Александр Чацкий является главным героем комедии «Горе от ума», написанной известным писателем А. Грибоедовым в стихотворной форме. Автора этого интереснейшего произведения уже долгие годы в русской литературе считают предвестником нового социально-психологического типа, которому присвоено название «лишний человек».
созданный им герой близок к декабристам
Краткая характеристика Чацкого , Характер Чацкого в комедии можно определить в следующем:
- в многообразии эмоционального и в то же время простого портрета;
- положительности героя, который является прирожденным максималистом;
- во всех его чувствах и действиях.
Если он влюбляется, то до такой степени, что ему «целый мир кажется прахом и суетой», он обладатель невыносимой честности и незаурядного ума, постоянно жаждущего дополнительных познаний. Благодаря своим знаниям он трезво видит проблемы политики, ущемленное состояние русской культуры, гордость и честь в людях, но в то же время совершенно слеп в любовных делах. Чацкий — сильная личность, боец по своему характеру, причём воевать он рвется сразу со всеми, но часто вместо победы получает разочарование.
сын покойного друга Фамусова
развития сплетен о сумасшествии героя
Личная драма Чацкого не только придает движение всему сюжету, но и осложняет и углубляет драму общества, которая подтверждается в комедии возрастанием его резких выпадов против дворянской Москвы. И в такой критике взглядов и нравов фамусовского общества ясно видно, против чего высказывается Чацкий и каковы его взгляды.
но прежний мир борется с его словом
Описание Чацкого
Чацкий прямой, гордый и благородный человек, который смело высказывает своё мнение. Он не хочет жить прошлым и видит правду будущего, не приемлет жестокость помещиков, противится крепостного права, карьеризма, чинопочитания, невежества и неправильного отношения общества к рабской морали и идеалам минувшего века. Из-за того, что он является борцом за справедливость и мечтает приносить пользу обществу, ему трудно находиться в безнравственном обществе, ведь среди лживых и подлых людей он не может найти себе места.
По его мнению
Чацкий хорошо пишет, переводит, ищет знаний в путешествиях и служит в Министерстве. При этом перед иностранцами он не преклоняется и смело выступает за отечественное образование.
Споры вокруг главного героя комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова
... Чацкий. Молчалин – человек новый в русской истории, это тип приспособленца, который Грибоедов разглядел первым и указал на него русскому обществу. ... от ума»: «…Рукописная комедия г. Грибоедова «Горе от ума» - феномен, какого не видели со времен «Недоросля». Толпа ... это? Фамусову? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем ...
Его убеждения раскрываются в спорах и монологах с представителями фамусовского общества. Свое неприятие к крепостному праву он подтверждает в воспоминаниях о театре «Нес торе негодяев знатных», в котором подчеркивает обмен верных слуг на борзых собак.
Противоречия в характере героя
- когда он приезжает к Софье и начинает беседу со слов, в которых использует сарказм и язвительный тон: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»;
- при этом не задается целью уколоть своих собеседников и Софью, поэтому удивленно спрашивает ее: «…Ужели слова мои все… клонятся к вреду?».
Образ Чацкого в пьесе представляет собой вспыльчивого и в некоторых словах бестактного дворянина, в чем его и упрекает возлюбленная. И все же этот резкий тон можно оправдать искренним возмущением существующей безнравственностью общества, в котором он вынужден находиться. А бороться с ним — дело его чести.
Такое поведение героя связано с тем, что все вопросы, которые его затрагивают, не находят отклик в душе этого противоборствующего человека, ведь он умен и способен анализировать и прогнозировать новое будущее, без крепостного права и чванства. Именно поэтому он не может справиться с собственными эмоциями и возмущением. Его ум не в ладу с сердцем, а это означает, что он расточает свое красноречие в том числе и на тех, кто совершенно не готов к восприятию его убеждений и доводов.
Своеобразное мировоззрение героя , Чацкий в комедии раскрывает
Особенное отношение Чацкий имеет и к службе. Для отца Софьи, оппонента Чацкого, в данном произведении точно определено к нему отношение Фамусова в следующих словах: «не служит… и в том… пользы не находит». Ответ Чацкого относительно такого высказывания также четко отражает его позицию: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
противники свободной жизни
Раздражает главного героя и стремление дворян везде цепляться за полезные знакомства. Он считает, что они посещают балы именно с этой целью, и не согласен с этим, ведь, по его мнению, не стоит смешивать дела с весельем, т. к. всему должно быть свое время и место.
В одном из монологов Чацкого автор подчеркивает его недовольство тем, что, как только в обществе появляется человек, который желает посвятить себя искусству или науке, а не жажде чина, все его начинают опасаться. Он уверен, что таких людей боятся, ведь они угрожают комфорту и благополучию дворян, потому что вносят в устройство устоявшегося общества новые идеи, а аристократы не хотят расставаться со старым укладом своей жизни. Именно поэтому сплетни о его сумасшествии оказываются очень кстати, т. к. это позволяет обезоружить противника в неугодных дворянам взглядах.
