«Базаров — революционер демократ»
Роман Тургенева «Отцы и дети» был написан через два года после романа «Накануне», о котором критик Н.Добролюбов писал: «Cтарая общественная рутина отживает свой век… и в литературе явится полный, резко и живо очерченный образ русского Инсарова. И недолго нам ждать его…» Образ Базарова в романе «Отцы и дети» и явился ответом на вопрос: каковы же они, «новые люди» новой эпохи. Разъясняя истинный смысл своего произведения, Тургенев писал: «Это торжество демократизма над аристократией». Отмечая главную черту своего героя, Тургенев утверждал, что Базаров «демократ до конца ногтей». Демократизм Евгения Базарова наглядно отражен в его биографии, портрете, речи, занятиях, мировоззрении. Автор не дает подробной биографии Базарова, но читателю известно, что дед его был сельским дьячком и «сам землю пахал», что отец его — лекарь, что сам Базаров учился в Медико-хирургической академии, «ни копейки» не взяв у родителей на свое образование. Своими знаниями он обязан себе и с полным правом говорит об этом: «Всякий человек сам себя воспитать должен».
Когда Базаров появляется в Марьине, его внешность сразу шокирует Павла Петровича, который увидел в нем человека не своего круга и поэтому «не подал руки». Базаров небрежен в одежде, руки его обнажены и красны, манеры просты. Но в словах автора о том, что лицо Базарова «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», мы видим симпатию. Базаровская манера говорить, спорить, отвечать характеризует его именно как человека демократического лагеря, его речь проста и лаконична, в ней много народных выражений, пословиц, поговорок («дурь из него не вся вышла», «от копеечной свечи Москва сгорела»).
Не терпя пустых и праздных разговоров, Базаров говорит четко и до предела сгущает мысль, часто — афоризмами («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»).
Характерная черта демократа-разночинца Базарова — любовь к труду. И хотя автору было трудно детально показать деятельность Базарова, его трудолюбие он подчеркивает на протяжении всего действия романа: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал»; «Работать хочется, а здесь нельзя» (о доме родителей); «на него нашла лихорадка работы». Базаров увлечен естественными науками, что было отличительной чертой 60-х годов XIX века, он хорошо разбирается в агрономии, химии, ботанике, медицине, при этом оценивая их значимость для общества с передовых современных позиций, как истинный патриот Отечества, понимающий отсталость России и необходимость развития тех областей знаний, которые помогут ей выбраться из вековой отсталости. В противоположность господам-аристократам Базаров понимает, что пышными и красивыми фразами никого не изменить, необходимо учиться и работать, этому он и посвящает почти все свое время. Демократизм Базарова на фоне дворян Кирсановых сразу чувствуют простые люди Марьина, которые видят, что он «свой брат, не барин»: слуги симпатизируют ему, с ним быстро освоилась застенчивая Фенечка, «дворовые мальчишки бегали за дохтуром, как собачонки».
Базаров Тургенева и «новые люди» из романа «Что делать?»
... удовлетворение. «Новые люди» знают и понимают искусство. Чернышевский показал в романе, что «новые люди» — это «обыкновенные порядочные люди нового поколения», что, облегчая жизнь других, они не лишают себя радостей жизни. Образами «новых людей» Тургенев и Чернышевский показали, что в России ...
Но Базарова это отношение простых людей не умиляет, как это было бы с господами Кирсановыми. Знание народной жизни, частое общение с мужиками привели Базарова к критическому отношению к русской деревне, ее быту, он насмешливо и требовательно относится к народу, которому решил посвятить свою жизнь, а тот этого еще и понять не может. Русский крестьянин 50—60-х годов XIX века еще не умеет видеть, что господа бывают разные, что среди тех, кого он привык считать господами, есть защитники интересов народа. Базаров понимает это и не идеализирует народ. Определяя мировоззрение своего героя, Тургенев писал: «…если он называется нигилистом, то надо читать революционером». Базаров отрицает «все», что даже «страшно вымолвить» Павлу Петровичу: самодержавие, крепостное право, религию, то есть те основы, на которых держится «безобразное состояние общества». Базаров честно и прямо заявляет, что его цель — «место расчистить», так как он понимает, что для «дела», для революционных преобразований и строительства жизни его поколения не хватит, надо успеть хотя бы «место расчистить, а строить будут другие».
