Одним из ярких литературных памятников Древней Руси является произведение «Слово о полку Игореве», подробный анализ которого требуется для ЕГЭ. Чему следует уделить особое внимание при разборе этого произведения?
…
История создания
История написания «Слова о полку Игореве» весьма туманна. До сих пор доподлинно неизвестно, кто же является автором «Слова». Рукопись слова была обнаружена в конце 18 века обер-прокурором Синода Мусиным-Пушкиным в библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря. Хоть рукопись и сгорела в московском пожаре 1812 года, копии были сохранены. Именно поэтому к обер-прокурору впоследствии появился вопрос об авторстве произведения: зачем он оставил ценнейшую рукопись в занятом французами городе, если дворяне выехали накануне оккупации со всеми наиболее дорогими вещами? Не он ли сам, обладая знаниями церковно-славянского языка, взялся за сочинение этого труда? Есть две версии, по-разному объясняющие создание поэмы «Слово о полку Игореве»:
- Мусин-Пушкин сам сочинил произведение, чтобы поддержать мнение о том, что русская цивилизация не менее богата и развита, чем европейская. Тогда общество преклонялось перед западными веяниями, говорило на французском языке и не интересовалось родной культурой. В Синоде этим были недовольны, и обер-прокурор решил «найти» и «потерять» снова рукопись. Так объясняется происхождение «Слова о полку Игореве» такими «скептическими» критиками, как М.Т. Каченовский, О.И. Сенковский, А. Мазон и др. Также некоторые критики называли другие версии авторства, но все они относились ко времени, когда рукопись была найдена. Основной аргумент: несоответствие языка «Слова» и более поздних памятников литературы, например, «Задонщины». Авторская манера первого образца была явно совершеннее того, что появилось после.
- Иную версию выдвигали многие критики и писатели, в том числе знаменитый советский филолог Д. Лихачев. Они делали анализ средств выразительности и стиля написания работы, чтобы доказать ее подлинность. По их мнению, автор явно участвовал в походе Игоря и был хорошо знаком с описанными территориями. Кроме того, лингвисты вроде А.А. Зализняка посвятили целые ученые труды тому, чтобы на уровне языка доказать подлинность памятника.
«Слово о полку Игореве» многократно переводилось с древнерусского языка на русский. На данный момент наиболее актуальным считается перевод советского учёного Дмитрия Лихачёва.
В основе сюжета лежит поход сына Святослава – князя Игоря с группой верных ему князей против половцев. Эти события русской истории получили свое отражение в «Слове».
«Слово о полку Игореве» — золотое слово русской литературы
Антокольского, " вечноцветущий ствол". "Слово о полку Игореве" интересно ещё и тем, что является первым в своём роде ... в первую очередь к укреплению своего княжества. Вместе с тем на каждого из князей, стремившихся к единству Руси, находилось до ... походы в степь предпринимались по преимуществу весной, когда истощенные на скудном зимнем подножном корму кони половцев оказывались гораздо слабее ...
План анализа для государственной аттестации
подробного ознакомления с текстом произведения
В данной статье подробным образом будет рассмотрено:
- История произведения.
- Особенности сюжета (кратко).
- Жанровая принадлежность текста.
- Идея.
- Художественные особенности.
- Анализ эпизода «Плач Ярославны».
- Анализ образа Всеволода.
Подробный разбор произведения даст возможность не только ответить на все вопросы государственной аттестации, но и лучше понять значение текста и его идею.
Слово о полку Игореве
Образец 2
«Слово о полку Игореве», без сомнения, является одним из величайших произведений в истории русской литературы. И более того, именно благодаря ему, на сегодняшний день мы знаем, что русский эпос, не только самобытен, но и является древнейшей веткой культуры в Европе.