Краткая цитатная характеристика Чацкого
аристократов
Приведем в пример некоторые высказывания главного героя:
- Выслушав сказанное Фамусовым о Максиме Петровиче, Чацкий говорит: «Он презирает людей… ему зевать на потолок…»;
- Он презренно клеймит минувший век: «Прямой был век покорности» и одобряет молодых людей, которые не имеют жадного желания вписаться в полк аристократов и «шутов»;
- Имеет критическое отношение к заселению иностранцев на территории России: «Воскреснем ли… от чужевластья мод? Чтоб… народ… нас не считал за немцев…».
А. А. Чацкий по своей сути делает благое дело, т. к. подобными высказываниями держит под защитой право человека и свободу выбора, к примеру, занятий: жить в деревне, путешествовать, «вперить ум» в науки или же посвятить свою жизнь «искусствам… высоким и прекрасным».
Онегин и Чацкий — разные люди одной эпохи. ,
... нелегко сравнить Чацкого и Онегина, но я попробую это сделать, ведь этого требует тема сочинения. Начать, как ни странно, я хотела бы с того, что у этих героев есть ... подленького, ничтожного человека. Онегин же сам разрушил свою судьбу. По мнению Белинского, Онегин мог прийти в дальнейшем к декабризму. Он пережил и ужас, и раскаяние, и любовь. А Чацкий предстает перед ...
настроенной молодежи изменить
Он в своих высказываниях не чуждается таких народных слов, как «давеча», «чай», «пуще»; он использует в речи поговорки, пословицы и следующие крылатые выражения: «полно вздор молоть», «ни на волос любви» и с легкостью цитирует классику: «и дым Отечества нам… приятен». Кроме этого, подтверждает свой ум и знания, используя иностранные слова, но только в том случае, если в русском языке им нет аналогов.
Он лиричен в рассказах о любви к Софье, ироничен, иногда подшучивает над Фамусовым, немного едок, ведь не принимает критику, которая, по его мнению, — критика «прошлого века».
Чацкий — непростой персонаж. Если говорить остроумными фразами, он метит сразу в глаз и бисером «разбрасывает» выведенные им характеристики. Главный герой этой сложной комедии искренен, и это самое главное, несмотря на то, что его эмоции считаются неприемлемыми. Но при этом их можно считать внутренним богатством героя, ведь благодаря им можно определить настоящее его состояние.
Создание образа Чацкого — это желание автора показать русскому народу назревающий раскол сформировавшейся дворянской среды. Роль данного героя в пьесе драматична, т. к. он пребывает в меньшинстве тех, кто вынужден отступить в этой словесной борьбе за справедливость и покинуть Москву. Но он не оставляет свои взгляды даже в такой ситуации.
Грибоедов не имел задачи показать
По словам И. А. Гончарова, роль Чацкого в этом произведении «страдательная» и в одно и то же время он является и «передовым воином», и «застрельщиком», и «жертвой». «Герой сломлен количеством силы старой, но при этом наносит ей смертельный удар качеством силы свежей», — обозначил писатель.
А. С. Пушкин после прочтения пьесы отметил, что первым признаком умного человека считается то, что с первого взгляда нужно знать, с кем ты имеешь дело, и бисера перед Репетиловыми не метать, но И. А. Гончаров, напротив, считал, что речь Чацкого «кипит остроумием».
Евгений Онегин и Александр Андреевич Чацкий открывают тему «лишнего человека» в русской литературе 19 века. Они — два совершенно разных человека. Чацкий — герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», а Онегин — герой романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Авторы показали в своих произведениях совершенно разные характеры, но оба героя и Чацкий, и Онегин оказались «лишними». Чацкий — передовой человек своего времени, остр и скор на язык, полон амбиций. Онегин — образованный человек, родившийся и выросший среди дворянского окружения, «умная ненужность», потерявшая свое место в обществе. Когда мы читаем эти два произведения, мы находим не только одни различия между этими двумя героями, но и сходства, которые мы еще обсудим в дальнейшем.
Человек в новом информационном обществе
... котором реализуется информационная революция и который ведет к новому состоянию общества. Это новое состояние называется информационным обществом или информационной цивилизацией [1]. Суммируя все сказанное, можно сформулировать концепцию современного информационного общества. Общество является информационным, если: 1) ...
В какой-то мере тема «лишнего человека» противоположна теме «маленького человека». Если в теме «маленького человека» видится оправдание судьбы каждого, то здесь — наоборот, категоричное побуждение «кто-то из нас лишний», которое может, как относится к герою, так и исходить из героя. Лишним человеком чаще всего оказывается тот, кто всех обличает. «Лишний человек» — это определенный литературный тип, к которому относится совокупность персонажей близких по своему мировосприятию, роду занятий и духовному облику. «Лишними людьми» литературоведы 20-ого века называют Онегина, Печорина, Чацкого, Обломова и т. д. Объявлять кого-то лишним — это совсем не русская традиция. Воспитанные на православной почве наши писатели не могли этого не чувствовать, что шло вразрез с их общественными позициями. Можно предположить, что лишних людей в этом мире и в литературе нет, тогда останется только осознание героем самого себя лишним. Можно сказать, что есть определенный стереотип «лишнего человека». Ведь, и Онегина, и Чацкого можно рассматривать не только, как «лишних» людей, но и, как личностей! Это говорит о том, что под стереотипом лишнего человека можно объединить самых разных героев, которые, однако, имеют общую проблему. Они не могут найти своего места в обществе, поэтому дело не в общественном положение, а во внутреннем убеждении героя. Тема «лишнего человека» была особенно актуальна во времена Чацкого и Онегина, когда в Росси уже начинали появляться западные новшества, но она все же оставалась «отсталой» по государственным меркам страной. В современном же обществе мы также часто можем встретить «чацких» и «онегиных». Ведь «лишний человек» — это человек, не нашедший своего жизненного пути, нецельная, можно даже сказать обедненная, личность. Например, по словам Гончарова: « Чацкие неизбежны при каждой смене одного века другим … Чацкие живут и не переводятся в обществе, где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым … Вот отчего не состарился до сих пор и едва ли состарится когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия». Мы живем в передовом обществе, в котором многие могут не успевать за темпом роста науки и культуры, другие же наоборот. С такими веяниями люди теряются, не знают, кем им быть, с какими взглядами идти по жизни и, в конце концов, становятся лишними для общества.