Революционные убеждения Базарова основаны на близком знакомстве с жизнью народа, поэтому он так легко разбивает доказательства Павла Петровича о незыблемости религии, патриархальности, крестьянской общины. Революционер 60-х годов XIX века, Базаров ненавидит «барчуков проклятых», его споры с Павлом Петровичем — отражение взаимной неприязни. Следуя правде жизни, автор показал идейную и моральную победу революционера-демократа Базарова над Кирсановыми, аристократами и бездельниками, то есть, говоря словами Герцена, «вместо того, чтобы посечь сына, он выпорол отцов». Произошло это потому, что для Тургенева главным в творчестве было: «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни… даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями».
Демократ базаров и либералы кирсановы , Сочинения по литературе: Демократ базаров и либералы кирсановы
Что же такое либерализм и демократизм? Либерализм возник как прогрессивное течение и означал любовь к народу, протест против всего темного и притеснительного, уважение к искусству, науке. Но с течением времени это движение утратило свои начальные принципы, пошло на компромисс с реакцией. Его сущностью стала защита привилегий господствующего класса и в тоже время борьба против уродливых форм эксплуатации, но только путем реформ: ведь либерализм был противником движения масс.
«Болтунами, хвастунами и дурачьем» назвал либералов Н. Г. Чернышевский. И в это же время в непрерывной борьбе с либерализмом происходит процесс становления революционной демократии, которая последовательно и действительно боролась за подлинные интересы народа. И.
Я не согласен с вами евгений базаров
... жизнь, изменить Россию. Но способы, выбранные Вами, мягко говоря, были не самыми лучшими. Это подтвердило время и российская история 20 века. Сочинение на тему я не согласен с вами евгений базаров , Давайте поспорим, Базаров! Я ... я знакомлюсь с главным героем романа Евгением Базаровым, с его биографией, с его характером, с его занятиями, с его взглядами. Что ж, Евгений, вы мне симпатичны. Мне ...
С. Тургенев, обладающий исключительным даром угадывать зарождающееся явление, выразил в своем ро мане «Отцы и дети» идейные споры либералов и демократов, художественно воплощенных в образах господ Кирсановых и разночинца Базарова. Познакомимся с героями поближе. В образе Евгения Базарова сконцентрированы мельчайшие крупинки свойств, присущих молодому поколению. Тяжелая, бедная, трудовая жизнь в молодости приучила его к лишениям, выработала презрение к комфорту и изяществу, сделала сильным и суровым. «Демократом до конца ногтей» называет его автор. Труд, созидательная деятельность, жизнь, приносящая реальную пользу,— вот идеал Базарова. Годы упорной работы сделали его образованнейшим человеком.
Его главный предмет — естественные науки. «Да он все знает» — эти слова Аркадия прекрасно характеризуют кругозор Евгения. Глубокое изучение естественных наук сделало его материалистом, опыт стал для него единственным источником познания. Материалистическое миросозерцание породило нигилизм Базарова, то есть отрицание устаревших авторитетов, принципов жизни, отношение ко всему с критической точки зрения.
Это отрицание носило революционный смысл, заключавшийся в бескомпромиссной борьбе с барством, в решительном разрыве с либерализмом, презрении к фразерству. «И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером»,— отмечал Тургенев. И вот этот передовой, мыслящий революционер-демократ попадает в гнездо либералов Кирсановых. В лице Николая Петровича писатель показал черты умеренно-либерального дворянства, стремящегося к различным преобразованиям и не отвергающего возможности компромисса с демократами. Николай Петрович — мягкий, чувствительный, гуманный человек, любящий искусство, чувствующий красоту природы.
