как об этом гласили слова нашей клятвы. У нас создавались тимуровские отряды, а дети называли себя тимуровцами. Основоположником этого движения был детский писатель Аркадий Гайдар.
Я внимательно слушала рассказ бабушки, и сама для себя решила, перечитать рассказы, узнать всё о творчестве курского писателя – Аркадия Петровича Гайдара.
…Ранили как-то на фронте Голикова. Пришёл навещать его комиссар и стал рассказывать: «Есть в Монголии сказка о человеке, который шёл в бой впереди всех, но не лез, как ты, без толку под пули. Звали его Гайдар, что по-русски означает: «Всадник, скачущий впереди».
Тема смысла жизни в произведениях Бунина
... хорошему это не приводит, как и главного его героя произведения. Также читают: Картинка к сочинению Тема смысла жизни в произведениях Бунина Популярные сегодня темы В качестве примера счастья из литературы ... не нужным не кому. Подводя итог творчеству Бунина и его рассуждениям о смысле жизни, можно сказать, что его философский вопрос о смысле жизни раскрыт лишь в том понимании, что ...
Аркадий Петрович, став писателем, начал подписывать свои произведения именем смелого всадника.
Я узнала, Аркадий Гайдар принадлежал к тому поколению молодёжи, которое вошло в самостоятельную жизнь в годы Октябрьской революции, росло и мужало в огне гражданской войны, в строительстве новой жизни молодой республики. Это то поколение, которое как бы концентрировало в себе лучшие человеческие качества, необходимые для Родины в тот исторический момент.
Дни боевой молодости ожили на страницах книг Гайдара, пленяя сердца юных читателей жизненной правдой, романтикой героизма, искренним рассказом о «бескрайнем фронте и похоронном марше орудийных гулов».
Словно чудом наполняется бочка с водой во дворе старухи-молочницы, укладываются дрова в поленницу, исправляются оборванные провода, разыскивается пропавшая коза на Пушкаревой улице… Это по поручению Тимура группа ребятишек «делает что-нибудь хорошее» людям.
Детям нужна была именно такая книга – живая, увлекательная, с большими событиями, реальными героями.
Гайдар остро чувствовал время, глубоко понимал исторические закономерности жизни, и как никто другой улавливал чувства и стремления «новых мальчишек и девчонок».
Работая над повестью, писатель имел в виду многочисленные жизненные примеры искреннего желания детей помочь взрослым.
Порой жизнь самого писателя была продолжением или началом его книг. Гайдар постоянно общался с детьми, интересовался их жизнью и запросами, умел играть с ними. И он всегда умно и верно находил дорогу к сердцу этого юного «прихотливого народа».
Придуманная игра становилась жизнью, а взрослые искренне благодарили автора «за заботу к детям».
Мысль написать повесть о Тимуре возникла у писателя не внезапно – это результат долгих раздумий, наблюдений, поисков, результат глубокого знания жизни детей.
И когда начался бой, «равного которому ещё на земле никогда не было», Тимур клянётся своим товарищам «жить честно, скромно, учиться хорошо, работать упорно, много». Всю деятельность отряда он повёл тогда под лозунгом: «Тыл, помогай фронту защищать Родину». Самое святое у гайдаровского героя – делать добро людям.
Смысл жизни Тимура – активная деятельность, проникнутая подлинным гуманизмом, глубокой человечностью, неутомимой заботой о людях. «Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же», – говорят Тимуру его друзья.
Мысли и дела Тимура выражают идею нашей эпохи, они остаются живыми и действенными и до сего времени.
В повести о Тимуре Гайдар сумел создать образ положительного героя, который стал примером для юного читателя. Буквально не прошло и месяца после выхода в свет повести, как тимуровские отряды стали повседневной реальностью. Зародилось патриотическое движение сотен и тысяч пионерских отрядов.
Повесть о Тимуре была очень своевременной книгой. Писатель верно указал детям их «место в рабочем строю» в годы Великой Отечественной войны.
Воспитательное значение гайдаровского произведения не меркнет во времени.
Повесть о Тимуре – это книга-полководец, собравшая под свои знамёна миллионы юных патриотов.
И я сразу вспомнила рассказ бабушки о том, как они создавали свои отряды, предлагали свою посильную помощь людям. Особенно в послевоенное время, когда многие семьи потеряли близких людей.
Роль информации в жизни человека ( на свободную тему)
... увеличиваются атаки хакеров в интернете и социальных сетях. Появилось много таких, которые вредят развитию информационных технологий. Все вышеприведённые примеры в виде хронологии и есть жизнь людей в мире информации. ... было отменено рабство. Многие страны Латинской Америки приобрели независимость. На рубеже ХIX - ХХ веков стала воплощаться в реальность 500-летняя, а то и 1000-летняя мечта ...
Они стремились уже в юные годы участвовать вместе с взрослыми в строительстве новой жизни.
Гайдара давно нет. Но живы «долгие дела» его книг, жива память о человеке, который учил детей «честно жить, много трудиться, крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю».