Цель работы: сравнить двух героев — Чацкого и Онегина. Проанализировать все стороны их жизни. В связи с этой целью поставлены основные задачи работы: дать определение термину «лишний человек», ответить на вопрос: «Являются ли Чацкий и Онегин «лишними людьми»?»
Характер, судьбу, взаимоотношения с людьми Евгения Онегина и Александра Андреевича Чацкого определяет совокупность обстоятельств современной действительности, незаурядные личные качества и круг «вечных» проблем, с которыми они сталкиваются.
» Человек отвечает за жизнь на земле…»
... к словам Р.Рождественского: Зарницы в небе вспыхнули не зря. Очнитесь, люди, и поймите, люди, У нас на всех всего одна Земля – Другой Земли у нас уже не будет… 6 мая 15.00 От будущего ... использовать огромную силу энергии, спрятанную в нем. Но возможности людей небезграничны, их вмешательство в тайны природы подчас оборачивается бедой. Один за другим исчезают на Земле целые виды животных и растений. ...
«Евгений Онегин» писался Пушкиным на протяжении многих лет, в течение которых автор пережил самые разные события, и ссылка в Михайловское, и восстание декабристов. Все это давало очень хорошую почву для размышлений, что привело к созданию, наверное, самого реалистичного образа светского молодого человека того времени, вобравшего в себя огромный исторический, литературный, общественный и бытовой смысл. Евгений Онегин — это герой времени, в котором отобразилась «та преждевременная старость души, которая стала основной чертой молодого поколения того времени». Образ Онегина все время находится в развитие, его взгляды меняются на протяжении все го романа. Онегин томится, задыхается в своей среде и сам не знает, чего же он на самом деле хочет.
Недуг, которого причину, Давно отыскать пора,
с п л и н у,
х а н д р а
Им овладела понемногу;
Он застрелится, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.
Пушкин подчеркивает отрицательное отношение Онегина к окружающей среде: «резкий, охлажденный ум», «шутки с желчью пополам»; говорит о злости «мрачных эпиграмм», о «язвительном» споре. Все это показывает, что Онегин принадлежал к числу тех, кто «жил и мыслил». Так и хочется сказать, что Онегин — полноправный хозяин собственной жизни, но, увы, это только иллюзия. В Петербурге и в деревне ему одинаково скучно. Он так и не смог преодолеть в себе душевную лень и зависимость от мнения общества, в котором огромное значение играет мода. Кабинет Онегина полон всяких модных вещиц, через которые воссоздается облик светского молодого человека того времени.
Все, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по Балтическим волнам
За лес и сало возит нам…
Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале,
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щетки тридцати родов
И для ногтей, и для зубов.
Какими бы глубокими ни были его переживания, он не смог преодолеть барьера, построенного на общественном мнении. Онегин не стал изгоем в своем обществе, как Чацкий, он мог спокойно существовать среди своего окружения. В то время в любом доме приветствовались такие, как он — обеспеченные, образованные, в меру остроумные, талантливые молодые люди. Но, безусловно, как только Онегин делал вещи не присталые людям их круга, к нему начинали относиться с опаской, осторожностью. Общество давало оценку Онегину все время, давало оценку каждому его поступку.
«Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон, он пьет одно
Стаканом красное вино;
- Он дамам к ручке не подходит;
- Все да, да нет; не скажет да-с
Иль нет-с!» Таков был общий глас.
Комедия «Горе от ума» была задумана и написана во времена активного декабристского движения, когда молодые люди типа Чацкого несли в общество новые идеи, настроения. В монологах и репликах Чацкого выразились дух вольности и свободной жизни. Такие герои, как Чацкий, призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям. Чацкий, так же как и Онегин, — герой своего времени, обладающий характерными чертами человека, не просто получившего поверхностное образование, но человека умного, пылкого, человека, небоящегося высказывать открыто своего мнения.
Сравнение Александра Чацкого и Евгения Онегина (Школьные сочинения)
... на жизнь у героев были одинаковые. Александр и Евгений были либералами: Чацкий: «Ах! Боже мой! Он карбонарии!» Онегин: «Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил.» И люди считали Онегина странным: «И ...