Произведение написано в 10 веке неизвестным монахом. Только священнослужители имели достаточное знание грамоты для написания такого культурного памятника. Однако как именно звали этого монаха, мы не знаем, поскольку в те времена им было запрещено подписывать свои работы, поскольку они считались лишь средством донесения информации. Священнослужитель, по всей видимости, был обеспокоен событиями, происходящими в стране – феодальная раздробленность, дележ богатства, война всех против всех. Он не мог сказать о своих тревогах правителям напрямую, но зато сумел оставить послание потомкам, чтобы они не повторяли ошибок прошлого и объединили страну в единое целое. Но, к несчастью, вскоре рукопись исчезла. И только в 18 веке ее сумел найти дворянин Мусин-Пушкин. Он был ошарашен удивительной находкой, ее масштабом и исторической значимостью, и решил переписать произведение, чтобы показать ее всему миру. Также дворянин собирался преподнести ценный документ императрице, но, по случайному стечению обстоятельств, в его усадьбе случился пожар и драгоценные свитки исчезли в пламени. Зато остались переписанные материалы. Вскоре они были переписаны на современный русский язык. Но существует версия, что оригинальные документы все же были переданы императорскому дому, но были уничтожены во время пожаров 1812 года.
Также существует гипотеза, что никакого древнего документа не существовало вовсе, и Мусин-Пушкин сам выдумал и написал данное произведение. В те времена было модно говорить об отсутствии исконной русской культуры и традиций, и даже более того, знатные люди поголовно общались лишь на иностранных языках. Дворянина данное обстоятельство сильно огорчало, и он решил вселить в соотечественников гордость за свою великую родину. И он решил создать «древнюю рукопись», которая, несомненно, удивит русских людей своей древностью и уникальностью. Мусин-Пушкин был образованным человеком, и ему не составляло никакого труда описать походы Игоря. И тот самый пресловутый пожар, который уничтожил оригинал, тоже заставляет задуматься о правдивости слов дворянина. Но, так или иначе, многие приняли его историю с радостью и благоволением, и признали в его труде тот самый русский древний эпос. Но, все же стоит понимать, что сами рукописи никто кроме Мусина-Пушкина никогда не видел, а книга написана в манере, которая пришла в литературу много позже 10 века. Таким образом, многие сходятся во мнении, что Мусин-Пушкин был мошенником, пусть им и двигали светлые мотивы.
Поход Игоря Святославовича на половцев: ослабление Древней Руси
... в «Слове о полку Игореве». Сочинение по литературе Природа в «Слове о полку Игореве» Кто был автором «Слово о полку Игореве» В чем актуальность «Слово о полку Игореве» в наши дни Поход Игоря Святославовича на половцев Вместе с весною 1185 года приходят на русские земли ...
Сюжет произведения действительно имел место быть в русской истории, поход Игоря Святославича мы можем также видеть в хрониках тех веков – в Ипатьевской и Лавреньтевской летописях.
Первая часть: поход на врага, попадание в плен
Два брата – князья Игорь и Всеволод на своих борзых конях ринулись в сражение с врагом – половцами. Игорь излишне самонадеян, на его решение не повлияло даже солнечное затмение – природа как бы предупреждала его о несчастье. Молодой князь жаждет боевой славы, с рассветом начался бой с вражеским народом. Тогда, одержав победу над половцами, были взяты в плен их девушки.
В то время как русские воины расположились на отдых среди степей, вражеский народ решили разбить войско князя Игоря. Была страшная битва, которой не было прежде во время правления Князя Олега.
В течение двух дней продолжалась кровавая битва, но все же князь Игорь, получившие первое ранение, и князь Всеволод оказались в плену у ханов половецких. На этот раз войско Руси проиграло бой с коварным врагом. А половецкое войско, пользуясь неудачей русского народа, бесчинствовали в чужих владениях.
Вариант 3
В данном эпическом произведении автор, изобразивший поражение русских войск от старых врагов Руси – половцев, вместе с тем размышляет о причине бед, постигших родную землю, и дает материал, показывающий верования и воззрения своих современников.
Изображение поражения своих войск не свойственно дружинному эпосу, к которому можно отнести Слово. Однако автор выбрал трудную и горькую и для него и для слушателей и читателей тему, чтобы заставить задуматься о главной причине несчастий Земли Русской – раздробленности русских княжеств.