Районный конкурс творческих работ
ГАЙДАР В ПАМЯТИ ПОКОЛЕНИЙ
Сочинение
Выполнила: Косинова Марина,
ученица 8 класса,
Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение «Крупецкая основная
общеобразовательная школа»
Беловского района Курской области
Руководитель: Ельникова
Надежда Викторовна, учитель
русского языка и литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/chto-samoe-znachitelnoe-v-tvorchestve-gaydara/
2013 год
Источник: https://infourok.ru/sochinenie-gaydar-v-pamyati-pokoleniy-2039905.html
Сочинение «Моя любимая книга А. П. Гайдара»
Сочинение «Моя любимая книга А. П. Гайдара» – страница №1/1
Сочинение
«Моя любимая книга А.П. Гайдара»
выполнила ученица 8 класса
Гудилина Кристина
Курская земля. Сколько замечательных и талантливых имен ты подарила России. А.Дейнека, С.Саровский, Г.Свиридов, К.Воробьев, Е.Носов и много других. Среди этих имен есть и имя Аркадия Гайдара.
Его история начиналась в небольшом городке Льгове в семье школьного учителя. Именно в родительском доме он, будущий великий писатель, познакомился с книгой, открывшей ему мир, которого он прежде не знал.
Родители знакомили своих детей с охотниками на диких зверей, с путешествиями в далекие жаркие страны, с отважным Робинзоном Крузо.
Увлекательные игры в «дальние страны» , книги, читаемые отцом вслух, песни и сказки, сочиняемые матерью, – все это побуждало фантазию мальчика, литературные наклонности которого начали очень рано пробуждаться.
Читая книги Гайдара, ощущаешь, что он всегда был ребенком, ведь кажется на первый взгляд, что рассказы и повести посвящены детям.
«Чук и Гек», «Дальние страны», «Голубая чашка», «Судьба барабанщика», «На графских развалинах» и др. Каждый из нас вырос на его книгах, читывался в детстве его увлекательными историями.
Очень трудно из такого количества ,написанного им, выбрать одно – любимое. Но оно есть. Это небольшой рассказ
« Голубая чашка».
На мой взгляд, создавая «Голубую чашку», писатель хотел пробудить в душах читателей бережное отношение к семье, хотел, чтобы юные читатели с малых лет понимали: семья очень много значит в жизни человека и нужно уметь ее беречь. Рассказ имеет свою удивительную особенность: каждый находит в нем то, что ему интересно и доступно: взрослые – одно, школьники – другое, а малыш – третье.
Для тех, кто любит все необычное, которым нравятся забавные приключения, «Голубая чашка» – описание удивительного путешествия, совершенного Светланой и ее отцом. Путешествуя в окрестностях своей дали, они открыли целый мир, красочный, богатый, увлекательный – мир природы и человеческих отношений.
Сочинение рассказ степа дрова колет
... научить Степу колоть дрова. Мальчик же обещал отцу больше не браться за дело, в котором он ничего не смыслит, и теперь он обязательно будет спрашивать совета. Сочинение-рассказ по теме Степа дрова колет ... лишь пострадал. Что же произошло со Степкой? — спросите вы. И в сочинении рассуждении по рассказу на тему Степа дрова колит, видим следующую ситуацию. Не зная правильной техники и не рассчитав ...
Рассказ захватывает романтикой неожиданного и очень увлекательного в обыденном и повседневном. Перед Светланой и еее отцом, которые совсем недавно ушли из дома, жизнь предстала во всей сложности и многообразии. В первую очередь это была жизнь природы, которую мы видим глазами девочки и ее отца, сохранившего живость и непосредственность чувств. Кажется, что он вовсе не расставался с детством.
Растения, животные в рассказе как бы одухотворены, наделены мыслями и чувствами, по-своему относятся они к людям, оттого порой начинает казаться, что герои очутились в стране сказок.
Путешественники познакомились с обитателями подводного царства: сначала это были рыбы, которые умчались прочь в свою глубину, когда отец и Светлана начали взбивать воду, а потом – черный усатый рак.
Этого рака отец вытащил из его подводной страны. Это он, изловчившись, Злобно схватил Светлану за палец.
Отца с дочкой неотступно сопровождали птицы, обитавшие в этом крае. Сначала девочка приметила серого гуся-вожака, потом ворону.
Своя особая жизнь была и у растений, которые были то приветливые и гостеприимные с людьми, то весьма сдержанны в выражении своих чувств. Когда путешественники, утомленные и голодные, надумали сделать короткий привал и немного подкрепиться, то перед ними с шумом распахнулись пышные ветви дикого орешника.
Зато стоило отцу заговорить о том, что они со Светланой никогда не вернуться больше домой, ни один цветок не качнулся и не кивнул головой, выражая тем недовольство. Светлана и отец очень сильно любили Марусю, мать девочки, поэтому природа так отнеслась к словам отца.
Мир растений, кажется, живет интересами людей и, подобно людям, хотел, чтобы человек был счастлив.