После войны в обществе сложились два политических лагеря: лагерь передовой дворянской молодежи и консервативный феодально-крепостнический лагерь. Их столкновение воплотилось в конфликте между «веком нынешним» и « веком минувшим», т. е. между Чацким (например, критик А.А. Григорьев писал, что «Чацкий единственный герой, т. е. единственно положительно борющийся в той среде, куда судьба и страсть его забросили».) и всем фамусовским обществом.
В характере Чацкого можно заметить дерзость, непримиримость к равнодушно или консервативно настроенным людям. Автор внушает нам любовь к свободному человеку с его стремлениями к счастью, к «искусствам творческим, высоким и прекрасным», с его правом «не требуя ни мест, ни повышенья в чин» «в науки вперить ум, алчущий познаний». Чацкий любит и уважает свою родину, с сердечной теплотой говорит о ней: «Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен». Он высокого мнения о своем народе, «умном» и «бодром», когда же Онегин бесконечно далек от него. Самое главное стремление Чацкого — служить отечеству, «делу, а не людям». Чацкий активно отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком иметь собственные мнения и убеждения, открыто их высказывать. То есть к обществу он относится положительно, но он не выносит лицемерия, лжи, низкопоклонничества, и в дворянском кругу ему становится «тошно и противно». Такая жизненная философия ставит этого героя вне общества, собравшегося в доме Фамусова. В глазах этих людей, привыкших жить по-старому, Чацкий — опасный человек, «карбонарий», нарушающий гармонию их существования. Теперь мы можем заметить, что не только за Онегиным следило общество. Чацкого объявляли не только сумасбродом, как Онегина, а сумасшедшим, осуждали за непочтение к старшим и дамам, за пьянство:
Шампанское стаканами тянул.
- — Бутылками-с и пребольшими.
- — Нет-с бочками сороковыми.
пусурманы?
Чацкий в отличие от Онегина предстает перед нами сразу таким, какой он есть, он — герой с устоявшимися взглядами, убеждениями, поэтому-то ему сложнее существовать в этой среде. Онегин в ней вырос и, несмотря на все попытки, не сумел выбраться из нее, а Чацкий, выбравшись, вернулся и стал в ней лишним.
Воспитание и образование Евгения Онегина ничем не отличалось от воспитания и образования всех светских людей того времени.
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь…
Онегин родился в богатой, но разоряющейся дворянской семье. Его детство прошло в полном отрыве от народа, от всего русского, национального, он воспитывался французами.
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой…
Такое, типичное для большинства столичных дворян, воспитание Онегина носило поверхностный характер и не подготовило его к труду, реальной жизни. Онегин нетерпеливо дожидался момента, когда он уже сможет вступить в свет. Домашнее воспитание было более, чем полезно в светской жизни. Онегин — «забав и роскоши дитя», живет «однообразной и пестрой» жизнью в течение восьми лет. Жизнь «свободного» дворянина, не обремененного службой — суетная, беззаботная, насыщенная развлечениями и любовными романами могла уложиться в один утомительно длинный день. Молодой Онегин стремится полностью отвечать идеалу светского человека: богатство, роскошь, наслаждение жизнью, блестящий успех среди женщин — вот что его привлекает. Автор отмечает, что единственное в чем Онегин «истинный был гений», что «знал он тверже всех наук», была «наука страсти нежной», то есть умение любить не любя, изображать чувства, оставаясь холодным и расчетливым. Он ведет типичную для золотой молодежи жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Все это делало его для светского общества человеком по-своему оригинальным, остроумным, «ученым малым», «умным и очень милым», но все же покорно следующим за светской, «чинной» толпой. Б.С. Мейлах говорит об этом периоде жизни Онегина: «В первой главе образ жизни Онегина приближается к господствующему идеалу, к норме общества того времени». Вот так, в роскоши и блаженстве, прошли детство и юность Онегина.
Образ Евгения Онегина в романе А.С. Пушкина » Евгений Онегин»
... жизнь в определенный исторический момент. Такой роман о современности, оказавшийся и историческим, приобретал огромное общественное значение.. Образ Онегина - отправная точка в развитии главного героя русского романа. Евгений Онегин ... то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это “взросление” поэта отражено в данном произведении. Главный герой - Евгений Онегин - так ...
Воспитание и образование Чацкого на первых порах не отличалось от онегинского, то есть от воспитания и образования всего столичного дворянства.
Наш ментор, помните колпак его, халат,
Перст указательный, все признаки ученья
Как наши робкие тревожили умы,
Как с ранних пор привыкли верить мы,
Что нам без немцев нет спасенья…
Чацкий же, в отличие от Онегина, с детства серьезно готовился к деятельности на благо отечества. Он с удовольствием учился, мечтал служить и восхищался русским народом. Что самое интересное, детство его прошло в доме его идейного противника Павла Афанасьевича Фамусова, хорошего друга его отца. Там же он познакомился и подружился со своей будущей любовью Софьей. Его московская барская жизнь была, как ей и подобает, спокойной и размеренной. Ее могли разрядить только веселые игры с Софьей.
Где время то? Где возраст тот невинный,
Когда, бывало, в вечер длинный
Мы с вами явимся, исчезнем тут и там,
Играем и шумим по стульям и столам.
Вскоре же он уехал в Петербург на службу, о которой мечтал, но разочаровался в ней.
Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти — так был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой
И славно пишет, переводит.