Свое призвание он видит в хозяйственной деятельности, осуществлении преобразований в поместье, улучшении жизни крестьян. Как стремится он приспособиться к новому времени, поспеть за жизнью! «Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями»,— досадует он. Но, несмотря на его трудолюбие и рвение, все начинания кончаются крахом, «и недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из старого дерева», а все поместье имело жалкий вид.
Став мировым советником, он «трудился изо всех сил». В чем же заключается его неустанный труд? Да в том, что Николай Петрович «беспрестанно разъезжает по своему участку» и «произносит длинные речи». Вот он, российский либерализм со своей дряблостью и бессилием! Старшего Кирсанова, Павла Петровича, в противоположность Базарову можно назвать «аристократом до конца ногтей». Аристократизм и англоманство — один из принципов этого человека, без которых он не мыслит своего существования. Во внешности (аккуратно выбритый подбородок, красивые ногти, прекрасные белые зубы), в одежде (накрахмаленные воротнички, изящный костюм) и в поведении (приятный голос, легкий наклон головы, отказ от рукопожатия с Базаровым) чувствуется желание щегольнуть своим аристократизмом.
В молодости Кирсанов блистал в свете, его ожидала блестящая карьера, но несчастная любовь сломила светского льва, и жизнь его стала пустой. Найти службу он не захотел и, дожив до седин без цели и дела, приехал к брату в деревню, где, окружив себя изящным комфортом на английский вкус, превратил свою жизнь в спокойное прозябание. Спокойное, размеренное существование господ Кирсановых прерывает внезапный приезд Евгения Базарова, демократизм которого с первой же встречи восстанавливает против себя аристократа Павла Петровича. Все в нем: от «длинного балахона с кистями», «красной руки» до самоуверенного, независимого обращения — вызывает неприязнь Кирсанова, которая вскоре перерастает в открытую ненависть. Различные взгляды героев на жизнь неизбежно ведут к столкновению двух лагерей. «Меж ними все рождало споры»: и пути развития страны, и назначение человека, и отношение к народу, и вопросы о материализме и идеализме, науке, искусстве, природе.
Роль дружбы в жизни человека сочинение обломов
... с детства. Роман Гончарова помогает читателям разобраться в том, почему дружат Обломов и Штольц, какую роль дружба играет в жизни человека, благодаря тому, что в нем описано множество ее перипетий. Значение и ... проходили все дни семьи. Когда мальчик подрос, отец начал брать его на базар, в поле, заставлял работать. Вместе с тем, он обучал своего сына наукам, немецкому ...
Одним из принципов Павла Петровича является проповедь политических свобод, прогресса, конституции, гласности. «Меня все знают за человека либерального и любящего прогресс»,— говорит он о себе. Но эта половинчатость, трусость целей либерализма, конечно же, находится в противоречии со взглядами демократизма. Базаров отрицает все «в людском быту принятые постановления», то есть всю систему общественного устройства во имя полезности. «Мы действуем в силу того, что мы считаем полезным». «Строить — не наше дело. Сперва нужно место расчистить»,— говорит Базаров, выражая этими словами сокровенные мысли. Революционность мышления Базарова, смелость его воззрений — все это накладывает особый отпечаток на его личность.
Именно это больше всего и злит Павла Петровича, больнее всего бьет его по «чувству собственного достоинства». Лекарский сын представляет силу, угрожающую сословию аристократов. Может быть, Павел Петрович очень хотел бы унизить Базарова, представить его грубым, неотесанным мужланом. Базаров же не так мелок, чтобы обратить свое возмущение против незначительного «уездного аристократишки». У него есть более серьезный противник — самодержавно-помещичий строй. Дуэль решит вопрос о том, кто из них является носителем истинного благородства и настоящего чувства чести. Тургенев предоставил Павлу Петровичу самому ответить на этот вопрос.
И Павел Петрович почувствовал себя нравственно побежденным. Разночинная демократия делала решающий шаг на пути к революционному свержению эксплуататорского строя. Вот почему такие люди, как Базаров, никогда не исчезнут с лица земли, они будут вечной частицей жизни. Они «драться хотят», а без их бунтарства невозможно рождение нового.