В походе на кочевников, постоянно разоряющих русские земли, состоявшемся в XII веке, действии, которое считалось обязанностью правителя каждого княжества, общерусским делом, участвуют не самые значимые князья: новгород-северский, курский, путивльский и рыльский. После первой победы они терпят поражение, причем главный герой — новгород-северскиий князь Игорь Святославич оказывается в плену.
Свою идею о пагубности для Руси отсутствия у князей единства перед извечным врагом, приходящим из степи, их распри друг с другом, автор подчеркивает сном и речами великого князя Киевского Святослава. Тот готов помочь князьям, честно исполняющим свой долг пред родной землей, но понимает, что его не поддержат другие правители удельных княжеств. Объяснение причин поражения похода на половцев автор завершает призыом к князьям встать на защиту родной земли.
Образ и характеристика князя Игоря в Слове о полку Игореве
... Игоря. Сочинение Образ и характеристика князя Игоря Одним из величайших произведений народного эпоса, дошедший до нашего времени из глубины веков, является фундаментальная поэма «Слово о полку Игореве», автор ... сыновей великого князя Святослава князь Игорь. Оставив в родном краю молодую жену, князь Игорь вместе с братом Всеволодом решают напасть на половцев. Перед началом похода князю Игорю небесами ...
Тот факт, что князья, совершившиеся поход в степь, поступают правильно, автор подчеркивает тем, что сам природа помогает новгород-северскому князю бежать из неволи. Затмение перед битвой также служит знаком, что плохо подготовленный поход должен кончиться неудачей. Природа здесь выступает как олицетворение естественного хода вещей.
В произведении использованы чисто художественные приемы, с помощью которых автор хотел вызвать сочувствие к своим героям. Это эмоциональный плач Ярославны, сравнение, например, князей с соколами, выражения сходные с используемыми в народном творчестве.
Слово создано в эпоху двоеверия. Его автор – явно нецерковный человек, он (как и большинство его современников) говорит и о молитвах своих героев и упоминает языческих богов.
Вторая часть: золотое слово Святослава
Во второй части описывается вещий сон правителя Киева – Святослава, предсказывающий несчастье. По своим видениям он осознал, что его братья Игорь и Всеволод попали в беду, он переживает за их дальнейшую судьбу.
Святослав понимает, что победить половцев в борьбе за земли сможет только единая Русь. Всем князьям необходимо объединиться против общего врага и прекратить междоусобные войны. Он надеется, что его слова подтолкнуть правителей к единству и сплочению.
Главные герои повести
Большинство персонажей «Слова…» – реальные исторические личности, память о которых сохранилась в официальных документах того времени – летописях.
Главными героями произведения являются:
- Игорь – князь Новгород-Северский. События, описание которых послужило сюжетом для произведения, произошли во время его похода на половцев в 1185 году,
- Всеволод – князь Курский, родной брат Игоря , вместе с ним участвовавший в этом походе, так же, как и главный герой, попавший в плен,
- Святослав – князь Киевский. В сказании именуется отцом, но на самом деле является двоюродным братом главного героя. Отцом его называют в силу как возрастного, так и иерархического старшинства: князья, занимавшие престол в Киеве – главном городе древнерусского государства, считались верховными правителями,
- Ярославна – супруга главного героя , Ефросинья Ярославна, дочь галицкого князя Ярослава.
В сказании часто упоминается Боян – полумифическая личность, знаменитый древнерусский поэт, певец и сказитель, обладающий способностью предвидеть будущее: «Боян бо вещий…»
Неизвестный автор «Слова…», также очень одаренный и образованный человек, судя по всему, принадлежащий к высшему или среднему классу, преклоняется перед поэтическим даром Бояна и прекрасно ориентируется в исторических и политических реалиях того времени.
Своеобразным главным действующим лицом «Слова…» можно назвать русскую природу, активно участвующую в развитии сюжета. В повести она позиционируется как одушевленное существо, действующее на стороне русичей: отзывается на эмоциональное состояние героев, старается предостеречь Игоря от неверного шага, помогает бежать из плена.
Анализ произведения
Главной идеей «Слова…», которая красной нитью проходит через всё произведение, является мысль о необходимости объединения русских земель и преодолении междоусобных войн. Не только князь Святослав, но и автор «Слова…» упрекает князей, что за раздорами они забыли о главном: о родной земле.