Тогда он поехал искать знаний и приключений за границу. Пребывание там лишь расширило его кругозор, а не сделало поклонником всего иностранного.
К сожалению, мы можем слишком мало узнать о детстве и юности этого уникального героя из текста комедии, но общее представление о нем складывается такое: резвый, прыткий, мечтающий молодой человек — вот таким вот представляется он нам в юности.
Напомним, что Евгений Онегин пресытился светской, праздной жизнью. Хандра, которую с такой остротою переживает Онегин, подымает его выше окружающих, показывает значительность и глубину его переживаний. Онегин, как человек незаурядный, обладающий острым критическим умом, ищет место, в котором он сможет почувствовать себя свободным. Онегин постоянно находится в этом поиске, и ничего его не прельщает, у него есть только одно желание, которое он никак не может воплотить в жизнь. Онегину ничего не надо — в этом его трагедия. Ему не нужны ни любовь Татьяны, ни дружба Ленского, ни услады праздной жизни. «С самого начала,- пишет И. Семенко,- Онегин был задуман Пушкиным, как выражение значительный и глубоких переживаний поколения… Онегина можно вполне представить членом «Зеленой лампы», о которой Пушкин в первые годы ссылки так часто вспоминал, как о близкой себе стихии (а ведь «зеленая лампа» — филиал «Союза благоденствия»).
Сочинение падение и возрождение онегина
... написанию сочинения 2. проверка правильности определения типов сочинений (темы 1, 4 - темы-понятия; темы 2, 3, 5 - темы-суждения.) 3. Тезисный план-опора к сочинению-рассуждению «падение и возрождение онегина» I. Вступление. Чацкий - ... утомить успели; Друзья и дружба надоели... Такая жизнь и равнодушие ко всему не дали ему удовлетворения. Свое счастье и спасение Онегин ищет в любви: Нет, поминутно ...
Светский образ жизни Онегина не только не опровергает этого, но, напротив, подтверждает… Тот факт, что Онегин чужд политике в романе, отнюдь не означает, будто Пушкин хотел изобразить героя, лишенным политических интересов. Хандра Онегина, как и хандра Пушкина,… отнюдь не признак «холодности» к политике, а признак «холодности» к общественной системе, предмету недовольства передового дворянства».
Порвав со светом («условий света свергнув бремя») Онегин взялся за самообразование.
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал — а все без толку…
Говоря о чтении Онегина, нужно вспомнить и о тех книгах, которые он привез в деревню. Пушкин называет здесь прежде всего Байрона («Певца Гяура и Жуана»), знаменитого своими свободолюбивыми взглядами на жизнь. Пушкин неоднократно указывает на то, что Байрон — любимый поэт Онегина; в его кабинете: «лорда Байрона портрет». Байрон Джордж Гордон — английский поэт. Его творчество, личность и сама жизнь — аристократизм, гордость, свободолюбие, отчасти вынужденное, отчасти добровольное изгнание, борьба за права английских рабочих, за национальную независимость Ирландии, Италии, Греции, его смерть за свои идеалы — стала наиболее полным и законченным проявлением английского высокого романтизма первой четверти 19 века. Во всех его поступках, и даже в выборе литературы, чувствовались борьба с собой и какие-то попытки выбраться из рутины. В деревне он даже заменяет барщину оброком, чем стремится облегчить жизнь крестьян, но встречает только неодобрение соседей и, опять же, не находит в этом себя.
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил
Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед;
- Что он опаснейший чудак.
Комментаторы по-разному объясняют это деяние, вплоть до того, что Онегин, «некогда читавший Адама Смита, своей аграрной реформой осуществлял интересы нового класса, молодой буржуазии». Традиционно этот поступок Онегина связывают с декабристскими симпатиями Пушкина и, в частности, с его общением с Н.И. Тургеневым. Анализирую строфу 5 второй главы, Б.П. Городецкий отмечает: «Пушкин, передавая эту ситуацию, воспроизвел здесь не единичный случай, показывающий нелюдимость Онегина, но дал глубокую художественную характеристику складывавшихся к тому времени отношений между представителями старого и нового в тогдашней русской жизни». Стремления Онегина здесь очень напоминают нам о стремлениях Чацкого. Только, если Чацкий доводил все свои дела до конца, то Онегин делал все урывками, особо не вникая в важность своих дел. Пушкин роняет вскользь важное замечание:
Один среди своих владений,
Чтоб только время проводить,
Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
Эти слова доказывают, что передовые общественные взгляды Онегина еще не были выстраданы и продуманы им до конца. Мы видим, что влияние света и принятых в дворянском кругу взглядов, норм морали и поведения преодолеваются Онегиным. Но этот процесс сложен и не мог быть быстрым. Предрассудки света, закрепленные всем ходом жизни, условиями воспитания и юношеской жизни Онегина, были прочны в его душе, их можно было преодолеть только жизненными испытаниями, душевными страданиями за себя и за людей, только тесным соприкосновением с реальной жизнью народа, и Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, испытывая его все новыми и новыми жизненными обстоятельствами.