Сочинение на тему базаров демократ разночинец
Авг 09 2010
Сочинение на тему Демократизм Базарова , Лучшие Темы сочинений
Демократичность Демократ Демократичный
Демократичность как качество личности – способность быть чуждым высокомерия, превосходства в своём общении с людьми более низкого социального уровня, проявлять простоту, доступность и отсутствие элитарности и привилегированности в межличностных отношениях, учитывать интересы обычных людей.
Большой босс заходит в комнату к подчиненным и, желая показать свою демократичность, рассказывает анекдот. Все смеются, только один сотрудник молчит. Сосед толкает его в бок и спрашивает: “А ты чего?” – А чо надрываться – я все равно завтра увольняюсь…
Лакмусовой бумажкой демократичности человека служит данная ему власть или социальное положение. Демократичность может проявить сильный к слабым, руководитель к подчиненным, лидер к членам своей группы, человек высокого социального статуса к людям низших сословий. Демократичный человек (лидер, руководитель) просто и неформально общается с людьми. Люди осознают условное «равенство» в отношениях, но им нравится отсутствие авторитарности, приказного начальнического тона, требований соблюдения чинопочитания и субординации.
Культура речи в профессиональной деятельности человека
... четкость выполнения его правил. Культура речи руководителя. Культура человека наиболее ярко и непосредственно проявляется в его речи. В определенном смысле культура речи человека, манера выражать свои мысли ... на стиль их работы. Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной ...
Демократичность в общении даёт на выходе синергетический эффект. Если из под палки с нервами и суматохой получается условно 10, то при демократичном руководстве можно ожидать на порядок больше. И это неудивительно: достигается лучшее взаимопонимание, стороны понимают интересы друг друга. Авторитарный руководитель мелочно опекает, следит за каждым шагом, контролирует и критикует работу подчиненных. Практика показала, что это тупиковый путь.
Демократичность – это заботливо-внимательное отношение к намерениям людей. Внутреннее намерение руководителя – заставить работников хорошо трудиться. Самые передовые производства мира основаны на стимуляции внутреннего намерения добросовестно трудиться у самих работников. Внутреннее намерение опирается на внутреннюю важность. Любой человек стремится при всяком удобном случае защитить, подчеркнуть и повысить свою значимость. Дело за малым: надо подумать, как в процессе труда люди могут повысить свою значимость. Надо бросить вызов коллективу: «Неужели, мы не решим задачу? Есть еще порох в пороховницах. С такими кадрами как вы нам никакие преграды не страшны». Помните у Льва Толстого: «Когда я крикну «ура!» – за мной и не отставать. Дружней, главное дело… покажем себя, не ударим лицом в грязь, а, ребята?» Если люди проникнутся вашими словами в контексте собственной значимости, они будут выполнять ваше внутреннее намерение как свое собственное. Отказавшись от своего внутреннего намерения в пользу внутреннего намерения коллектива в рамках собственной значимости его членов, вы проявите демократичность и, в то же время, добьётесь, чего хотели.
Демократичный руководитель – идеальный руководитель. Владимир Тарасов пишет: «Идеальный руководитель – это как тяжелобольной в доме. Любое его желание выполняется. Лишь бы не ошибиться, лишь — бы правильно понять желание! Вот что движет всеми. Неопытный водитель тормозит, пассажиры чувствуют неудобство, потому что в момент остановки он давит на педаль тормоза до конца. Опытный водитель тормозит так, что и чашки кофе не расплещет, потому что в момент остановки он вообще не давит на тормоз. У этих двух прямо противоположное положение ноги в момент остановки.