«Голубая чашка» – это рассказ о том, какой может быть и какой должна быть семья, где отношения строятся на полном уважении и полном доверии друг другу. В наше время, действительно, не хватает таких произведений, которые бы помогали найти ответы на сложные вопросы жизни. Вот поэтому все чаще мы обращаемся к произведениям Аркадия Петровича Гайдара, которые учат нас любить все, что находится вокруг нас, помогают увидеть сказочный мир в природе, в предметах. Я люблю читать произведения Гайдара, я наслаждаюсь каждой строкой, написанной им, и думаю, что каждый читатель найдет в его произведениях свой мир, откроет свою тайну.
Источник:
Год литературы: Гайдар
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/chto-samoe-znachitelnoe-v-tvorchestve-gaydara/
Тогда пермская «Звезда» опубликовала его рассказ «Угловой дом», имя автора значилось Гайдар. Однако до сих пор нет одной признанной версии происхождения псевдонима. Вот только некоторые из их множества.
Гайдар, Аркадий Петрович
... Гайдара были перезахоронены в городе Каневе[13] . 1.5. Личная жизнь В середине 1920-х годов Аркадий ... Угловой дом», 1925), подписанное псевдонимом Гайдар. Писатель стал классиком детской литературы, прославившись ... Гайдара Мальчишу-Кибальчишу — первый в Москве памятник литературному персонажу (скульптор В.К. Фролов, архитектор В.С. Кубасов) — установлен в 1972 году у Городского дворца творчества ...
Всадник, скачущий впереди
куда идёшь
А Василий Берёза, директор гайдаровской библиотеки-музея в Каневе, полагает, что Гайдар услышал будущий псевдоним в Змеевском уезде Харьковской губернии, где оно означало « пастух овец » (Словарь украинского языка Бориса Гринченко).
Что ж, когда он сюда сбежал от скуки Пятигорска, то зарабатывал чем придётся, овец тоже пас.
Но и символика в этом есть: Гайдар, точно сэлинджеровский Холден Колфилд, в своих произведениях бдил за детьми, не позволяя свалиться ребёнку в пропасть.
Что связывает Гайдара и Михаила Юрьевича Лермонтова?
Родство крови. По материнской линии родословная Аркадия Петровича восходит к роду великого поэта. Наталья Аркадьевна Салькова доводилась ему праправнучатой родственницей.
Всё, что осталось от Гайдара, — старый пыльный чемодан
Его нашли мальчишки на чердаке дома в Клину — там незадолго до войны Аркадий Петрович поселился с новой семьёй. В чемодане гайдаровские документы, фотографии, письма. Всё остальное по его близким, друзьям и знакомым собирали. Многое попало в Центральный госархив литературы и искусства Санкт-Петербурга.
А вот приказы Гайдара от 1921-го я обнаружил в московском Центральном госархиве Советской армии. Тогда Гайдар командовал 23-м стрелковым полком в Воронеже. Было ему 17 лет. Здесь же адресованные ему приказы и распоряжения командарма, будущего маршала Михаила Тухачевского.
А ведь до этих находок многие не верили, что всё это правда — мол, слишком молод Голиков для командира.
Гайдар погиб на оккупированной территории, в немецком тылу
корреспондентом«Комсомольской правды»
Немцы орден с его гимнастёрки сняли, документы забрали. Долгое время его считали без вести пропавшим. И пока его судьба не прояснилась, имя Гайдара совершенно исчезло с газетных страниц, перестало звучать по радио.
А как всё стало известно, СМИ прорвало его публикациями и о нём.
В нише детской литературы Гайдар спасался от цензуры
Конечно, реалии тоталитарного режима корректировали его творчество. Но даже вопреки этому он оставался органичным автором, так и не порвав связь с ребёнком внутри себя. Отсюда его вечный бег от маеты обыденности, романтический порыв, риск.
Герой «Школы» — наш славный земляк
Семён Афанасьевич Бегичев
Аркадий Петрович сделал памятную надпись на его экземпляре «Школы»: «Тов. Бегичеву С. А.
в память о далёких, незабываемых днях 1918 года, когда он был командиром отряда в тех местах, где автор этой книги был ещё мальчуганом-красноармейцем. Арк. Гайдар. 21.XII.34 Москва».
Источник: https://www.belpressa.ru/projects/god-literatury/24672.html
Сочинение по «Судьбе барабанщика» А.Гайдара
Я прочитал повесть А.Гайдара «Судьба барабанщика». Книга была написана в 1938 году, в страшное для страны время массовых репрессий, когда во многих семьях были арестованы родные.
Их объявили врагами народа и отправили в лагеря. Дети не могли понять, как их родители, которые учили их любить Родину, могли оказаться врагами народа. Об одном из таких детей и рассказывает Гайдар. Рассказ ведется от лица главного героя.
Это позволяет сильнее показать переживания.
Главный герой повести – четырнадцатилетний подросток Сергей Щербачов. Его мама утонула, когда ему было 8 лет, отец женился второй раз. Сергей очень любил отца и годился им.
Сережа очень хотел быть на них похожим, «прямо и открыто» смотреть в глаза людям.
Каким страшным ударом было для Сережи известие об аресте отца за растрату казенных денег! Сергей не понимает, как мог его отец – бывший красный командир, человек, воспитавший в нем с детства любовь к Родине, совершить такое преступление. После судя Сергей мысленно прощается с отцом и с прежней счастливой жизнью.