Чацкий, Софья и Молчалин в комедии Горе от ума Грибоедова
... любовный треугольник, который можно рассмотреть как метафору трех видов людей того времени: Чацкий – честный, умный и искренне любящий; Мочалин – лицемерный и фальшивый. А Софья ... бы Софья изначально сделала правильный выбор, в пользу Чацкого. Также читают: Картинка к сочинению Чацкий, Софья и Молчалин ... ссылку, в момент неустроенности его личной жизни и ограничения свободы творчества. Повесть Поездка ...
Если в начале и на протяжении практически всего романа у Онегина нет ясно выраженных целей и желаний в жизни, то в конце мы видим преобразовавшегося, влюбленного Евгения. У него появляется безумное желание — вернуть любовь Татьяны, но теперь она не свободна, как раньше, она замужем, она теперь светская дама. Онегин получает отказ и опять остается без определенной цели в жизни, опять он опустошен, и не знает, что ему дальше делать.
Образ же Чацкого полон целей, желаний, собственный передовых взглядов на жизнь. Чацкий мне кажется выше и умнее Онегина. Он полон светлых идей преобразования общества, он с гневом обличает пороки «старой» Москвы. Его глубокий ум дает ему веру в жизнь, в высокие идеалы. В комедии тесно переплетаются два сюжетных конфликта: любовный конфликт, основными участниками которого являются Чацкий и Софья, и конфликт общественно-идеологический, в котором Чацкий сталкивается с консерваторами, собравшимися в доме Фамусова. Для самого же героя первостепенное значение имеет не общественно-идеологический, а любовный конфликт. Ведь Чацкий приехал в Москву спустя три года странствий с единственной целью — увидеть Софью, найти подтверждение прежней любви и, возможно, посвататься.
Чуть свет — уж на ногах! и я у ваших ног.
И между тем, не вспомнясь, без души,
Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря,
Верст больше седьмисот пронесся,- ветер, буря;
И растерялся весь, и падал столько раз-
И вот за подвиги награда.
Интересно проследить, как любовные переживания героя обостряют идейное противостояние Чацкого фамусовскому обществу. В начале произведения главный герой из-за огромной любви и интереса к изменившейся семнадцатилетней Софье не замечает привычных пороков дворянского общества, а видит в нем только комические стороны.
Я в чудаках иному чуду
Раз посмеюсь, потом забуду…
Но, когда Чацкий убеждается, что Софья уже давно его забыла, что предпочла ему другого, все в Москве начинает его раздражать. Реплики и монологи его становятся дерзкими, язвительными, он гневно обличает то, над чем ранее беззлобно смеялся. Именно с этого момента образ Чацкого начинает раскрываться на глазах; он произносит монологи, затрагивающие все самые актуальные проблемы, современной ему эпохи: вопрос о том, что такое настоящая дружба, проблемы просвещения и образования, крепостного права, национальной самобытности. Эти его убеждения были рождены духом перемен, тем веком «нынешним», который пытались приблизить многие здравомыслящие и идейно близкие Чацкому люди. Важнейшим вопросом в современной Грибоедову России был вопрос о крепостном праве, которое лежало в основе экономического и политического устройства государства. Об отношении автора к крепостному праву нельзя судить на основании текста комедии. Чацкий и Фамусов противопоставлены в комедии отнюдь не по принципу «противник — ярый защитник крепостного права». Надо признать, что Чацкий был не за отмену крепостного права, он выступал, как ярый противник злоупотребления крепостным правом. Даже за крепостными он признавал право на жизнь без вечных упреков и наказаний. Ведь фамусовское окружение совершенно не ценило своих крепостных, а иногда обращалось с ними даже жестоко.
Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали вдруг
На них он выменял борзые три собаки!!!
Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов, отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и Амурах
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!!!
Все рассуждения о жестокости крепостного права не трогают представителей фамусовского общества — ведь на крепостном праве было построено все благополучие дворянства. А как легко управлять, помыкать совершенно бесправными и беззащитными людьми! Это отчетливо видно в доме Фамусова, который пристает к Лизе, ругает слуг, волен наказать их всех, когда и как ему заблагорассудится. Об этом свидетельствует поведение Хлестовой: она велит покормить на кухне свою собачку и заодно девку-арапку. Чацкого же такие нормы жизни возмущают, он не понимает, как можно так обращаться с людьми, хоть и крепостными. На гневные выпады Чацкого Фамусов просто ничего не отвечает. Чацкий, как и Грибоедов, убежден, что достоинство дворянина не в том, чтобы быть крепостником, а в том, чтобы быть верным слугой Отечества. На совет Фамусова послужить, он резонно отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий — человек истинно благородный, для него служба — это цель всей жизни, но служба в России, где люди заботятся только о своем благополучии, становится мукой. Здесь каждый хочет только денег, работа же зачастую выполняется спустя рукава, о чем свидетельствуют слова Фамусова:
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Чацкий же относится к каждому своему начинанию с большим вниманием.
Когда в делах — я от веселей прячусь,
Когда дурачиться — дурачусь…
Для представителей фамусовского общества служба является средством достижения личного благополучия, а идеалом является праздная жизнь в свое удовольствие. Как мы уже говорили, Чацкий был бы рад служить «делу, а не лицам», но это повсеместное чинопочитание и лицемерие раздражают Чацкого.
Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то украшал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету…
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять
за образцы?
Не эти ли грабительством богаты?