Неопытный руководитель сначала много думает над тем, какой приказ отдать. А уж после того, как отдаст, развивает кипучую деятельность, чтобы обеспечить его выполнение. Опытный сперва создаст условия для выполнения всякого своего приказа, а уж потом и не отдаст его вовсе, а лишь выскажет пожелание. И не заботится о его выполнении. Не его это дело, а других людей. Ему не о чем беспокоиться. Идеальный руководитель — бездействующий. Зачем отдавать приказы, если люди сами должны догадываться, что им делать. Зачем спрашивать, сделано ли, если не было землетрясения или новой мировой войны, которые могли бы помешать выполнению? Он непредсказуем. Трудно сказать, что произойдет, если нарушить его слово. Ясно одно — произойдет что-нибудь совершенно ужасное. И мысль о неповиновении обрывается на середине, потому что стынет кровь от ужаса. Он — как мрак. Ничего в его планах разглядеть невозможно. Он — как гром. Никогда не угадать, куда ударит и кого поразит. Он — как огонь. Невозможно приблизиться. Тепло рядом, но невыносимо горячо, если пытаться встать еще ближе. Он бездействует. Как бездействует плывущий под стремительным парусом по сравнению с гребущим веслами. Его любят и его боятся. Эти два самые сильные чувства идут за ним рука об руку».
Храм святых апостолов Петра и Павла
... реставрационные мастерские выполнили работы, вернувшие храму Петра и Павла первоначальный облик. 2. Основатели храма святых апостолов Петра и Павла Местные смоленские историки датировали памятник ... [1] 4. Современное состояние храма святых апостолов Петра и Павла Церковь Петра и Павла — это крестовокупольный одноглавый четырехстолпный храм строгих пропорций, подчеркнутых сдержанностью декора. ...
Потребность в демократичности возникает в момент решения спорных вопросов, принятия общих решений, выработке планов на будущее. Иными словами, демократичность – это как принимается решение, с соблюдением равного участия партнеров и их одинакового влияния на результат или нет? Если соблюдается максимально полное участие всех членов коллектива в принятии общего решения, значит, на практике осуществлен стиль демократичного руководства. Максимальная демократичность – это когда руководитель не ставит проблему, не оглашает повестку дня, не выдвигает к рассмотрению злободневные вопросы, а, обращаясь на собрании к людям, спрашивает: «Какие вопросы, по Вашему мнению, требуют неотлагательного решения? Какие у нас на сегодня нерешенные проблемы?»
Образцом демократичности является выдающийся государственный деятель, президент США в годы гражданской войны — Авраам Линкольн. Еще в молодости справедливость и отзывчивость Линкольна, прирожденное чувство юмора привлекали к нему много людей. «Лучшее, что есть в жизни человека, — это его дружба с другими людьми», — говорил впоследствии Линкольн. Однажды Линкольну предложили доставить баржу и плоты с товарами вниз по Миссисипи в Новый Орлеан. Знакомясь с этим городом — торговым центром рабовладельческого Юга, Авраам и его товарищи попали на аукцион рабов. Закованных в цепи негров — мужчин, женщин и детей — распродавали поодиночке. Авраам заметил старика с отрубленной рукой: он лишился ее, как выяснилось, за «непочтительность» к хозяевам. Зрелище было ужасным. Оно потрясло Линкольна. — Давайте, ребята, уйдем отсюда, — только и промолвил он. А затем, помолчав, добавил: — Если мне когда-нибудь доведется ударить по этой штуке, я сокрушу ее (имелось в виду рабство).
Споры о рабстве привели Линкольна к острой полемике с сенатором Стефаном Дугласом, который оправдывал и защищал рабство. Дуглас был ловким и опытным оратором, Линкольн же, которого дружески называли «лесным гигантом», говорил тихо, медленно, но умел великолепно убеждать людей. Газеты помещали о полемике полные отчеты. «Я могу только ненавидеть рабство, — говорил Линкольн. — Я ненавижу его по причине чудовищной несправедливости». Отметая лживые аргументы Дугласа, утверждавшего, что рабы пользуются «заботой» и «попечением» хозяев и якобы довольны своим положением, Линкольн иронически заметил: «Никогда не встречал человека, который пожелал бы стать рабом». Широко известно стало изречение Линкольна: «Если не считать рабство злом, то зла в мире вообще нет».
Став президентом, Линкольн в контексте демократичности нисколько не изменился. Простота и доступность президента были общеизвестны. В Белом доме он принимал и выслушивал тысячи людей, не считаясь со временем и усталостью. Линкольн, по словам Маркса, «был одним из тех редких людей, которые, достигнув величия, сохраняют свои положительные качества. И скромность этого недюжинного и хорошего человека была такова, что мир увидел в нем героя лишь после того, как он пал мучеником».
