- Чехов А.П.
- Берегите в себе человека!
Беречь в себе человека – доминирующая идея чеховского «Ионыча»
Антона Павловича Чехова, известного писателя, создающего уникальные образы, нередко называют «доктором». Не только как медика по образованию, но и по художественному таланту, умению раскрывать человеческие слабость и безнравственность, выявлять с помощью литературы общественные недуги, излечивать их истинные причины.
Обстоятельно, точно, как бы историю заболевания пациента, выписывает Чехов этапы деградации земского врача Старцева в своем рассказе «Ионыч». Высокоинтеллигентная особа, добропорядочный лекарь, Дмитрий Ионыч Старцев преобразовывается в рядового стяжателя, пациентов уже не замечает, а увлечен исключительно «бумажками разноцветными». Он в вечерний час тщательно эти бумажки складывает и пересчитывает, приобретает теперь не книги, а недвижимость. И его искренние романтические чувства к Котику заканчивается еще раньше, чем девушка ответила на его предложение отказом. Они испарились тогда, когда Старцева начали донимать мысли: «Сколько же приданого я получу? Должно быть, немало!». Своим отказом девушка разбивает его сердце, он теряет смысл жизни и начинает – существовать. Он не видит красок жизни, вливается в скучную атмосферу городка.
Чехов особо подчеркивает ужасающую деталь: герой теряет голос, здоровье, человеческий облик, но самое страшное – и собственное имя. Все, с чем он остался – «Ионыч», наименование, скорее даже кличка.
«Ионыч» – это авторское предупреждение человеку об угрозе потерять свое лицо. Мудрый писатель своим произведением как бы делает прививки от обыденности, злобы и ограниченности. «Берегите в себе человека» – следуя этому правилу, возможно обезопасить душу от разложения и опустошенности, которому подвергся Ионыч.
Другие сочинения: ← По произведению Тоска↑ Чехов А.П.Рассказ Чехова Хамелеон →
ПОЧЕМУ ДОКТОР СТАРЦЕВ СТАЛ ИОНЫЧЕМ?
Берегите в себе человека. А. П. Чехов
А. П. Чехов, подобно Гоголю, с поразительной силой вскрывал «пошлость пошлого человека», в каких бы формах она ни проявлялась. Особенно страстно он обрушивался на эту пошлость в быту и настроениях интеллигенции. Чехов создал огромное количество образов русских интеллигентов, в которых достиг огромной силы типизации. Имена и фамилии некоторых его героев стали нарицательными: Беликов, Ионыч и др. Среди них и типичная для эпохи Чехова фигура — доктор Старцев из рассказа «Ионыч» (1898).
Гуманистическая тема «маленького человека» в рассказах Чехова
... и многие другие рассказы А.П. Чехова, по объему совсем не велик. Признанный мастер миниатюры, Чехов, как всегда, краток Сочинение по картине Борисова-Мусатова Осенняя песня (описание) Образ ... людские жизни Особенности изображения «маленького человека» в прозе А.П.Чехова Рассказы Чехова, собственно, и посвящены исследованию различных граней духовного подчинения и рабства, начиная от самых простых до ...
Тема произведения — изображение мертвенной силы обывательщины и пошлости, засасывающей в свое болото даже культурного человека, если у него нет силы ему противодействовать. Рассказ «Ионыч» — это история о том, как неплохой человек с добрыми задатками превращается в тупого, жадного и равнодушного обывателя. События происходят в губернском городе С. Чтобы познакомить со здешней жизнью, Чехов вводит своего героя в семью Туркиных — «самую образованную и талантливую» во всем городе, по мнению местных жителей. Постепенно узнавая членов этой семьи, читатель понимает, как они, в действительности, бездарны и скучны. Глава семьи, Иван Петрович, — просто обычный болтун, жена его, Вера Иосифовна, пишет романы, которые изображают то, чего нет и не может быть в действительности, дочь Екатерина Ивановна (Котик) — посредственная пианистка.
Читатель начинает понимать, что если самые талантливые люди в городе так бездарны, то каков же должен быть город? Вначале перед нами живой, энергичный, молодой земский врач. Он много работает и полон желания трудиться для общества. Старцев пытается войти в жизнь горожан, найти у них отклик на свои собственные мысли и чувства. Но скоро он понимает, что они хороши, только если с ними играть в карты или закусывать, но стоит только заговорить с ними о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, они становятся в тупик или заводят такую тупую и злую философию, что остается только махнуть рукой и отойти. Чтобы чувствовать себя с ними комфортно, нужно оказаться в их футляре, откуда выхода уже не будет.
Вот в эту жизнь погружается молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев. Бедный разночинец, сын дьячка, он полон сил и энергии, увлечен работой настолько, что не имеет свободного времени даже в праздники. Его интересуют литература и искусство. Перед нами человек, не лишенный серьезных интересов и благородных стремлений. Что же с ним произошло?