Взаимоотношение национального и европейского — важная для того времени проблема. Национальная самобытность — идеал декабристов. Люди, собравшиеся в доме Фамусова, преклоняются перед всем иностранным, что не может не выводить из себя Чацкого — истинного патриота России.
Я одаль воссылал желанья
Смеренные, однако, вслух,
Чтоб истребил господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья…
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.
Чацкий, как выразитель передовых идей своего времени, не может согласиться со взглядами Фамусова на образование. Он не может смотреть на пренебрежение московскими дворянами науками и подлинным образованием.
Ах! к воспитанью перейдем.
Что нынче, так же, как издревле,
Хлопочут набирать учителей полки,
Числом поболее, ценою подешевле?
Грустный результат подобной систему воспитания, который предвидит Чацкий, можно наблюдать в третьем действии:
Ах! Франция! Нет в мире лучше края!
Решили две княжны, сестрицы, повторяя
Урок, который им из детства натвержен.
Вот из-за таких своих передовых идей Чацкий начинает чувствовать себя в этом кругу одиноким, как и Онегин, только Онегин совсем по другой причине, и именно из-за таких взглядов его объявляют сумасшедшим, и он становится «лишним».
Сложность и противоречивость характера Онегина вскрывается, прежде всего, в его отношениях с Татьяной. В образе Татьяны Пушкин изображает идеал русской женщины, «милой», нежной, доброй искренней. Татьяне Пушкин посвящает целую главу романа, в которой она влюбляется в Онегина, что мы сразу узнаем из эпиграфа: «Elle иtait fille, elle иtait amoureuse». В переводе эпиграф означает: «Она была девушка, она была влюблена». Онегин едет в дом Лариных, чтобы увидеть возлюбленную своего друга — Ольгу. Нельзя отрицать, что Онегин сразу же заметил Татьяну и понял суть обеих сестер:
«Неужто ты влюблен в меньшую?»
А что? — «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт!»
Вот, что доказывает его заинтересованность Татьяной, пусть небольшую, но все же он спрашивает у Ленского не про Ольгу, с которой он поехал знакомиться, а именно про Татьяну! В тот миг встретились два человека, которые могли бы дать друг другу счастье. Встретились — заметили друг друга и могли бы полюбить. Но Онегин сам отталкивает от себя эту возможность: он не верит в любовь, не верит в счастье, ни во что не верит, потому что не умеет верить. Татьяна совсем не знает Онегина. Она сама наделяет его чертами героя книжного романа, зачитанного до дыр. Она знала только то, что он не такой, как все мужчины, с которыми она была знакома в своей провинции, поэтому-то он так ее и привлекал. Она была уже неспособна сдерживать свои чувства. Чтобы перестать томиться в неведение, она идет на очень дерзкий шаг, она пишет Евгению письмо с признанием в любви первая . Любой знакомый Татьяне человек стал бы презирать ее за то, что она первая написала ему письмо. Любой — но не Онегин! Неопытная Татьяна чувством понимает людей лучше, чем умом, она знает: Онегин не такой, как все, для него не такое значение имеют законы света, он не осудит, не станет презирать ее, — ведь эта самая необычность Онегина и привлекла ее к нему. Давайте вернемся к юным годам жизни Онегина.
Он в первой юности своей
Был жертвой бурных заблуждений
и необузданных страстей.
Но годы, прожитые в фальшивом мире, не прошли даром. «Роптанье вечное души» сменилось равнодушием и к людям, и к чувствам.
В красавиц он уж не влюблялся
А волочился как-нибудь;
Откажут — мигом утешался
Изменят — рад был отдохнуть.
Искренние увлечения сменились игрой; надежды и мечты молодости показались наивными и несбыточными; пришло неверие, а с ним — безразличие к жизни. По прошествии восьми лет в таком обществе, в котором никогда не встретишь искреннего чувства, Онегин не мог бы быть таким искренним и нежным, как Татьяна. Этим и объясняется его трагическое непонимание своих собственных чувств.
Но, получив посланье Тани,
живо тронут был:
Язык девических мечтаний
думы роем возмутил;
И вспомнил он Татьяны милой
И бледный цвет, и вид унылый;
И в сладостный, безгрешный сон, Душою погрузился он.
чувствий пыл старинный
Им на минуту овладел;
Но обмануть он не хотел, Доверчивость души невинной.
Что же помешало Онегину отдаться чувству? Почему он отодвигает, стряхивает с себя «сладостный, безгрешный сон»? Да потому, что сам себе не верит, потому что, убивая восемь лет жизни, он и сам не заметил, как убил в себе высокое, а теперь, когда это высокое готово воскреснуть,- он испугался. Испугался волнений любви, потрясений страданий и даже слишком больших радостей, испугался — предпочел холодный покой.
Все хорошее, чистое, светлое в его душе, все не замутненное светом и светской моралью проснулось в Онегине.
Мне ваша искренность мила,
Она в волненье привела
Давно умолкнувшие чувства.
Онегин берется научить Татьяну жизни, читает ей нежную проповедь о том, как надо относиться к чувствам. Думая, что оберегает Татьяну, Онегин сам, своими руками, убивает свое будущее счастье, как убил восемь лет жизни, свои мечты, свои искренние чувства. Глубина и значительность душевного вида Татьяны, искренность и сила ее чувства поняты и оценены Онегиным, они родили в его душе такое же чистое ответное чувство.