Базаров и Павел Кирсанов сравнительная характеристика
... друга. Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов сочинение Павел Кирсанов – типичный аристократ с холеной внешностью и либеральными взглядами. В семье Павла царит ... – один из нигилистов. Взгляды обоих героев разнятся. Через их убеждения и беседы и показано Тургеневым это ... Базаров и Кирсанов «по разные стороны баррикад». Для того, чтобы разобраться, в чем состоит несогласие, нужно рассмотреть образы и ...
В российской среде ярким образцом демократичности был Илья Ефимович Репин. Достаточно узнать, как организовывались им обеды в родных Пенатах. В воспоминаниях Корней Чуковский пишет: «Обеды в Пенатах были особенные, и о них одно время желтая петербургская пресса кричала гораздо больше, чем о репинских картинах: то были пресловутые “обеды из сена”. Жена Репина, Наталья Борисовна Нордман-Северова, ярая пропагандистка вегетарианской еды, угощала не только его, но и всех его гостей каким-то наваром из трав. Эти-то супы из сена приобрели большую популярность в обывательских массах. Многие приезжали к Репину не столько для того, чтобы побывать у него в мастерской, сколько для того, чтобы отведать его знаменитое “сено”. Помню, как Дорошевич, князь Барятинский и артистка Яворская привезли с собой в Пенаты ветчину и тайно от Репина ели ее тотчас же после обеда, хотя репинские обеды были и обильны и сытны. Такой же газетной сенсацией был и репинский “круглый стол”. Стол был демократический: его средняя часть вращалась на железном винте, и таким образом каждый без помощи слуг мог достать себе любое блюдо – моченые яблоки, соленые огурцы, помидоры, баклажаны, вареную картошку, “куропатку из репы” и тому подобную снедь.
Так как к Репину каждую среду могли приезжать и князья, и рабочие, и миллионеры, и нищие, он, чтобы не было местничества, предлагал гостям жребий, где кому сидеть за этим круглым столом, и часто бывало, что рядом с Репиным сидел землекоп-белорус, а вдали – какой-нибудь знаменитый ученый. Домашняя работница обедала вместе с хозяевами. В одном из своих писем ко мне он с добрым чувством вспоминает те публичные лекции, те праздники, елки и танцы, которые устраивались одно время в Пенатах для местных дворников, садовников, кухарок, прачек, маляров, а также для их детворы. В зимние вечера все эти люди собирались в Пенатах, и я часто по предложению Репина читал им вслух “Старосветских помещиков” или “Кому на Руси жить хорошо”, а Репин усаживался где-нибудь сбоку с альбомом и зарисовывал слушателей».
Петр Ковалев
Разночинец-демократ в “дворянском гнезде”
Название тургеневского романа указывает на конфликт поколений, благодаря смене которых происходит развитие общества. При этом старшее поколение чаще всего придерживается консервативных взглядов, а молодежь обычно привержена к новым идеям времени, которые только входят в жизнь. В то время, когда создавался тургеневский роман, в обществе наметилось расслоение в рядах интеллигенции по поводу дальнейших перспектив развития страны. Появился новый тип людей – демократов, нигилистов, отрицающих весь существующий уклад русской жизни. Эти люди,
как правило, придерживались материалистических взглядов, увлекались естественными науками, в которых видели четкое и ясное объяснение всех жизненных явлений.
И. С. Тургенев обладал замечательным даром видеть и чувствовать то, что происходило в русской общественной жизни. Свое понимание назревающего социального конфликта между либералами-аристократами и революционными демократами писатель выразил в романе “Отцы и дети”. Носителями этого конфликта стали нигилист Базаров и дворянин Павел Петрович Кирсанов.
«Значит, вы все отрицаете?» (Базаров и Павел Петрович Кирсанов)
... и роли нигилистов в жизни. Павел Петрович осуждает нигилистов за то, что те «никого не уважают», живут без «принсипов»; считает их ненужными и бессильными: «Вас всего четыре с половиной человека». На это Базаров ...
