Произведение «Горе от ума» считается уникальным творением русской литературы не только за его актуальную проблематику, интересных персонажей и удивительный язык Грибоедова, но и за то, что эта комедия вобрала в себя отличительные черты трёх главных направлений литературы 19 века. «Горе от ума» является великолепно согласованной смесью из вроде бы несоединимых течений- классицизма, романтизма и реализма.
Первую и основную черту классицизма читатель видит в самом начале произведения в списке героев- говорящие имена и фамилии, по которым еще до прочтения у читающего складывается определенное мнение об каждом из персонажей.
Например:
Алексей Степанович Молчалин- по фамилии этого героя сразу становится понятно, что он немногословен и тих, своё мнение в различных ситуациях будет выражать нечасто. Так оно при прочтении и оказывается: Молчалин всегда соглашается с точками зрения окружающих, но не из-за неимения своей, но из личной выгоды. Этим свои качеством, кстати, он покарает сердце Софьи Павловны, для которой его молчание казалась очень таинственным и романтичным.
Молчалин за других себя забыть готов,
Враг дерзости, — всегда застенчиво, несмело
При дальнейшем чтении выявляется ещё одна черта классицизма: в основе сюжета лежит любовный треугольник. В комедии главный герой Чацкий испытывает нежные чувства к Софье, но она, увы, вместе с Молчалиным, который на самом деле притворяется, что взаимно влюблен в девушку.
Важной частью течения классицизма, представленного в «Горе от ума», является нравоучение от автора, в котором он показывает все пороки тогдашнего общества и предостерегает последующие поколения от их повторения. Это карьеризм, лживость, малодушие, действие только из корысти и личной выгоды.
Основной чертой романтизма в комедии Грибоедова является противопоставление бунтарской личности главного героя- пылкого, идеально образованного и чувственного Чацкого- порочному обществу- Фамусову, Молчалину, Скалозубу и другим членам «фамусовского общества». По началу, идеи московской элиты просто возмущали Чацкого, который открыто их оспаривал, но к концу произведения они довели его до состояния угнетения, поэтому Александру Александровичу пришлось покинуть Москву. В «Горе от ума» линия Чацкого является главной, его суждениям и внутреннему миру уделяется особое внимание.
Образ чацкого в комедии «горе от ума» (а. грибоедов)
... Чацкий (сочинение) ЗДЕСЬ Источник: http://resoch.ru/obraz-chackogo-v-komedii-gore-ot-uma-sochinenie/ Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» — сочинения ... образа Чацкого Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова занимает особое место в истории русской литературы. Она сочетает в себе черты уходящего классицизма ... всех мужей. Сам роман Софьи с Молчалиным Чацкий расценивает как личное оскорбление: «Вот я ...
Теперь не худо б было сряду
На дочь и на отца
И на любовника-глупца,
И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простяков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором, —
Безумным вы меня прославили всем хором.
Чацкий за все произведение несколько раз говорил о том, что в России есть ужасная тенденция на слепое подражанье Европе, люди повсеместно заменяют родную речь французской и приглашают немецких учителей. Это также можно отнести к чертам романтизма, поскольку через эти строки автор призывает читателей не глупо равняться на другие страны, а вернуться к своим славянским корням, развивать свою, русскую, самобытную культуру.
Как с ранних пор привыкли верить мы,
Что нам без немцев нет спасенья!
<…>
- Приехал — и нашел, что ласкам нет конца;
Ни звука русского, ни русского лица
Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;
- Своя провинция. Посмотришь, вечерком
Он чувствует себя здесь маленьким царьком;
- Такой же толк у дам, такие же наряды…
Немалая часть основных черт произведения относится к реализму. Вообще, на мой взгляд произведения «Горе от ума» наиболее относится именно к этому направлению, поскольку и персонажи, и ситуация наиболее приближены к реальной жизни.
Персонажи Грибоедова, как бы сначала читателю не казалось, не имеют четко отрицательных или положительных характеров. Они, как и в реальной жизни, являются обычными людьми, а не героями каких-либо важных событий, которые способны делать как добро, так и зло, и каждый из них выбирает то, что считает нужным. Ярчайшим примером этого является характер Чацкого. Да, он умен, честен, благороден, он понимает нынешние проблемы общества, но он по молодости своей абсолютно не сдержан и всегда говорит человеку прямо в лицо то, что о нём думает.
Еще одной чертов реализма считаются типичные характеры героев (с выраженной индивидуальностью) для определенного периода времени. К примеру, в России 19 века типаж «фамусовского» дворянина был основным для всего сословия. Это излишний вес, необразованность, жесткие устаревшие стереотипы, неприятие всего нового, особенно просвящения, как в высших, так и в низших слоях общества.
Также реализму характерно то, что персонажи произведения попадают в типичные для того времени ситуации и конфликты. Самый явный пример: конфликт Чацкого и «фамусовского» общества.
Грибоедов в «Горе» четко показал читателям свой нравственный идеал, воплотив его в Чацком.
Насилие на телевидении: угроза обществу или правда жизни?
... должны воспитываться в атмосфере доброты и любви, насмотреться на тяготы жизни они успеют.) Пропаганда насилия в фильмах и на телевидении, в компьютерных играх и современной музыке - главная ... жертв в более ранние эпохи, но анализ современных обществ, находящийся на племенном уровне развития, показывает чрезвычайно высокий уровень насилия. Согласно данным авторитетного этнографа Дж. Даймонда, «в ...
В итоге можно сказать, что Грибоедову удалось в своей бессмертной комедии собрать воедино лучшие черты трёх основных направления русской литературы, сделав «Горе от ума» разносторонним, глубоким и приближенным к жизни читателей произведением. В нем невооруженным взглядом видны все указанные выше течения, но со своей авторской уникальностью.