Теперь в его душе поселяются пустота и одиночество. Узнав об аресте, старый друг отца Половцев перестает звонить и заходить к Сергею в гости. А ведь мальчику так нужна была бы его поддержка! Мачехе Сергей тоже не нужен. Она выходит замуж и едет на курорт, не взяв Сергея с собой. Мальчик чувствует себя всеми покинутым.
Сергей быстро попадает в общество темных личностей, мелких хулиганов, сам совершает один поступок за другим, осознавая в душе, что скатывается вниз. Внутренне он пытается бороться с этим. В библиотеке он берет книгу о французе-барабанщике. Сережа восхищен его смелостью, сравнивает себя с ним. Ведь он тоже барабанщик в своем пионерском отряде! И тоже «одинокий и заброшенный».
Они постоянно напоминают Сергею о том, как они «боролись и страдали, сражаясь под грохот канонад, сидели по тюрьмам и готовы были идти на эшафот». Подросток доверился «дяде».
Он напомнил ему отца, стал заботиться о Сереже, обещал отвезти мальчика в мичманскую школу.
Сережа нужен был преступникам для выполнения их дальнейших хитрых планов. Они постоянно напоминают ему о его проступках: продаже вещей мачехи Валентины, взломе запертого ящика стола, пугают его милицией, арестом и трудовой колонией для малолетних преступников.
«Дядя» велит подростку поближе познакомиться с мальчиком Славой, а потом подробно расспрашивает об его отце – военном инженере.
Цепочка событий% ранение Славкиного отца, раскрытие «дядиного» обмана о мичманской школе и нечаянно подслушанный разговор между «дядей» и стариком Яковым, раскрывают Сергею глаза на своих «опекунов».
Они – убийцы, бандиты, шпионы, а он, Сережа невольно помогал в их делах.
После такого открытия Сережина совесть не могла больше терпеть. Это именно она говорила Сергею: «Выпрямляйся, барабанщик! Встань и не гнись! Пришла пора! В самую ответственную минуту четырнадцатилетний мальчик стреляет в шпионов из найденного им пистолета, не желая мириться с тем, чтобы бандиты скрылись.
Книга замечательная. Она учит ответственности за свои поступки, показывает, как легко можно оступиться и к чему это может привести. У Аркадия Гайдара есть еще одно замечательное произведение про детей, которое называется Тимур и его команда. Оно мне очень понравилось и я написал его подробный разбор, сочинение про Тимура и его друзей.
Источник: http://literature.land/vse-sochineniya/sochineniya-po-proizvedeniyam/gaidar-sudba-barabanshika-sochinenie.html
Гайдар А. П. Гайдар Аркадий Петрович краткая биография писателя
Гайдар Аркадий Петрович
(1904 – 1941)
Гайдар (настоящая фамилия – Голиков) Аркадий Петрович (1904 – 1941), прозаик.
Родился 9 января (22 н. с.) в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детские годы прошли в Арзамасе. Учился в реальном училище, но когда началась Первая мировая война и отца забрали в солдаты, он через месяц сбежал из дома, чтобы ехать к отцу на фронт. В девяноста километрах от Арзамаса его задержали и вернули.
Позже, подростком четырнадцати лет, он встретился с” хорошими людьми – большевиками” и в 1918 ушел” воевать за светлое царство социализма”.
Он был физически крепким и рослым парнем, и после некоторых колебаний его приняли на курсы красных командиров.
В четырнадцать с половиной лет он командовал на петлюровском фронте ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитизмом (“это на антоновщине”).
В декабре 1924 Гайдар ушел из армии по болезни (после ранения и контузии).
Начал писать. Его учителями в писательском ремесле были К. Федин, М. Слонимский и С. Семенов, которые разбирали с ним буквально каждую строчку, критиковали и объясняли приему литературного мастерства.
Лучшими своими сочинениями он считал повести” P. B. C.” (1925),” Дальние страны”,” Четвертый блиндаж” и” Школа” (1930),” Тимур и его команда” (1940).
Он много ездил по стране, встречался с разными людьми, жадно впитывал жизнь.
Он не умел писать, закрывшись в кабинете, за удобным столом. Он сочинял на ходу, обдумывал свои книги в дороге, твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в простых тетрадках.” Родина его книг – разные города, деревни, даже поезда”.
26 октября 1941 на Украине, под деревней Ляплявою, Гайдар погиб в схватке с фашистами.
Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Гайдар (настоящая фамилия – Голиков) Аркадий Петрович (09.01.1904. Льговский рабочий поселок – 26.10.1941, близ Канева, Украина), писатель. В 15 лет примкнул к большевикам и в 1919 вступил в Красную армию. Быстро стал помощником командующего красными партизанами, действовавшими в районе Арзамаса. Затем командовал отрядом (полком).
Участвовал в подавлении восстания Антонова на Тамбовщине. По воспоминаниям, отличался патологической жестокостью, что вызывало сомнения в его психическом здоровье. С времен Гражданской войны Гайдар стал алкоголиком, страдал запоями, его мучили кошмары. Всю жизнь был подвержен депрессии и даже пытался покончить жизнь самоубийством.
Его детская психика не выдержала жестокостей Гражданской войны.