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней…
Позже он признается:
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу,
Свою постылую свободу я потерять не захотел…, Я думал: вольность и покой
Замена счастью.
Безразличие к жизни, пассивность, желание «покоя», равнодушие и внутренняя опустошенность вступили тогда в душе Онегина в противоречие с молодым, теплым и искренним чувством — и победили, подавили его.
И через много лет, встретив Татьяну, он не поверил своим глазам.
Ужель та самая Татьяна…
… Та девочка… иль это сон?
Он увидел уже не ту милую девочку, которая когда-то вызвала в нем столько нежности, а сдержанную, холодную светскую даму. Онегина привлекали в Татьяне теперь именно эта холодная сдержанность, ее положение в свете. Показные страсти его молодости не тревожили душу, не заставляли задумываться и мечтать. Теперь не то. Теперь он, как и всякий влюбленный, занят ею непрерывно. Но, вот беда, опять его ожидают неудачи. Она замужем! Теперь она не готова ради любви забыть все на свете, теперь она, также как и он когда-то, зависит от общественных разговоров.
И опять Евгений не на месте, и опять он сломлен жизнью.
Чацкий, не как Онегин, он с самого начала знал, что такое любовь. Он знал все преимущества искреннего чувства, он умел любить. Напомним, из-за чего же Чацкий уезжает из Москвы? Он разочаровывается в московской жизни. Но тогда почему, с какой целью он возвращается в дом, который ему так ненавистен? Конечно же, причиной является прекрасная София. Чацкий — человек пылкий, но не быстротечных чувств. После трех лет, проведенных заграницей, он не забывает Софьи, он возвращается в Москву с еще большей любовью, подкрепленной разлукой, со страстным желанием увидеть свою прежнюю любовь. В первых своих разговорах с Фамусовым он твердит только об одном, он не может усидеть на месте, в тот миг для него не существовало этих грубых недостатков света, тогда все казалось только нелепостью. «Как Софья Павловна у вас похорошела!» Все его мысли только о ней. Любовь для него не «наука страсти нежной», как для Онегина. Чацкий любит Софью серьезно, видя в ней будущую жену.
А что же Софья? Она не только разлюбила Чацкого, но и нашла себе другого спутника. Вольнолюбивые мысли, язвительные и колкие насмешки Чацкого в адрес людей ее круга, особенно Молчалина, теперь раздражают Софью: «Не человек — змея!»- отзывается она о нем. А Чацкий испытывает к ней искреннюю, горячую любовь. Он объясняется с ней в любви при первом же своем появлении. В нем нет никакой скрытности, никакой фальши. О силе и характере его чувства можно судить по его словам о Молчалине:
Но есть ли в нем та страсть? то чувство? Пылкость та?
Чтоб, кроме вас, ему мир целый
Казался прах и суета?
Но можно ли винить Софью за ее поступок? Я думаю, что Софью никак нельзя осуждать за ее любовь к Молчалину. Чацкий уезжает заграницу по какой-то своей прихоти, не попрощавшись, не сказав ни слова. Мало того, из заграницы Чацкий не написал ей ни единого письма, от него не было ни одной весточки, ни одного намека на то, что он еще вернется, что он еще любит ее. Любовь к Молчалину — ее горькая реакция на любовь к Чацкому, от которой у нее осталось лишь чувство разочарования, обиды, оскорбления. Пусть Молчалин не так ярок, как Чацкий, но на его чувства можно положиться. У Чацкого по его собственному признанию, « ум с сердцем не в ладу». Ум подсказывает ему, что надо покидать это, потерявшееся в прошлом, фамусовское общество, а сердце не может отказаться от любви. И потому Чацкий, уже слыша, как Софья защищает Молчалина, уже видя, как волнует Софью его падение с лошади, все-таки хочет еще и еще раз убедиться в обратном тому, что видно невооруженным взглядом. Однако не только чувства, которые «надежду придают», но и благородный ум Чацкого не может смириться с этой нелепой любовью Софьи к Молчалину.
Ведь Софья во многом похожа на самого Чацкого. Софья гораздо выше своих сверстниц, столь ядовито изображенных Грибоедовым в лице шести княжон Тугоуховских, для которых важна не любовь, а богатый «муж-мальчик», «муж слуга». «Софья начертана неясно…»,- заметил Пушкин. Действительно, в ее поведении и настроениях ощущается противоречие между трезвым умом и сентиментальными переживаниями. По силе характера, страстности, умению отстаивать свою точку зрения Софья очень схожа с Александром Андреевичем. Поэтому-то Чацкий был не на шутку раздосадован, когда узнал, что его соперником является Молчалин. Это больно ударило по его самолюбию. Как же можно было выбрать Молчалина, у которого не было даже собственных взглядов на жизнь? Чацкий не мог с этим смириться. Я очень хорошо понимаю Софью, потому что Чацкий сделал ей очень больно своим отъездом за границу, а тут еще и так критично, даже язвительно, отзывается о ее выборе. Теперь Софья не желает видеть Чацкого, его отталкивают все его язвительные, на что Чацкий ей отвечает:
Я странен, а не странен кто ж?