Мы видим здесь борьбу идей, столкновение сильных, волевых характеров, не реализовавших,
однако, своих потенциальных возможностей. Трагически обрывается жизнь Базарова, драматически складывается судьба Павла Петровича. Почему же эти герои приходят к такому печальному итогу?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проследить историю их взаимоотношений, вслушаться в их бесконечные споры, понять сущность их характеров. Возвратимся к началу романа, рисующему приезд разночинца Евгения Базарова со своим другом и последователем Аркадием в родовое имение Кирсановых. Здесь и происходит встреча героя со своим будущим идейным противником, дядей Аркадия.
Подробное описание внешности этих героев показывает, насколько они противоположны друг другу. Весь “изящный и породистый” облик Павла Петровича, его точеные, классические черты лица, белоснежные накрахмаленные воротнички, “красивая рука с длинными розовыми ногтями” обличают в нем богатого изнеженного дворянина-аристократа. В портрете Базарова автор настойчиво подчеркивает такие детали, как “широкий лоб”, “крупные выпуклости просторного черепа”, которые говорят о том, что перед нами человек умственного труда, представитель разночинной, трудовой интеллигенции. Внешность героев, их одежда и манера поведения сразу вызывают сильную взаимную неприязнь, которая и определяет их дальнейшие отношения. Значит, при первом знакомстве с ними бросается в глаза их противоположность, тем более, что автор настойчиво противопоставляет “плебейские манеры” Базарова изысканному аристократизму Павла Петровича.
Но нельзя не заметить и сходства между ними. И Базаров, и Кирсанов – две умные, сильные и волевые личности, которые не поддаются чужому влиянию, а, наоборот, умеют подчинить себе других. Павел Петрович явно подавляет своего кроткого, добродушного брата. А Аркадий находится в сильной зависимости у своего друга, воспринимая все его высказывания как непреложную истину.
Павел Петрович горд и самолюбив, называя аналогичные черты своего противника “сатанинской гордостью”. Что же все-таки разделяет этих героев? Конечно, их совершенно разные взгляды, различное отношение к окружающим людям, народу, дворянству, науке, искусству, любви, семье, всему государственному укладу современной русской жизни.
Эти разногласия отчетливо проявляются в их спорах, которые затрагивают многие социальные, экономические, философские, культурные вопросы, которые волновали русское общество в начале 60-х годов XIX века. Но обращает на себя внимание особый характер споров Кирсанова с Базаровым, их пристрастие к отвлеченным, общим предметам, таким, например, как авторитеты и принципы. Если Павел Петрович утверждает незыблемость авторитетов, то Базаров не признает этого, считая, что всякая истина должна подвергаться проверке сомнением. Во взглядах Павла Петровича проявляется его консерватизм, благоговение перед старыми авторитетами. Сословная барская спесь не позволяет ему воспринимать новые общественные явления, относиться к ним с пониманием.
Все новое он принимает в штыки, твердо отстаивая устоявшиеся жизненные принципы. Если бы Кирсанов по-отечески мудро относился к молодому поколению, прощая ему максимализм и заносчивость, то, возможно, он смог бы понять и оценить Базарова. Но и герой-разночинец отнюдь не по-сыновнему относится к старшему поколению, с гордым презрением отрицая все культурные и нравственные ценности прошлого.
Базаров: характеристика. Образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
... конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым. Споры с Павлом Петровичем Кирсановым касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров ... задачу создать портрет современного нигилиста, совсем не похожего на ... Базаров высказывает в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, дядей своего друга Аркадия. ...
Он смеется, видя Николая Петровича, играющего на виолончели, раздражается, когда Аркадий, по его мнению, “говорит красиво”. Он не принимает деликатной вежливости Николая Петровича и барского высокомерия его брата. В тихом “дворянском гнезде” Кирсановых царит культ преклонения перед красотой, искусством, любовью, природой.