Автор произведений о романтике революции” РВС” (1926),” Школа” (1930),” Военная тайна” (1935).
Его повесть” Тимур и его команда” (1940) стала классикой. Считался одним из основоположников советской детской литературы.
Стал одной из ключевых фигур советской пропаганды, вокруг него были созданы легенды, не имевшие ничего общего с действительностью. Его произведения до 1990-х гг. неизменно были ключевыми в школьной программе и были обязательными для изучения всеми советскими школьниками. Тиражи составили десятки миллионов экземпляров.
После начала перестройки его творчество стало пересматриваться, и сейчас он практически забыт и больше стал известен его внук Егор Тимурович Гайдар.
Источник: http://www.slavkrug.org/gajdar-a-p-gajdar-arkadij-petrovich-kratkaya-biografiya-pisatelya/
Готовые школьные сочинения
мая
15 2010
Фраерман о жизни и творчестве А. П. Гайдара
Есть у Р. Фраермана и еще одна книга, в которой перед читателем развернута жизнь-пример,- это книга «Любимый писатель детей», в которой рассказывается о жизни и творчестве А. П. Гайдара.
Не роман, не повесть, а всего лишь развернутый очерк о любимом миллионами юных сердец писателе, согретый теплым дружеским чувством и навсегда дорогими личными воспоминаниями.
И этим очерком, опирающимся на конкретные факты, не позволяющие особенно удаляться от документальной основы, писатель стремится ответить на вопрос, как лучше подготовить себя к жизни, как достойно прожить ее.
В сущности, это очерк о том, как прожил свою жизнь Гайдар. Писатель рассказал об этом на основании личных наблюдений и того, что ему довелось не раз слышать от самого Аркадия Петровича.Нет сомнений в том, что Р. И.
Фраерман мог подробнее рассказать о жизни близкого друга, мне не раз приходилось от него слышать подробности, которых в очерке нет, об этом, может быть, и стоит пожалеть, но при этом нельзя не принять во внимание того, что на этот раз о Гайдаре рассказано наиболее важное, наиболее существенное, что определяло главнос в его характере, наиболее знаменательное в его жизни и творчестве.
Жизнь Гайдара прослежена с самого начала и до героической гибели. Это жизнь патриота, борца, веселого выдумщика, искателя и открывателя поэзии и красоты в нашей обычной действительности, которую он так беззаветно любил и в которой находил так много очаровательного.
Расскажи Фраерман только это, мы получили бы достаточно яркое представление о замечательном человеке, о его своеобразной и богато одаренной личности. Но наше представление все же не было бы полным.
Ведь главное в Гайдаре – его поэтическая натура. И этому Фраерман уделил основное внимание в своем очерке.
Отчетливее всего перед нами предстает «поэт, каждым словом своим и каждым помыслом служивший своему народу, своей Родине и думавший об их счастье».
Но Гайдар не такой поэт, как многие. Существует, я бы сказал, удивительный секрет Гайдара. Секрет состоит в том, что поэт адресовал свое вдохновенное слово прежде всего юным сердцам, правда, слово его дошло и до взрослых, взволновало и пленило и их.
Как произошло, что рано повзрослевший в боях и походах человек, помышлявший прожить жизнь военным человеком, взявшись за перо, стал детским писателем? Очень глубокий и умный ответ дает на это Р.
Фраерман, которому не только тесная дружба с Гайдаром, а еще и личный опыт позволили разглядеть секреты друга.
«Часто сам Гайдар задавал вопрос: случайно ли так с ним произошло, как порою случайно происходит со многими писателями?
Может показаться странной эта мысль, но Гайдар всегда писал о себе, писал для себя и потому-то и стал детским писателем.
В душе Гайдара постоянно жили видения детского мира.
И еще больше – мальчишеского мира, одновременно героического и наивного, лукавого и чистого, который он силой поэзии заставлял выходить на страницы книг.
Ранние повести Гайдара не имели успеха не потому, что они были уж так слабо написаны. И в них мы находим прекрасные, талантливые страницы. Но там нет той чудесной поэзии детства, которая раскрывается перед нами вдруг в такой простой и скромной повести, как «Школа».
С этой поэзией детства Гайдар больше не расстается, как не расстается со своей излюбленной темой – Красной Армией. Сам большевик, он рисует маленьких большевиков и учит юных читателей любить Родину, партию и свою прекрасную Советскую страну.
Сам воин и советский патриот, он рисует маленьких воинов и патриотов и учит их защищать эту Советскую страну, верно хранить военную тайну и, чем возможно, помогать своей Красной Армии. Вот поэтому именно дети так любят его книги.
И вовсе он не притворяется из военной хитрости детским писателем, как он сам о том говорит, как бы себе в утешение. Другим он и не мог бы быть».
Замечательная по меткости и точности характеристика самого существенного, самого главного в творчестве Гайдара. Такая характеристика могла быть дана не только близким другом писателя, но и его единомышленником, во многом жившим сходной с ним жизнью, одинаково смотревшим на мир и солидарно понимавшим свою задачу.
