Среди глобальных проблем современности экология занимает особое место. Ведь Земля — единственный большой дом человечества. Из всех живых существ только человек заселил всю планету, возвысился над другими формами жизни. Приспосабливая природу к своим требованиям, человек больше брал, чем давал, изменяя равновесие жизни на Земле. Уступая человеку, природа изменяла свое лицо, убирая в небытие многие виды растений и животных. Не исчезнет ли со временем вслед за ними и человек, как спасти и сохранить природу — вот вопросы, которые ставит экология как наука. А искусство слова рассматривает эти же проблемы под другим углом, как нравственные.
Повесть Чингиза Айтматова «Белый пароход» потрясает неожиданным, но неизбежным финалом. События, разворачивающиеся на лесном кордоне, поначалу развиваются неторопливо. Главный герой — мальчик, у которого в произведении нет даже имени, потому что он — это мы, чистота нашего детства, помыслов, часть природы — живет в двух измерениях. Одно из них — мир людей, где тесно переплелись добро и зло, любовь и ненависть. Другое — мир природы, где все ему близко и знакомо. Растения у него «смелые» и «боязливые», а камни-валуны имеют свои имена. Одинокий, выросший без родителей, мальчик мечтает стать рыбой и уплыть в далекое озеро Иссык-Куль за белым пароходом в поисках отцовского тепла. Мальчик олицетворяет природу вслед за своим дедом, Момуном Расторопным, который верит в единство природы и человека, в то, что его род ведет начало от Рогатой матери-оленихи. Он и внуку внушил, что если бы люди не предали мать-природу, жестоко губя маралов ради их ветвистых рогов, род бугинцев жил бы счастливо. Но веря в это, Момун не умеет сопротивляться злу и беззаконию, отвести руку, сжимающую ружье. Он не сопротивляется зятю Орозкулу, властелину на кордоне, когда тот губит реликтовые сосны, когда приказывает убить жизнь-сказку — маралов, вновь появившихся в заповеднике. Подчиняясь Орозкулу, Момун сам убивает олениху, убивает мечту, тончайшую связь чуткой детской души с природой. И мальчик не может дальше жить в этом несовершенном мире, он уходит из него. Его гибель трагична, но трагедия очищает, ведь детская совесть в человеке — как зародыш в зерне, без зародыша зерно не прорастет.
Таким же совестливым по отношению к природе и людям был Егор Полушкин, главный герой романа Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Он жил, словно извиняясь, ценил и понимал красоту, любил и по-настоящему берег природу. Хотел он, чтобы всем было хорошо на свете, чтоб теплого солнышка, травки-муравки всем вдосталь было, потому что сиротство человеческое от разлада с землей-матушкой, с лесом-батюшкой, с речкой-сестричкой начинается. Без любви, без ума подходит человек к природе: некогда богатые леса вырублены, озеро Лебяжье превращено в Черное. Егор, чувствующий каждую рану природы как свою, мечтает залечить хоть часть. Поэтому и покупает на последние деньги лебедей, чтобы озеро вновь стало лебяжьим, ради этого и жизни не жалко. А потребительское отношение к природе, такое, как у Бурьянова и ему подобных, растлевает душу, доводит человека до черной злобы, до убийства. Такие ради полтинников губят не только липы, но и человека. Егор Полушкин на их фоне воспринимается не белой вороной, не бедоносцем, а победителем. Любовь к живому поднимает его до всепрощения, до отпущения грехов, как святого. Такое же чистое, непосредственное отношение к природе и людям воспитал Полушкин и в своем сыне, которого ждет не дождется Черное озеро, чтобы все-таки стать Лебяжьим.
«Природа. «Человек и природа в произведениях литературы». ...
... говорить не просто о природе, ее красоте, о полезности, а о взаимоотношении человека и природы. Многие писатели и поэты воспевают красоту природы. “Тайны в природе” Это сибирский писатель, который 70 лет не ... наш писатель-современник. Он недавно умер, но оставил после себя замечательные произведения. Астафьеву очень близка природа, так как он вырос на берегу Ангары, в деревне на лоне природы. Его ...
Как призыв к борьбе со злом, жестокостью по отношению к природе, животному миру воспринимается повесть Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Главный герой повести — собака, сеттер по кличке Бим, но одушевленный автором, наделенный способностью переживать.
Лес, в который попадает Бим после городских злоключений, и его обитатели самой природой поставлены в определенные, застывшие навеки отношения. Никто не обвинит Бима за то, что он в своих скитаниях по лесу загрызает вальдшнепа, а голодную волчицу за то, что она преследует Бима. В лесу Биму лучше, хоть опасностей здесь немало, но они естественны. В городе же собака целиком во власти человека. Злобного, как Серый, коллекционера собачьих жетонов, или равнодушного, как отец Толика. Что взрослые могут быть такими — это не открытие. Но их действия ранят души детей, Алеши, Толика: они становятся жертвами того же равнодушия, злобы, непонимания, от которых пострадал и Бим. А он просил так мало! Свободы и доверия — больше ничего.
Восхищаясь природой, ее красотой, человек никогда не должен терять чувства своего родства с ней, чтобы не превратить Землю в одну большую «Красную книгу». Как писал поэт Евгений Евтушенко:
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996