В то время, как они ссорятся и дерутся между собой, говоря про малое, что это – великое, и выясняя, кто из них главнее, враги топчут русскую землю. И так будет до тех пор, пока междоусобицы не прекратятся и они не поймут, что являются единым народом и должны защищать землю не друг от друга, а от внешнего врага.
Любовь к Родине, Руси, необходимость ставить на первое место ее благо, а не собственную гордыню – вот о чем говорит эпос.
Помимо идеи патриотизма, в произведении воспеваются героизм и смелость князя и его дружины, преданная и верная любовь русских женщин к своим мужьям-воинам, которую олицетворяет Ярославна.
Важное место отводится тому, какая ответственность лежит на князьях и военачальниках, как важен их опыт, разумная осторожность, умение предвидеть последствия своих поступков, совершая которые, нужно думать не только о собственной славе, но и о пользе для людей.
Суть
Князь Игорь Святославович, движимый жаждой славы и почёта, собирает авантюрный поход в половецкие степи, несмотря на мир, заключенный с кочевниками. Его сопровождает брат Всеволод со своей дружиной. Несмотря на все предостережения окружающих и даже солнечное затмение (знак беды), молодой князь остаётся непоколебимым.
Ожидаемо поход заканчивается разгромом Игоря и его пленением. Сначала он одержал победу, но потом хитрые половцы напали в самый неподходящий момент. Более того, кочевники в ответ на нарушение перемирия атакуют ослабленную и раздробленную Русь, сея смерть и разрушение.
Близкие Игоря очень тяжело переживает эти события. Старый князь Святослав досадует на горячность молодых князей и разобщённое состояние Руси. Жена Игоря – Ярославна — мучается, не зная судьбы своего возлюбленного.
Тем временем пленённый Игорь признаёт все свои ошибки и раскаивается. Он не поддаётся на соблазны половецкого хана и всеми силами стремится вернуться на родину. В конце концов, ему это удаётся. Вся природа после просьб Ярославны помогает князю: реки, ветер и земля — все способствует побегу.
Произведение заканчивается торжественной встречей молодого князя в Киеве. Люди искренне радуются чудесному спасению Игоря.
Картинка к сочинению Слово о полку Игореве — Анализ
Тема
основной посыл поэмы
Проблематика
Если сказать кратко о сути “Слова”, то виной всему явилась непомерная гордыня Игоря, его больное тщеславие, что и привело к поражению русского полка.
Разобщённость русских княжеств, их междоусобные столкновения и войны, высокое самомнение о собственных доблестях, в конечном счёте, ведут к поражению отечества. По сути, любой, из противоборствующего против Руси клана, понимает, что страна непобедима, если она живёт общими идеями, объединением всех своих сил, а если она разрознена, то становится беззащитной и уязвимой.
проблема разобщённости
Смысл этого произведения, созданного гениальным автором сотни лет тому назад, до сих пор остаётся актуальным, и нужно сделать правильный вывод, извлечённый из поэтических строк этого творения, понять, чему учит, и к чему призывает автор.
Всеволод – анализ персонажа
объединение князей вместе
Всеволод – это младший брат князя Игоря и зять Юрия Долгорукого, в его владении находится Трубчевская и Курская земли. Он принимает участие в походе брата со своим полком и также во время сражения на три года попадает в плен к половцам. Всеволод – могучий и отважный молодой человек, по историческим источникам, он в то время был не старше 30 лет.
«Слово о полку Игореве» и его анализ в трактате «АЗиЯ», судьбы книги и её автора.
Слово о полку Игореве
Вывод
укрепить государство и противостоять врагам
Отношение братьев противопоставляется междоусобным войнам, поэтому образ Всеволода в «Слове» крайне важен. «Слово о полку Игореве» – это памятник русской литературы, который дает возможность не только узнать о некоторых исторических событиях, но и понять настроение, волнения и переживания народа того времени.
Проблемы
Проблематика «Слова о полку Игореве» не менее интересна.