Жизненный пример Гайдара не в меньшой мере, чем пример любого другого героя, увлекателен и поучителен. Пусть вам не дано быть поэтом, художником, но пройти по жизни, равняясь на Гайдара, добрым, смелым, чутким, беззаветно преданным родине, революции, народу – разве это не заманчиво для каждого? Не в этом ли состоит высокое счастье жизни нашей!
Писатель очень дорожил этой повестью, радовался большому успеху ее у читателей и тем не менее был удручен несправедливым отношением профессиональной критики.
Собираясь подарить мне эту книгу, он с опаской сказал: – Не знаю, понравится ли вам мой «Золотой Василек».
Он сказал это с горечью, которая меня в тот момент удивила, ибо я не мог еще предположить, как дорога ему эта повесть. А дорога она была, надо думать, по многим причинам. Начать хотя бы с того, что в этой книге Р.
Она начинается сильнейшим по яркости, похожим на развернутое лирическое стихотворение в прозе вступлением, в котором вдохновенно живописуется роскошнейшая природа Дальнего Востока, ее могущество, сила, красота в любое время года.
С особенной щедростью автор живописует дальневосточную тайгу, неоглядные просторы океана и человека, преображающего этот удивительный край. Сказание о человеческом подвиге, о деятельности жизни на этих захватывающих воображение просторах вторгается в лирическое описание хотя и несколько неожиданно, но очень естественно и органично.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Фраерман о жизни и творчестве А. П. Гайдара . Литературные сочинения!
Источник: http://www.testsoch.net/fraerman-o-zhizni-i-tvorchestve-a-p-gajdara/
Краткая Биография Аркадий Гайдар. Гайдар Аркадий Петрович
Первую автобиографию для своих читателей А. П. Гайдар написал в 1930 году. В то время выходила «Роман-газета для ребят» — издание большого формата, похожее на журнал.
Рисунков в «Роман-газете для ребят» не было, шрифт был мелкий, бумага простая, газетная. Текст печатался на одной странице и две колонки. Такое упрощенное издание позволяло быстрее и дешевле печатать книги.
Пока новая книга готовилась к печати, ее успевали издать в «Роман-газете для ребят».
Так было и с новой повестью А. Гайдара — «Школа». По,
Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Под портретом надпись: «Арк. Гайдар, 16 лет, командир 4-й роты 303-го полка 34-й Кубанской дивизии. 1920 год. Кавказский фронт».
Посередине страницы — портрет, а в два столбца — автобиография под заглавием «Командир отдельного полка», которая и публикуется в этом томе.
Эта первая автобиография сильно отличается от той, которую обычно теперь помещают в книгах Гайдара, хотя обе они обращены к читателю-школьнику и схожи посвоему содержанию. Отличается же первая автобиография тем, чтобольше всего места в ней занимает описание фактов из жизни автора, которые послужили материалом для «Школы».
Прочитав повесть и автобиографию, каждый понимал, откуда автор черпал наблюдения для книги. В конце рассказа о себе Гайдар перечислил произведения, опубликованные им к тому времени.
Все другие издания «Школы», выходившие при жизни Гайдара и после его смерти, печатались без автобиографии.
В 1934 году А. Гайдар вновь печатает автобиографию в журнале «Пионер» под заглавием: «Обыкновенная биография в необыкновенное время» («Пионер», 1934 № 5—6.).
Публикация рассказов о себе писателей—сотрудников «Пионера»— была предпринята в связи с десятилетним юбилеем журнала.
Автобиография, напечатанная в журнале, дополнена А. Гайдаром новыми сведениями. В ней рассказано о его участии в «Пионере», о новых произведениях, о творческих планах (в тот год писатель работал над повестью «Военная тайна») и названы книги, которые Гайдар считал лучшимии «Р. В. С..», «Дальние страны», «Четвертый блиндаж», «Школа» Текст этой автобиографии уже ближе к общеизвестному.
Автобиография иллюстрирована двумя портретами: фотографией молодого Гайдара (1920 год) и фотографией 30-х годов.
После смерти А. Гайдара эту автобиографию стали помешать в собраниях сочинений и однотомниках писателя. (Первый раз — в книге: Гайдар А., Сочинения, М.-^л., Детгиз, 1946.)
Известна еще одна автобиография Гаидара) которая, по-видимому, предназначалась для военкомат^ Опубликована она в сборнике «Жизнь и творчество А. П. Гайдара» (М—Л., Детгиз, 1951.) и перепечатана во ftTOp0M издании сборника (М., Детгиз, 1954.)
Источник: http://www.testsoch.info/kratkaya-biografiya-arkadij-gajdar-gajdar-arkadij-petrovich/
Ссылка на основную публикацию
Внеклассное занятие по литературному чтению в 4 классе на тему: «Поговорим о писателе А.П.Гайдаре».