Красивые изысканные фразы лишены конкретных значимых дел. А нигилист Базаров жаждет настоящей гигантской деятельности, которая бы разрушила весь ненавистный ему уклад жизни. Но никаких созидательных целей герой перед собой не ставит, слишком далеко зайдя в своем отрицании. Вспомним его парадоксальные афоризмы: “Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”, “Рафаэль гроша медного не стоит” и т. д. Вообще возникает ощущение, что Базаров произносит эти фразы в полемическом задоре, чтобы шокировать своего противника. Кроме того, Евгений слишком резко нападает на поэзию, музыку, любовь.
Это заставляет нас усомниться в искренности его отрицания. Создается впечатление, что Базаров пытается убедить прежде всего самого себя в том, что искусство, чувства – это чепуха, “романтизм”. Он как бы пытается убить в себе и способность любить, и умение чувствовать красоту и поэзию. В правильности такого предположения убеждает нас финал романа, повествующий о безвременной случайной смерти этой могучей, недюжинной натуры.
Именно здесь мы видим настоящего Базарова, в котором уже нет раздражающей самоуверенности и развязности, резкости и категоричности суждений. Он прост и человечен перед лицом надвигающейся смерти. Герой не скрывает больше свой “романтизм”, трогательно прощаясь с любимой женщиной, заботясь об осиротевших стариках-родителях, думая о загадочной России, переосмысливая свое отношение к жизни. В этом последнем испытании Базаров обретает цельность и стойкость духа, которые помогают ему достойно встретить смерть. Громадные силы этой могучей, неординарной натуры остались без применения.
Узость и ограниченность базаровского нигилизма не дали ему возможности совершить что-то значительное, оставившее след в истории. Кирсановы тоже живут в своем замкнутом мире любви, поэзии, музыки, красоты, отгородившись от окружающей действительности с ее социальными проблемами и целями. Их жизнь нельзя назвать состоявшейся.
Таким образом, мы видим в романе Тургенева трагический разлад между поколениями, которые отказываются понять друг друга, соединить общие усилия для совместной благородной деятельности во имя высокой цели.
1. Нигилист [от латинск. nihil — «ничто» : человек, ничего не признающий, отрицатель] — общественно-политический и литературный термин, широко распространенный в русской публицистике и художественной лит-pe 60-х гг. В романе И. С. Тургенева имеется следующий диалог: «Ну, а сам господин Базаров собственно что такое? » — спрашивал П. П. Кирсанов своего племянника Аркадия. — «Что такое Базаров? — Аркадий усмехнулся. — Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он собственно такое? » — «Сделай одолжение, племянничек» . — «Он — нигилист» . — «Как? » — спросил Николай Петрович, Павел Петрович поднял на воздух нож с куском масла на конце лезвия и остался неподвижен. — «Он — нигилист, — проговорил Николай Петрович. — Это от латинского слова nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который.. . который ничего не признает? » — «Скажи: который ничего не уважает» , — подхватил Павел Петрович.. . — «Который ко всему относится с критической точки зрения» , заметил Аркадий. — «А это не все равно? » — спросил Павел Петрович. — «Нет, не все равно. Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип…». Нигилист [от латинск. nihil — «ничто» : человек, ничего не признающий, отрицатель] — общественно-политический и литературный термин, широко распространенный в русской публицистике и художественной лит-pe 60-х гг. В романе И. С. Тургенева имеется следующий диалог: «Ну, а сам господин Базаров собственно что такое? » — спрашивал П. П. Кирсанов своего племянника Аркадия. — «Что такое Базаров? — Аркадий усмехнулся. — Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он собственно такое? » — «Сделай одолжение, племянничек» . — «Он — нигилист» . — «Как? » — спросил Николай Петрович, Павел Петрович поднял на воздух нож с куском масла на конце лезвия и остался неподвижен. — «Он — нигилист, — проговорил Николай Петрович. — Это от латинского слова nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который.. . который ничего не признает? » — «Скажи: который ничего не уважает» , — подхватил Павел Петрович.. . — «Который ко всему относится с критической точки зрения» , заметил Аркадий. — «А это не все равно? » — спросил Павел Петрович. — «Нет, не все равно. Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип…».
более месяца назад