- Тщеславие – Именно тщеславие двигало князем Игорем в начале повествования, именно оно в итоге едва не погубило и его, и всю Русь.
- Разобщённость – «Слово о полку Игореве» в какой-то степени можно считать политическим манифестом того времени. Ведь оно содержит открытый призыв к объединению княжеств против внешних угроз.
- Эгоизм — Игорь, как и многие князья, думает лишь о себе и своей славе, а судьба дружины его не беспокоит. Это осуждается автором.
- Но основная проблема произведения — жадность и властолюбие князей. Автор подробно описывает хронику тех лет: брат идет на брата, лишь бы присвоить лишнюю деревню. Это и является погибелью Руси, ведь сами русские друг для друга хуже, чем внешние враги.
Основная идея
«Слово о полку Игореве» позволяет нам понять контекст времени, в которое была написана эта поэма. Раздробленная Русь с трудом противостояла натиску степных народов с Востока.
Автор предостерегает князей, предсказывает, что, если военная аристократия не попытается найти компромисс и не создаст надёжного военного союза, она будет неизбежно сметена натиском кочевников. Характерно, что спустя век именно так и случилось.
Таким образом, главная мысль произведения заключается в призыве к единению, а идейный смысл текста — в подробном историческом доказательстве этой необходимости.
Идейно-тематический комплекс «Слова о полку Игореве» дублирует многие средневековые эпосы, где в центре повествования был сильный и смелый герой, который учится на своих ошибках и спасает родину. Однако памятник древнерусской литературы отличается от них колоритом, фольклорными нововведениями и главной идеей.
Чему учит?
Это произведение учит нас во время принятия решений руководствоваться не собственной выгодой, а потребностями большинства. «Слово» показывает нам, что такое настоящий патриотизм. Оно осуждает эгоизм, глупость и подлость, и превозносит сострадательность, ум и честность.
Нравственные ценности, заложенные в произведении, направлены на все слои общества, ведь и князь, и его дружинник должны одинаково сильно любить отечество и одинаково смело защищать его интересы.
Мораль «Слова о полку Игореве» может быть выражена в «Золотом слове Святослава»:
Не с честию вы победили,
С нечестием пролили кровь неверную!
Ваше храброе сердце в жестоком булате заковано
И в буйстве закалено!
Таким образом, смелость не должна выражаться в жестокости. Бесчестно проливать кровь ради славы. Отвагу нужно беречь для защиты, а не для нападения. Таковы выводы Святослава и рассказчика из этой истории.
Критика
С самого своего обнаружения «Слово о полку Игореве» вызывало бурный интерес, как со стороны историков, так и со стороны литераторов.
«Слово о полку Игореве»,– писал поэт П. Антокольский, – представляет собой вечно цветущий ствол, протягивающий тяжелые от плодов ветви в будущее. Поэтому мы слышим прямые и косвенные отголоски «Слова», переклички с ним во многих произведениях нашей культуры и искусства… Из памятника старины оно преврашается в живое достояние созидательной культуры»
Великий поэт А. С. Пушкин, всегда симпатизирующий образам Древней Руси, настолько проникся эти произведением, что даже намеревался сделать свой собственный перевод этой поэмы.
Реминисценции из «Слова» широко использовали А. С. Пушкин, М. Ю . Лермонтов, Н. В. Гоголь. Древнерусскую поэму Пушкин помнил от начала и до конца наизусть.
Виссарион Белинский видел в «Слове» образец русской культуры, ещё не осквернённой монголо-татарским игом. Он подчеркнул особую значимость книги для культуры. Наиболее высоко критик оценил Плач Ярославны, отметив поэтичность и искренность этой главы.
Критики не раз комментировали роль автора в «Слове о полку Игореве»:
«Автор поэмы, – писал П. Павленко, – воин, политик и поэт, образ живой и близкий нам». Политический, гражданский пафос в «Слове о полку Игореве» органически слит с его художественным пафосом, что и делает это произведение бессмертным, позволяет ему постоянно «сохранять характер современности», как отмечал знаменитый польский поэт Адам Мицкевич.
(Пока оценок нет) |