Работу выполнила: Коробка Светлана Алексеевна учитель начальных классов МОУ сош №13 ст.Новоджерелиевской Брюховецкого района Краснодарского края Цель : познакомить детей с биографией и творчеством А.П.Гайдара; развивать любовь к книгам Гайдара; воспитывать на примерах героев книг писателя доброту, мужество, патриотизм. Оборудование : портрет писателя А.П.Гайдара, плакат со словами «И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно!», музыкальный центр, караоке песни «Гайдару салют», выставка книг А.П.Гайдара. Ход занятия. 1 ученик: Хорошая книга- Мой спутник, мой друг, С тобой интересным бывает досуг. Мы время отлично проводим вдвоём И наш разговор потихоньку ведём. С тобою дорога Моя далека- В любую страну, В любые века. Ты мне говоришь про дела смельчаков, Про злобных врагов И смешных чудаков. Про тайны земли И движенье планет. С тобой ничего непонятного нет. Ты учишь правдивым И доблестным быть, Природу, людей Понимать и любить, Тобой дорожу я, Тебя берегу. Без книги хорошей я жить не могу! Н.Найдёнова. Учитель: Кто является главным создателем книг? (писатель) И наше мероприятие посвящено жизни и творчеству писателя Аркадия Петровича Гайдара. 2 ученик . Большой, весёлый, ясноглазый, Присев к ребячьему костру, Он сочинял свои рассказы, Как бесконечную игру. А.П.Гайдар с сыном Тимуром.1939г. Учитель: 22 января 2007 года Гайдару исполнилось бы 103 года. Это был человек большого мужества и доброты. Он обладал в повседневной жизни редким талантом превращать будни в праздник. Где бы не появлялся Аркадий Петрович – в чьём-то доме, во дворе или в лагере, вокруг него мгновенно возникала атмосфера веселья, радости и ожидания чуда. Мальчишки доверяли Гайдару свои секреты, на равных принимали его в свои игры, с готовностью выполняли любые поручения Аркадия Петровича. Но когда–то Гайдар был просто мальчиком. Родился он в городе Льгове Курской губернии в семье Петра Исидоровича и Натальи Аркадьевны Голиковых. Звали его в ту пору Аркашей Голиковым. Он считался «девчоночьим покровителем», потому что заботился о своих младших сёстрах Наталье, Ольге, Кате, и никому не давал их в обиду. Своим же родным городом он считал Арзамас: «Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженных ветхими заборами. Через город мимо садов тянулись зацветшие пруды». Арзамас. Пруд. Ответственность за другого сделалась чертой его характера. Стоило в школе во время перемены ватаге сорванцов навалиться на слабого, как в коридоре раздавался крик: «Аркашка! Аркашка, на помощь!» И тут же прибегал Голиков, чтобы расшвырять обидчиков. В этих потасовках нередко доставалось и ему самому, но Аркадий никогда не отступал и не бросал никого в беде. И добился своего. В августе 1919 года курсантскую роту, в которой служил Аркадий Голиков, бросили под Киевом в прорыв против атамана Петлюры. В решающую минуту боя тяжело ранило командира. Дело оборачивалось катастрофой. Первым это понял Голиков. -Слушай мою команду! Вперёд…-крикнул он. Этот бой был выигран. Вечером товарищи избрали его своим командиром. А он был самым молодым среди них -15 лет. Путь юного командира не был лёгким. В 17 лет Голикову неожиданно доверили полк – почти 5000 тысяч бойцов. Аркадий Голиков-комбат.1922г. Аркадий Голиков любил Красную Армию и мечтал всю жизнь остаться в её рядах, но ранение и контузия подорвали его здоровье, остаться в армии ему не разрешили. Ему было всего 20 лет, когда его уволили из рядов Красной Армии в запас. Вступая в литературу, Аркадий Петрович Голиков взял себе литературное имя Гайдар. Что означало слово «Гайдар?» ( В коннице одной из восточных стран впереди отряда скакал самый бесстрашный и самый зоркий всадник-вперёдсмотрящий. Он разведывал путь, по которому направлялся отряд, и называли его гайдаром.) Всей своей жизнью, всей литературной деятельностью Аркадий Петрович подтверждает, что он всегда и везде был вперёдсмотрящим. 3 ученик. Знает каждый гражданин советский- Будь он очень молод или стар, Что на свете жил писатель детский, Синеглазый богатырь Гайдар. С юности надев шинель солдата, Защищал он Родину свою. Был он лучшим другом вам, ребята, И за ваше счастье пал в бою. Он на белом свете жил недаром. Пусть же вешней зашумит листвой Молодая роща над Гайдаром, Над его могилой боевой. Учитель: Ребята, а какие книги А.П.Гайдара вы читали? (идёт работа с выставкой книг «Горячий камень». «Чук и Гек», «Дым в лесу», «Голубая чашка», «Четвёртый блиндаж», «Школа», «Тимур и его команда», « Военная тайна»).