Благородная цель в жизни, любимая работа не стали основой существования Старцева. Побудило стремление к сытости и покою. Это и стало причиной его нравственного падения. Даже возникшая любовь к Котику пугает его: «К чему поведет этот роман?», «Что скажут товарищи, когда узнают?». Даже буду чи влюблен, он не забывает о возможности получить за девушкой хорошее приданое. Получив отказ, он страдал… ровно три дня, а затем даже испытал своеобразное облегчение, ведь это избавило его от хлопот! Так, постепенно, увеличивалась толщина его футляра. Окружающая его среда неумолимо засасывала Старцева. Постепенно он становится Ионычем. А ведь только по отчеству называют тех, кто хорошо известен и близок. Теперь он словно бы их родственник, потому что врос в окружающее, стал его частицей. Его интересы становятся такими же, как и интересы других обывателей города. Он охотно играет по вечерам в карты, а придя домой, с удовольствием считает деньги, полученные от больных. За четыре года Старцев растерял все, что отличало его от обывателей города С. Даже следующая встреча с Екатериной Ивановной не может его вернуть в прошлое. А ведь девушка, утратив надежду на свою музыкальную карьеру, все еще питала иллюзию, что спасти ее может любовь Старцева. Но в душе Ионыча лишь на миг «затеплился огонек», стало жаль любви, утраченного счастья. Тут же Старцев вспомнил про бумажки, которые с таким удовольствием он по вечерам вынимал из карманов, и огонек в душе погас. Ему уже не жаль было молодости, любви, несбывшихся надежд. «А хорошо, что я тогда не женился», — подумал он.
Чехов и его произведения «Палата №6», «Ионыч»
... палаты и сторожем Никитой. Больные похожи на арестантов, больница на тюрьму, где все перемешалось и трудно отличить нормального человека от сумасшедшего. Единственная человек способен трезво рассуждать это душевнобольной И.Д. Громов. ... Старцев был неглупым человеком и понимал, что с ним происходит - и тем ... морально-психологические проблемы. Чехов в своих ... палата №6 - это тюрьма. "Всюду - палата №6. ...
Палата № 6″ написана Чеховым в 1892 году после его поездки “на остров страданий” – Сахалин. Часто это произведение называют повестью, ибо здесь автором поднимаются серьезнейшие проблемы, обилие действующих лиц, несколько сюжетных линий. Но как бы то ни было это интереснейшее произведение, раскрывающее позицию автора на отношение человека к своему делу, а в конечном счете к самому себе. В центре рассказа “Палата № 6” – два человека, резко противопоставленные друг другу: больной Громов и доктор Рагин. Они ведут между собой напряженный
спор.
Такая ситуация, когда персонажи противопоставлены друг другу, вообще характерна для Антона Павловича Чехова. Иван Дмитрич Громов душевнобольной человек, но “тонкие черты, положенные на его лицо глубоким искренним страданием, разумны и интеллигентны, и в глазах теплый, здоровый блеск”. С негодованием говорит он о насилии, об оконных решетках, предрекает зарю новой жизни.
Доктор Андрей Ефимыч Рагин – полная противоположность Громову. Там – протест, нетерпеливое желание сказать правду до конца. Здесь – полная примиренность со злом, с вопиющими беспорядками в больнице.
Что
делать? Пусть все идет своим чередом. Ни во что не надо вмешиваться. “Между теплым, уютным кабинетом и этой палатой нет никакой разницы…- уверяет Рагин Громова.- Покой и довольство человека не вне его, а в нем самом”. Жизнь жестоко посмеялась над рагинским безразличием к бедам и злу – в конце рассказа он тоже, как и Громов, заключен в палату № 6. Не выдержав заточения и побоев сторожа Никиты, доктор умирает.
Два “противника” – Громов и Рагин – оказываются по одну сторону больничных решеток. И перед смертью у Андрея Ефимыча мелькает “страшная, невыносимая мысль, что такую же точно боль должны были испытывать годами, изо дня в день эти люди” – обитатели больницы. Пускай лишь незадолго до смерти, Рагин понял, как бездушна была его привычка “не замечать” зло, умывать руки, оставаться в стороне. Это похоже на пробуждение после долгого сна, душевной спячки, но человек “проснулся” в докторе Раги-не и не смог жить от сознания сотворенной собственной несправедливости. А как развивалась болезнь Громова?
В одном из переулков города ему встретились два арестанта в кандалах и с ними конвойные с ружьями. Ивану Дмитричу почему-то показалось, что и его могут заковать и отвести в тюрьму. Это стало его навязчивой идеей.
Простые печники кажутся Громову переодетыми полицейскими. В его смятенном воображении теснятся тюремщики всех видов, и он бежит, охваченный ужасом. “Ивану Дмитричу казалось, что насилие всего мира скопилось за его спиной и гонится за ним”. Снова читателю открывается важная особенность чеховского повествования.
«Всюду — палата № 6. Это — Россия…» (по рассказу ...
... как это ни покажется парадоксальным, оказывается душевнобольной Громов. Доктор Рагин, который является заведующим больницы, каждый раз, навещая его в страшной палате № 6, ... палата № 6. Это Россия...”. 8673 человека просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. ... взгляды на жизнь Громова и доктора Рагина. Так, в речи Громова звучит изобличение: “Нас ...
Образ героя у него слит с общим укладом жизни, ее атмосферой. Нельзя сохранить в себе чистую душу, человеческое достоинство, творя зло, равнодушно взирая на творимые другими беспорядки. В спор Громова и Рагина все время врывается кто-то третий, и этот “третий” – сама действительность. Границы палаты № 6 раздвигаются. Вот она, та – грубая и беспощадная реальность, столкновения с которой не выдержал Громов и от которой отгородиться напрасно и безуспешно пытался Рагин.
Писатель Лесков, отзываясь о рассказе “Палата № б”, писал, что в нем “в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду – палата № 6. Это – Россия”. Этим рассказом автор гениально и образно доказал, что отступление от человеческих принципов никогда не проходит бесследно.
Лишь сохраняя человеческое достоинство, честное отношение к делу, можно победить зло, тьму, пусть не сразу, постепенно, но неотвратимо.