Из каких произведений Гайдара эти слова? И снился Геку странный сон: Как будто ожил весь вагон, Как будто слышны голоса От колеса до колеса. Бегут вагоны -длинный ряд- И с паровозом говорят. («Чук и Гек») «С тех пор прошло много лет, но камень тот так и лежит на на той горе неразбитым». («Горячий камень») «Прошло три дня. Со Славкой повидаться мне так и не удалось -в парк он больше не приходил». («Судьба барабанщика») «Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу». («Совесть») «Гоп! Гоп! Хорошо! Не визжат пули, не грохают снаряды, не горят деревни. Нечего буржуинов бояться. Некому в пояс кланяться». ( «Военная тайна») «Очень странно! Этот чердак был обитаем. На стене висели мотки верёвок, фонарь, два скрещенных сигнальных флага и карта посёлка, вся исчерченная непонятными знаками». ( «Тимур и его команда») -Из-за чего ушли из дома отец со Светланой, герои рассказа «Голубая чашка?» -Как звали мальчиков в повести «Дальние страны 4 ученик. Любимых детских книг творец И верный друг ребят Он жил, как должен жить боец, И умер, как солдат. Ты повесть школьную открой, Гайдар её писал, Правдив той повести герой И, смел, хоть ростом мал. Прочти гайдаровский рассказ И оглянись вокруг: Живут сегодня среди нас Тимур, и Гек, и Чук.. Их по поступкам узнают, И это не беда, Что по- гайдаровски зовут Героев не всегда. Страницы честных, чистых книг Боец, писатель, Большевик И гражданин – Гайдар. 5 ученик.
В большом доме на старом Арбате жил старый писатекль. Он давно ничего не писал и даже читать не мог, так как плохо видел. Аркадий Петрович часто заходил к нему, вслух читал ему новые книги, и старик радовался: о нём не забыли. В Москве жил товарищ Гайдара. В бою ему оторвало ногу и повредило грудь, работал он переплётчиком. Гайдар доставал ему работу и разносил переплетённые книги по заказчикам. 6 ученик. У Гайдара становилось всё больше таких знакомых и друзей, которые нуждались в помощи и поддержке. Теперь у него не хватало времени, чтобы помогать всем. Гайдар сказал, что им надо играть не в «разбойников», а в «хороших людей». Рассказал о больной девочке, старом писателе. Пообещал придумать игру в «хороших людей». Так была написана повесть «Тимур и его команда». Учитель: С тех пор ребята стали помогать детям и взрослым. Повсюду стали возникать команды «тимуровцев». 7 ученик: Мы, тимуровцы, внуки Гайдара, Это значит -всегда мы в пути. И недаром, ребята, недаром Наш девиз: «Людям радость нести». Учитель: Книги писателя-это его жизнь. Герои его книг поступали так же, как поступил бы сам Гайдар на их месте. Аркадий Петрович учит вас, ребята, беречь наш светлый дом, Родину, наши сады, цветы, города, наших людей, потому что сам любил их, и берёг, и защищал всеми силами души. 8 ученик:
Полковник А.Д.Орлов- командир группы, с которой Гайдар шёл с боями по тылам противника, писал: «…не было лучше, надёжнее, исполнительнее человека в трудные минуты, чем он. Это человек исключительной честности, сердечности и отваги…» 9 ученик: Осень сорок первого застала Аркадия Петровича в партизанском лагере под Леплявой близ Канева. 26 октября Гайдар и четверо партизан возвращались на новую базу отряда. На окраине Леплявы, возле железной дороги, сделали короткий привал. Аркадий Петрович поднялся на высокую насыпь, чтобы зайти к путёвому обходчику, и обнаружил засаду. -Немцы! Бей гадов, – крикнул Гайдар, и тут же упал сражённый пулей. Рядом с будкой путевого обходчика, там , где лежал Гайдар, стоит простой солдатский обелиск. Отгремела война. Люди перенесли прах Аркадия Петровича на другой берег Днепра и похоронили на высоком холме в Канёве. Памятник на могиле А.П.Гайдара в Канёве. Учитель: Каждое новое поколение ребят читает книги А.П.Гайдара и учится у героев его книг доброте и мужеству. Говоря сегодня о Гайдаре, мы отмечаем подвиг писателя и солдата, подвиг великого гражданина нашей страны, который завещал нам крепко любить и беречь Родину. Лихие тачанки гражданской войны Врываются вихрем в мальчишечьи сны. Стучат пулемёты в степной тишине- И мчится Гайдар на горячем коне. Припев: -Гайдару салют! Это трубы трубят. -Гайдару салют! Это клятва ребят. Улыбка Гайдара Светла, молода. Для нас комиссаром Он будет всегда! Над травами, коршун, замри, не кружись! Не верим, что пулей оборвана жизнь! Гайдар к нам прискачет сквозь ветер и ночь, В беде не оставит, сумеет помочь. Припев. Пусть песня пробита осколком свинца- Мы песню Гайдара споём до конца. Звенеть ей над полем, над чистой водой, Под знаменем вечным, под красной звездой. Припев. Памятник А.П.Гайдару в Арзамасе. Литература. [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/chto-samoe-znachitelnoe-v-tvorchestve-gaydara/ 1.Жизнь и творчество А.П.Гайдара./ Материалы для выставки в школе и детской библиотеке /. М.: «Детская литература», 1984 г. 2.В.Лясковский. Всегда с Гайдаром. Одесса «Маяк», 1977 г. 3. В.Малюгин. Жизнь, такая как надо. М.: «Молодая гвардия», 1962г. 4.Аркаий Гайдар./Собрание сочинений в 3-х томах./ М.: «Правда», 1986г. 5. Вслух про себя./Сборник статей и очерков советских писателей/. М.: «Детская литература», 1975г. |